Тема Великой Отечественной войны
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема Великой Отечественной войны





Тема Великой Отечественной войны

В послевоенной русской прозе («лейтенантская проза»)

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они — кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же…

А.Т. Твардовский

План лекции

Основные тенденции в изображении темы Великой Отечественной войны в русской литературе.

Новаторство и образы романа В. Некрасова «В окопах Сталинграда».

Лейтенантская» проза: особенности.

Отражение суровых будней войны в повести В. Кондратьева «Сашка».

Проблема «страшной войны и сохраненной человечности» в повести В.Кондратьева «Сашка».

Проблема выбора в повести В. Быкова «Сотников».

Тенденция к масштабному изображению войны выразилась в трилогии К. Симонова «Живые и мёртвые».

Романтика и высокий пафос романа Б. Васильева «В списках не значился».

9. Художественно-документальная проза о войне («Я из огненной дерев­ни» А. Адамовича, И. Брыля, В. Колесника, «Блокадная книга» А. Адамови­ча и Д. Гранина).

Литература

1. Дедков, И. Василь Быков. Очерк творчества / И.Дедков. — М.: Советский писатель, 1980.

2. Ковский, В. Живая жизнь романа / В.Ковский // Вопросы литературы. — 1977. — № 1. — С. 67 — 104.

3. Лазарев, Л.И. «А мы с тобой, брат, из пехоты…»: О ржевских повестях и рассказах В.Кондратьева / Л.И.Лазарев // Лазарев Л.И. Это наша судьба. — М., 1983. — С. 369—391.

4. Латынина, А. Частный человек в истории / А.Латынина // Литературное обозрение, 1978. — № 5. — С. 10 — 15.

5. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: 1950 — 1990-е годы; пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Н.Л.Лейдерман, М.Н.Липовецкий. — М., 2003.



6. Русская литература ХХ века (3-е издание): Учеб. пособие для 11-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования / Н.И.Мищенчук, Т.Ф.Мушинская, А.М.Лагуновский и др.; Под ред. Н.И.Мищенчука, Т.Ф.Мушинской. – Мн.: НИО, 2008.

7. Шагалов, А. Василь Быков. Повести о войне / А.Шагалов. — М.: Художественная литература, 1989.

8. Юдин, В. Если в разведку — то с ним! / В.Юдин // Подъем. — 1985. — № 1. — С. 122 — 125.

 

Основные тенденции в изображении темы Великой Отечественной войны в русской литературе

После революционной эпохи 1917-1921 годов Великая Отечественная война являлась самым крупным и значительным историческим событием, оставившим глубочайший, неизгладимый след в памяти и психологии народа, в его литературе.

В советский период классикой литературы о войне считались те произведения, в которых война героизировалась, а основным становился мотив преодоления войны. Это такие произведения, как «Молодая гвардия» (1946) А.Фадеева, «Сын полка» (1944) В.Катаева, «Повесть о настоящем человеке» (1946) Б.Полевого и др.

На второй план отодвигались произведения, авторы которых стремились объективно и правдиво воссоздать суровые будни войны, показать страшную военную реальность с ее далеко не всегда героическим поведением человека в трудных военных условиях.

О произведениях, принадлежащих ко второй группе, будет идти речь.

 

Виктор Платонович Некрасов

Новаторство и образы романа В.Некрасова

«В окопах Сталинграда»

Одним из лучших произведений, правдиво воссоздающих суровые будни войны, был роман В.Некрасова (1911 – 1987) «В окопах Сталинграда», написанный в 1947 году. Война предстает в нем во все своем трагическом величии и грязных кровавых буднях. Впервые она показана не человеком со стороны, а через восприятие непосредственного участника событий, для которого отсутствие мыла может быть более важно, чем наличие стратегического плана где-то в штабе. В.Некрасов показывает человека во всех его проявлениях: в величии подвига и низменности желаний, в самопожертвовании и малодушном предательстве. Человек на войне не только боевая единица, но главным образом живое, со слабостями и достоинствами, страстно жаждущее жить существо. В романе В.Некрасов отразил быт войны, поведение представителей армии на разных уровнях.

 

Отражение суровых будней войны в повести

В. Кондратьева «Сашка»

Вячеслав Кондратьев

Мы очень многое знаем о войне, но плохо понимаем, что такое жизнь на войне. Жизнь, которая включает в себя бои, но которая, по свидетельствам очевидцев, к боям не сводится, более того, бои в ней составляют не главную ее часть. А главную – неимоверно трудный повседневный быт войны. Вот об этом рассказывает Вячеслав Кондратьев (1920 – 1993) в повести «Сашка» (1979) — повести, в которой, по словам Игоря Дедкова, писатель выразил то, «что можно было бы назвать глубочайшим сущностным трагическим прозаизмом войны».

 

Фото Великой Отечественной войны

 

На фронте солдаты не только умирали, но нередко и голодали. У Сашки и его товарищей – постоянное ощущение пустоты в желудке, которое прихватывало их по нескольку раз в день. Нет курева. Нет боеприпасов. Грязь. Вши. Битая-перебитая рота. Из ста пятидесяти человек в роте осталось шестнадцать человек. Ржавая, набухшая кровью земля. Сашка все время помнит о том, скольким товарищам не видать пути назад. «Все поля в наших», — говорит он.

 

Тема Великой Отечественной войны









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.