Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Опыт не позволяет дать определенный ответ на вопрос о том, что такое бесконечность.





Вселенная иерархически организована. Важно также помнить, что Вселенная не существует в законченном виде.

Еще на одном важном аспекте пространственной и временной организации. Необходимо отметить, что три основные сферы материального мира – неживая природа, жизнь, общество – характеризуются специфическими пространственно-временными структурами.

Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными. Традиционное общество воспроизводило уклад жизни и можно сказать, что время в этом обществе носило квазициклический характер. При этом человек древних цивилизаций жил как бы оглядываясь в прошлое, которое представлялось ему золотым веком. Идея направленности времени на будущее возникла много позднее.

Социально-историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественного прогресса. Причем само ускорение социально-исторического времени происходит неравномерно. В эпоху революционных изменений, ускорение происходит в значительно большей степени.

Отметим, что социальное пространство и время имеют сложную структуру, которая тесно связана со структурой общества.

Билет 31 ТЕМА: Проблема сознания в философии.

Предпосылки возникновения сознания. Сознание и бессознательное.

1. Психофизическая проблема.

2. Осмысление феномена сознания в философии материализма.

3. Сознание и бессознательное.

1. «Сознание – поразительный феномен Вселенной. В сознании величайшая сила человека и величайшая печаль: печаль в том, что человек в отличие от животных знает о своей будущей смерти. Благодаря сознанию мы знаем, как многообразен и бесконечен мир, и понимаем, как мы слабы и как мало можем знать».

Понятие сознания является одним из самых древних и важнейших в философии. С его помощью раскрывается способность человека отражать в своей голове как окружающий мир, так и самого себя в нем. Сознание есть исходное философское понятие для обозначения и исследования всех форм и проявлений духовного, имеющих место в деятельности человека. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Богословы рассматривают сознание как искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только необъяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники субъективного идеализма. Материалисты выводят духовное из материального.

Материалистическая философия исходит в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира. При этом в современном диалектическом материализме подчеркивается, что «Психика вообще и сознание в частности являются своеобразными формами реальности, реального бытия, но не формами материи, так как материя есть объективная реальность, существующая вне сознания и независимо от него.

Сознание же есть форма субъективного бытия, т.е. форма существования внутреннего мира человека».

Понимание сознания находит свою конкретизацию в частности в так называемой психофизической проблеме: феномен сознания часто рассматривается через скрытую или явную оппозицию телесного и духовного, физического и психического. Можно выделить такие подходы к психофизической проблеме: дуализм, бихевиоризм, идеализм и материализм.

Дуализм есть представление о том, что существуют две разновидности субстанции: сознания и физические объекты. Сознание — чисто ментальная нематериальная субстанция, а физический объект — чисто материальная, протяжённая в пространстве субстанция.

Некоторые дуалисты придерживаются того взгляда, согласно которому между сознаниями и телами не может быть каузальных отношений. Взгляд, согласно которому сознания и тела каузально не взаимодействуют, но ментальные и физические события личности коррелируются называется «психофизическим параллелизмом». Этого взгляда, например, придерживался Г.В. Лейбниц.

Взаимодействие тела и духа окказионалисты объявляли результатом непрерывного "чуда" — прямого вмешательства божества в каждом отдельном случае.

Наряду с дуализмом можно обозначить ещё одну позицию по вопросу о том, как связаны сознание и тело — это логический бихевиоризм.

Суть понимания проблемы логическим бихевиоризмом заключается в том, что сознание не является чем-то иным, помимо поведения, где под «поведением» подразумевают доступное общему наблюдению телесное поведение. Т.о. логический бихевиоризм есть учение о том, что ментальное есть поведенческое.

Так, например, согласно Карлу Гемпелю необходимо переводить предложения психологии в предложения о человеческом поведении. В логическом бихевиоризме ярко проявляется неопозитивистское стремление к верификации предложений. Согласно неопозитивистам, научные предложения должны быть проверяемы. В логическом позитивизме предлагается верифицировать ментальное с помощью поведенческого.

Вариантом решения психофизической проблемы является идеалистический подход. Главное утверждение идеалиста заключается в том, что физические объекты не существуют независимо от сознания (сознаний). То, что существует, существует в сознании и/или в зависимости от сознания. Вспомним христианские представления Августина Блаженного, который считал, что бытие мира поддерживается перманентным творением Бога (Бог духовный абсолют) и если бы Бог перестал поддерживать мир своим постоянным творением — мир сразу же провалился бы в небытие. Известный представитель субъективного идеализма — Джордж Беркли считал, что физические объекты не существуют помимо идей: либо идей в бесконечном уме Бога, либо идей в конечных умах людей.

В абсолютном идеализме Гегеля, физический мир (природа, в её космическом масштабе) понимается как инобытие Абсолютной идеи. Т.о., согласно идеалистам, физическое есть ментальное или физическое зависит от ментального.

Очевидно, что разрешение психофизической проблемы зависит от того, на какой онтологический принцип (материализм, идеализм и т.д.) опирается конкретный мыслитель. Суть его заключается в том, что психические процессы рассматриваются как процессы получения, хранения, передачи, преобразования информации, а физиологические (нейродинамические) – как материальные носители этой информации, т.е. сигналы, в которых она «закодирована».

С позиций информационного подхода способность мысли воздействовать на телесные процессы объясняется тем, что мысль всегда имеет материального носителя – соответствующую нейродинамическую систему. Воздействие мысли на тело – это информационное управление. Мысль управляет телом не «сама по себе», а через нейрофизиологические процессы, которые являются её материальным носителем.

2. В представлении современных материалистов субстанцией сущего является материя. Сущее (существующее) — это либо собственно материальные предметы, процессы, явления, либо имеющие объективный характер и опирающиеся, в конечном счёте, на материальное основание — отношения, свойства, связи, функции. Сознание, согласно представлениям материалистов, является функцией высокоорганизованной материи (т.е. функцией человеческого мозга, появившейся и развившейся при определённых условиях жизнедеятельности). Современный диалектический материализм в то же время признаёт качественную инаковость бытия сознания – сознание (мысли, чувства и т.д.) – идеально (нематериально).

Тенденция вульгаризации сознания обнаруживается ныне в таком направлении как физикализм (направление исследований в области философии науки, для которого характерна идея объединения всего научного знания на основе языка современной физики).

Понимание сущности сознания в рамках физикализма можно представить так - «всё есть физическое», «сознание есть нейрофизиологические, биологические и, в конечном счёте — физические процессы». Психология, по мнению физикалистов, должна стать частью физики, так как сознание, в качестве особой реальности не существует. Отметим, что сведение сознания к физическим процессам в мозге человека ошибочно, так как упускается содержательная сторона сознания (понятийное, образное, чувственное его содержание).

С точки зрения диалектико-материалистической философии важнейшим шагом в эволюции материи является возникновение информационного отражения, переход к использованию отпечатков воздействия одних материальных систем на другие для активной ориентации в действительности. При информационном отражении внешнее воздействие влияет на изменение состояния системы не прямо, а косвенно.

Следующий этап в развитии форм отражения — появление чувствительности. Если раздражимость присуща и растениям, то ощущение — форма отражения, специфичная для животного мира. Ощущение отличается от раздражимости тем, что живой организм различает раздражения не только по их интенсивности, но и по качеству (отличает, например, друг от друга свет, звук, запах). Однако главное отличие ощущения от раздражения состоит в том, что ощущение не только вызывает изменения в раздражаемой живой системе, но и даёт информацию о свойствах раздражителя, о внешнем для организма мире, является началом формирования образа этого мира внутри живого организма. Ощущение даёт живому организму информацию об отдельных свойствах раздражителя, а восприятие, являясь синтезом ощущений, даёт уже образ цельного предмета, воздействующего на организм.

Скачок в развитии форм отражения связан с появлением дистантных рецепторов: слуха, зрения, обоняния.

Смысл слова – совокупность всех психологических фактов, возникающих в нашем сознании благодаря слову, это динамическое образование. Значение слова – это устойчивое образование, более узкое по сравнению со смыслом, так как не учитывает контекст).

Слово – это сигнал сигнала. (Например, слово «пожар» - сигнал реального пожара, а реальный пожар – сигнал об опасности для жизни).

Вторая сигнальная система функционирует как единство рефлекса, слова и понятия. Слово имеет определённый смысл, вызывает определённую ассоциацию. При этом почти каждое слово является понятием, так как оно представляет собой обобщение однородных предметов или их свойств.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.