Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ





Первые философские взгляды на происхождение сознания возникли еще в древнеиндийской и древнекитайской философии. Эти взгляды положили начало космологическому подходу к проблеме сознания. По мнению древнеиндийских течений локаята (чарвака) и вайшешика сознание есть свойство живого материального тела, состоящего из воздуха, огня, земли и воды. Этих же представлений придерживались философы античности. Материальным носителем сознания является субстанция бытия: природные стихии или атомы. Подобных взглядов на источник человеческого сознания придерживались философы-сенсуалисты эпохи Нового времени: Ф. Бэкон, Д. Локк и др.

На границе космологических и естественнонаучных взглядов на происхождение сознания находится учение Л. Фейербаха. «Человек вышел из природы как бабочка из кокона». То есть сознание есть врожденное свойство человека.

Современное естествознание, основоположником которого является Ф. Энгельс, утверждает, что человеческое сознание произошло благодаря трудовой деятельности

 

Активный характер сознания. Самосознание.

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.Содержание сознания обязательно так или иначе практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея — это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея — это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

СОЗНАНИЕ

Психика есть способность живых существ создавать чувственные и

обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения

сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его

интересам, целям и идеалам.

Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только

сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

Сознательными называются такие психические явления и действия человека,

которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые,

следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или

чувствует.

 

САМОСОЗНАНИЕ


Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качественосителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделениесебя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являютсянеобходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы тойспецифической характеристики человека, которая именуется самосознанием. Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания.Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя,своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознаниечеловеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов,своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную рольиграют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА

Внутренняя противоречивость, взаимосвязь и взаимопревращение противоположностей присущи человеческому познанию и мышлению. Наше мышление, как и все в окружающем мире, развивается. При этом имеют место два вида развития: развитие мышления и познания каждого отдельного человека и историческое развитие познания всего человеческого.

В первом случае речь идет о формировании мышления индивида, который под влиянием воспитания и обучения, в процессах трудовой и общественной деятельности познает все более широкий круг явлений.

В процессе жизнедеятельности люди постоянно расширяют свой кругозор, приобретают знания о том, что ранее им было неизвестно. Эти разнородные знания часто противоположны по своему содержанию и приходят в противоречие друг с другом. Эти противоречия требуют своего разрешения и приводят к возникновению новых, более совершенных знаний. В этом процессе достигается более верное отражение объективных процессов развития, то есть объективной диалектики.

Аналогичным образом обстоит дело и в историческом развитии познания всего человечества. На каждом этапе развития общества люди вырабатывают те или иные понятия, взгляды. Эти взгляды, понятия отражая противоположные стороны действительности, сами нередко противоречат друг другу. Преодоление указанных противоречий часто занимает десятилетия, а то и целые века. Так синтезируется новая, более полная и правильная картина мира, создаются более истинные представления об отдельных явлениях.

Таким образом, субъективная диалектика, то есть развитие нашего сознания, осуществляется не просто благодаря наличию противоположностей и противоречий между представлениями, понятиями, но благодаря постоянному разрешению и устранению объективно возникающих противоречий.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КАРТИНЫ РАЗВИТИЯ

 

Принцип развития — это исходная диалектическая идея, с осознания которой началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяет представить мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, то есть претерпевает качественные изменения различной (прогрессивной или регрессивной) направленности. Принцип материального единства мира, осмысленный применительно к раскрытию сущности движения, приводит познающего мир человека к убеждению в том, что всеобщее развитие есть результат движения материи. Последовательное развитие данной идеи позволяет заключить, что “в мире нет ничего, кроме движущейся материи”

 

ГНОСЕОЛОГИЯ

ГНОСЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФСКОГО

ЗНАНИЯ

1.Теория познания (гносеология) (от греч. gnosis – знание) – это учение о возможности познания человеком предметов, явлений действительности, их свойств, связей и отношений, об основных закономерностях познавательного процесса, об источниках, путях и методах познания, о формах в которых осуществляется познавательный процесс.

Теорию познания также называют эпистемологией. В философской литературе одни авторы используют термины «гносеология» и «эпистемология» как тождественные, а другие под эпистемологией понимают лишь часть гносеологии – теорию научного познания.

Никакое познание невозможно без воздействия внешних предметов, условий на сознание человека. Только в результате такого взаимодействия могут возникнуть в нашей голове образы этих предметов, т.е. наши знания. Отсюда следует, что процесс познания протекает в форме диалектической взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.

Субъект познания – мыслящий человек, индивид, способный, отражать в своем сознании явления действительности, и который, как член общества, оказывает существенное влияние и на содержание познания.

Объект познания – представляет собой предмет, явление материального или духовного мира или область действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект познания нельзя отождествлять со всей материальной и духовной действительностью. Объектом становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемый научным исследованием, и, следовательно, круг объектов познания.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.