Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристика и классификация малых форм активного отдыха





 

Физкультурные минутки (физкультминутки) — это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности учащихся, улучшение их самочувствия, повышение внимания, предупреждение нарушений осанки, то есть на оздоровление организма детей.

Комплексы физкультминуток — это упражнения, составленные из разных движений, направленных на активную работу различных мышечных групп, на их расслабление; на активизацию внимания, повышение возбудимости нервной системы, формирование и укрепление осанки, а также на дыхание. В комплексы, помимо физических упражнений, могут входить элементы массажа, дыхательной гимнастики, упражнения для глаз.

Комплексы физкультминуток состоят из 3—5 упражнений и продолжаются не более 1,5—3 минут. Упражнения подбираются с учетом характера предшествующих учебных занятий, они не должны утомлять или чрезмерно возбуждать занимающихся. В зависимости от локализации утомления физкультминутки имеют разное содержание, соответствующее степени усталости, это могут быть комплексы упражнений при утомлении плечевого пояса, пальцев рук, глаз и др.

Физкультурные паузы (физкультпаузы) отличаются от физкультминуток прежде всего длительностью и проводятся в течение 6—10 минут (6—8 упражнений). Главное их отличие заключается в том, что во время проведения физкультминуток при помощи нескольких гимнастических уп­ражнений локального воздействия решаются более частные задачи, например снятие утомления с мышц спины, мобилизация нервной системы детей на определенную работу и др. При проведении физкультпауз также обеспечивается снижение умственного утомления, улучшаются память и внимание занимающихся. Для этого можно применить комплексы общеразвивающих упражнений, танцевальноритмическую гимнастику или ритмические танцы.

Физкультурные мини-паузы (физкулътминипаузы) — самая короткая форма активного отдыха, они выполняются в течение 20—30 секунд (до 1 минуты). Применяя упраж­нение или специальный прием, повторенный несколько раз в ограниченное время, можно эффективно снять затормо­женное состояние с нервных центров коры головного мозга или напряжение с отдельных мышечных групп и усилить кровообращение.

В жизни мы часто прибегаем к физкультминипаузам, не замечая этого. Так, при долгом и напряженном письме, чтении, работе на компьютере мы жмуримся, смыкаем веки на несколько секунд или смотрим вдаль, а затем вновь принимаемся за работу. В быту, работая при наклоне впе­ред, мы выпрямляемся и, потягиваясь, прогибаемся назад и вновь беремся за свое дело. Чаще всего физкультурные мини-паузы проходят по изометрическому типу, то есть без особого перемещения. Мы расслабляем мышцы, совершаем движения головой, встряхиваем кистями, выполняем дыхательные упражнения, гимнастику для глаз или элементы массажа (трем глаза, брови, кисти рук, спину).



Мини-паузы у школьников повторяются постоянно: дети начинают вертеться, отвлекаться, крутить головой, то есть «нарушать дисциплину», — это указывает на то, что наступает утомление. В таких случаях педагогу целесооб­разно провести физкультурную мини-паузу. Это могут быть 1—2 упражнения типа потягиваний, встряхивающих движе­ний руками и ногами или наклонов в стороны, назад, эле­ментов самомассажа рук, спины, головы, дыхательных уп­ражнений и др.

Все малые формы активного отдыха объединяет одна цель — восстановить работоспособность, внимание, снять умственное и мышечное утомление, предупредить наруше­ние осанки, повысить эмоциональный уровень учащихся, т. е. в короткие сроки обеспечить срочный активный отдых детей. Определенные группы упражнений можно по­рекомендовать для следующего целенаправленного применения.

Все упражнения малых форм активного отдыха можно разделить (классифицировать) по направленности и воздействию на организм человека.

Группа упражнений общего воздействия способствует активизации нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма ребенка: предотвращает застойные явления в ногах, брюшной полости, области малого таза и грудной клетки. Комплексы преимущественно состоят из разнообразных динамических упражнений, выполняемых на большой амплитуде.

Группа упражнений, применяемая при утомлении плечевого пояса, шеи, рук, способствует снижению напряжения, улучшению кровообращения, уменьшению чувства усталости и болевых ощущений в этих группах мышц. Комплексы состоят в основном из элементов самомассажа динамических упражнений для мышц спины, шеи, рук, которые сочетаются с упражнениями на расслабление мышц.;

Группа упражнений, направленная на восстановление работоспособности кистей и пальцев рук, применяется в тех случаях, когда на эти мелкие мышечные группы приходится значительная нагрузка динамического и статического характера. Это может быть во время письма, лепки, рисования и других занятий. В комплексах используются упражнения на расслабление, растягивание, а также самомассаж мышц и связок пальцев, ладонной и тыльной сторон кисти и лучезапястного сустава.

Группа упражнений, применяемая при утомлении глаз, способствует расслаблению глазодвигательных мышц и мышц, воздействующих на хрусталик, снижает их напряже­ние, улучшает кровообращение глаз и циркуляцию внутриглазной жидкости, что создает благоприятные условия для функционирования органа зрения, предупреждает его пере­утомление. Комплексы упражнений могут включать повороты, круговые движения глазного яблока в различных направлениях, упражнения для век, элементы самомассажа, прогревание глаз ладонями.

Группа упражнений, способствующая повышению возбудимости нервной системы, или мобилизирующего характера, используется при монотонной работе на уроке, а также при разучивании нового материала, требующего усидчивости и внимания, В комплексах используются упражнения динамического характера с определенной физической на­грузкой на различные группы мышц, самомассаж ударного характера. Такие упражнения выполняются в быстром темпе, что способствует притоку крови к коре головного мозга и другим органам ребенка.

Группа упражнений, направленная на активизацию внимания, переключает с одной деятельности на другую, может являться подготовительным этапом к изучению нового учебного материала. В комплексы упражнений могут вхо­дить упражнения на координацию движений, чувство ритма, темпа.

Группа упражнений, содействующая формированию и укреплению осанки, направлена на укрепление мышц туловища и используется и для выпрямления и разгрузки позвоночного столба. В комплексы входят упражнения типа потягивания, прогибания и выгибания спины, наклоны и повороты туло­вища и упражнения статического характера на сохранение правильной осанки. Для профилактики нарушения осанки дозировка таких упражнений может быть увеличена.

Группа упражнений, направленная на дыхание и расслабление мышц., применяется при напряженной умствен­ной и физической работе на уроке или в конце учебного дня. В комплексы входят упражнения: типа «потряхивания», раскачивание различных звеньев тела, посегментное расслабление рук, позвоночника с последующим его выпрямлением. Дыхательные упражнения могут выполняться в обычно принятой форме или с акцентом выдоха, задерж­кой дыхания, движениями рук, помогающими работать грудной клетке.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.