Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рисование в общеобразовательных и специальных учебных заведениях России XVIII - XIX веков. Методика обучения рисованию в Императорской Академии художеств. (Прейслер, Г. А. Гиппиус)





До XVIII века основным методом обучения рисованию был копировальный метод. Мысль о значимости художественного образования в начальных, средних и высших учебных заведениях наряду с другими общеобразовательными предметами - чтением, письмом, счетом - в отечественной педагогике была сформулирована в XVIII в.

Академия художеств - высшее специальное учебное заведение, ее роль в жизни России была ведущей. Первоначально академии художеств были частными студиями и творческими сообществами мастеров искусства, их целью было сохранение и развитие высших традиций искусства, руководство над формированием эстетических взглядов, критериев и норм художественного творчества и создание на этой основе художественной школы, профессионального образования.

В России первая Академия художеств была образована в 1757 в Петербурге как «Академия трех знатнейших художеств» - живописи, ваяния и зодчества. В 1764 была создана Императорская Академия художеств с Воспитательным училищем при ней. На протяжении всей своей истории Петербургская Академия была главным российским центром художественного образования. Крупнейшие русские архитекторы, скульпторы, живописцы, граверы прошли строгую, взыскательную выучку в Академии.

Академия художеств с самого возникновения была не только образовательным и воспитательным заведением, но и центром художественного просвещения, поскольку регулярно устраивала выставки. При ней были основаны музеи, научная библиотека, до сих пор входящие в структуру академии.

Таким образом, к концу XVIII в. рисование как общеобразовательный предмет получило широкое распространение. В связи с бурным развитием промышленности и градостроительства, увеличением числа промышленных предприятий возросла потребность в людях, владеющих изобразительной грамотой, умеющих чертить и рисовать, что сказалось на включении предмета «Рисования» в учебные планы. Для правильной организации методики преподавания рисования в учебных заведениях была издана книга И. Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Это было первое серьезное методическое пособие по рисунку в России. Особый интерес представляет книга Прейслера с методической точки зрения. В пособии намечается определенная система обучения рисунку. Книга давала наставления не только начинающим художникам, но и тем, кто обучал рисованию.

Обучение по системе Прейслера начинается с объяснения назначения в рисунке прямых и кривых линий, затем геометрических фигур и тел и, наконец, правил их использования на практике. Автор с методической последовательностью указывает ученику, как можно, переходя от простого к сложному, овладеть искусством рисунка. Какой бы объект для рисования Прейслер ни предлагал, он прежде всего старается помочь ученику справиться с трудностями анализа формы предмета и построения его на плоскости. Он наглядно показывает, как следует методически последовательно строить изображение.

Как и большинство художников-педагогов того времени, в основу обучения рисунку Прейслер кладет геометрию. Геометрия помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета, а при изображении ее на плоскости облегчает процесс построения. Однако, предупреждает Прейслер, применение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспективы и пластической анатомии. Умению владеть линейным рисунком Прейслер придает очень большое значение.

Итак, к концу ХУШ века рисование как общеобразовательный предмет начинает получать широкое распространение.

В 1844 году Г. А. Гиппиус издает труд «Очерки теории рисования как общего учебного предмета», посвященный рисованию, как общеобразовательному предмету. Это был первый капитальный труд по данной теме, он охватывал, как общетеоретические вопросы педагогики и изобразительного искусства, так и вопросы методики преподавания рисования.

Книга делится на две части - теоретическую и практическую. В теоретической части излагаются основные положения педагогики и изобразительного искусства. В практической части раскрывается методика обучения.

Гиппиус стремится научно-теоретически обосновать каждое положение методики преподавания рисования. По-новому он рассматривает и сам процесс преподавания. Методика преподавания, говорит Гиппиус, не должна придерживаться определенного шаблона, разными методами преподавания можно достигнуть хороших результатов. В этом отношении Гиппиус предвосхищает современное понимание методики преподавания, как искусства преподавания. Чтобы научиться правильно рисовать, нужно научиться рассуждать и мыслить, говорит Гиппиус, а это необходимо всем людям, и надо это развивать с детского возраста. Много ценных методических советов и рекомендаций дает Гиппиус во второй части своей книги. Методика преподавания, по мнению Гиппиуса, должна основываться не только на данных практической работы, но и на данных науки, и прежде всего психологии. К учителю Гиппиус предъявляет очень высокие требования. Педагог должен не только много знать и уметь, но и выступать перед учениками как актер. Работа каждого ученика должна быть в поле зрения преподавателя. С вопросами методики Гиппиус тесно связывает обеспечение класса оборудованием и материалами.

Труд Г. А. Гиппиуса явился значительным вкладом в теорию и практику преподавания рисования как общеобразовательного предмета, он во многом обогатил методику преподавания. Основная масса учителей того времени нуждалась именно в раскрытии самой методики преподавания, и в этом плане Гиппиус сделал дело огромной важности.

Исследования изобразительного творчества детей в конце XIX – начале XX века (Биогенетическая концепция изобразительного творчества детей и теория свободного воспитания. К.Риччи, К.Лампрехт, Г.Кершенштейнер).

Художественное образование рассматривается, как часть художественной культуры. Детский рисунок является частью художественной культуры, а ребенок - действующим лицом культурного процесса. Книга Георга Кершенштейнера «Развитие художественного творчества ребенка», изданная в России в 1914 году стала первым фундаментальным исследованием рисунков детей школьного возраста от 6 до 13 лет. Особое внимание уделяется художественному выражению, которое проявляется в свободном и декоративном рисовании в разные возрасты детей. Целью исследования было изучение развития способности рисования.

Немецким ученым установлено: дифференциация полов в смысле художественной одаренности; различное отношение детей города и деревни; связь интеллектуального развития со способностью графического изображения.

Для России конца 19 начала 20 века был характерен повышенный интерес к методам преподавания рисования, как в специальных, так и в общеобразовательных учебных заведениях.

Изучается детская психология. К. Риччи в 1911 году обратил внимание на то, что дети одним из центральных объектов изображения выбирали человека. Риччи сравнил детское творчество с искусством доисторических и примитивных эпох, что послужило основанием применения биогенетической теории объяснения развития изобразительного творчества детей. Сравнение детского творчества с историей искусства привело к выделению общих для всех детей стадий развития, разработанных в исследованиях Кершенштейнера в 1914 году, которые впоследствии были истолкованы Лампрехтом, как открытие форм детского рисунка: 1 ступень: схемы - бесформенные каракули и примитив. 2 ступень: чувство формы и линии, смесь формального и схематического, 3 ступень: правдоподобное изображение - силуэты и контуры. 4 ступень: пластическое изображение. Кершенштейнер оценивал рисунки детей по социальным признакам - городские или деревенские, утверждал, что развитие рисунка должно пройти все 4 ступени. Отрицание обучающего начала приводило к отсутствию построения изображения. Он был против геометрального метода. Преобладание теории свободного воспитания.

Исследуя методы преподавания рисования на рубеже веков, надо учитывать, что в это время рисование включало в себя - рисование с натуры, декоративное, тематическое и беседы. Этот период бы очень сложный и противоречивый. Четкость и строгость рисунка заметно снижается. Появляется разногласие между сторонниками геометрального и натурального метода, представители геометрального отстаивают академическое направление, представители натурального метода придерживаются теории свободного воспитания. Во многих школах строгая система преподавания нарушена, рисование, как общеобразовательный предмет теряет свое значение. Пикассо писал: нас уверяют, что детям надо дать свободу, а на самом деле их принуждают делать детские рисунки. Учат этому. Формалистическое буржуазное искусство оказало свое влияние на методику преподавания в общеобразовательных школах. Вся система и методика преподавания этого периода была направлена на развитие индивидуальности каждого ученика и неприкосновенности его художественной личности. Школа не нужна - в школе художник теряет свои природные качества. Многие в строгом реалистическом рисунке видели оковы, ограничивающие творческие возможности художника. Приверженцы свободного воспитания выступали против академического штудирования натуры, против школы вообще. Все, начиная с импрессионистов и кончая абстракционистами идут под лозунгом - долой школу, свободу - творчеству. Формалистические течения оказали пагубное влияние на художественную школу и на методы обучения рисунку. Отрывая форму от содержания, отрицая познавательное значение искусства, они привели искусство к бессмыслице. Но были школы и отдельные художники, которые продолжали отстаивать принципы реалистического искусства.

 

Советский период художественного образования. Состояние преподавания рисования и изобразительного искусства в советской школе 20-х - 30-х годов. Становление системы высшего графического образования. Педагогическая система Д. Н. Кардовского

Советское общество 20-х - 30-х годов ощущает недостатки в системе художественного образования. Ослабление связей с традициями академической школы изобразительного искусства. В начале 20-х годов во многих школах детей не учили правильному, реалистическому рисованию. Абстрактно - схематичное направление образования не только сводили на нет значение методики, но и искажали цели и задачи преподавания рисования в общеобразовательной школе. Рисование не только ничего не давало детям для умственного развития, но по существу мешало их эстетическому воспитанию. В 20-е годы велась разработка методики рисования в школах по различным направлениям, но из них широкое распространение получили два: методика развития "свободного творчества" и "комплексный" метод обучения.

В нашей стране были созданы все условия для развития изобразительного искусства и художественного образования. Отмена сословности, демократизация школы, отделение школы от церкви повели за собой перестройку всего школьного обучения. Перед работниками народного просвещения были поставлены задачи перестройки содержания, форм и методов преподавания. Ярким представителем "свободного воспитания" и лежащий в ее основе биогенетической теории был А. В. Бакушинский.

В конце 20-х годов формалистические методы стали подвергаться справедливой критике. Пересмотр содержания программ и учебных планов привел к перестройке методов преподавания рисования в школе. В основу программы 1931 года было положено рисование с натуры. Наряду с ним программа отводила место рисованию на темы, по представлению, декоративному рисованию. Важное значение придавалось беседам об искусстве. Художественная школа встала на путь реалистического искусства. Был поднят вопрос о создании новой академии художеств. Твердая линия в построении новой школы, новой системы преподавания потребовала обратить серьезное внимание и на подготовку педагогических кадров.

В 1937 году были открыты Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры и Московский институт изобразительных искусств. В этих учебных заведениях академический рисунок занял ведущее место. Большинство художников-педагогов приходит к выводу, что в основу всякого метода обучения должно быть положено рисование с натуры, которое обеспечивает высокую профессиональную подготовку художников.

Художник и педагог Кардовский Д. Н. внес большой вклад в методику, призывал учеников строить на плоскости объемную форму и анализировать ее. Вначале рисунка нужно стремиться разбить всю фигуру на плоскости, обрубить форму, пока не вырисуется большая форма, не нужно вырисовывать детали. Особенно большое значение придает конструктивной связи между частями форм предметов. Кардовский был противником бездумного срисовывания светотени. Кардовский мужественно отстаивал позиции реалистического искусства и оберегал молодежь от влияния формализма. Благодаря своим твердым убеждениям, ясной и методически разработанной системе преподавания рисунка Кардовский имел большое количество учеников и горячих последователей

Становление отечественной системы высшего художественно-графического образования. Методы преподавания изобразительного искусства в советской школе с 40-х годов до 60-х годов XX века (Научно-исследовательские работы в области изобразительной деятельности детей – Н.Н. Волков, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко).

 

После Великой Отечественной в нашей стране была проведена реформа художественного образования. 5 августа 1947 года было принято постановление Совета Министров СССР "О преобразовании Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР". Правительство возложило на Академию художеств задачу: неуклонно развивать советское изобразительное искусство во всех его формах на "базе последовательного осуществления принципов социалистического реализма и дальнейшего развития лучших прогрессивных традиций искусства народов СССР, и, в частности, русской реалистической школы". В этот период рисунок стал признаваться основой основ изобразительного искусства. Обучение ему должно начаться сколь возможно раньше. Как правило, начало его должно предшествовать обучению живописи и скульптуре. В систему преподавания рисунка должно обязательно входить "регулярное рисование с позирующей обнаженной натуры в специально созданной для этого обстановке, не преследующей никаких иных целей, кроме приобретения мастерства в рисунке", то есть специфически "академическое" рисование. В целях упорядочения методической работы в школах в 50-е годы возникает идея создания специальных учебников по рисованию. Ранее учебников по рисованию для средних общеобразовательных школ не издавали ни в России, ни за границей. С 1959 года создается сеть художественно-графических факультетов при педагогических институтах.

Изучению проблем восприятия в процессе изобразительной деятельности посвятили свои работы Н. Ю. Вергилес, Н. Н. Волков, В. С. Кузин, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев и другие. В данных работах восприятие определяется, как творческая способность выделения предмета из его окружения, постижение наиболее значимых деталей, характерных признаков предмета, а также обнаружение структурных связей, ведущих к созданию ясного образа.

Российская школа и художественная педагогика с 60-х годов и до настоящего времени получила развитие в трудах многих художников-педагогов.

Борис Михайлович Неменский - художник, педагог, лауреат государственной премии, член-корреспондент Академии педагогических наук. Его методика основана на внутреннем мире ребенка, на его чувствах, эмоциях, восприятии окружающего мира через душу ребенка. В данный момент некоторые школы занимаются по его программе, которая называется «Изобразительное искусство и художественный труд». Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э. И. Кубышкина, В. С. Кузин, Т. С. Комарова, Б. М. Неменский, Е. Е. Рожкова, Н. Н. Ростовцев, Н. М. Сокольникова, Е. В. Шорохов, А. С. Хворостов, Т. Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.