Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность сознания людей искаженными образами действительности – так называемыми «идолами» или «призраками».





Бэкон выделял четыре вида «идолов».

«Идолы рода или племени» – изъяны познания присущие всему человеческому роду.

«Идолы пещеры» – искаженные представления о действительности связанные с особенностями характера человека, с его воспитанием и пристрастиями.

Идолы рода и пещеры искоренить невозможно, но возможно ослабить их влияние.

Самый тягостный вид идолов – «идолы площади или рынка». Штампы расхожего словоупотребления. При этом люди в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл. (идолами рынка их назвали потому, что в средневековых городах схоластические словопрения происходили в местах скопления людей, часто на рынкакх и площадях).

Идолы театра – представляют собой “обманчивые образы действительности, возникающие из ошибочного изображения действительности философами и учёными, перемешивающими быль с баснями и выдумками, как на сцене или в поэзии».

Позитивная часть работы, которую наметил Бэкон в связи с замыслом преобразования науки – это его учение о новом методе познания.

Его заслуга в частности состоит в том, что он со всей определенностью подчеркнул: научное знание проистекает из опыта, причем не просто из непосредственных чувственных данных, а именно из целенаправленно организованного опыта, эксперимента.

Бэкон можно назвать первым теоретиком экспериментального естествознания нового времени, мыслителем, который зажег факел новой науки, опирающейся на практику опытного познания. Материалистическая тенденция очевидная в философии Бэкона была продолжена и развита в философии его соотечественника Томаса Гоббса.

Томас Гоббс (1588-1679).

Главные и наиболее известные произведения Гоббса – это «Левиафан» -апология абсолютной власти государства. (библейское чудовище из книги Иова) и «Основы философии», состоящие из трех книг.

Первой вышла книга «О гражданине». Затем «О теле» и последней «О человеке». Граждане должны повиноваться верховной власти – Гоббс хотел прекращения смуты.

Характеризуя философские взгляды Гоббса отметим следующее:

Если у Бэкона философия своим предметом имеет Бога, природу и человека, то у Гоббса философия – это учение о теле.

Философия разделяется на две части: о теле и о государстве. Цель философии, кот. д.б. научной – преумножение жизненных благ.

Методология Гоббса с одной стороны опирается на идеи основоположника эмпирико-индуктивного метода – Бэкона, а с др. – на дедуктивно-рационалистический метод Декарта. Образцом строгого и достоверного знания у Гоббса выступает геометрия. Гоббс считал, что разложение тел д.б. не на «простые свойства» (плотность, теплота) как у Бэкона, а на «бескачественные» элементы – линии, плоскости, фигуры, движение. Т.е. все может быть сведено к геометрическим и механическим свойствам.

Гоббс известен как один из основоположников теории «Общественного договора». Суть её можно передать так: «… люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям». Каждый является врагом каждого, полагаясь только на собственную силу. В естественном состоянии действует лишь естественное право, позволяющее человеку «делать все, что ему угодно и против кого угодно». Это приводит к «войне всех против всех». В естественном состоянии нет места трудолюбию, так как никому не гарантированы плоды его труда и даже собственная безопасность. Принцип самосохранения, которым руководствуются люди в своей жизни приходит в противоречие с вседозволенностью естественного состояния. Чувства и разум диктуют людям необходимость отказа от естественного состояния и перехода к гражданскому обществу, которое отождествляется Гоббсом с государством. Люди заключают «Общественный договор» и естественное право уступает место естественному закону.

По Гоббсу, неправильных форм правления не существует. Он отдает предпочтение монархии, но всякая власть хороша, если она абсолютна. (он не столько сторонник абсолютной монархии, сколько абсолютизма вообще).

Джон Локк (1632 – 1703)

Главный труд Джона Локка – «Опыт о человеческом разуме».(Другие работы – «Письма о веротерпимости» (за отделение церкви от государства и религиозную веротерпимость. Правда веротерпимость он не распространяет на католиков и атеистов) «Два трактата о государственном правлении» (подвергает критике концепцию божественной власти короля) «Некоторые мысли о воспитании», «Разумность христианства»(отрицает троичность Бога – якобы это неразумно).

Согласно Локку, мусор на пути науки – это схоластические представления, сковывающие естественный процесс развития человеческого разума. Способности разума к познанию мира определяются ощущениями, опытом, выступающими в качестве источника знаний.

В «Опыте о человеческом разуме» Локк отрицает «врожденные идеи». Он противопоставляет декартовским «врожденным идеям» положение об опытном происхождении не только знания о еденичном, но и знания об общем. В исходном пункте, до чувственного соприкосновения с материальным миром, человеческая душа, по Локку, tabula rasa (чистая доска). Чувственный опыт – источник знаний. Локк выдвигает принцип сенсуализма– «все знания проистекают из ощущений»(В разуме человека нет ничего такого, чего ранее не было бы в ощущениях). При этом он не сторонник «плоского сенсуализма», в котором знания=ощущениям, пытается показать как ощущения переходят в знания. Впрочем он признается «Я, кажется, понимаю каким образом лучи света запечатлевают образ на сетчатке глаза. Можно также понять, каким образом движения, исходящие из неё, передаются мозгу, и я убежден, что они в свою очередь создают идеи в нашей душе, но каким именно путем – для меня непостижимо». Идеи полученные через ощущения, преобразуются, духовно осваиваются в познавательных операциях, идеи которых мы получаем от рефлексии.

Имя Локка связано не только с принципом сенсуализма, но и с учением о первичных и вторичных качествах.

Исходные идеи теории первичных и вторичных качеств сводятся к тому, что ряд качеств, и прежде всего механико-математические качества природы существуют объективно, в то время как таким качествам как цвет, запах, теплота отказывается в объективности.

Первичными качествами являются те, которые «совершенно неотделимы от тела». (т.е. первичные качества принадлежат самим вещам). Эти качества порождают в нас простые идеи – плотности, протяженности, формы, движения или покоя, числа. Идеи первичных качеств суть сходства, вторичных – нет. Т.е. идеи первичных качеств тел сходны с ними, и их прообразы действительно существуют в самих телах, а идеи вторичных качеств вовсе не имеют сходства с самими телами. В телах есть только способность вызывать в нас эти ощущения – то, что является, например, сладким, зеленым, горячим в идее, то в самих телах есть только известный объем форма и движение незаметных частиц. Вот, что сам Локк писал по этому поводу: «…идеи вторичных качеств также вызываются в нас тем же самым способом, как и идеи первоначальных качеств, т.е. воздействием незаметных частиц на наши чувства. Ведь ясно, что есть тела, и их довольно много, которые все так малы, что мы не можем ни одним своим чувством обнаружить их объем, форму или движение…Фиалка от толчка таких незаметных частиц материи вызывает в нашем уме идеи голубого цвета и приятного запаха этого цветка». Т.о. возникновение идей первичных и вторичных качеств происходит механически – с помощью толчка материальных частиц.

У Локка нет такого противопоставления естественного состояния общества гражданскому (т.е. государственному) какое мы встречаем у Гоббса. Можно сказать, что у Локка различие между естественным состоянием и государственным оказывается чисто количественным. Главная функция государства, по Локку, охрана частной собственности. Оно есть гарант равных свобод и возможностей для всех граждан.

 

№ 16 Немецкая классическая философия. И. Кант, его гносеология и этика.

Иммануил Кант (1724–1804) всю жизнь провел в Кенигсберге. Происходил из простой семьи: отец его был мастером одного из цехов. Получил обычное гимназическое образование, потом окончил университет. Долгие годы работал библиотекарем, преподавал в университете. Профессором он стал в возрасте 46 лет. Потом стал деканом одного из факультетов, ректором Кенигсбергского университета. В старости он отошел от преподавательской деятельности.

Кант осуществил своего рода переворот в философии. До Канта считали, что результат познавательной деятельности человека в основном определяется структурой, характером познаваемого объекта. Кант полагал, что результат познания зависит от устройства познавательной способности человека (в его философии несомненно присутствует субъективный идеализм).

В творчестве Канта выделяют два периода: докритический и критический. Не только в философии, но и в науке, Кант был глубоким мыслителем. В докритический период его внимание было сосредоточено на естественнонаучной проблематике. В частности им была написана работа "Всеобщая естественная история и теория неба, или попытка истолковать строение и механическое происхождение всего мироздания, исходя из принципов Ньютона".

В XVII в. естествоиспытатели (в том числе Галилей и Ньютон) были убеждены в божественном происхождении небесных светил. Кант распространил принципы естественнонаучного материализма на космогонию. "...Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т. е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир" В этой мысли сосредоточен основной смысл книги: Кант действительно показал, как под воздействием чисто механических причин из первоначального хаоса материальных частиц могла образоваться наша Солнечная система.

Помимо гипотезы происхождения Солнечной системы из газовой туманности, Кант выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения и идею естественного происхождения человеческих рас.

В рамках «критического» периода творчества Кант разработал свою оригинальную, прославившую его трансцендентальную философию (трансцендентальной Кант называл такую философию, которая занимается исследованием возможности и применения априорного познания. Знание бывает апостериорным — (т.е. зависящие от опыта) и априорным - полученным до опыта и независимо от него, т.е. знанием, как бы заранее известным.

Кантовскую трансцендентальную философию называют также критической философией.

Она была изложена философом в трёх основных его произведениях: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». (Слово критика здесь употребляется в смысле внимательного рассмотрения). В первой из этих работ Кант изложил своё учение о познании, во второй — этику, в третьей — эстетику и учение о целесообразности в природе.

Ключевым понятием кантовской философии является понятие «вещь в себе» (или «вещь для себя», или «вещь сама по себе»).

По Канту любая вещь есть в одно и то же время «вещь в себе» (ноумен) и «вещь для нас» (феномен). «Вещь в себе» - это вещь безотносительно к нашему её восприятию, т.е. это вещь сама по себе. А «вещь для нас» - это то как вещь дана нам посредством чувственного восприятия, т.е. Вещь как феномен — это вещь как мы её воспринимаем, а вещь как «вещь в себе» неизвестно что, так как «вещь в себе» не познаваема. Мы (люди) не можем знать «вещей в себе», т.к. не можен освободиться от «специфики» нашей познавательной способности (не можем перестать быть людьми).

По Канту в субъекте (человеке) есть два уровня: эмпирический (индивидуальные и психологические особенности человека) и трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового).

Трансцендентальный субъект – это выделенное Кантом понятие надындивидуального начала в человеке. Объективность (синонимичная, у Канта, общезначимости) знания, согласно учению Канта, обусловливается структурой именно трансцендентального субъекта, который есть надындивидуальное начало в человеке.

В самом общем виде структура познающего трансцендентального субъекта (или проще — уровни познания у всех людей) включает в себя: чувственность (т.е. способность к ощущениям), рассудок (способность к понятиям и суждениям) и разум(способность к умозаключениям, доходящим до «идей» (под «идеями» Кант имеет в виду понятия о безусловном; всё, что нам дано в опыте — обусловлено опытом, поэтому предмет идей не дан в опыте)).

Определяющую роль в чувственности (да и во всём познании) играют априорные формы чувственности. Априорными формами чувственности Кант считает пространство и время. Кант истолковывал пространство и время, как специфически человеческий способ упорядочивать то многообразное содержание, что приходит к нам извне (пространство) или изнутри (время).

Кант видит в человеческом интеллекте заранее возведенную конструкцию - категории, но это еще не само научное знание, это только его возможность. Такую же возможность представляют собой и опытные данные - своего рода кирпичи, которые нужно уложить в ячейки конструкции. Чтобы выросло здание, требуется активный участник строительства, и Кант называет его имя - продуктивное воображение - разновидность интуиции. Интуиция сопровождает познание при его движении в любом направлении - "вверх", когда возникают абстракции (понятия) и "вниз", когда эти абстракции находят применение. В первом случае работает продуктивное воображение, во втором - способность суждения.

Кант указывает и на опосредствующий механизм синтеза чувственности и рассудка - время. Временной ряд одинаково присущ как созерцаниям, так и понятиям. Время лежит в основе схем. "Схема" - это как бы полуфабрикат продуктивного воображения, нечто: с одной стороны, чувственное, с другой - интеллектуальное, "опосредствующее представление", "чувственное понятие".

Кант не признаёт рассудок высшей познавательной способностью, так как ему (рассудку) не достаёт цели. Цели перед ним ставит разум вырабатывая безусловные идеи. Это идеи души, космоса (как целого), Бога.

Идеи — это представления о целях, к которым стремится наше познание. Идеи побуждают рассудок к деятельности, но не более того.

Стремясь схватить мир как целое, раскрыть его сущность, разум с необходимостью наталкивается на антиномии - исключающие друг друга равно доказуемые суждения. В антиномии тезис равнооснователен антитезису. 1. Тезис: Мир имеет начало (границу) во времени и пространстве. Антитезис: Мир во времени и пространстве безграничен. 2. Тезис: Все в мире состоит из простого. Антитезис: Нет ничего простого, все сложно. 3. Тезис: В мире существует причинность через свободу. Антитезис: Никакой свободы нет, все совершается по законам природы. 4. Тезис: В ряду мировых причин есть некая необходимая сущность. Антитезис: В этом ряду нет ничего необходимого, все в нем случайно.

Рассудок, побуждаемый разумом стремится к абсолютному знанию (т.е. стремится узнать Вселенную, душу и Бога), но антиномии свидетельствуют, что эта цель недостижима для него. Нельзя составить теорию о мире как безусловном целом (т.е. о Вселенной), о Боге и о душе. Наука (теоретическая научная деятельность) ограничена областью опыта — за пределами этой области нет точного, проверяемого знания, за пределами опыта нет науки.

Кант также считает, что поскольку наша добрая воля (наша сфера нравственности) автономна (авто-сам, номос-закон т. е. сама себе закон), независима от чего бы то ни было, мы в полной мере ответственны за наши поступки. Мы свободны придерживаться категорического императива или не придерживаться его. Мы не в праве оправдывать наши отступления от нравственного императива какими-либо обстоятельствами. Совершать зло или не совершать — последний выбор всегда остаётся за нами.

Согласно Канту, человеческий поступок является нравственным лишь тогда, когда он вызван исключительно категорическим императивом. Если вы совершили добрый поступок руководствуясь собственной выгодой (ты мне, я тебе), то такой поступок не является нравственным. Боле того, нравственным не является и поступок, который вы совершили так сказать по доброте душевной (по природной вашей доброте). Только долг (долг следовать категорическому императиву), а не какой-либо иной мотив (склонность и пр.) придает поступку моральный характер. "...Имеются некоторые столь участливо настроенные души, что они и без всякого другого тщеславного или корыстолюбивого побудительного мотива находят внутреннее удовольствие в том, чтобы распространять вокруг себя радость, и им приятна удовлетворенность других, поскольку она дело их рук. Но я утверждаю, что в этом случае всякий такой поступок, как бы он ни сообразовался с долгом и как бы он ни был приятным, все же не имеет никакой истинной нравственной ценности".

 

№14: Рационалистическое направление в философии Нового времени:







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.