Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Разработка методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в начальной школе.





При изучении темы курсовой работы, мы решили, что наиболее эффективным продуктом будет методическое пособие, которое поможет учителю в организации и осуществлении внеурочной деятельности в начальной школе.

Нами был разработан сборник методических рекомендаций по организации и осуществлению внеурочной деятельности на ступени начального общего образования. В структуру рекомендаций мы включили следующие пункты: пояснительная записка, общие цели, принципы и формы организации внеурочной деятельности; нормативные, инструктивные и методические документы, обеспечивающие организацию внеурочной деятельности на федеральном уровне; основные типы программ внеурочной деятельности и методику разработки программ внеурочной деятельности; модели взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования; модель организации внеурочной деятельности в начальной школе; глоссарий; список использованной литературы; список рекомендуемой литературы; приложение.

Такая структура позволила наиболее полно отразить сущность организации и осуществления внеурочной деятельности в начальной школе. Мы разработали рекомендации, опираясь на требования к разработке методических пособий. Каждый пункт нашего сборника будет полезен учителю начальных классов для успешной и эффективной реализации внеурочной деятельности.

Пояснительная записка раскрывает актуальность разработки данного методического пособия, его значимость, цели и задачи.

Наши методические рекомендации разработаны с учетом всех происходящих изменений, касающихся организации внеурочной деятельности в начальной школе. Главной целью при разработке методических рекомендаций мы определили оказание методической помощи педагогам-практикам в организации и построении внеурочной деятельности. Применение этих методических рекомендаций ориентировано на эффективность оказания методической помощи педагогам-практикам в организации и построении внеурочной деятельности.

В пункте "Общие цели, принципы и формы организации внеурочной деятельности" рассматриваются основные цели организации и реализации внеурочной деятельности в начальной школе. В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. Описаны основные принципы: принцип гуманистической направленности, принцип системности, принцип вариативности, принцип креативности, принцип успешности и социальной значимости. Этими принципами должен руководствоваться педагог при организации и осуществлении внеурочной деятельности. Рассматриваются возможные формы эффективной реализации внеурочной деятельности: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые (досуговые).

В пункте "Нормативные, инструктивные и методические документы, обеспечивающие организацию внеурочной деятельности на федеральном уровне" представлены нормативные документы федерального уровня и отражена их структура (ФЗ " ОБ образовании в РФ", ФГОС НОО, СанПин и другие), также предложены инструктивные и методические пособия (Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в формате «интенсивов»; Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа; Конструирование программ: хочу, надо, делаю. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся и другие пособия), которые помогут организовать внеурочную деятельность.

В следующих пунктах представлены возможные типы программ внеурочной деятельности (комплексные образовательные программы; тематические образовательные программы; образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определѐнного уровня) и предложена поэтапная методика их разработки. Далее рассматриваются модели взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования:модель предметно - кружковой деятельности; модель культурно - досуговой деятельности; модель, созданная на основе единой совместной программы деятельности; модель совместной экспериментальной деятельности нескольких образовательных учреждений; модель интеграции. Представлена примерная модель организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении. В глоссарии раскрываются основные понятия, используемые в методическом пособии.

Организации внеурочной деятельности в школах отводится большое внимание, так как без неё невозможно осуществить полноценно образовательно-воспитательный процесс. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения внеурочная деятельность является неотъемлемой частью реализации образовательного процесса в школе. Именно поэтому так важно правильно и эффективно организовать и осуществить внеурочную деятельность. Материалы для нашего сборника методических организаций мы собрали с учетом часто возникающих вопросов у учителей при организации и осуществлении внеурочной деятельности.

Таким образом, разработанное нами методическое пособие может действительно служить помощником для учителя при организации и осуществлении внеурочной деятельности.

Заключение

 

Приложение 1

Депривационные ситуации

Виды депривации В социокультурной среде В педагогическом процессе
Деятельностная - Недостаточность оборудования и материалов, для разнообразной детской деятельности; - не используется совокупность разных видов деятельности в природе; - условия, неориентированные на воспитание социальной ответственности; - не предоставлена возможность самостоятельно осуществлять деятельность; - ограниченность бесплатных центров для разнообразной деятельности детей: театральной, музыкальной, изодеятельности и др. - Безынициативность ребенка; - несформированность готовности к выполнению действий; - ребенок испытывает трудности в выполнении действий; - ребенок не испытывает потребности в разнообразии деятельности; - несформированность способов правильного поведения в социуме, природе; - несформированность мотивов деятельности; - отсутствие желания действовать самостоятельно; - игры детей бедны и неразнообразны; - педагог не ориентируется на самостоятельную деятельность детей; - ограниченность ситуаций, обеспечивающих упражнения детей в различной практической деятельности; - отсутствие образцов деятельности и упражнений; - нет комплексного подхода к организации деятельности детей; - не учитывается уровень развития каждого ребенка
Ценностная - Предпочтения отдаются предметам быта, а не социокультурным и природным объектам; - в среде не прививается благодарность людям и природе за жизнь; - природа понимается как средство труда, а не как ценность; - ребенок видит негативный пример межличностных отношений взрослых - Поведение ребенка не ориентируется на социальные и экологические ценности; - ценно только то, что необходимо для конкретной деятельности; - не осознается ценность человеческой жизни, ее неповторимость; - ориентиры на внешнее, а не на внутреннее содержание объектов познания; - в педагогическом процессе не раскрывается значение жизни, как высшей человеческой ценности; - общечеловеческие ценности не являются предметом воспитания; - нет бесед, позволяющих осознать ценность природы и труда; - педагог не задумывается о своем духовном мире и не заботится о его формировании у детей
Креативная - Отсутствие в среде условий для творческой деятельности; - отсутствие стимулов для творческого самовыражения; - отсутствие достаточных и разнообразных материалов для творческой деятельности; - предметный мир, в котором отдается предпочтение телевидению, компьютеру; - среда не стимулирует развитие эмоциональной сферы детей - Не сформирована потребность самовыражаться; - не развито творческое воображение, творческое мышление; - дети не пытаются объяснить явления со своей точки зрения; - сюжеты игр бедны, игровые действия не развиты, однообразны; - не используются приемы работы, направленные на развитие творческой деятельности; - преобладание репродуктивных методов работы с детьми; - нет общего подхода к творческой деятельности детей у педагогов и родителей; - педагог сам не проявляет активности в творческой деятельности
Познавательная - Отсутствие стимулов, направленных на развитие внимания, памяти, воображения; - однообразие, повторяемость элементов окружающей среды; - отсутствие проблемных ситуаций, социальных и природных объектов, заставляющих ребенка мыслить - Несформированность способов познания природы: созерцания, наблюдения, обследования, перцептивных действий и др. - отсутствие остаточного словарного запаса для обозначения социальных и природных объектов; - ребенок не проявляет любознательности, любопытства, активности, познавательного интереса; - бедность впечатлений, недостаток ощущений, переживаний; - преобладают аудиторные занятия; - однообразие форм работы, нерегулярность; - редко используются опыты и эксперименты; - работа проходит без учета депривационных ситуаций; - педагог вносит стереотипы в образовательный процесс; - отсутствие последовательного и целенаправленного, планомерного руководства; - недостаточно используются художественное слово, фольклор.

 

Приложение 2

 

 

Приложение 3

 

 

Модель школы полного дня

 

 

 

Приложение 4

Оптимизационная модель

 

 

  Приложение 5

 

 

Инновационно - образовательная модель

 

 

  Приложение 6

 

Уровни результатов внеурочной деятельности

 

 

Первый уровень Второй уровень Третий уровень
Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс) Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы) Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс)
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура). Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

 

Приложение 7

Направления и формы внеурочной деятельности

 

Направление внеурочной деятельности Формы внеурочной деятельности
Спортивно-оздоровительное Работа спортивной секции «Танцевальная акробатика». Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований. Проведение бесед по охране здоровья. Применение игровых моментов, физминуток. Ведение бесед «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».. Проведение ежедневных динамических пауз.
Общекультурное Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся. Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи. Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, края. Организация и работа кружков «Юный натуралист» и «Юный пешеход». Встречи с представителями творческих профессий, знакомство с лучшими произведениями искусства. Посещение конкурсов и фестивалей фольклорного и современного творчества, тематических выставок. Творческие проекты.
Общеинтеллектуальное Предметные недели. Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры, викторины и др. Организация и проведение занятий кружка «Художественная мастерская». Познавательные беседы, диспуты. Интеллектуальные клубы. Акции познавательной направленности. Интеллектуальные и творческие марафоны, олимпиады, факультативы, интеллектуальный клуб, турниры, интеллектуально-творческие проекты и научно-исследовательские кружки, проектная деятельность.
Духовно-нравственное - Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества». - Выставки рисунков. - Оформление газет о боевой и трудовой славе односельчан. Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда. - Конкурсы рисунков. - Проведение субботников. - Работа на пришкольном участке. - Разведение комнатных цветов - Организация и работа кружка «Театральный».
Социальное Организация и работа кружка " Я познаю мир". Участие в социально-значимых проектах «Вы вечно в памяти народной», «Спешите делать добро». Беседы, социально-значимые акции. Экологические акции, десанты, экологические проекты.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.