Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Процессы и методы программирования в механизме принятия государственных решений





Основные теоретические направления и модели изучения процесса принятия государственных решений.

С одной стороны, характер отображения всех компонентов целеполагания в государстве зависит от различных предметноконституированных дисциплин, относящихся как к естественнонаучным, так и гуманитарным системам знания. Каждая из математических, философско-нормативных, социологеполитологических или организационных (менеджеральных) субдисциплин служит основанием для выдвижения собственных базовых теоретических объяснений этих управленческих процессов. На практике, в настоящее время наиболее влиятельными направлениями являются экономико-математические (П. Ньюман, Моргенштерн и др.), а также политико-административные теории (В. Вильсон, М. Вебер, Г. Саймон, Ч. Барнард, Р. Снайдер, Андерсен и др.).

Еще одним существеннейшим направлением развития теории принятия государственных решений является эволюция взглядов на самое государство как особый субъект управления. Таким образом, понимание данного института, его эволюция, перспективы развития и иные параметры также закладываются в основание теории принятия государственных решений.

Если рационализировать логику этого т.н. процессуального подхода, то мы можно зафиксировать следующую смысловую триаду анализа:

функция (отражение условий, задающих направленность и характер действий участвующим в процессе факторам);

флуктуация (факторы возмущения среды, детерминирующие активность системы и факторов);

процесс (реальный поток событий и явлений).

Такая когнитивная схема базируется на несколько иной логике анализа:

целедостижение (специфический процесс, связанный с деятельностью конкретного актора – государства);

 

типологии и технологии (набор специфических приемов и средств проявления активности государства как определенного фактора)

механизм (форма устойчивого взаимодействия факторов и факторов, частично алгоритмиизированный процесс, воспроизводимый в своих базовых параметрах).

Сочетание таких подходов, в большей степени ориентированных на описание механизма принятия государственных решений и позволит специфицировать предмет изучения и в конечном счете увидеть те отличительные черты и свойства, которые характерны для многосложного процесса принятия государственных решений.

Подготовительный этап процесса принятия государственных решений

На подготовительном этапе процесса принятия решений производятся идентификация и формулировка проблемы. С этой целью формируется база данных, достаточных для вычленения требующих решения проблем, вырабатывается перечень наиболее важных для государства проблем («повестка дня»), выделяются и формулируются наиболее значимые среди них вопросы, а также определяются критерии измерения проблемы и достижения успеха в ее решении.

Данный этап характеризует действия государственных органов, в конечном счете направленных на их включение в этот круг специфических управленческих отношений. Данный этап начинается с задачи по проблемному анализу управленческой ситуации и заканчивается формулировкой той конкретной задачи, которую государство намеревается решать.

Для того, чтобы инициировать решение, государство вынуждено проблематизировать ситуацию или же - обозначить предметную область своих управленческих действий, для этого структуры государственного управления должны: 1. Оценить масштаб проблемы (на предмет ее соответствия уровню государственного вмешательства). 2. Отселектировать встающие перед государством проблемы (с учетом ресурсных и иных ограничений и предшествующих обязательств государства). 3. Иерархиизировать встающие перед институтами власти и управления проблемы (на предмет оценки срочности и первостепенности значения той или иной проблемы). 4. Идентифицировать проблему (то есть определить характер и содержание проблемы, «очищенной» от сопутствующих проблем). 5. Дать относительно окончательную формулировку важнейшей проблемы.

 

Политический уровень принятия государственных решений

Политический уровень принятия решений представляет собой первичный пласт преобразования отношений власти в сугубо управленческие акции. Политический формат решений отражает те цели и акции государства, которые - по оценке Р. Макридиса - могут претендовать на фундаментальный для общества характер (независимо от того, приняты они в законодательной форме или нет).

Властные приоритеты задают границы политического управления. Важнейшим значением здесь обладают сохранение власти правящего режима и территориальной целостности страны, а также стабилизация сложившихся социально-политических порядков. Именно в рамках этих глобальных для государства целей вырабатываются конкретные приоритеты управленческой деятельности, направляющие его отношения с гражданскими и иным и контрагентами. На политическом уровне всегда применяются методы насилия, находящиеся в конфликте с типичными административными методами регулирования: законностью, легальностью, процедурным характером действий, формальной ответственностью. Здесь применяется чрезвычайно широкий разброс методов регулирования проблем: от символического воздействия до репрессий.

Выделение общественных проблем и постановка управленческих задач осуществляются на этом уровне на основе внеэкономических критериев, задаваемых различными идеологическими, мифологическими и иными конструктами.

Политический уровень принятия государственных решений показывает зависимость формулировки целей, мобилизации ресурсов, согласования и других параметров данного процесса от сложившегося характера и способов организации власти. Политические процедуры согласования интересов и органически связанный с ним переговорный процесс ведет к удовлетворению «более широкого круга интересов в отличие от потребностей «той или иной группы». (Ч. Линдблом). Политический уровень принятия решений позиционирует качественные, слабо идентифицируемые подходы и оценки в понимании управленческих задач.

Процессы и методы программирования в механизме принятия государственных решений

1 группу составляют методы программного анализа, направленные на построение программно-целевых действий. Ко 2 группе относятся методы оценивания промежуточных и окончательных результатов программирования.

К первым относятся многочисленные аналитические и стоимостные методики. Например: системный метод; методики математического анализа (исследование операций и проч.); метод «исследования политики», делающий акцент не на системные подходы (исходящие из целостности объекта), а на оценку широчайшего круга обстоятельств и факторов, вовлеченных в ситуацию; методы «опережающего отражения», предложенные Л. Ланкеттом и Г. Хейлом и включающим в себя: выявление причинно-следственных связей (предполагающие построение каузальных моделей очевидных связей и отношений), верификацию оценок гипотетических последствий решений, соблюдение последовательности операций и вычленение сути решаемой государством проблемы.

Среди стоимостных методов различают ряд способов определения финансово-материальных затрат государства на производство различных услуг и товаров. Например: метод «анализа затрат и выгод», предполагающий соотношение всех трат и получаемых выгод (в денежном исчислении) по каждой рассматриваемой альтернативе; метод «затрат и действенности», не пытаясь определить все траты и тем более соотнести их с выгодами, делает акцент на оценке результата действий по принципу расчета эффективности на каждую денежную единицу; «Функциональный анализ», представляющий собой способ инженирования ценностей, то есть оценки эффективности заложенных целей; метод «принятия многоцелевых решений» представляет собой способ ранжирования альтернатив; метод «исследования рынка и настроений» направлен на систематическое отслеживание потребностей населения в тех или иных услугах и соотнесение этих запросов с возможностями и ресурсами государства; метод «симуляции и моделирования» соотносит различные переменные в рамках той или иной альтернативы действий для того, чтобы понять, какие из них ведут к изменениям в других.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.