Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 8. ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА РЕМОНТНОЙ БАЗЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ (2 часа)





 

8.1. СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ТРАНСПОРТА ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В НАЦ. ЭКОНОМИКЕ

С ростом объемов и товарности сельхоз производства в хозяйствах существенно увеличиваются объемы грузоперевозок, характер которых во многом зависит от специализации предприятий. В отличие от промышленных предприятий в аграрной сфере транспортные средства используются в течении года неравномерно, что связано с сезонностью производства.

Принимая участие в перевозке средств и предметов труда, рабочей силы и готовой продукции, транспорт является продолжением сельхоз производства. Транспорт обеспечивает связь между отраслями материального производства, отдельными сельхоз предприятиями и внутри них. Сельское хозяйство это транспортно-емкая отрасль. На транспортные и погрузочно-разгрузочные работы приходится примерно 35% затрат живого труда и около 20% материально-денежных затрат. В сельскохозяйственных предприятиях используется автотранспорт, трактора и другие транспортные средства, которые необходимо сочетать и учитывать эффективность при перевозках.

В хозяйствах осуществляются такие виды грузоперевозок как:

Ø Межхозяйственные грузоперевозки – перевозка продукции заготовительным и перерабатывающим предприятиям, доставка ремонтных и строительных материалов, кормов, технических средств – транспортом перевозок является автомобильный транспорт.

Ø Внутрихозяйственные грузоперевозки – перевозки продукции с полей, садов к местам хранения, потребления, очистки, сортировки, доставка семян к месту производственного использования – преимущество отдается автотранспорту.

Ø Внутриусадебные грузоперевозки – разновидность внутрихозяйственных – гужевой транспорт.

Ø Внутрифермерские грузоперевозки – включают доставку кормов из кормоцехов в кормушки животных – наземными и подвесными вагонетками, электрокарами, ленточными транспортерами, трубопроводами, тракторным и гужевым транспортом.

Транспортабельность грузов зависит от их удельного веса (массы 1м3) и влияет на использование грузоподъемности транспортных средств. Грузы классифицируются на: транспортабельные; малотранспортабельные; срочные – это такие грузы, которые быстро портятся (молок, ягоды, овощи); несрочные.

 

8.2 ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТА (МЕТОДЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ) И ПУТИ ИХ ПОВЫШЕНИЯ.

Показатели эффективного использования транспорта в сельском хозяйстве:

1) Потребность в транспортных средствах определяют исходя из объема грузоперевозок, их сроков и норм выработки транспортных средств, используя формулу: К = О / Нс Д Кс или К = О / Нд Д,

Где: К – количество транспортных средств (автомобилей, тракторного и гужевого транспорта);О – плановый объем грузоперевозок, т, т-км.; Нс – норма выработки за смену; Нд – норма выработки за день; Д – срок выполнения данного вида работ, дней; Кс - коэффициент сменности.

2) Годовую потребность автомобилей определяют по указанным формулам, исходя из объема автомобильных грузоперевозок в наиболее напряженный период года, учитывая коэффициент технической готовности.

3) Эффективность использования транспорта определяется отношением себестоимости 1 т-км грузоперевозок (транспортные затраты за смену, день, сезон) в лей, к объему грузоперевозок, в т-км.

4) Коэффициент использования грузоподъемности – это отношение перевезенного груза к номинальной грузоподъемности автомобиля.

5) Коэффициент использования пробега – отношение пробега автомобиля с грузом к общему его пробегу. Если автомобиль загружается только в одну сторону, данный коэффициент равен 0,5, в среднем он не превышает 0,55-,6.

Основными путями повышения эффективности использования автотранспорта являются:

ü Повышение коэффициентов технической готовности, использования автомобилей, их грузоподъемности и пробега.

ü Внедрение двухсменной работы.

ü Использование прицепов.

ü Улучшение состояния дорог.

ü Механизация и сокращение сроков погрузочно-разгрузочных работ.

ü Улучшение конструктивных качеств автомобилей (повышение мощности двигателей, надежности, грузоподъемности).

 

8.3 СУЩНОСТЬ РЕМОНТНОЙ БАЗЫ

В процессе эксплуатации машин основные показатели их работы – качество выполнения технологических операций и процессов, производительность, надежность, экономичность – изменяются. Ухудшение показателей работы машин и агрегатов в процессе эксплуатации объясняется главным образом нарастанием износов трущихся поверхностей деталей, нарушением правил эксплуатации и технического обслуживания. Износ и нарушение регулировок приводят к снижению качества выполняемых работ.Износ деталей снижает мощность двигателя, производительность машин и агрегатов, повышает удельный расход топлива, что приводит к удорожанию работ, увеличению продолжительности их выполнения и, в конечном счете, к недобору продукции. Бесперебойную работу техники с высокими технико-экономическими показателями призвана обеспечить система технического обслуживания машин.

Под техобслуживанием машин следует понимать совокупность технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение нормального технического состояния тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин (кормоуборочные машины, плуги, сеялки, опрыскиватели, комбинаторы и т.д.). Нормативным техническим состоянием следует считать такое, при котором машины укомплектованы сборочными единицами, механизмами и деталями, отвечающими техническим и агротехническим требованиям, а эксплуатационные показатели работы не ниже нормативных.

Техобслуживание машин можно подразделить на 3 основных системы:

Ø Принудительная система – ремонт машин проводят принудительно без учета потребности в нем (осенне-зимний период). Недостаток – удорожание ремонта.

Ø Система по потребности – единственными показателями необходимости проведения техобслуживания – опыт и знания.

Ø Планово-предупредительная система – техобслуживания предусматривает проведение всех видов техобслуживания в соответствии с планом, а ремонт – в зависимости от технического состояния машин.

Наиболее прогрессивной считается планово-предупредительная система техобслуживания. Плановой система называется потому, что все виды техобслуживания проводят после строго установленного времени работы машины по составленному плану – графику. Предупредительной система считается потому, что она предусматривает строго регламентированную периодичность и обязательный состав технических операций, которые предупреждают возникновение технических неисправностей, повышенных или аварийных износов и поломок деталей машин.

 

8.4 ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕМОНТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН (МЕТОДЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ)

Показатели уровня обеспеченности производственными средствами:

1. Фондообеспеченность, лей = Среднегодовая стоимость основных производственных средств/ Производственная площадь

2. Фондовооруженность, лей = Среднегодовая стоимость основных производственных средств / Численность работников

3. Техническая вооруженность труда, лей = Среднегодовая стоимость производственного оборудования/ Среднегодовая численность работников

Показатели эффективной работы ремонтной мастерской

1. Уровень производства, лей = Стоимость валовой сельхоз продукции/ Производственная площадь

4. Фондоотдача, лей = Стоимость валовой сельхоз продукции/ Среднегодовая стоимость основных производственных средств

2. Производительность труда 1 работника, лей = Стоимость валовой сельхоз продукции/ Среднегодовая численность работников

3. Прибыль от реализации в расчете на: 1 лей основных производственных средств и на 1 работника

4. Рентабельность сельхоз продукции и Общая рентабельность, %

 


ТЕМА 9 ПЛАНИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА БИЗНЕС – ПЛАНА (3 часа)

 

9.1. НЕОБХОДИМОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Процесс функционирования малого бизнеса можно представить в виде системы, состоящей из следующих элементов (рисунок 1).

В приложении к социально-экономическим системам, к которым относятся любые формы организации бизнеса, управление, понимаемое в широком смысле слова, представляет собой процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия управляющей подсистемы на управляемую подсистему с помощью общих функций управления, взаимосвязи и взаимодействие которых образует замкнутый повторяющийся цикл управления: Анализ Планирование Организация Учет Контроль Регулирование Анализ и т.д.

Известны и другие подходы к формированию сущности менеджмента. Например, Питер Друкер выделяет следующую последовательность общих функций управления: Планирование Контроль Организация Коммуникация Мотивация.

Определение и оценка возможностей МБ Разработка бизнес-плана Определение потребности в ресурсах Управление предприятием МБ
Продолжительность бизнеса   Рынок для реализации бизнеса Вступление   Описание бизнеса   Содержание плана Определение необходимых ресурсов Определение имеющихся ресурсов Разработка стиля управления Внедрение системы контроля Разработка организационных процедур
Анализ конкуренции   Ценность бизнеса для рынка и предприятия   Риск и прибыль, которые связаны с бизнесом   Предпринимательские знания, навыки и потребности Описание предприятия (резюме) Анализ отрасли План производства План маркетинга Финансовый план Организационный план Операционный план Заключение Расчет эффективности Идентификация потребности в ресурсах Определение поставщиков необходимых ресурсов Разработка подхода к поставщикам Регулярное проведение SWOT анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, их оценка) Определение факторов успеха

Рисунок 1 – Элементы процесса функционирования малого бизнеса

 

Независимо от способа идентификации функций управления очевидно одно – каждая функция важна по-своему. Мы здесь рассматриваем планирование.

Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения.

Необходимость планирования (составления планов) определяется многими причинами; выделим главные из них:

o Неопределенность будущего;

o Координирующая роль плана;

o Оптимизация экономических последствий.

Действительно, если бы будущее компании было абсолютно предопределено, не было бы нужды постоянно разрабатывать планы, совершенствовать методы их составления и структурирования. Отсюда видно, что основная цель составления любого плана – не определение точных цифр и ориентиров, поскольку сделать это невозможно в принципе, а идентификация по каждому из важнейших направлений некоторого «коридора», в границах которого может варьировать тот или иной показатель.

 

Цель составления плана – идентификация важнейших направлений некоторого «коридора», в границах которого может варьировать тот или иной показатель

Смысл координирующей (систему образующей) роли плана состоит в том, что наличие хорошо структурированных, детализированных и взаимоувязанных целевых установок дисциплинирует как перспективную, так и текущую деятельность, приводит ее в определенную систему, позволяет хозяйствующему субъекту работать без существенных сбоев.

Последняя причина в составлении планов заключается в том, что любое рассогласование деятельности системы требует финансовых затрат (прямых или косвенных) на его преодоление. Вероятность наступления такого рассогласования снижается, если работа осуществляется по плану. Кроме того, и негативные финансовые последствия (потери, убытки) также снижаются.

 

9.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА

Планирование – очень сложный, многогранный процесс, требующий тщательной проработки (экономико-математических расчетов) целого ряда вопросов. Одним из важнейших элементов процесса планирования деятельности предприятия, является составления бизнес-плана. Этот термин стал использоваться в конце 90-х годов прошлого столетия. В зависимости от масштаба и значимости вопросов, затронутых в конкретном бизнес-плане, его можно трактовать и как стратегический план развития фирмы, и как отдельный элемент более широкого плана действий.

Бизнес – план – это документ, определяющий предпринимательскую деятельность любого хозяйствующего субъекта. В нем разработана концепция и стратегия деятельности предприятия, анализируются все проблемы, с которыми оно сталкивается и способы их решения.

Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы помочь предпринимателям решить 4 основные задачи:

Изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта;

Оценить те затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность предприятия;

Обнаружить все возможные «подводные камни» («узкие места»), подстерегающие предпринимателя;

Определить показатели, по которым можно оценивать текущую и перспективную деятельность предприятия.

Бизнес-план – это категория рыночного хозяйствования. Он является проверенным инструментом повышения доходности предприятий в условиях конкуренции и свободного предпринимательства.

Сущность бизнес-плана проявляется в выполняемых им четырех функциях:

Возможность использования бизнес-плана для формирования концепции развития предприятия. Эта функция особенно важна в период создания предприятия и разработке новых направлений его деятельности.

Сам процесс составления плановых мероприятий (собственно планирование). Он включает экономическую оценку деятельности предприятия и контроль над выполнением плановых показателей.

Обоснование источников финансирования плановых мероприятий, включая кредитование (ни один кредитор не предоставит необходимую сумму денежных средств без представления ему бизнес-плана, в котором указана гарантия возврата средств).

Формирование общественного мнения через рекламно-пропагандистскую деятельность (маркетинговая программа, в том числе и для привлечения новых партнеров по бизнесу).

Поскольку бизнес-план – документ перспективный, его рекомендуется составлять на 3-5 лет вперед. При этом основные показатели первого года делать с разбивкой по месяцам; второго года – по кварталам; с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.

Бизнес-план текущей деятельности предприятия состоит из трех частей:

Описание бизнеса (разделы маркетинга и производства).

Финансовая информация (баланс, финансовый план, стратегия инвестиций, товарно-материальное обеспечение кредитов, страхование и расчеты рентабельности);

Сопроводительные документы (организационный и юридический планы, учредительные документы, копии контрактов, лицензий и т.п.).

Примерная структура бизнес-плана приведена в рисунке.

В теории и практике планирования бизнеса нет четко определенных методик по составлению бизнес-плана. В зависимости от категории отнесения предпринимательства, и отрасли в которой функционирует предприятия можно рекомендовать от 7 до 15 разделов. Конечно, когда речь идет о малых предприятиях, некоторые разделы можно объединять.

№ п/п Название Основных разделов   Содержание раздела Задачи анализа и оценка
- Титульный лист Название и адрес фирмы. Имена и адреса учредителей. Суть предлагаемого проекта. Стоимость проекта. Ссылка на секретность. -
  Резюме (вводная часть) Основные положения предполагаемого проекта. Цель производства. Новизна продукции. Сведения об объеме продаж, выручке, затрат, прибыли, срок возврата кредитов. Анализ и оценка. Объем продаж. Анализ затрат. Оценка риска. Оценка прибыли.
  Товар (услуга) Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защиты патентами, прогноз цены и затрат на производство, организация сервиса Оценка потребительских свойств товара. Анализ товаров –конкурентов; цен и затрат на производство продукции.
  Рынок сбыта Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура. Оценка положения дел в отрасли. Анализ: темпов прироста по отрасли; потенциальных потребителей; рыночной конъюнктуры.
  Конкуренция Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных характеристик, уровня качества и дизайна их продукции, политики цен конкурентов. Сравнительный анализ (отдельных групп показателей деятельности конкурентов). Анализ: цели, стратегии конкурентов; сильных и слабых сторон деятельности конкурентов.
  План маркетинга Цены. Каналы сбыта. Реклама, прогноз новой продукции, Ценообразование. Ценовые показатели. Анализ: состояния рынка; изменения цен; внешних и внутренних факторов; эффективности рекламы; сильных и слабых сторон фирмы; производственных возможностей фирмы
  План производства Производственный процесс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству, качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции. Оценка: необходимых сырья и материалов; необходимости трудовых ресурсов; необходимости производственных фондов. Анализ: условий производства; затрат на производство.
  Оценка Риска и страхование Слабые стороны предприятия. Вероятность появления новых технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков. Программа страхования и внешнего страхования от рисков. Анализ: риска по источникам и причинам; риска; выбора инвестиционных решений.
  Финансовый план Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и затрат. Сводный баланс активов и пассивов предприятий. График достижения безубыточности. Финансовый анализ деятельности предприятия. Анализ: баланса денежных расходов и поступлений; безубыточности; доходов и затрат. Выявление резервов для укрепления финансового положения.
  Стратегия Финансиро- вания Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов. Анализ: средств по источникам; платежеспособности предприятия; сроков окупаемости вложений.

Рисунок 2. Примерная структура бизнес-плана.

 

Необходимо отметить, что в зависимости от размеров предприятия и видов его деятельности, разделы бизнес-плана могут объединяться или расширяться. Добавляются новые разделы. Например, американские бизнесмены вводят еще раздел, посвященной оценке качества самого бизнес-плана. Эту оценку осуществляют, как правило, приглашенные эксперты, которые из нескольких предложенных вариантов бизнес-плана выбирают один, наиболее приемлемый для данного бизнеса. Причем, оптимальным вариантом признается не обязательно тот, где наибольшая прибыль, а и тот, где меньше вероятность финансовых потерь. Если составляется бизнес-плана для вновь создаваемого предприятия, то целесообразно добавить раздел, посвященный анализу аналогичного бизнеса на передовых предприятиях данной отрасли.

И, наконец, подчеркнем, что экономическая наука является динамично развивающимся процессом, а значит и процесс планирования предприятий необходимо постоянно совершенствовать.

 

9.3. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА: методы, сметы и показатели

Главным инструментом разработки бизнес-плана является сметное планирование. Смета – таблица исчисления предстоящих расходов и доходов. Смета – это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на планируемый период.

При составлении смет используют различные методы:

Ø Нормативный: расчет объемов затрат и потребностей в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя (реализация, выпуск продукции, объем услуг и т.п.).

Ø Расчетно-аналитический: расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения средних затрат на индекс их изменения в планируемом периоде.

Ø Балансовый: увязка объемов затрат и источников расширения ресурсов (доходов).

Ø Оптимизации: многовариантность – из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат или максимума получаемого эффекта (результата).

Ø Моделирования: факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства. Например, моделируется зависимость прибыли от уровня затрат и от выручки реализации продукции.

При разработке бизнес-плана, как правило, составляются следующие сметы:

1. Смета продаж включает информацию:

o О предполагаемых объемах реализации по каждому товару;

o Ожидаемую цену единицы товара.

Эти данные классифицируются по существующим представительствам предприятия.

2. Смета производства. Объем производства в натуральном выражении складывается из ожидаемого объема продаж плюс необходимая величина материальных запасов на конец года минус материальные запасы на начало года.

3. Смета прямых материальных затрат. Количество необходимых для производства основных материалов определяется как: Ожидаемая величина необходимых в производстве материалов плюс: желательная величина запасов на конец года минус запасы материалов на начало года.

Необходимое количество основных материалов умножается на ожидаемую цену единицы материала, чтобы определить общую сумму прямых затрат.

4. Смета затрат на оплату труда. Чтобы оценить общие расходы по заработной плате, необходимо количество отработанных в производстве часов, умножить на средний уровень почасовой оплаты труда.

5. Смета накладных расходов (по каждой статье)

6. Смета себестоимости реализованной продукции составляется на основе данных смет: прямых затрат; затрат по оплате труда; и накладных расходов.

Производственные расходы складываются из прямых материальных затрат, прямых расходов на оплату труда основного персонала, и общепроизводственных расходов.

Незавершенное производство составляют незавершенное производство на начало года и производственные расходы.

Себестоимость произведенной продукции складывается из годового незавершенного производства и на начало года.

Себестоимость реализованной продукции состоит из запасов готовой продукции на начало года и себестоимости произведенной за год продукции.

7. Смета текущих расходов (периодических) отражает ожидаемые расходы по реализации, а также общие и административные расходы. В нее также входя затраты на заработную плату административного персонала и служащих; расходы на освещение, коммуникацию (телефонная связь), страхование, делопроизводство (канцелярские товары) и другие.

8. Смета прибылей и убытков составляется на основе данных смет продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов, а также данные о прочих прибылях, прочих расходах и подоходного налога.

9. Смета капитальных затрат (инвестиций) обобщает план изменения материальных активов. Поскольку многие из них характеризуются относительно долгим сроком службы, эта смета составляется на несколько лет вперед.

10. Смета движения денежных средств (денежных потоков) включает ожидаемый приход и расход денежных средств, представлена в таблице 12.

11. Смета по статьям баланса (согласно требованиям международных стандартов) представлена в таблице 13.

Необходимо отметить, что основные финансовые показатели бизнес-плана: прибыль, рентабельность, капиталоотдача, капиталоемкость продукции, затраты на производство – должны быть увязаны между собой и сбалансированы с показателями производства и реализации продукции.

Сбалансированность финансовых показателей с затратами на производство и объемом продаж (реализации) может быть осуществлена различными способами:

· С помощью составления обобщенной сметы прибылей и убытков и баланса доходов и расходов;

· Методом расчета порога рентабельности производства и реализации продукции, позволяющего обосновать величину безубыточного объема продаж;

· Методом предельного анализа, позволяющего определить величину максимальной прибыли исходя из равенства предельного дохода (прироста выручки на единицу продукта) предельным издержкам (приросту затрат на единицу продукта);

· Методом производственной функции (типа функции Кобба-Дугласа), позволяющим прогнозировать ожидаемые показатели хозяйственной деятельности по факторам затрат труда и капитала;

· Методом построения двойного бюджета, позволяющим разделить в плане бюджета предприятия на текущий (на год) и стратегический (3-5 лет).

Представляет интерес структура бизнес-плана, применяемая в западных странах. Так, например, бизнес-план включает следующие разделы:

1. Введение и общая информация.

2. Оценка вклада (позиция на рынке).

3. Описание продукции и рынка сбыта.

4. Исследования и разработки

5. Производство и производственные мощности

6. Персонал и трудовые отношения.

7. Организация и управление.

8. Юридические материалы.

9. Финансовая информация.

10. Ликвидность.

11. Договоры.

12. Другие вопросы бухгалтерского учета.

Известна и более краткая схема бизнес-плана, который представляется как заявка для получения кредита:

Цель заявки. Личные средства. Описание бизнеса. Управление. Финансовые прогнозы и показатели предприятия.

Многие западные авторы обращают внимание на оформление бизнес-плана, так как его внешний вид может произвести определенное впечатление. Красиво и, грамотно оформленный бизнес-план, отражает уверенность в успехе, и поэтому вызывает доверие.

Особое внимание при разработке бизнес-плана необходимо уделить резюме. Оно должно быть кратким, и заинтересовать читающего для изучения и остальных разделов бизнес-плана. Любого партнера по бизнесу будет интересовать главным образом два вопроса: Риск вложения денег; Прибыльность вложенных денег.

 

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.