Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 4. Возможности применения материалов темы в школьном курсе истории





 

Роль исторических знаний для человека сложно переоценить. Изучая исторических персонажей и мировые события, можно сделать достаточное количество умозаключений. Например, по каким причинам могут происходить войны или отчего существующие реалии такие, какие они есть, а не другие. Изучение истории помогает проанализировать все это и сделать выводы, которые могут быть использованы для того, чтобы люди больше не совершали прошлых ошибок.

Чтобы дать ребенку определенный объем исторических знаний, а так же повысить качество преподавания истории, к учителям предъявляется все больше новых требований. Каждый учитель должен совершенствовать свои знания и привносить что-то новое в учебный процесс.

Но, зачастую, мы сталкиваемся с проблемой нехватки исторических разработок по той или иной теме в современных, школьных курсах. А это значит, что методика преподавания истории дает свои сбои и учащиеся получают не полный объем знаний, которые должны получать в школьной программе. Некоторые программы по классным и внеклассным урокам устаревают. Ученики не могут в полной мере получить те знания, которые им необходимы и которые служат основой для дальнейшего изучения истории.

В связи с этим, целью данной главы будет изучить возможность использования материалов темы «Внешняя политика Англии во второй половине XVI века» в работе учителя средней школы.

Для достижения данной цели мы поставим ряд следующих задач:

- рассмотреть нормативно-правовые акты по материалу ВКР в школьных курсах;

- рассмотреть функцию учителя в обучении при использовании материалов темы;

- изучить учебники истории и проанализировать, как данная тема находит в них свое отражение;

- описать возможности использования материалов темы во внеклассной работе;

- выявить возможности применения материалов ВКР в неисторических курсах;

- сделать выводы по проделанной работе.

Объект исследования – возможность использования материалов темы при обучении в средней школе;

Предмет исследования – отражение темы в учебниках истории.

Данная тема исследования является актуальной, так как широко поставлен вопрос о нехватке методических разработок и материалов по истории в школьных, исторических курсах.

Студеникин М.Т. в своей разработке для учителей - историков «Методика преподавания истории в школе» рассматривает процесс обучения, как совместную деятельность учителя и учащихся, нацеливая учителей на решение педагогических задач в русле личностно - ориентированной педагогики. В разделе, посвященному уроку истории, его подготовке и проведению даны советы по разработке и проведению уроков разных типов. Важно отметить так же, что в конце учебника автор предлагает научные труды историков, методистов, а так же, дает изложение нормативно - правовых документов по вопросам школьного исторического образования.[1]

В работе Вяземской Е.Е., Стрелова О.Ю. «Методика преподавания истории в школе» отражаются актуальные проблемы в системе школьного образования. Авторы рассматривают концептуально – методические подходы к преподаванию истории, анализируют цели и задачи школьного исторического образования, учебную литературу по истории и формы учебных занятий.[2]

Достаточно интересной является работа Цветковой О.Н. «Формирование толерантного сознания учащихся в процессе изучения курсов истории и обществознания во внеурочной деятельности». Она занимается проблемой формирования толерантности у современных школьниках в учебном и не учебном процессах. Цветкова О.Н. считает, что на учителя истории возлагается особая роль в формировании толерантного сознания учащихся. Это обуславливается тем, что предметное содержание школьных курсов истории и обществознания открывает значительные возможности не только для раскрытия сущности толерантности, но и создает практическое поле для формирования толерантного сознания и осмысления ими личного опыта толерантного поведения в жизни.[3]

Проблемы реализации межпредметных связей на уроке истории рассматриваются в статье Савинова Н. А. «Пути установления межпредметных связей истории и обществознания». В статье рассматриваются так же пути и приемы установления интегративных связей с опорой на межпредметные знания.[4]

В нашей работе мы рассмотрим возможность использования материалов темы «Внешняя политика Англии во второй половине XVI века» в обучении в средней школе. Данная тема открывает большой спектр подтем, таких, как международное взаимодействие (торговля, сотрудничество), финансовое управление, общее ведение внешней политики. В целом, XVI столетие стало для Англии переломным: страна переходит на новый путь как внешней, так и внутренней политики. Время правления Тюдоров считают временем расцвета Англии, становления в ней абсолютизма.

Все это предполагает большой выбор материалов для преподавания в средней школе. Нужно сказать, что, несмотря, на большую изученность темы в исторической науке, эта тема не была рассмотрена всецело в школьной программе. Этим обусловлена и практическая значимость данной работы.

4.1 Нормативно – правовой аспект использования материалов темы в средней школе

Историческое образование в основной и средней школе играет важную роль в образовательно-воспитательном процессе, способствуя формированию гражданско-патриотических качеств личности учащихся, их общекультурному развитию и социализации посредством приобщения к национальным и мировым культурно-историческим традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Он призван решать триединую задачу: дать целостную систему знаний, обеспечив их глубину и прочность; обеспечить формирование научного понимания истории и уважительного отношения как к отечественной истории, так и истории зарубежных стран и народов; развить историческое мышление школьников и научить учащихся самостоятельному приобретению и применению знаний.

При этом историческое мышление школьников рассматривается в органическом единстве с общим развитием их мышления. Особо хочется подчеркнуть, что историческое образование должно помочь каждому человеку освоить три круга ценностей: этнокультурных, общенациональных (российских) и общечеловеческих (планетарных). При конструировании содержания школьного исторического образования необходимо обеспечить баланс политических, культурных, этнонациональных и иных ценностей при доминанте общенациональных (государственных) ценностей. Современная концепция исторического образования сохраняет систематическое изучение истории. История не может быть заменена каким-либо набором антроповедческих или обществоведческих курсов. Эта учебная дисциплина составляет стержень гуманитарных курсов в основной и полной средней школе.[2,с.26]

С 2015 года все общеобразовательные учреждения переходят на новый этап – обучение в условиях Федерального Государственного стандарта (ФГОС). В связи с этим можно перечислить основные нормативно – правовые документы, по которым должно происходить преподавание истории в средней школе:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями от 2015 г),

- Федеральный государственный стандарт основного общего образования,

- Концепция нового УМК по отечественной истории, предполагающая синхронизацию всеобщей истории и истории России.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, документ представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями.[5]

Стандарт содержит требования к результатам освоения основной образовательной программы, структуре и условиям ее реализации. Данный документ направлен на обеспечение формирования равных возможностей получения качественного среднего общего образования. Стандарт так же ориентирован на формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.[5]

Необходимо отметить, что согласно п.7 раздела II, одной из целей документа является формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей, а так же толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.[5] Данных целей можно добиться как раз по средствам проведения уроков истории, базовый уровень которых должен содержать владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе (п. 9.2, раздел II).[5]

Чтобы избежать частичного изучения истории, необходимо прибегнуть к межкурсовым связям истории Нового времени с историей Россией. Способствовать этому может проведение урока, основанного на материалах ВКР с использованием внешнеполитических событий между Англией и Россией во время правления Ивана Грозного. Согласно Концепции нового УМК по отечественной истории, предполагающая синхронизацию всеобщей истории и истории России, раскрытие своеобразия и неповторимости российской истории, ее связи с ведущими процессами мировой истории достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории.[7] Для истории Нового и Новейшего времени, когда Россия стала активным субъектом мировой истории, раскрытие ее контактов и взаимодействия с другими странами во всех сферах – от экономики и политики до культуры, приобретает особое значение.[7] Такой подход ведет к тому, что при изучении истории не будет выпадать какого-либо периода, ученики научаться выводить причинно-следственные связи и формировать общую картину мира.

Согласно методике преподавания истории в средней школе в 7-м классе во втором полугодии изучается курс Новой истории – конец XV-XVIII вв. (28 часов). В курсе вводится понятие «Новое время», дается характеристика основных этапов Нового времени, политического и экономического состояния Европы. Программа состоит из трех разделов. В первом представлена Европа и мир в конце XV-XVIII вв., во втором – Европа, Восток и Америка в XVI-XVIII вв., в третьем – «Век Просвещения и перемен». Заканчивается курс историей Великой французской революции. Именно этот период будет наиболее интересен для нас в плане рассмотрения темы внешней политики Англии в правление династии Тюдор.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.