Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ хозяйственной деятельности предприятия





Проанализируем коммерческую деятельность сети супермаркетов ВКТ» (Райцентр).

Ассортимент супермаркетов сети «ВКТ» (Райцентр) – более 10 тыс. товарных позиций. Из них 87% составляют продукты питания (в магазине представлен практически их полный ассортимент), 9% – хозтовары, остальное – сопутствующие товары (пресса и т.д.).

Большинство товаров поступает в сеть супермаркетов «ВКТ» (Райцентр) от местных поставщиков или напрямую от производителей. В основном это молочные продукты, гастрономия и выпечка. Так, например, молочные продукты закупаются на Городецком и Шахунским молочных комбинатах, выпечка – на предприятиях «Кулебакский хлебозавод» и «Хлебозавод № 9». Сотрудничество с московскими фирмами необходимо для закупок товаров, которые или нельзя приобрести в Нижнем Новгороде, или слишком дорогих на местном рынке. Это морепродукты, консервация, некоторые мясные деликатесы.

Помимо покупки продуктов или товаров здесь можно получить множество дополнительных услуг. В супермаркетах располагаются аптеки, пункты обмена валют и т.д.

Средняя посещаемость магазинов сети супермаркетов «ВКТ» (Райцентр) – около 1,5 тыс. человек в день. Реализация товаров осуществляется за наличный расчет и с использованием банковских пластиковых карточек. Анализ размеров одной покупки, совершаемой в магазине, представлен на рис. 2.

 

Рис. 2 Анализ размеров покупок, совершаемых в магазинах ООО ТГ «ВКТ» (Райцентр)

Таким образом, средний размер одной покупки составляет порядка 700 руб. В магазине действует система скидок, зависящая от объема одной покупки. При размере покупки не менее чем на сумму в 1500 руб., дается дисконтная карта, дающая право на скидку в размере 3% от цен магазина; при покупке на сумму, не менее, чем на 3000 руб. – 5% от цен магазина.

Среди товаров, предлагаемых в сети супермаркетов «ВКТ» (Райцентр) можно выделить следующие товарные группы, объем продаж по которым приведен на рис. 3:

 

Рис. 3 Объемы и доли продаж различных товарных групп в сети супермаркетов «ВКТ» (Райцентр) в 2011 году, %

Таким образом, видно, что наибольший объем выручки наблюдается по сырам и колбасам (19%), далее следуют молочные продукты (15%), мясные продукты и алкогольная продукция (по 13%).

В 2009 и 2010 годах соотношение выручки по вышеперечисленным товарным группам было практически таким же.

Супермаркет в первую ориентируются на потребителя со средним и выше среднего достатком. Средняя наценка в магазинах равна 60%, но на товары повседневного спроса она не превышает 15%. Прибыль достигается за счет высоких показателей оборачиваемости. Выручка, себестоимость и рентабельность по различным товарным группам приведена в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Показатели финансовых результатов сети супермаркетов «ВКТ» (Райцентр) по товарным группам в 2011 году, тыс. руб.

 

Товарные группы Выручка Себестоимость Коммерческие и управленческие расходы Прибыль от продаж
плодоовощная продукция 6582,56 3134,55 1171,76 2276,25
сахар, кондитерские изделия 2468,46 1234,23 439,41 794,82
чай, кофе 4936,92 2146,49 878,82 1911,61
алкогольная продукция 10696,66 3820,24 1904,11 4972,31
безалкогольные напитки 3291,28 1645,64 585,88 1059,76
молочные продукты 12342,3 11220,3 2197,05 -1075,05
сыры, колбасы 15633,58 5389,89 2782,93 7460,76
мясо и мясные продукты 10696,66 3820,24 1904,11 4972,31
рыба и рыбные товары 2468,46 1452,04 439,41 577,01
прочие продукты питания 2468,46 1452,03 439,41 577,02
хозяйственные товары 7405,38 4114,1 1318,23 1973,05
сопутствующие товары 3291,28 1714,25 585,88 991,15
ИТОГО:        

 

Анализ данных таблицы 2.1 показывает, что наибольшую прибыль сеть супермаркетов «ВКТ» (Райцентр) получает благодаря продажам сыра и колбасы (доля в общем объеме прибыли – 28,16%). Порядка 19% составляет доля прибыли от продажи мясных изделий и алкогольной продукции. По одной товарной группе (молочные продукты) предприятие получило убыток в размере 1075 тыс. руб., поскольку данный вид продуктов принадлежит к разряду социально значимых и предприятие не делает здесь большой наценки.

При распространении товаров сеть супермаркетов «ВКТ» (Райцентр) использует каналы нулевого уровня, поскольку продает товары напрямую, в розничной продаже. В каждом из магазинов сети супермаркетов «Солнечный круг» существует служба закупок, которая закупает товары у местных крупных оптовых поставщиков.

Планирование запасов на предприятии осуществляется по нижеприведенной методике.

Основной математической моделью, которая применяется на предприятии для планирования запасов, является так называемая классическая модель экономического размера заказа, когда для упрощения принимаются условия равномерного потребления (расхода) и постоянного определенного отставания времени поставки от момента заказа продукции (марки материала) у поставщика. При этом минимизируются суммарные издержки хранения запасов, которые берутся прямо пропорциональными объему этих запасов и времени хранения, и издержки, связанные с заказом, которые постоянны для каждого заказа и не связаны с объемом заказа. Эта модель описана во многих работах. Основным ее результатом является следующая формула определения оптимального размера заказа (партии) поставки:

qопт = v 2 х (1 / с2) х с1 х Q, (1.)

· где qопт – оптимальная партия поставки;

· с1 – сумма постоянных транспортно-заготовительных расходов;

· Q – потребность в материале на планируемый период T;

· с2 – сумма издержек хранения и потерь от иммобилизации (пролеживания) единицы материала в запасе за планируемый период T (продолжительность года – T=365 дней).

Норматив оборотных средств по запасам комплектующих исчисляется на основании их среднего однодневного расхода (Р) и средней нормы запаса в днях.

Однодневный расход определяется путем деления затрат на определенный элемент оборотных средств на 90 дней (при равномерном характере производства – на 360 дней).

Средняя норма оборотных средств определяется как средневзвешенная величина исходя из норм оборотных средств на отдельные виды или группы комплектующих и их однодневного расхода.

Норма оборотных средств по каждому виду комплектующих учитывает время пребывания в текущем (Т), страховом (С), транспортном (М), технологическом (А) и подготовительном (Д) запасах.

Текущий запас – основной вид запаса, необходимый для бесперебойной работы предприятия между двумя очередными поставками. На размер текущего запаса влияют периодичность поставок комплектующих по договорам и объем их потребления в производстве. Норма оборотных средств в текущем запасе обычно принимается в размере 50% среднего цикла снабжения, что обусловлено поставкой комплектующих несколькими поставщиками и в разные сроки.

Страховой запас – второй по величине вид запаса, который создается на случаи непредвиденных отклонений в снабжении и обеспечивает непрерывную работу предприятия. Страховой запас принимается, как правило, в размере 50% текущего запаса, но может быть и меньше этой величины в зависимости от местоположения поставщиков и вероятности перебоя в поставках.

Транспортный запас сознаётся в случае превышения сроков грузооборота в сравнении со сроками документооборота на предприятиях, удаленных от поставщиков на значительные расстояния.

Подготовительный запас связан с необходимостью приемки, разгрузки, сортировки и складирования комплектующих. Нормы времени, необходимого для этих операций, устанавливаются по каждой операции на средний размер поставки на основании технологических расчетов или посредством хронометража.

Норматив оборотных средств в запасах комплектующих (Нз), отражающий общую потребность в оборотных средствах по этому элементу запасов, исчисляется как сумма норм оборотных средств в текущем, страховом, транспортном и подготовительном запасах. Полученная общая норма умножается на однодневный расход по каждому виду или группам материалов.

Нз= Р х (Т+ С+ М + Д) (2)

где Р – однодневный расход

В таблице 2.2 приведены данные по нормативам продуктовых запасов сети супермаркетов «ВКТ» (Райцентр)

Таблица 2.2

Дневные нормативы оборотных средств в сети супермаркетов «ВКТ» (Райцентр), тыс. руб.

 

 

Товарные группы Текущий запас Страховой запас Транспортный запас Подготовительный запас Итого:
плодоовощная продукция 18,03 9,02 3,61 1,80 32,46
сахар, кондитерские изделия 6,76 3,38 1,35 0,68 12,17
чай, кофе 13,53 6,76 2,71 1,35 24,35
алкогольная продукция 29,31 14,65 5,86 2,93 52,75
безалкогольные напитки 9,02 4,51 1,80 0,90 16,23
молочные продукты 33,81 16,91 6,76 3,38 60,87
сыры, колбасы 42,83 21,42 8,57 4,28 77,10
мясо и мясные продукты 29,31 14,65 5,86 2,93 52,75
рыба и рыбные товары 6,76 3,38 1,35 0,68 12,17
прочие продукты питания 6,76 3,38 1,35 0,68 12,17
хозяйственные товары 20,29 10,14 4,06 2,03 36,52
сопутствующие товары 9,02 4,51 1,80 0,90 16,23

 

Страховой запас на предприятии составляет 50% от текущего, транспортный – 20% от текущего, подготовительный – 5% от текущего.

Выбор поставщиков осуществляется по следующей технологии.

1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы:

· изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;

· посещение выставок и ярмарок;

· переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

2. Анализ потенциальных поставщиков.

Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

· удаленность поставщика от потребителя;

· сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

· наличие резервных мощностей;

· организация управления качеством у поставщика;

· психологический климат у поставщика (возможности забастовок);

· способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока

· службы поставляемого оборудования;

· финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

3. Оценка результатов работы с поставщиками.

На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика.

4. Заказ продукции.

Непосредственно формирование заявок у поставщиков осуществляется следующим образом. Менеджер по закупкам высылает поставщику по e-mail или факсу заказ, в котором перечисляется интересующая продукция, количество, условия, сроки поставки или резервирования. На основании полученного заказа поставщик выставляет подтверждение с указанием номенклатуры, цен, количества, условий и сроков поставки продукции. На предприятии существует тенденция к возрастанию доли продукции, закупаемой с отсрочкой платежа.

Перечень мероприятий по продвижению товаров сети супермаркетов «ВКТ» (Райцентр) представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Маркетинговые мероприятия по продвижению сети супермаркетов «ВКТ» (Райцентр)

Вид маркетингового продвижения товаров Мероприятия
Реклама · реклама в СМИ; · наружная реклама.
Стимулирование сбыта · предоставление различных скидок, как правило, в зависимости от объема закупаемой продукции. · мерчандайзинг – дегустация отдельных видов товаров, распространение рекламных материалов.

 

Рынки сбыта сети супермаркетов «ВКТ» (Райцентр) можно сегментировать по географическому признаку (районы, прилегающие к магазинам) и по видам конкурентов (супермаркеты).

Можно выделить следующие типы магазинов, характерные для региона:

· торговые предприятия с относительно невысокими ценами, предлагающие продукты питания, необходимые для повседневной жизни (продовольственные магазины);

· торговые места на уличных рынках, которые в силу невысокой арендной платы и элементарного оборудования имеют возможность применять низкий уровень цен;

· оптово-розничные магазины-склады, ориентирующиеся на быструю оборачиваемость товаров и, соответственно, низкие цены для населения;

· специализированные магазины – небольшие магазины, ориентированные на определенный узкий рынок;

· специализированные торговые места на автомобильных трассах (преимущественно в местах расположения бензоколонок);

· супермаркеты;

· гипермаркеты.В странах с развитой рыночной экономикой и высоким уровнем жизни населения вся торговая сеть расположена в гипермаркетах – крупных торговых предприятиях, расположенных преимущественно на окраинах городов. Такие торговые предприятия имеют большие стоянки для автомобилей, развитую инфраструктуру, места для отдыха покупателей. Они имеют хорошо оформленные витрины, оснащены передовыми техническими средствами и рассчитаны на покупателей, которые делают закупки один раз в неделю.

В районе магазинов сети супермаркетов «ВКТ» (Райцентр) можно выделить такой вид торговых предприятий как продовольственные магазины.

Проанализируем наиболее важных конкурентов сети супермаркетов «ВКТ» (Райцентр).

В настоящее время в городе действует несколько сетевых компаний, наиболее крупными из которых является: компания «Тандер» (около 30 магазинов «Магнит»). Специфика этих магазинов – самообслуживание и оптовые цены на некоторые товары: являясь дистрибьютором примерно 60 производителей, «Тандер» имеет возможность торговать по более низким ценам, чем конкуренты. Ассортимент магазинов на 70% состоит из продуктов питания, остальное – бытовая химия и парфюмерия.

Одним из важных направлений развития нижегородской розничной торговли является рост числа крупных супермаркетов. В настоящее время в городе функционирует более 100 супермаркетов. Так, например, летом 2004 года в Нижнем Новгороде сетевая торговая компания «Рамэнка» открыла торговый центр «Пятерочка», позиционирующий себя как гипермаркет. Однако, несмотря на площадь 6500 кв.м., по ряду критериев этот торговый центр не соответствует формату гипермаркета, и может рассматриваться скорее как крупный супермаркет. На сегодняшний день передовую форму торговли в Нижнем Новгороде помимо «Пятерочка» олицетворяют крупные супермаркеты «Перекресток». Все эти магазины имеют свои преимущества.

В таблице 2.4 представлены сравнительные характеристики сети супермаркетов «ВКТ» (Райцентр) и их основных конкурентов.

Таблица 2.4

Характеристики сети супермаркетов «ВКТ» (Райцентр) и их основных конкурентов

 

Характеристики ООО ТГ «ВКТ» (Райцентр) Близлежащие продовольственные магазины ООО «Тандер» ООО «Рамэнка» ООО «Перекресток»
Ассортимент продукты, хозтовары, сопутствующие товары, около 10000 позиций продукты, хозтовары, сопутствующие товары, 1000-1500 позиций продукты, хозтовары, сопутствующие товары, около 7000-8000 позиций продукты, хозтовары, сопутствующие товары, около 9000 позиций продукты, хозтовары, сопутствующие товары, около 10000 позиций
Ценовая политика себестоимость + надбавка, цены ниже среднерыночных на 3-5% себестоимость + надбавка, цены выше среднерыночных на 10-11% себестоимость + надбавка, цены ниже среднерыночных на 1-2% себестоимость + надбавка, цены выше среднерыночных на 7-9% себестоимость + надбавка, цены выше среднерыночных на 5-8%
Рынок сбыта г. Нижний Новгород г. Нижний Новгород г. Нижний Новгород г. Нижний Новгород г. Нижний Новгород
Профиль клиентов клиенты с достатком средний и выше среднего клиенты любого достатка клиенты любого достатка клиенты с достатком средний и выше среднего клиенты с достатком средний и выше среднего
Доля рынка 27% 4% 11% 16% 15%

 

 

Таким образом, на основании данных табл. 2.4 видно, что сеть супермаркетов «ВКТ» (Райцентр) имеет следующие преимущества по сравнению с конкурентами:

· высокая доля рынка;

· большее количество товарных позиций (кроме ООО «Рамэнка)»;

· более низкие цены (кроме ООО «Тандер»).

SWOT-анализ предприятия выявил следующее (табл. 2.5):

Таблица 2.5

Матрица SWOT сети супермаркетов «ВКТ» (Райцентр)

 

  Внешняя среда
Внутренняя среда Возможности Угрозы
     
Сильные стороны оптимизация материальных и финансовых потоков на предприятии; финансирование мероприятий по оптимизации логистических потоков; снижение цены продукции за счет увеличения объемов закупок;
Слабые стороны создание эффективной службы логистики; рационализация структуры управления; увеличение рентабельности за счет улучшения финансовых показателей; повышение качества продукции благодаря улучшению закупочной деятельности; повышение цен на ресурсы; низкая оборачиваемость запасов и увеличение издержек на хранение продукции; большая кредиторская задолженность, особенно перед поставщиками и подрядчиками

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.