Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные проблемы информационного рынка





 

Многочисленные межгосударственные, межрелигиозные, межнациональные противоречия сопутствуют человечеству с первых моментов его истории. Прообразы данных противоречий проявлялись даже на том этапе истории, когда еще не оформились государства, религии, нации. От этих противоречий не может уйти и современное общество. В наше время к традиционным видам противоборства добавился новый вид, порожденный информационными технологиями и информационным рынком. Понятие «информационное противоборство» появилось в середине 1980–х годов. Оно стало активно упоминаться в прессе после проведения США и их союзниками операции «буря в пустыне» против Ирака в 1991 году. Именно тогда новые информационные технологии впервые были использованы как средство ведения боевых действий. Информационное противоборство – это открытое или скрытое целенаправленное информационное воздействие систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере. В основе информационного противоборства лежат, прежде всего, психологические и мировоззренческие факторы. Методология информационного противоборства основана на информационных технологиях. Основными объектами воздействия в таком противоборстве являются информационная инфраструктура и психология противника. Информационное противоборство включает в себя комплексное воздействие на систему государственного управления противника, его военно – политическое руководство, средства массовой информации, общественность и иных ключевых деятелей. Некоторые приемы информационного противоборства:

1. Дезинформация;

2. Сокрытие информации;

3. Создание многократно избыточной информации.

Крайнее проявление информационного противоборства – информационные войны. Это понятие также является относительно новым, возникшим в высокоразвитой информационной цивилизации.

Основными объектами воздействия в информационной войне являются:

1. Сети связи и информационно – вычислительные сети, используемые государственными организациями;

2. Военная информационная инфраструктура, решающая задачи управления войсками;

3. Информационные и управляющие структуры банков, транспортных и промышленных предприятий;

4. Средства массовой информации (в первую очередь, электронные);

5. Любые другие информационные системы, разрушение или дестабилизация которых может нанести вред противнику.

Как показал опыт последних лет, технологически развитые страны уже прибегают в военных конфликтах ко всем методам информационной войны.

Информационное общество не есть общество всеобщего благоденствия. Технологические факторы, порождающие его позитивные черты, порождают и новые, специфические опасности.

По мере развития информационного рынка все более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность, то есть секретность определенных видов информации. Уже сегодня в странах, где в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, в праве рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во вред. Проблемы нарушения информационной безопасности актуальны и для отдельных граждан, и для фирм и организаций, и для страны в целом.



В последние годы мы имели возможность видеть, какими тяжкими могут быть последствия нарушения информационной безопасности личности, связанные с использованием современных технологий. [6].

Некоторые проблемы и опасности, возникающие с развитием информационного рынка:

1. Реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;

2. Возможность все большего влияния на общество со стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;

3. Сложность отбора качественной и достоверной информации при наличии большого ее объема;

4. Сложность адаптации многих людей к среде информационного общества и необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;

5. Появление у некоторых людей (особенно молодых) психологических отклонений при столкновении с виртуальной реальностью, где сложно различимы иллюзия и действительность;

6. Сохранение социального расслоения людей при переходе к информационному обществу. Информационное неравенство, добавившись к существующим видам неравенства, может усилить социальную напряженность в обществе;

7. Сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран. Если его полностью не компенсировать созданием новых рабочих мест в информационной сфере, появится массовая безработица.

Государственную политику РФ в данной сфере отражает Доктрина информационной безопасности Российской федерации, принятая в 2000 году.

Основные положения доктрины.

Объектами информационной безопасности в РФ являются:

1. Все виды информационных ресурсов;

2. Права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности;

3. Система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии и другое;

4. Информационная инфраструктура, включающая в себя центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей;

5. Система формирования общественного сознания (мировоззрения, моральных ценностей, нравственных оценок, социально допустимых стереотипов поведения и взаимоотношений между людьми), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды.

В сферу национальных интересов РФ входят:

1. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного становления страны, сохранение и укрепление ценностей общества;

2. Информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике;

3. Развитие современных информационных технологий отечественной индустрии информации;

4. Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

В доктрине формулируются методы обеспечения информационной безопасности страны, включая правовые, организационно – технические и экономические. В доктрине также формулируются особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни. Особенно актуальной для современной России является проблема обеспечения информационной безопасности в области науки и техники, в частности проблема «утечки мозгов». Многие отечественные (в основном молодые) ученые эмигрируют за границу, имея перспективу хорошо оплачиваемой научной деятельности. Часть этих ученых являются носителями важной научно – технической, экономической, оборонной информации. Ряд государств (в том числе и недружественные России) прилагают усилия для привлечения научных работников из стран, входивших ранее в состав СССР. В связи с этим возникает проблема защиты научного потенциала нашей страны. Доктрина информационной безопасности одной из важнейших объявляет проблему информационного неравенства, которое вносит раскол в общество и отчуждение между составляющими его группами населения, то есть данная проблема имеет прямое отношение к национальной безопасности. Особенно важно преодоление информационного неравенства в образовании, так как:

1. Появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;

2. Велико различие уровней доходов семей учащихся;

3. Значителен разрыв в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различных регионах страны.

Преодоление информационного неравенства в РФ является задачей первостепенной государственной важности [2, с. 294].

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.