Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







К невербальным проявлениям относят





1) язык тела (позы, жесты. мимика)

2) психофизиологические реакции (изменение цвета кожных покровов, частота и глубина дыхания, другое);

3) паралингвистика (тон, тембр, темп, интонация).

Однако, как вы знаете, невербальные проявления могут определяться целым рядом факторов, напр, контекстом событий, личностными особенностями клиента, спецификой взаимоотношений. О существовании многих из них психолог может даже не знать, и выводы сделанные на их основании могут быть ошибочными. Поэтому те предположения, которые психолог делает на основе чтения невербалики, обязательно следует перепроверять вместе с клиентом.

Например:

А) на основании того, что вы нахмурились, я могу предположить, что вам не нравится этот новый сослуживец?

Б) Вы нахмурились – что вы сейчас чувствуете?

 

Техники слушания.

Поскольку важной задачей является не столько вникнуть в подробности сюжета, который принес вам клиент, а понять его психологический смысл для клиента, то самой важной задачей является понимание чувств клиента, его переживаний в данной «драме». И поэтому большая роль отводится

Эмпатическому, или Нерефлексивному слушанию. Оно заключается во внимательном выслушивании клиента, во время которого поддерживается контакт и оказывается поддержка в основном на невербальном уровне – направления корпуса тела и взгляда на клиента, внимательный взгляд в глаза, заинтересованное и участливое выражение лица, мягкий, располагающий взгляд, кивки головой, т.п. Из вербальной коммуникации используются в основном междометия типа «Угу», «Я вас понимаю», т.п.

Последующие техники относятся к т.н. рефлексивному слушанию, во время которого психолог отражает мысли и чувства клиента и задает проясняющие вопросы.

Уточняющие вопросы. Если вы не уверенны, что правильно понимаете смысл сказанного, то можете уточнить у клиента, правильно ли вы его поняли или попросить пояснить данную мысль еще раз.

Вопрос-эхо. Повторение фразы клиента, к которой вы хотели бы привлечь внимание.

Пример:

Кл: «…у меня при этом испортилось настроение..»

К: «У вас при этом испортилось настроение?»

Перефразирование. Используется для отражения мыслей и переживаний клиента. При этом не следует повторять дословно слова клиента – это не имеет смысла. Нужно высказать ту же мысль, но своими словами: «Если я вас правильно понимаю, то…».

Отражение эмоций. Заключается в прямом проговаривании эмоций клиента: «Вы огорчены»; «Вы переживаете обиду в этой ситуации», т.п.

Понимание потребностей клиента. В содержании жалобы заложен конфликт между тем, что происходит, и между потребностью клиента.

Пример:

Кл: они не понимают меня. Я готовлю завтрак, обед, ужин, стираю, мою посуду, выслушиваю их. Я стараюсь, стремлюсь им помочь. Но никакой благодарности!

 

Процесс консультирования:

       
   
 
 


Внешняя реальность (события) Внутренняя реальность (чувства)

               
       
 


Клиент терапевт Клиент терапевт

 

И это очень важно разграничивать, отслеживать во время консультации

 
 


Предмет работы психолога – внутренняя реальность!!

 

Распределение времени консультации:

Реальность/ участники я клиент
Внутренняя 4 % 80 %
внешняя 1 % 15 %

 

Виды слушания:

¨ нерефлексивное слушание

¨ активное (или рефлексивное) слушание.

 

Задача первого вида – принятие (безоценочное выслушивание, поддержка).

Как достигается: выслушать человека, попытаться понять его. Причем не головой - душой – понять его эмоциональное состояние.

 

Задача второго – понять головой, т.е. суть проблемы, определить меру своего участия.

 

Техники слушания:

Нерефлексивное слушание

  1. Внимательный взгляд в глаза
  2. Наклон корпуса в отдельные моменты общения
  3. Кивки головой в знак понимания, сопереживания
  4. Иногда «Угу», «Так», «Понимаю», т.п.
  5. Эмпатия – умение почувствовать то же, что чувствует ваш клиент.

Рефлексивное слушание:

1. Уточнение («Объясните еще раз…», «уточните этот момент», т.п.)

2. Перефразирование – повторение своими словами («Иными словами, вы считаете, что…»)

3. Отражение чувств – передача чувств говорящего («Если я правильно понимаю, вы чувствуете обиду (вам это кажется несправедливым), т.п.)

4. Резюмирование – подытоживание основных мыслей («Таким образом, вы хотите…»)

 

Более сложным умением в понимании людей является умение понимать потребности, которые стоят за проблемной ситуацией, и которые клиент хочет удовлетворить.

 

Тема 4: Теории личности в практике ПК

Важность теории в психологическом консультировании, как и в других областях психологической практики, трудно переоценить. Можно сказать, что попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. Такой "летчик" в консультировании не только не эффективен, но иногда и опасен. В психологическом консультировании роль карты выполняет теория личности, открывающая широкую перспективу понимания проблем клиента и указывающая эффективные методы их разрешения. Теория помогает консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезорганизованным внутренним миром некоторых клиентов. Bramer, Shostrom (1982) подчеркивают, что консультант, не усвоивший теоретические основы своей профессии, не ознакомившийся с исследованиями, выполненными в данной области, не сможет ничего сделать для клиента, кроме применения частной техники.

Каждая теория выполняет четыре основные функции: обобщает накопленную информацию; делает более понятными сложные явления; предсказывает последствия разных обстоятельств; способствует поиску новых фактов (George, Cristiani, 1990).

Эти функции вполне подходят к любой теории, лежащей в основе консультативной практики. Теория помогает консультанту обобщить опыт работы с самыми разными клиентами, понять природу большинства их проблем и формы проявления конфликтов, способствует эффективному применению конкретных методов. Благодаря теоретической подготовке консультант может выдвигать гипотезы в своей практической работе и предвидеть результаты консультирования.

Каждый консультант на основе практики "конструирует" свою теорию, которая чаще всего опирается на уже известные теоретические парадигмы, или ориентации (психоаналитическую, поведенческо-когнитивную, экзистенциально-гуманистическую). С накоплением опыта постоянно происходит корректировка, расширение, укрепление теоретической базы. От чего зависит выбор той или иной теоретической ориентации? Прежде всего его определяет точка зрения консультанта на природу человека. От нее зависит характер ответов на принципиальные вопросы:

  • что есть человек?
  • какие врожденные тенденции ему свойственны?
  • свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или же определяется наследственностью и событиями прошлого?
  • существуют ли предпосылки изменения человека и как он может изменяться?

Ответы на эти вопросы определяют, как консультант понимает структуру личности, детерминацию Каждый консультант волен выбрать ту или иную концепцию как основу практики в зависимости от особенностей своей личности, мировоззрения, теоретико-психологических симпатий. Одновременно подчеркнем неправильность утверждений об истинности постулатов какой-либо единственной психотерапевтической школы вопреки другим школам. Результаты многочисленных исследований показывают, что в практике при ориентации на любое направление можно добиться сходной эффективности консультирования, Решающее значение имеет не столько сама теория, сколько зрелость личности консультанта и его профессиональная подготовка, подразумевающая высокую интеграцию теоретических познаний и практических навыков.

В настоящее время в мире распространяется эклектичное консультирование, представляющее собой попытку интеграции лучших сторон различных школ. Конечно, имеется в виду не набор разных теоретических принципов, воззрений или накопление методов и методик, доказавших практическую эффективность независимо от контекста возможного применения. Эклектичное консультирование опирается на системную интеграцию нескольких теоретических подходов в стремлении найти единое начало и проверить, как новая система "работает" на практике. Можно сказать, что создание эклектического подхода в консультировании — это итог всей профессиональной деятельности. Большинство специалистов, продолжительное время работающих в области психологического консультирования и психотерапии, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектичную, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из них.

Тема Структура процесса консультирования.

Ни одна из теоретических ориентаций или школ психологического консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента. Поэтому рассмотрим самую общую модель структуры консультативного процесса, называемую эклектической (В. Е. Gilland и сотрудники; 1989). Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.

1. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, "репетиция" действий и др.).

5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

  1. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме.

Здесь следует еще раз подчеркнуть то, о чем упоминалось выше, — в процессе консультирования важны не столько схемы (хотя общее представление и понимание хода консультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта. Ее составляют многие элементы, речь о которых пойдет ниже. Перечислим общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным:

1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо.

2. В процессе консультирования клиент и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психологическом консультировании нет статичных ситуаций.

3. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.

4. В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.

5. Стремясь помочь клиенту, консультант обязан "подключить" все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.

6. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи — решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.

7. Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов.

8. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода.

9. Некоторые проблемы — это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы (например, проблема экзистенциальной вины). В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.

  1. Эффективное консультирование — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.






Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.