Формирование и расходование бюджетных средств.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирование и расходование бюджетных средств.





Финансовая система и фискальная политика государства.

Вопросы.

1. Финансовая система: понятие, принципы построения и структура.

2. Государственный бюджет. Формирование и расходование бюджетных средств.

3. Налоги: функции, виды. Кривая Лаффера.

4. Дефицит бюджета и государственный долг. Регулирование дефицита бюджета и способы его покрытия.

5. Фискальная политика: сущность, инструменты, виды.

Литература: [1] С.468, [2] С.412-444.

1.Финансовая система: понятие, принципы построения и структура.

Развитие экономики зависит от рационального построения финансовой системы государства. Она стимулирует экономический рост.

Финансовая система– это совокупность финансовых отношений в процессе которых распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств, государства, а также учреждений и рынков их обслуживающих.

Финансовая система включает следующие структурные звенья:

1.1.Государственные финансы:

1.1.1.Республиканский и местные бюджеты(областные, городские, районные, сельские, поселковые и г.Минска).

Совокупность республиканского и местных бюджетов образует консолидированный (государственный) бюджет;

1.1.2.Фонд социальной защиты населения (ФСЗН)– самостоятельная финансово-кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами социального страхования. Задачами ФСЗН является финансирование расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты.

1.1.3. Фонд имущественного и личного страхования граждан.

1.1.4.Государственные внебюджетные фондыдля целевого финансирования: Фонд национального развития, инновационные и инвестиционные отраслевые фонды и ряд других.



1.1.5.Государственный кредит – участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства (государственного бюджета и внебюджетных фондов), при этом государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Основы функционирования государственных финансов Республики Беларусь, общие принципы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета, условия создания и порядок использования государственных внебюджетных фондов определены Законом Республики Беларусь от 4 июля 1993 г. № 2347-ХХII «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах».

1.2. Финансы организаций, фирм и отраслей.

1.3. Финансы домашних хозяйств.

2.Государственный бюджет. Формирование и расходование бюджетных средств.

Государственный бюджет– это основной финансовый план государства. Он представляет собой форму образования централизованных денежных средств, расходуемых на обеспечение сбалансированного развития экономики, решение социальных проблем населения, обеспечения государственных нужд.

С юридической точки зрения – это закон, принимаемый на определенный финансовый год и обязательный к исполнению.

Главная задача госбюджета– оптимальное расходование централизованных финансовых средств и реализация, таким образом, экономической политики государства.

2.1. Бюджетная система Республики Беларусь включает:

республиканский бюджет– основной план формирования средств для финансирования общереспубликанских мероприятий;

местные бюджеты – основной план финансирования административно-территориальных формирований (областей, городов, районов и поселков). г.Минск имеет самостоятельный бюджет.

Для определения единой бюджетной политики государства бюджеты нижестоящего уровня включаются в статистический сводный бюджет вышестоящего уровня: района, города, области, республики в целом. такой сводный бюджет носит название консолидированного бюджета.

2.2.Регулирующим центром рыночного механизма является государство в лице правительства. К основным экономическим функциям государства относится:

создание правовой основыв форме законов, указов Президента, постановлений Правительства.

защита конкуренции – основного регулирующего механизма в рыночной экономике, при помощи которого обеспечивается подчинение производителей потребностям покупателей.

социально-ориентированное распределение ресурсов, т.е. направленное удовлетворение общественных потребностей путем организации производства продукции, которым не занимается частный бизнес. С этой целью создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов, программы развития здравоохранения, расходы на оборону, внешнюю политику и т.д.

обеспечение социальной защиты и социальных гарантийк основным из которых относятся минимальная заработная плата, пенсии по старости, инвалидности, выплаты различных пособий;

стабилизация экономики, поддержание темпов экономического роста с использованием экономических стимулов.

2.3. Функции госбюджетамногообразны, к основным из них относятся:

перераспределение национального дохода в размере более половины его величины и ¾ денежных средств. Это обеспечивает выполнение программ экономического и социального развития страны, удовлетворять государственные потребности;

осуществление социальной политики, направленной на поддержание социальной справедливости в обществе;

функции вмешательства в производство с целью поддержания отдельных значимых для национальной экономики отраслей и производств;

обеспечение внутренней и внешней безопасности государства;

содержание государственного аппарата управления(законодательного, исполнительного, судебных органов).

Формирование и расходование бюджетных средств.

Доходы госбюджета– это доля государства в созданном национальном доходе. Бюджет формируется главным образом за счет налогов, которые обеспечивают до 90 % поступлений, сборов и государственных займов.

Основными налогамиявляются:

- налог на добавленную стоимость (НДС);

- налог на доходы и прибыль;

- акцизы.

Они составляют до 80 % доходной части госбюджета.

Расходная часть госбюджетапредназначена для финансирования:

- кредитов, субсидий для фермерских хозяйств, жилищного строительства, образования и т.д.;

- сферы услуг (мед. обслуживание, образование, культуры и т.д.);

- внешнеэкономическая деятельность;

- военных и государственных нужд.

В странах рыночной экономикой государственные расходы делятся на 4 группы:

потребление в государственном секторе виде государственных закупок.они включают: зарплату работников госсектора экономики бюджетной сферы, приобретение товаров и услуг для текущего потребления.

государственные инвестиции (капитальные затраты) на строительство дорог, портов, природоохранные мероприятия и т.д.;

трансферты частному секторуили социальные выплаты (пенсии, пособия и т.д.). Они составляют около 30 % средств госбюджета.

Выплаты по государственному долгу.Выплаты государства по основному долгу и процентам по нему.

 

3.Налоги: функции, виды. Кривая Лаффера.

Налоги– это обязательные сборы, осуществляющие на основе государственного законодательства (Налогового кодекса Республики Беларусь). Сущность налогов состоит в изъятии государством части ВВП виде обязательного взноса в пользу общества.

3.1. Налоги выполняют три важных функции:

фискальную (распределительную), которая обеспечивает поступление средств в бюджет и внебюджетные фонды и распределение;

регулирующую– осуществляется через систему дифференцированных налоговых льгот. Налогами регулируется совокупный спрос, стимулирование или сдерживание отдельных отраслей, видов продукции;

социальную– направлена на сглаживание неравенства между доходами различных социальных групп населения путем дифференцированного налогообложения.

Совокупность налогов, принципов и методов построения и взимания их, образует налоговую систему государства.

3.2.Принципы налогообложения:

справедливости, т.е. всеобщности обложения в зависимости от уровня дохода;

определенности, простоты, доступности сумма, способ и время взимания должны быть известны налогоплательщику заранее;

однократности – взимание налогов с одного источника дохода единожды на национальном или международном уровне (избежание двойного налогообложения);

гибкости – создание предпочтительных условий для отдельных отраслей в соответствии с экономической политикой государства;

стабильности и устойчивости нормативных ставок налогов и порядка их исчисления;

обязательностиуплаты юридическими и физическими лицами.

3.3. Виды налогов.

3.3.1. По ставке налога:

прогрессивный– средняя ставка повышается с ростом дохода в установленном размере;

пропорциональный– средняя ставка остается неизменной независимо от величины дохода;

регрессивный – ставка налога уменьшается с увеличением дохода.

3.3.2. По способу взимания налога:

прямые–выплачиваются с доходов и имущества юридических и физических лиц (на прибыль, на доходы, на недвижимость);

косвенные– устанавливаются в виде надбавок к цене (тарифу), увеличивая ее (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Эти налоги оплачиваются покупателями.

3.3.3. По сфере распространения:

общегосударственные– поступают в республиканский бюджет (около 90 % поступлений в виде налогов на экспорт импорт, таможенные пошлины, налоги на прибыль и доходы) НДС;

местные– поступают в местные бюджеты (земельный налог, налог с владельцев строений, часть НДС и т.д.).

3.3.4. К налогам, которыми облагаются предприятия различных форм собственности, относятся:

Подоходныйналог с юридических лиц – прямой налог прогрессивного характера;

Налог на добавленную стоимость(НДС)косвенный налог, включаемый в оптовую цену. Добавленная стоимость включает в себя заработную плату, амортизацию, прибыль, расходы на энергоресурсы, процент за кредит. Ставки НДС колеблются от 10 % до 20%.

Акциз– косвенный налог, которым облагается продукция, имеющая монопольные цены и устойчивый спрос (спиртное, табачные изделия и т.д.).

Налог на недвижимость– прямой налог за пользование производственными и непроизводственными фондами. Объекты нового и незавершенного строительства (кроме законсервированных).

Экологический налог – прямой дифференцированный налог с предприятий за объем добычи природных ресурсов и выбросы в окружающую среду загрязняющих веществ. Объемы потребления и выбросов для каждого предприятия устанавливаются государством.

Подоходный налог с физических лиц прямой пропорциональный налог на личный доход граждан, за исключением пособий по социальному страхованию и обеспечению, пенсии, алименты и другие льготы, оговоренные в законе. В настоящее время установлен в размере 12 % от дохода.

Кривая Лаффера.

Система налогообложения выполняет свои функции в полной мере, если верно определена налоговая ставка. Американский экономист А.Лаффер разработал зависимость между доходом бюджета, величиной налоговой ставки и облагаемой налогом частью ВВП (налоговой базой). На основании кривой Лаффера (рисунок 12.1) установлено, что рост налоговой ставки до определенного критического уровня ведет к увеличению доходов бюджета, не подрывая предпринимательского стимула. В зоне кривой правее т.А величина налога r приводит к сокращению инвестиций, снижению предпринимательской активности и уклонению от налогообложения. По мнению Лаффера, ставка налога r=50 % дает наибольшую сумму налоговых поступлений Rmax и является оптимальной.

r = 50 % r
Рисунок 12.1. Кривая Лаффера
R Rmax          
А

 

 

4.Дефицит бюджета и государственный долг.

4.1. Бюджетный дефицит– это сумма, на которую за данный финансовый год расходы бюджета превышают доходы. В зависимости от причины различают структурный и циклический дефициты.

d
=
=
=
f
а
е
G1
G
Т1
Т
в
с1
ВВП2← ВВП1 ВВП
с
Рисунок 12.2. Структурный и циклический дефицит.
Структурныйбюджетный дефицит определяется, если правительство сознательно закладывает в госбюджет превышение расходной части (G) над доходной Т (рисунок 12.2). Выражается отрезком ав=de для ВВП1 и ВВП2 и составляет порядка 3 % ВВП. В госбюджете предусматриваются источники покрытия структурного дефицита за счет экономического роста на планируемый финансовый год.

 

Циклический бюджетный дефицит(dс) возникает при падении деловой активности в результате кризисных явлений (ВВП1 → ВВП2) и сокращения налоговых поступлений в бюджет, при относительном росте государственных выплат. Для устранения циклического дефицита необходимо перевести экономику в состояние структурного дефицита (при ВВП1), уменьшив налоги (сместив прямую Т вниз Т→Т1), или увеличить выплаты G (сместить прямую в верх G→G1 на af=cd). Чаще оба способа совмещают при этом проблема сбалансированности бюджета не рассматривается. Ставиться задача развития производства и достижения полной занятости. Бюджетный дефицит и инфляция возрастут, однако по мере стабилизации экономики увеличение налоговых поступлений обеспечит ликвидацию бюджетного дефицита.

Бюджетный дефицит порождает государственный долг.

4.2.Государственный долг– это сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами. Правительственные займы в облигационной или безоблигационной формах создаются для привлечения государством дополнительных средств для покрытия своих расходов.

Возможны также такие источники покрытия расходов как увеличение налогов и эмиссия (дополнительный выпуск) денег, но увеличение налогообложения сдерживает предпринимательскую деятельность, выпуск «пустых» денег усиливает инфляцию и подрывает экономику. Наиболее приемлемым способом является выпуск ценных бумаг (облигаций).

Различают внутренний долг – долг государства своему населению, хозяйствующим субъектам.

Внешний долг – задолженность государства международным валютно-финансовым организациям, другим государствам, иностранным коммерческим банкам, иностранным гражданам.

Экономисты придерживаются той точки зрения, что умеренный внутренний долг обычное явление. Даже большой внутренний государственный долг не приведет к кризису экономики за счет возможности рефинансирования (продажи новых облигаций и выплата долга за погашенные облигации), дополнительного налогообложения, эмиссии денег.

Для погашения внешнего долга государство вынуждено рассчитываться частью национального продукта, золотовалютным запасом или недвижимостью. В соответствии с условиями кредитной безопасности считается:

- отношение общей суммы внешнего долга к ВВП не должно превышать 50 %;

- отношение выплат по внешнему долгу в течение года к экспортной выручке - не менее 30 %;

- величина золотовалютного запаса государства должна быть не менее трехмесячной величины импорта.

5.Фискальная политика: сущность, инструменты, виды.

Фискальная политика(налогово-бюджетная) – это совокупность мероприятий по регулированию расходов и доходов государства для достижения определенных социально-экономических целей: роста объема производства, полной занятости и умеренного уровня инфляции.

Фискальная политика предусматривает возможность правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования экономических и социальных задач. Ее проводит законодательная власть через контроль налогообложения и расходование полученных бюджетных средств.

Основными рычагами фискальной политики являются:

изменение ставок налогов;

регулирование государственных расходов.

Различают дискреционную и недискреционную(автоматическую или политику встроенных стабилизаторов) фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика представляет сознательные, целенаправленные действия в области налогообложения (Т) и государственных расходов (G) с целью изменения реального объема производства, занятости, контроля за инфляцией ускорения экономического роста (см. вопрос 4 и рис 12.2).

Увеличение государственных расходов (G) приводит к росту ВВП через осуществление целенаправленных закупок, инвестиций и трансфертов. Дискретная фискальная политика проводится также через изменение налогов Т с эффектом обратным по сравнению с государственными расходами G (рисунок 12.2), т.е. для увеличения равновесного ВВП налоги необходимо уменьшать, переносить на более поздние сроки их выплаты и т.д.

Изменение налогов обладает также мультипликационным эффектом однако его величина меньше величины мультипликатора государственных расходов и инвестиций, т.к. получаемая за счет сокращения налогов часть дохода идет на увеличение потребления С, а часть на сбережения S.

 

где

МТ – налоговый мультипликатор;

МG – мультипликатор государственных расходов;

MRC – предельная склонность к потреблению.

В период спадаэкономики фискальная политика имеет стимулирующий характер и направлена на развитие производства.

В период инфляциивызванной избыточным спросом проводится сдерживающая фискальная политика путем уменьшения G, увеличения налогов. За счет влияния многих экономических факторов проведение фискальной политики очень сложная задача.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика.

Дискреционную фискальную политику можно сравнить с ручным управлением некоторого процесса, которому свойственно запаздывание. В рыночной экономике существует механизмы саморегулирования и самоорганизации (встроенные стабилизаторы) благодаря им осуществляются автоматические изменения налоговых поступлений, выплаты социальных пособий и других социальных программ помощи населению.

Одним из стабилизаторов выступает автоматическое изменение налоговых поступленийТс изменением величины ВВП за счет прогрессивной налоговой системы (рисунок 12.2).

К встроенным стабилизаторам относятся трансферты(пособия по безработице, социальные выплаты). Во время экономического спада рост выплат и пособий сдерживает падение совокупного спроса и противодействует нарастанию кризиса, и наоборот.

Политика выстроенных стабилизаторов является продуктом дискреционных решений власти виде законов, норм, положений.

Встроенные стабилизаторы не исправляют, а только сглаживают негативные явления в экономике, дополняядискретную фискальную политику.

 

Контрольные вопросы.

1. Понятие финансовой системы государства.

2. Назовите структурные звенья финансовой системы.

3. Понятие и назначение государственного бюджета.

4. Что включает в себя консолидированный бюджет.

5. Какие функции выполняет государственный бюджет.

6. Назовите основные источники формирования доходной части республиканского бюджета.

7. Назовите основные источники формирования доходной части местных бюджетов.

8. Назовите основные направления расходования бюджета.

9. Понятие и функции налогов.

10. Виды налогов: поставке, по способу взимания, по сфере распространения.

11. Экономическая сущность кривой Лаффера.

12. Понятие и виды бюджетного дефицита.

13. Государственный долг. Понятие, причины, виды.

14. Сущность и виды фискальной политики государства.

15. Какие инструменты (рычаги) и каким образом использует государство при проведении фискальной политики.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.