Организация занятий малых форм активного отдыха
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Организация занятий малых форм активного отдыха





 

Организация занятий активного отдыха начинается прежде всего с подготовки помещений. Для этого необхо­димо открыть форточки или окна и тщательно проветрить помещение. Учащиеся могут выполнять упражнения в по­ложении сидя и стоя за партой, а также стоя между партами или чередуя различные исходные положения.

Сигнал к началу проведения упражнения дает учитель. Если он объявляет: «Физкультминутка» — школьники пре­кращают свои занятия и готовятся к выполнению упраж­нений. В какой момент проводить на уроке физкультми­нутку, в каждом отдельном случае решает учитель. Как пра­вило, это делается во второй половине урока после завершения какого-нибудь задания. В первом и втором классах физкультминутки проводят 3—4 раза в день, лучше на каждом уроке между 15-й и 20-й минутами. В третьем классе она проводится 2—3 раза в день после 20 минут ра­боты, начиная со второго урока. В четвертом классе обычно бывает достаточно проводить такие упражнения 2 раза в, день на последних двух уроках. Для более старшего возраста это физкультурное мероприятие проводится по мере необходимости.

Со второй половины учебной недели во время уроков рекомендуется проводить физкультпаузы. Их необходимо выполнять и в режиме работы групп продленного дня после 30-й и 40-й минут выполнения домашних заданий, а также дома при подготовке к урокам следующего дня.

Физкультминутки и физкультпаузы не должны мешать ведению урока, у учащихся выполняемые упражнения не должны вызывать утомления или возбуждения. В то же время такие упражнения увлекают детей, вызывают у них положительные эмоции. Для того чтобы школьники не только понимали значение малых форм активного отдыха, но и хорошо, старательно их выполняли, необходимо проводить разъяснительную работу. Так, в начале учебного года учитель проводит с детьми краткую беседу, разъясняя значение упражнений для сохранения их здоровья и работоспособности.



Разучивание комплексов упражнений лучше проводить после уроков или на классном часе. Эти формы активного отдыха рекомендуется сначала проводить учителю, а затем его место занимает физкультурный организатор (физорг) или заранее подготовленный ученик. Выполнение одного комплекса упражнений физкультминутки или физкультпаузы осуществляется на протяжении двух недель или 10 дней, после чего вводится новый комплекс упражнений.

Все малые формы активного отдыха могут быть исполь­зованы на уроках любой направленности, за исключением тех, где нет статической нагрузки и ребенок может активно передвигаться, а также для различных возрастных групп — от дошкольников до старшеклассников и дальше в возрастном диапазоне.

 

Составление и проведение комплексов упражнений

 

Физкультурные минутки и физкультурные паузы, как любые другие формы физического воспитания, проводятся по определенной схеме, в основе которой лежит принцип постепенного возрастания физической нагрузки и чередо­вания работы отдельных мышечных групп. Комплексы со­стоят из простых упражнений для крупных групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение. Дозировка выполнения каждого упражнения от 4 до 10 раз. Темп выполнения — средний.

Начинать комплекс лучше с упражнений на потягива­ния, а заканчивать следует успокаивающими или упражне­ниями на укрепление правильной осанки, концентрацию внимания. Упражнения, входящие в комплекс, по своей структуре должны отличаться от привычного положения тела и движений, выполняемых при учебной работе. Это усиливает двигательную активность организма и вовлекает в работу группы мышц, несущих статическую нагрузку. При выборе упражнений предпочтение отдается наклонам назад и в стороны. Обязательно включаются упражнения для мышц ног типа приседаний, ходьбы на месте, поднимания согнутых ног, простейших прыжков и др. В зависимости от нагрузки на уроке полезны упражнения для мышц кисти рук, шеи, испытывающих большее напряжение. Здесь по­дойдут упражнения на расслабление этих групп мышц, разгибательные движения в среднем темпе. В некоторых слу­чаях полезно применить и более интенсивные движения, например 10—12 приседаний, до 10—15 подскоков, бег на месте в течение 30—40 секунд. Это дает возможность как бы встряхнуть весь организм, интенсивно воздействовать на большинство его функций и систем.

Упражнения, входящие в комплекс, рекомендуется проводить поточно — одно за другим, без остановок, при этом упражнения сопровождаются счетом, речитативом, звуками на вдохе и выдохе или специально подобранной музыкой. Для повышения эффективности физкультминутки и физ­культурной паузы целесообразно использовать комплексы упражнений танцевально-ритмической гимнастики и ритмические мини-танцы. Очень важно при подборе музыки учитывать возраст занимающихся, четкий ритм и умерен­ный темп произведений.

Простейшие примеры построения комплексов общеразвивающих упражнений для физкультминуток общего воздействия.

Комплекс упражнений № 1

· Упражнение на выпрямление туловища с движением рук и дыхательными упражнениями типа потягивания.

· Упражнение для рук (растирание и встряхивание кис­тей, поднимание и опускание рук).

· Упражнение для туловища (наклоны, повороты тулови­ща).

· Упражнение для ног (приседание, поднимание и опус­кание ног).

· Упражнение на внимание и координацию движений (асимметричные движения руками).

Комплекс упражнений № 2

· Упражнение на потягивание.

· Комбинированное упражнение для мыши рук и плече­вого пояса.

· Комбинированное упражнение для мышц туловища и ног.

· Упражнение на растягивание и расслабление мышц, ко­торые несут основную нагрузку в учебном процессе.

· Упражнение на укрепление правильной осанки.

Комплекс упражнений 3 (короткий)

· Упражнение на потягивание.

· Упражнение для туловища (спины, шеи).

· Упражнение для ног.

 

Примеры комплексов упражнений малых форм активного отдыха

Упражнения общего воздействия

Физкультурная минутка

«СОРОКИ-БЕЛОБОКИ»

И. п. — сидя за партой.

Две сороки-белобоки Дружно делали уроки. Мы писали и считали   И от этого устали. Встали по-порядку, Сделали зарядку. Крылья расправляли, По комнате летали.   Приседали столько раз, Сколько пальчиков у нас. Головою повертели, Снова за уроки сели. Два хлопка перед собой, два хлопка о колени (2 раза). Сжимание и разжимание пальцев в кулак (2 раза). Потряхивание кистями рук. Встать из-за парт в проход. Руки вверх — потянуться. Руки вниз. Повороты направо-налево, руки в стороны. Приседания — 5 раз. Повороты головы направо-налево. Сесть за парту.  

Физкультурная пауза

«СКАЗОЧНАЯ ЗАРЯДКА»

И. п. — стоя между партами.

Построение

Слушай, сказочный народ,

Собираемся на сход.

Поскорее в строй вставайте

И зарядку начинайте.

Потягивание

Потягушка, потянись!

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным-давно,

Он стучит в твое окно.

Наклоны

Буратино потянулся,

Раз прогнулся, два нагнулся,

Зашагал, и по порядку

Начал делать он зарядку.

«Царь Горох» (упражнения для мышц шеи и туловища)

Давным-давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил-вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал,

За солньппко хватался.

«Дровосек»

Чтобы лучше мне шагать,

Сделаю зарядку:

Помашу-ка топором

Я для вас, ребятки,

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Раскраснелся, как редис.

Выпады

Иван-наревич — вот герой!

Смело он вступает в бой,

Волшебным он взмахнет мечом —

И Змей Горыныч нипочем.

Сделал выпад раз и два —

Отлетела голова.

Еще выпад — три-четыре —

Отлетели остальные.

Прыжки

Вот лягушка на дорожке —

У нее озябли ножки.

Чтобы ей помочь быстрей,

Мы попрыгаем за ней.

Будем вместе с ней играть,

Чтобы ей царевной стать.

«Потопаем»

Шел король по лесу, по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

Еще разок попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Физкультурная мини-пауза

«ГУСИ СЕРЫЕ»

И. п.стоя в проходе между партами.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.