Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Современное состояние информационного рынка в России. Сравнительный анализ информационного рынка России и стран Европы





 

Перейдем к анализу наиболее значимых информационных ресурсов России.

1. Библиотечные ресурсы РФ.

Библиотечная сеть РФ насчитывает около 150 тысяч библиотек и включает в себя:

1. Публичные (общедоступные) библиотеки;

2. Систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов;

3. Информационно-библиотечную систему Российской академии наук;

4. Библиотечную сеть высших учебных заведений РФ;

5. Сеть медицинских, сельскохозяйственных, профсоюзных, школьных, армейских и других библиотек.

Роль библиотечной сети в современной России огромна: важнейшей ее социальной и общественной функцией является поддержка информационного и культурного единства страны.

В настоящее время библиотечное дело в массовом порядке переводится на использование библиотечно-информационных технологий.

В центральных библиотеках регионов РФ созданы локальные сети, активно создаются электронные каталоги, другие библиографические и реферативные базы данных.

В крупнейших российских научно - технических библиотеках созданы огромные базы данных: база данных института научной информации содержит более двух миллионов записей, в российской научной библиотеке их около миллиона.

В центральных региональных библиотеках сформированы собственные электронные информационные ресурсы, содержащие сотни тысяч записей. Выпускаются компакт-диски, на которых содержится библиографическая информация о книгах, вышедших в стране с 1980 года. Данные ресурсы публикуются и через Интернет.

2. Архивный фонд РФ

Архивный фонд РФ включает в себя около 460 миллионов документов. Ежегодно он пополняется на 1,6 миллиона единиц. Архивы в любой стране являются важнейшей частью государственного информационного ресурса. Ежегодно в РФ создается 10-12 справочников по архивной информации, часть из них имеет электронные версии. В государственных архивах ведется более 400 баз данных. В этой сфере основная проблема в нашей стране состоит в том, что развитие материальной базы архивных учреждений не успевает за современными требованиями.

 

3. Государственная система научно-технической информации в РФ.

Государственная система научно-технической информации является исключительно важной для развития страны. В СССР система такого рода была одной из самых развитых в мире. В настоящее время основная часть этой системы продолжает функционировать в РФ, хотя со значительно меньшим размахом. В ее состав входят федеральные органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки, отраслевые и региональные центры научно-технической информации. Из-за недостаточного финансирования огромной проблемой для этой системы является сокращение поступлений в ее фонды зарубежных научно-технических книг и журналов.

4. Информационные ресурсы государственной системы статистики РФ.



Информационные ресурсы государственной системы статистики включают в себя разнообразную информацию, формируемую как по территориальному, так и по отраслевому принципу. Эта информация отражает:

1. Экономические показатели;

2. Динамику экономических преобразований;

3. Развитие негосударственного сектора;

4. Инвестиции;

5. Цены и тарифы;

6. Трудовые ресурсы;

7. Заработную плату;

8. Занятость населения;

9. Финансы;

10. Внешнеэкономическую деятельность;

11. Доходы и уровень жизни населения;

12. Демографические показатели;

13. Правонарушения;

14. Природные ресурсы и охрану окружающей среды;

15. Социально-экономическое положение регионов РФ и другое.

Органы государственной власти могут принимать обоснованные решения лишь при условии наличия достоверных статистических данных. В системе Госкомстата РФ созданы обширные базы данных, регулярно издаются справочники на бумажных и электронных носителях.

5. Государственная система правовой информации.

Государственная система правовой информации включает в себя Российский научный центр правовой информации и региональные центры правовой информации. Базы данных по правовой информации содержат более 340 тысяч правовых актов СССР, законодательство РФ, Государственный реестр общественных объединений и религиозных организаций, базу данных судебной статистики. Помимо государственной системы фонды и банки данных правовой информации создаются и в различных ведомствах.

Информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления.

Информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления включают в себя:

1. Централизованную часть. Она поддерживается государственным ведомством – Федеральным агентством правительственной связи и информации (ФАПСИ);

2. Части, самостоятельно сформированные федеральными, региональными и муниципальными органами власти и подчиненными им организациями.

В централизованной части системы сосредоточена информация о социально – экономической ситуации в РФ и ее регионах, о чрезвычайных ситуациях на территории РФ, а также правовая информация.

Кроме этого, в органах государственной власти субъектов РФ и муниципальных органах создано большое количество информационных ресурсов в виде массивов документов, баз данных и информационных массивов в автоматизированных информационных системах.

6. Информационные ресурсы отраслей материального производства.

Информационные ресурсы отраслей материального производства достаточно развиты. Электронные массивы информации имеют все предприятия гражданских отраслей промышленности, все предприятия военно-промышленного комплекса, 47 % предприятий агропромышленного комплекса. Основу информационных ресурсов предприятий отраслей материального производства составляют электронные массивы информации (банки и базы данных, вспомогательные информационные файлы разного рода значений и другое) и традиционные справочно-информационные фонды.

Информация о природных ресурсах, явлениях и процессах.

Такого рода информация требуется для решения множества экономических и социальных задач. Для ее представления используются геоинформационные системы (ГИС). Значительную часть работ в этой сфере ведут местные органы государственной власти. ГИС разного территориального охвата и назначения создаются в университетах, исследовательских институтах Академии наук, отраслевых научно – производственных организациях и учреждениях. Этой работой занимаются и коммерческие фирмы. Основные задачи в этой сфере еще предстоит решить. К ним относятся: перевод в электронную форму информации о недропользовании, геологических фондах, фондах эталонов минерального сырья, гидрометеорологической информации, экологической информации и другое. Объем информации такого рода огромен (измеряется тысячами гигабайт), а формы ее представления весьма разнородны.

7. Информационные ресурсы социальной сферы.

Информационные ресурсы социальной сферы связаны со следующими сферами деятельности:

1. Образованием;

2. Здравоохранением;

3. Службами занятости и социального обеспечения;

4. Миграционной службой;

5. Системами пенсионного обеспечения;

6. Системами медицинского и социального страхования и другое.

В вышеуказанных областях в последнее время много сделано для перевода информации на современные носители и создания современных информационных систем.

Основой системы информационных ресурсов в области образования являются более 500 российских вузов с общим фондом свыше 300 миллионов единиц. Вузы уже создали современные электронные каталоги, к которым открывается дистанционный доступ. Создана и функционирует федеральная телекоммуникационная университетская сеть (RBNet), быстро активируется дистанционное образование.

Современные формы представления информационных ресурсов в других подразделениях социальной сферы создаются в основном на ведомственном уровне и доступны лишь внутри соответствующих ведомств. Создается парадоксальная ситуация: информация о населении оказывается малодоступной широким слоям населения.

Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности поддерживаются соответствующими государственными ведомствами [9, с. 456].

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.