Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.





ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве приоритета обозначает воспитание высоконравственных, творческих компетентных и успешных граждан России. Что становится возможным при условии организации целостного личностно-развивающего пространства. Урочная, внеурочная, внешкольная, семейная воспитательная деятельность образует контуры личностно-развивающего пространства. Поэтому учитель теперь не носитель знаний - он помощник, координатор обучающегося. Очень важной частью работы учителя является развитие личности учащегося, выявление потенциальных возможностей ребенка. Поэтому в деятельности образовательных учреждений необходим выход за рамки классно-урочной системы, которой становится недостаточно. Дополнением этой системы является внеурочная деятельность образовательных организаций, деятельность организаций дополнительного образования [ 15 ].

Организация внеурочной работы в деятельности образовательных организаций открывает новые возможности для самореализации, самоопределения, творческого и интеллектуального развития каждого обучающегося. Так, разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; разнообразная внеурочная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности [ 6 ].

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения рассматривает понятие «внеурочная деятельность», как неотъемлемую часть образовательного процесса, и характеризует её как образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной системы. Применение разнообразных форм работы расширяет возможности учителя и обучающихся. К таким формам можно отнести различные кружки, олимпиады, конкурсы, викторины, факультативы по различным предметам [ 25 ].

По мнению Малышевой Е.А. внеурочная деятельность в свете новых требований ФГОС приобрела особое значение в учебно-воспитательном процессе начальной школы и способна повысить качество воспитания и социализации детей. Но для этого необходимо соблюдение ряда условий: учета результатов системного анализа социокультурной ситуации при проектировании внеурочной деятельности; диагностики способностей и интересов детей; комплексного обеспечения самой деятельности (кадрового, программно-методического, материально-технического) [ 7 ].

Таким образом нами установлено объективно существующее противоречие между потребностью в осуществлении внеурочной деятельности как составной части педагогического процесса образовательной организации и недостаточностью методического оснащения образовательной организации для реализации внеурочной деятельности.

Отсюда возникает проблема в необходимости разработки методических рекомендаций по организации и осуществлению внеурочной деятельности в начальной школе, носящих практический характер.

Цель исследования заключается в изучении теоретических основ организации внеурочной деятельности в начальной школе и в разработке методических рекомендаций по организации и осуществлению внеурочной деятельности в начальной школе.

Объект исследования - внеурочная деятельность в образовательной организации.

Предмет исследования - особенности организации внеурочной деятельности в педагогическом процессе образовательной организации.

С учетом объекта, предмета и цели исследования нами были определены задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия внеурочной деятельности и особенностей ее организации в начальной школе на основе анализа психолого-педагогических взглядов и методической литературы.

2. Определить основные формы организации внеурочной деятельности в начальной школе и особенности их организации.

3. Разработать методические рекомендации по организации и осуществлению внеурочной деятельности в начальной школе.

Решение поставленных задач потребовало применения следующих методов исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов; материалов периодической печати; программно-методических материалов: учебных программ, пособий; материалов ФГОС второго поколения, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», обобщение свойств исследуемых явлений; эмпирические – беседа, анализ школьной документации.

Методологической базой исследованияявляются концепции и подходы к воспитанию, всесторонне исследуемые учеными при рассмотрении воспитания, как основной части образования (Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, К. Н. Венцеля, П. Ф. Каптерева, и др.), современные теории воспитания (Ю. К. Бабанский, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, В. А. Караковский, А. В. Мудрик, Н. Л. Селиванова, Н. М. Таланчук, Евладова Е.Б. и др.), концепции построения воспитательной среды как сложной и многообразной системы (" Самовоспитание школьников" Г.К. Селевко, "Системное построение процесса воспитания" В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, "Системно-ролевая теория формирования личности ребенка" Н.М. Таланчук, " Формирование образа жизни, достойного человека" Н.Е. Щуркова и др.) и психолого-педагогические теории общей стратегии воспитания.

Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные работы Евладовой Е.Б., Данилюка А.Я., Григорьева Д.В., в которых выявляется сущность основных понятий организации внеурочной деятельности; мы также опирались на нормативную базу РФ в области образования, а именно ФГОС второго поколения, ФЗ " Об образовании в Российской Федерации", Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ"), Концепция духовно-нравственного воспитания и развития школьников и другие документы.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что ее можно использовать как методическое пособие для учителей начальных классов по организации внеурочной деятельности.

Структура курсовой работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников, и приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определены объект, предмет, цели, сформулированы задачи исследования, описаны его теоретико-методологические основы, методы и практическая значимость.

Первая глава теоретическая:" Теоретические основы внеурочной деятельности" Она включает в себя сущность понятия внеурочной деятельности в начальной школе и особенности ее организации в образовательной организации.

Вторая глава практической направленности:" Методологические аспекты организации внеурочной деятельности в начальной школе", в ней рассмотрены различные формы организации внеурочной деятельности в начальной школе и разработаны методические рекомендации по организации и осуществлению внеурочной деятельности в начальной школе на основе проведенной работы.

В заключениисделаны выводы, обобщения по результатам исследования и даны рекомендации по осуществлению внеурочной деятельности в образовательной организации.

В приложениипредставлены материалы, подтверждающие работу автора.

 

 

Заключение

 

Приложение 1

Депривационные ситуации

Виды депривации В социокультурной среде В педагогическом процессе
Деятельностная - Недостаточность оборудования и материалов, для разнообразной детской деятельности; - не используется совокупность разных видов деятельности в природе; - условия, неориентированные на воспитание социальной ответственности; - не предоставлена возможность самостоятельно осуществлять деятельность; - ограниченность бесплатных центров для разнообразной деятельности детей: театральной, музыкальной, изодеятельности и др. - Безынициативность ребенка; - несформированность готовности к выполнению действий; - ребенок испытывает трудности в выполнении действий; - ребенок не испытывает потребности в разнообразии деятельности; - несформированность способов правильного поведения в социуме, природе; - несформированность мотивов деятельности; - отсутствие желания действовать самостоятельно; - игры детей бедны и неразнообразны; - педагог не ориентируется на самостоятельную деятельность детей; - ограниченность ситуаций, обеспечивающих упражнения детей в различной практической деятельности; - отсутствие образцов деятельности и упражнений; - нет комплексного подхода к организации деятельности детей; - не учитывается уровень развития каждого ребенка
Ценностная - Предпочтения отдаются предметам быта, а не социокультурным и природным объектам; - в среде не прививается благодарность людям и природе за жизнь; - природа понимается как средство труда, а не как ценность; - ребенок видит негативный пример межличностных отношений взрослых - Поведение ребенка не ориентируется на социальные и экологические ценности; - ценно только то, что необходимо для конкретной деятельности; - не осознается ценность человеческой жизни, ее неповторимость; - ориентиры на внешнее, а не на внутреннее содержание объектов познания; - в педагогическом процессе не раскрывается значение жизни, как высшей человеческой ценности; - общечеловеческие ценности не являются предметом воспитания; - нет бесед, позволяющих осознать ценность природы и труда; - педагог не задумывается о своем духовном мире и не заботится о его формировании у детей
Креативная - Отсутствие в среде условий для творческой деятельности; - отсутствие стимулов для творческого самовыражения; - отсутствие достаточных и разнообразных материалов для творческой деятельности; - предметный мир, в котором отдается предпочтение телевидению, компьютеру; - среда не стимулирует развитие эмоциональной сферы детей - Не сформирована потребность самовыражаться; - не развито творческое воображение, творческое мышление; - дети не пытаются объяснить явления со своей точки зрения; - сюжеты игр бедны, игровые действия не развиты, однообразны; - не используются приемы работы, направленные на развитие творческой деятельности; - преобладание репродуктивных методов работы с детьми; - нет общего подхода к творческой деятельности детей у педагогов и родителей; - педагог сам не проявляет активности в творческой деятельности
Познавательная - Отсутствие стимулов, направленных на развитие внимания, памяти, воображения; - однообразие, повторяемость элементов окружающей среды; - отсутствие проблемных ситуаций, социальных и природных объектов, заставляющих ребенка мыслить - Несформированность способов познания природы: созерцания, наблюдения, обследования, перцептивных действий и др. - отсутствие остаточного словарного запаса для обозначения социальных и природных объектов; - ребенок не проявляет любознательности, любопытства, активности, познавательного интереса; - бедность впечатлений, недостаток ощущений, переживаний; - преобладают аудиторные занятия; - однообразие форм работы, нерегулярность; - редко используются опыты и эксперименты; - работа проходит без учета депривационных ситуаций; - педагог вносит стереотипы в образовательный процесс; - отсутствие последовательного и целенаправленного, планомерного руководства; - недостаточно используются художественное слово, фольклор.

 

Приложение 2

 

 

Приложение 3

 

 

Модель школы полного дня

 

 

 

Приложение 4

Оптимизационная модель

 

 

  Приложение 5

 

 

Инновационно - образовательная модель

 

 

  Приложение 6

 

Уровни результатов внеурочной деятельности

 

 

Первый уровень Второй уровень Третий уровень
Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс) Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы) Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс)
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура). Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

 

Приложение 7

Направления и формы внеурочной деятельности

 

Направление внеурочной деятельности Формы внеурочной деятельности
Спортивно-оздоровительное Работа спортивной секции «Танцевальная акробатика». Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований. Проведение бесед по охране здоровья. Применение игровых моментов, физминуток. Ведение бесед «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».. Проведение ежедневных динамических пауз.
Общекультурное Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся. Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи. Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, края. Организация и работа кружков «Юный натуралист» и «Юный пешеход». Встречи с представителями творческих профессий, знакомство с лучшими произведениями искусства. Посещение конкурсов и фестивалей фольклорного и современного творчества, тематических выставок. Творческие проекты.
Общеинтеллектуальное Предметные недели. Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры, викторины и др. Организация и проведение занятий кружка «Художественная мастерская». Познавательные беседы, диспуты. Интеллектуальные клубы. Акции познавательной направленности. Интеллектуальные и творческие марафоны, олимпиады, факультативы, интеллектуальный клуб, турниры, интеллектуально-творческие проекты и научно-исследовательские кружки, проектная деятельность.
Духовно-нравственное - Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества». - Выставки рисунков. - Оформление газет о боевой и трудовой славе односельчан. Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда. - Конкурсы рисунков. - Проведение субботников. - Работа на пришкольном участке. - Разведение комнатных цветов - Организация и работа кружка «Театральный».
Социальное Организация и работа кружка " Я познаю мир". Участие в социально-значимых проектах «Вы вечно в памяти народной», «Спешите делать добро». Беседы, социально-значимые акции. Экологические акции, десанты, экологические проекты.

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве приоритета обозначает воспитание высоконравственных, творческих компетентных и успешных граждан России. Что становится возможным при условии организации целостного личностно-развивающего пространства. Урочная, внеурочная, внешкольная, семейная воспитательная деятельность образует контуры личностно-развивающего пространства. Поэтому учитель теперь не носитель знаний - он помощник, координатор обучающегося. Очень важной частью работы учителя является развитие личности учащегося, выявление потенциальных возможностей ребенка. Поэтому в деятельности образовательных учреждений необходим выход за рамки классно-урочной системы, которой становится недостаточно. Дополнением этой системы является внеурочная деятельность образовательных организаций, деятельность организаций дополнительного образования [ 15 ].

Организация внеурочной работы в деятельности образовательных организаций открывает новые возможности для самореализации, самоопределения, творческого и интеллектуального развития каждого обучающегося. Так, разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; разнообразная внеурочная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности [ 6 ].

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения рассматривает понятие «внеурочная деятельность», как неотъемлемую часть образовательного процесса, и характеризует её как образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной системы. Применение разнообразных форм работы расширяет возможности учителя и обучающихся. К таким формам можно отнести различные кружки, олимпиады, конкурсы, викторины, факультативы по различным предметам [ 25 ].

По мнению Малышевой Е.А. внеурочная деятельность в свете новых требований ФГОС приобрела особое значение в учебно-воспитательном процессе начальной школы и способна повысить качество воспитания и социализации детей. Но для этого необходимо соблюдение ряда условий: учета результатов системного анализа социокультурной ситуации при проектировании внеурочной деятельности; диагностики способностей и интересов детей; комплексного обеспечения самой деятельности (кадрового, программно-методического, материально-технического) [ 7 ].

Таким образом нами установлено объективно существующее противоречие между потребностью в осуществлении внеурочной деятельности как составной части педагогического процесса образовательной организации и недостаточностью методического оснащения образовательной организации для реализации внеурочной деятельности.

Отсюда возникает проблема в необходимости разработки методических рекомендаций по организации и осуществлению внеурочной деятельности в начальной школе, носящих практический характер.

Цель исследования заключается в изучении теоретических основ организации внеурочной деятельности в начальной школе и в разработке методических рекомендаций по организации и осуществлению внеурочной деятельности в начальной школе.

Объект исследования - внеурочная деятельность в образовательной организации.

Предмет исследования - особенности организации внеурочной деятельности в педагогическом процессе образовательной организации.

С учетом объекта, предмета и цели исследования нами были определены задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия внеурочной деятельности и особенностей ее организации в начальной школе на основе анализа психолого-педагогических взглядов и методической литературы.

2. Определить основные формы организации внеурочной деятельности в начальной школе и особенности их организации.

3. Разработать методические рекомендации по организации и осуществлению внеурочной деятельности в начальной школе.

Решение поставленных задач потребовало применения следующих методов исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов; материалов периодической печати; программно-методических материалов: учебных программ, пособий; материалов ФГОС второго поколения, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», обобщение свойств исследуемых явлений; эмпирические – беседа, анализ школьной документации.

Методологической базой исследованияявляются концепции и подходы к воспитанию, всесторонне исследуемые учеными при рассмотрении воспитания, как основной части образования (Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, К. Н. Венцеля, П. Ф. Каптерева, и др.), современные теории воспитания (Ю. К. Бабанский, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, В. А. Караковский, А. В. Мудрик, Н. Л. Селиванова, Н. М. Таланчук, Евладова Е.Б. и др.), концепции построения воспитательной среды как сложной и многообразной системы (" Самовоспитание школьников" Г.К. Селевко, "Системное построение процесса воспитания" В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, "Системно-ролевая теория формирования личности ребенка" Н.М. Таланчук, " Формирование образа жизни, достойного человека" Н.Е. Щуркова и др.) и психолого-педагогические теории общей стратегии воспитания.

Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные работы Евладовой Е.Б., Данилюка А.Я., Григорьева Д.В., в которых выявляется сущность основных понятий организации внеурочной деятельности; мы также опирались на нормативную базу РФ в области образования, а именно ФГОС второго поколения, ФЗ " Об образовании в Российской Федерации", Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ"), Концепция духовно-нравственного воспитания и развития школьников и другие документы.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что ее можно использовать как методическое пособие для учителей начальных классов по организации внеурочной деятельности.

Структура курсовой работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников, и приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определены объект, предмет, цели, сформулированы задачи исследования, описаны его теоретико-методологические основы, методы и практическая значимость.

Первая глава теоретическая:" Теоретические основы внеурочной деятельности" Она включает в себя сущность понятия внеурочной деятельности в начальной школе и особенности ее организации в образовательной организации.

Вторая глава практической направленности:" Методологические аспекты организации внеурочной деятельности в начальной школе", в ней рассмотрены различные формы организации внеурочной деятельности в начальной школе и разработаны методические рекомендации по организации и осуществлению внеурочной деятельности в начальной школе на основе проведенной работы.

В заключениисделаны выводы, обобщения по результатам исследования и даны рекомендации по осуществлению внеурочной деятельности в образовательной организации.

В приложениипредставлены материалы, подтверждающие работу автора.

 

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1. Сущность понятия внеурочной деятельности в начальной школе.

 

 

Согласно ФГОС НОО внеурочной деятельности в системе образования уделяется большое внимание. Она является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Этот факт обусловлен тем, что приоритетным направлением в школе является ориентация на гармонизацию развития личности младших школьников, выявление их творческих и интеллектуальных способностей. В понятие " внеурочная деятельность" включается не только система занятий, но и общение учащихся во внеурочное время. Сюда же относятся элементы учебной деятельности, организуемой после уроков и направленной на воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов и овладение культурой умственного труда [ 13 ]. По мнению Мудрика А.В. в ходе такой деятельности учащиеся также овладевают социальным опытом, преобразуют окружающую их среду, приобретают необходимый практический ум и навыки. Таким образом, внеурочная деятельность помогает решить ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся [ 9 ].

В основе организации внеурочной деятельности лежит ряд педагогических принципов воспитания. Все они тесно взаимосвязаны между собой и представляют целый комплекс. Принципы придают внеурочной деятельности определенную устойчивость, одновременно открывая динамические возможности. К таким принципам относятся: принцип непрерывного общего и профессионального развития личности, природосообразности воспитания, культуросообразности воспитания, личностный подход, диалогический подход, индивидуально-творческий подход, обучения и воспитания в коллективе, связи воспитания с жизнью, эстетизации детской жизни, организации педагогического процесса, согласованности требований школы, семьи и общественности [ 19].

Внеурочная деятельность позволяет удовлетворить потребности учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Заинтересованность школы в решении проблемы организации внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Школа и организации дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора [ 16 ].

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов [ 20 ].

Для реализации внеурочной деятельности в начальной школе доступны следующие ее виды: игровая, познавательная, художественно-эстетическая, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, общественно-полезная, военно-патриотическая, проектная, проблемно-ценностное общение, досуговое общение [ 5 ].

Школа впервые должна включить в основную образовательную программу начального общего образования программу организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования. Внеурочная деятельность в таких условиях становится предметом специального проектирования. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений наряду с учебными предметами определены направления и объем внеурочной деятельности [ 13 ].

Так, внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное. Её объем в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители) [ 12].

При определении содержания учебного плана во внеурочную деятельность можно включать дополнительные образовательные программы, программу воспитания и социализации учащихся, воспитательные программы. При планировании и организации внеурочной деятельности школа может использовать ресурсы учреждений дополнительного образования [ 26 ]. В проектировании и реализации учебного плана необходимо акцентировать внимание на создании развивающей среды с учетом конкретных условий. К таким условиям можно отнести: научно-методическое обеспечение (Методический совет и т.д.), материально-техническое обеспечение (оснащенность учебных кабинетов, спортзала, досугового центра и т.д.), информационное обеспечение (наличие современного мультимедийного оборудования и выхода в сеть Интернет), внешние связи и партнерство (сотрудничество с УДО, учреждениями культуры и спорта, родителями) [ 7 ].

При реализации внеурочной деятельности вышеперечисленные условия часто не могут создаваться в полной мере, что ограничивает возможности обучающихся для самореализации, самоопределения, усвоения разнообразия социальных ролей, знакомства с нормами и правилами общества. Такая ситуация может привести к различным депривациям, то есть к лишениям, ограничениям возможностей для удовлетворения важных психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени. Возникающие депривации могут повлиять на развитие речи ребенка, на освоение им социальных навыков, развитие мелкой моторики. Поэтому при планировании внеурочной деятельности в начальной школе целесообразно провести анализ депривационных ситуаций (Приложение 1).

На основе анализа таких ситуаций и возможностей образовательного учреждения разрабатываются новые, модернизируются имеющиеся программы дополнительного образования в школе, приобретается необходимое оборудование и материалы, подготавливаются квалифицированные педагогические кадры, решаются проблемы интеграции образовательного учреждения по разным направлениям и организаций дополнительного образования [ 8 ].

Именно в пространстве дополнительного образования появляется реальная возможность расширить круг общения как взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые не являются их учителями и, следовательно, не знают о учебных успехах и неудачах. Там, где дополнительное образование достаточно развито и стало подразделением школы, большинство занятий проводятся не в учебных классах, а в иных помещениях. Это также положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей [ 2 ].

При всем желании классных руководителей возможность для общения с детьми вне привычных классных стен маловероятна для подавляющего числа школ. Что же касается научно - методического обеспечения, то в последние годы увеличилось число воспитателей, классных руководителей, создающих собственные программы внеурочной (воспитательной) деятельности. Однако пока это скорее исключение. И даже те школы, которые обращаются за помощью в учреждения дополнительного образования, вынуждены значительно корректировать их образовательные программы, с тем, чтобы адаптировать их к внеурочной деятельности, соотнести с реальными возможностями учителей, условиями реализации и т. п. [ 11 ].

Совершенно очевидно, что учителя не могут в полной мере заменить педагогов дополнительного образования, даже если они пройдут специальную переподготовку (это требует значительных средств, времени и т. д.). Дело в невозможности (профессиональной, временной, качественной) соединить слишком большое число обязанностей работу педагога-предметника, деятельность классного руководителя и проведение занятий в творческом объединении. Тем более что творческое объединение в системе дополнительного образования детей это не просто занятия кружка по предмету, который ведет учитель [ 17 ].

Таким образом, внеурочная деятельность, как особый вид деятельности, становится многомерным явлением, где происходит согласование возможностей и готовности образовательной организации, а именно всех ее субъектов образовательных отношений (педагогов, учащихся и их родителей, социальных партнеров), к продуктивному взаимодействию в создании особых условий: учета результатов системного анализа социокультурной ситуации при проектировании внеурочной деятельности; диагностики способностей и интересов детей; комплексного обеспечения самой деятельности (кадрового, программно-методического, материально-технического) [ 7 ]. Эти условия способствуют развитию многогранной личности, принимающей и разделяющей социально-значимые ценности гражданского общества.

 

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.