Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ценообразование в государственном и муниципальном секторе.





Центральным звеном в регулировании национальной экономики наряду с финансовой политикой является ценообразование. Это обусловлено тем, что в странах с рыночной экономикой господствующее положение занимают структуры несовершенной конкуренции, и прежде всего монополии и олигополии. Как известно, при сравнительно небольшой численности олигополистов они легко могут трансформировать свое рыночное поведение, сделав его адекватным поведению монополиста. Поэтому государство устанавливает контроль за процессом ценообразования в таких рыночных структурах либо устанавливает границы или показатели допустимого роста цен

Что касается малого бизнеса, то не надо представлять весь этот сектор в качестве самостоятельных, независимых производителей.

Подавляющая часть представителей современного малого бизнеса втянута в единую систему финансово-экономических и технологических связей с крупным бизнесом, а следовательно, зависима от последнего.

Кроме того, современный малый бизнес, как правило, не работает в режиме свободной конкуренции, а олицетворяет собой монополистическую конкуренцию. Несовершенство его рыночного поведения заранее предопределено той финансово-кредитной поддержкой, которой он пользуется со стороны государства. Мало того, эта поддержка объективно дифференцирована в зависимости от успехов в хозяйственной, инновационной деятельности и выхода на внешние рынки.

Все это указывает на участие государства в регулировании ценообразования.

Государство обладает значительным собственным сектором экономики, проводит ту или иную налоговую, кредитную, финансовую политику. В совокупности государственный сектор и экономическая политика государства образуют тот мощный государственный механизм, который «врывается» в сферу действия рыночных сил и волей или неволей упорядочивает их, оказывая как непосредственное, так и косвенное воздействие на процесс формирования рыночных цен. Какое это упорядочение, плохое или хорошее, другой вопрос, но это факт современной действительности



При этом правительство далеко не всегда руководствуется чисто экономическими критериями, характерными для частнокапиталистического рынка. Занижение или завышение цен на продукцию данного сектора экономики осуществляется исходя из общеэкономической конъюнктуры или значимости продукции для народного хозяйства в целом, фазы промышленного цикла, наличия или отсутствия других кризисов, политических и военно-стратегических интересов государства. Процесс ценообразования в государственном секторе не может не влиять на общий уровень цен на национальном рынке.

Одновременно государство выступает в лице самого крупного и закупщика продуктов, и заказчика на осуществление различного рода работ для общественно-государственных нужд. Оно в значительной части определяет уровень цен на закупаемую продукцию и выполняемые виды работ. Государство нередко проводит и специальную закупочную ценовую политику в отношении продукции аграрного сектора, устанавливает фиксированные или предельные цены и тарифы в топливно-энергетическом комплексе, на транспортные услуги, предоставляет льготы и осуществляет компенсационные выплаты в здравоохранении, жилищном строительстве и т.п.

Оно также устанавливает прямой контроль над ценами на товары, имеющие жизненно важное значение для населения, например, хлеб, соль, а также на табачные изделия и винно-водочную продукцию, цены на которые в решающей степени предопределяются акцизными сборами. Довольно часто государство прибегает к регулированию цен на блага, имеющие значение для жизнеобеспечения населения (электроэнергию, газ, тепло, медикаменты и т.п.).

Другим не менее существенным обстоятельством, открывающим возможность вмешательства государства в процесс ценообразования, является его монопольное положение в денежном хозяйстве. Проводя инфляционную или дефляционную политику, оно оказывает влияние на весь механизм ценообразования, формируя или выправляя его с учетом общей динамики цен, кредитных и валютных отношений. Кроме того, государство способно осуществлять фискальную интервенцию в виде косвенных и прямых налогов. Если первые непосредственно сказываются на уровне цен, то вторые - через механизм издержек производства. Одновременно государство, манипулируя учетной ставкой и тем самым оказывая непосредственное воздействие на понижение или повышение процентных ставок, через регулирование кредитов способствует либо удешевлению, либо удорожанию продукции

Немаловажное значение в механизме ценообразования имеет государственное регулирование внешнеэкономических связей. В частности, государство путем изменения отношения национальной валюты к иностранным добивается относительного удорожания или удешевления отечественной и зарубежной продукции, а следовательно, сжатия или расширения экспортных и производственных возможностей для отечественных товаропроизводителей. Повышение или понижение таможенных пошлин позволяет государству повышать или понижать цены на товары. Введение экспортных налоговых скидок позволяет предприятиям снижать цены на продукцию экспорта и конкурировать на мировом рынке. Стимулирование импорта дешевых товаров и дешевого капитала способствует повышению общего уровня благосостояния.

Наконец, государство в интересах поддержания более или менее конкурентной среды и недопущения диктата производителей на рынке руководствуется антимонопольным законодательством в борьбе с несправедливыми ценами.

Государственная политика ценообразования напрямую зависит от управления и регулирования экономики в целом. Ценообразование необходимо рассмотреть как понятие цены как экономической категории и многообразие ее функций для обеспечения стандарта экономической устойчивости населению

В условиях рыночной экономики каждый производственный ресурс имеет свою цену, которая, как и товарная цена, реагирует на изменение спроса и предложения указанного ресурса. Как известно, действующие уровни цен на производственные ресурсы делают возможным выбор таких производственных ресурсов, при которых определенный объем производства достигается при минимуме издержек. Поэтому более высокая оплата рабочей силы стимулирует внедрение более технически оснащенных процессов производства, и наоборот, низкая оплата рабочей силы способствует консервации устаревших и трудоемких процессов производства. Тем самым цены производственных ресурсов, ориентируя предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономии на дорогих, в той же мере, как и товарные цены, воздействуют на более эффективное распределение производственных ресурсов в масштабе общества, то есть цена выполняет регулирующую роль в распределении производственных ресурсов.

Рыночное ценообразование создает возможности для альтернативного выбора при принятии хозяйственных решений, что способствует повышению эффективности производства. По теории есть альтернатива сочетания различных факторов производства для создания той или иной продукции. Например, между капиталоемкими процессами, требующими значительных затрат, но затем дающими большую экономию в издержках производства, или более трудоемким процессом, требующим меньше капиталовложений, но зато с большей величиной издержек. К этому добавляется выбор рынков, выбор производимой продукции, выбор инвестора, кредитора. Стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов.

Как известно, классическая политическая экономия рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Однако в действительности идеальной всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было. Только вопрос в степени и формах ограничения свободной игры цен. Если абстрагироваться от возможностей сговора производителей или продавцов, на протяжении всей истории капитализма можно проследить воздействие государства на цены и ценообразование.

Цены и тарифы на электроэнергию, газ и газоснабжение, нефть, углеводородная продукция, услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, государственные монопольные цены на «акцизные» товары, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены,- вот далеко не полный перечень мер государственного регулирования цен за последние годы.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.