Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В октябре 1721 г. В связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод присваивают Петру I титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского», и Россия становится империей.





Монарх является источником всей исполнительной власти и всех государственных учреждений. Присутствие монарха в определенном месте прекращало действие всей администрации, и власть автоматически переходила к нему[2].

Необходимо познакомиться с обстановкой, которая сложилась в России в конце XVII-начале XVIII века. Надо помнить, что деятельность Петра I исторически обусловлена. Проводимые реформы были совершенно необходимы для дальнейшего экономического развития русского государства, и с той точки зрения его деятельность была прогрессивна.

В царствование Петра I окончательно оформляется в России абсолютная монархия. В государственном устройстве России уже в середине XVII века происходит постепенный переход к абсолютизму. Факторами, ускорившими переход к абсолютизму, послужили и военная опасность со стороны соседних государств, и стремление России к расширению своей территории, получение выхода к морям. Уже с середины XVII века не созываются Земские соборы. Боярская дума начинает утрачивать свой исключительно аристократический характер, частично заполняется дьяками (т.е. чиновниками и неродовитыми дворянами). В административном аппарате проявляются процессы централизации и бюрократизации. Полное формирование основных элементов абсолютизма относится к Петровской эпохе. Сущность проведенных в первой четверти XVIII административных реформ состояла в создании нового чиновничье-дворянского аппарата, во главе которого стоял неограниченный монарх.

Законодательное оформление абсолютизма было осуществлено в толковании к двадцатому артикула Воинского устава и Духовном регламенте: «Император Всероссийский есть мать самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам бог повелевается[3]. Абсолютизму того времени были присущи следующие основные черты:

- максимальное сосредоточение светской и духовной власти;

- наличие профессионального бюрократического аппарата;

- наличие постоянной армии;

- ликвидация всех сословных органов и учреждений.

Так как в Российской империи сложилась новая форма правления, то необходимо было сформировать правоохранительную систему, отвечаю потребностям абсолютной монархии. В первой четверти XVIII века, в период правления Петра I, правоохранительная система была представлена нижеперечисленными органами.

Монарх являлся источником всей исполнительной власти и главой всех государственных учреждений[4]. Трансформации Боярской Думы прекратились с образованием в 1711 году Сената. Компетенция Сената была достаточно обширна. К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия.

Центральными отраслевыми органами управления выступали приказы. Одной из характерных черт приказов являлось то, что они были не только административными, но и судебными органами. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Генерал-прокурор являлся «оком государевым», «стряпчим о делах государственных». В первой четверти XVIII века складывается система коллегий. В реестр коллегий входили коллегии: иностранных дел; казенных сборов; юстиции; ревизионная (бюджетная); военная; адмиралтейская; коммерц (торговля); штатс-контора; вотчинная. Система коллегий завершила процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. В 1721 году был учрежден Синод как орган государственного отраслевого управления церковными делами. С подчинением церкви государству монарх стал и главой церкви[5].

Централизация государственного аппарата при абсолютизме требовала создания специальных контрольных органов. В начале XVIII века сложились две контрольные системы: прокуратура (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискалитет. Вершину пирамиды занял обер-прокурор. Фискалам вменялось в обязанность доносить о государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и правонарушениях, а также выступать в суде в качестве обвинителей (правда, позже эти полномочия приняли на себя прокурорские органы).

Во главе судебной системы также стоял монарх (судебная система Российской империи при Петре I представлена в приложении к работе на схеме №1). Монарх был высшей судебной инстанцией. Его компетенция в сфере судопроизводства была неограниченной. Следующей инстанцией был Сенат, подчинивший себе Юстиц-коллегию и всю систему судебных учреждений. Сенат являлся апелляционной инстанцией и его решения были окончательными. Юстиц-коллегия была апелляционной инстанцией для нижестоящих судов, проводила для них работу по обобщению судебной практики и подбор кадров. Юстиц-коллегия являлась также центральным учреждением, ведавшим судебной частью, на нее возлагались задачи по организации местных судебных учреждений, назначению на судебные должности, надзору за судами и тому подобное.[6]

Политические дела рассматривались в Тайной канцелярии и Преображенском приказе.

Судебными функциями наделялись приказы и коллегии. Коммерц-коллегия рассматривала торговые и вексельные споры. Вотчинная коллегия рассматривала земельные споры. Мануфактур-коллегия разбирала споры членов цехов (мастеров, рабочих и учеников). Камер-коллегия рассматривала финансовые правонарушения.

С 1919 года страна была разделена на судебные округа, к которым учреждались надворные суды, состоявшие из президента, вице-президента и двух-шести членов суда. Надворный суд рассматривал дела по доносам фискалов, уголовные, гражданские дела города, где он находился, руководил и выступал в качестве апелляционной инстанции к нижним судам. В 1720 году при надворных судах учреждались прокуроры, следившие за правильностью судопроизводства.

Надворному суду подчинялись нижние земские суды двух видов: единоличные и коллегиальные. Их юрисдикция распространялась на дворянское сословие. Крестьян по малозначительным делам судили помещики. Горожане судились в магистратах.

В 1722 году нижние суды были упразднены. В провинциях учреждались новые провинциальные суды, состоявшие из провинциального воеводы и асессоров.

В отдаленных от провинциального центра городах воевода назначал судебного комиссара, получившего право рассматривать незначительные уголовные и гражданские дела. В качестве апелляционной инстанции для провинциальных судов сохранялись надворные суды. Их исключительным правом было рассмотрение дел, за которые назначалась смертная казнь.

Параллельно с гражданской судебной системой образовывались и военные суды. Высшей инстанцией в этой системой был Генеральный кригсрехт, рассматривающий наиболее важные дела, связанные с государственными и воинскими преступлениями. Нижней инстанцией был полковой кригсрехт, рассматривающий все остальные дела. Военные суды также были коллегиальными, при каждом из них состоял аудитор, наблюдавший за законностью правосудия. Приговоры Генерального кригсрехта выносились на утверждение в военную коллегию.

Новой чертой первой четверти XVIII века в судах стало: коллегиальное устройство судов, учреждение контроля над деятельностью судов со стороны прокуроров, фискалов, аудиторов совмещение гражданской и военной юстиции[7].

Коренная перестройка приказной системы произошла в период с 1718 года по 1720 год, когда вместо приказов были созданы коллегии. В 70-80-х годах XVIII века большинство коллегий было упразднено. Продолжали свою работу лишь 4 коллегии: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел и Медицинская (с 1763 года). Однако в 1796 году коллегии вновь были восстановлены, но с введением в них единоначалия.

После смерти Петра I роль Сената как органа, руководившего деятельностью центральных учреждений управления, стала снижаться. После реформы 1775 года, когда генерал-губернаторы и губернаторы получили право непосредственного доклада императору, сузилась компетенция Сената и как органа контроля над местным управлением. За Сенатом в основном сохранилось право высшего судебного учреждения страны. Его департаменты превращались в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

В период правления Екатерины I в феврале 1726 года для решения вопросов внутренней и внешней политики государства был создан Верховный Тайный Совет. Состав его был чрезвычайно узок. Сенат и коллегии фактически подчинялись Верховному Тайному Совету. Он рассматривал жалобы на Сенат и коллегии, сенаторы назначались из лиц, рекомендованных Советом. По указу от 4 августа 1726 года Верховный Тайный Совет получил законодательные полномочия. Законы подписывались либо императрицей, либо Советом. Однако, в 1730 году был упразднен.

В 1731 году учреждается Кабинет министров из трех человек, наиболее близких к императрице Анне Иоанновне. Вначале носил совещательный характер, позднее был наделен законодательными полномочиями. Три подписи кабинет-министров заменяли подпись императрицы. Кабинет осуществлял свою деятельность, минуя Сенат, однако в декабре 1741 года во время правления Елизаветы Петровны был упразднен. В это время активизировалась деятельность Сената. В этом же году при Елизавете Петровне был учрежден Кабинет ее величества. При Петре III был учрежден Императорский совет. В 1769 году Екатерина II создала Совет при высочайшем дворе, вначале занимавшемся военными вопросами, а затем и внутренней политикой страны. В него входили руководители центральных органов управления, действовал он до 1801 года.

Важным историческим событием стала реформа 1775 года, проведенная Екатериной II. По губернской реформе 1775 года была проведена значительная перестройка судебных органов. Был учрежден сословный суд отдельно для дворян, для городских жителей и для государственных крестьян. В каждом уезде для дворян создавался уездный суд, состоявший из уездного судьи и двух заседателей, которые избирались дворянством на три года. Апелляционной и ревизионной инстанцией для дворянских уездных судов служил верхний земский суд (один на губернию), состоявший из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. В него входили назначенные императором первый и второй председатели и избираемый дворянством на три года десять заседателей. В городах для городских жителей низшей судебной инстанцией были городские магистраты, избирающиеся на три года. Решение городского магистрата могло быть обжаловано в губернский магистрат.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.