Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ состояния товарных запасов и товарооборачиваемости. Пути повышения эффективности управления товарными запасами.





В процессе управления товарными запасами перед современным торговым предприятием возникают сложные и трудоемкие задачи:

  • Поддержка ассортимента более десяти тысяч наименований товаров в территориально распределенных сетях;
  • Предотвращение дефицита товара, контроль нормативов и страховых запасов;
  • Высвобождение оборотных средств и складских площадей за счет оптимизации объемов заказов;
  • Учет сезонности и других факторов изменения спроса на товары;
  • Минимизация влияния человеческого фактора на выполнение плановых регламентов.

Товарные запасы представляют собой товары, находящиеся в сфере товарного обращения, а также у изготовителя и в пути. Их наличие характеризует статичное состояние, и местоположение товарной массы в процессе товародвижения на определенный момент времени. Они обеспечивают непрерывность производства, потребления и бесперебойность реализации.

Товарные запасы как часть товарных ресурсов представляют собой также предложение товаров на каждый данный момент.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых товарных предприятий и на складах предприятий торговли.

До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свой размер -- они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.

Каждый руководитель и менеджер должен рассматривать запасы как важную часть активов, в которую иммобилизуются денежные средства. Это стадия в оборотном капитале, продолжительность которой определяет потребность в денежных средствах предприятия. Размер запасов зависит от масштабов деятельности предприятия. На размеры запасов влияют число поставщиков, их надежность и отдаленность, складские мощности, разнообразие покупателей и их постоянство, количество заказов, прогноз цен, ассортимент, реальная экономия от ускорения оборота запасов, и т. д.

Запасы товаров создаются на предприятиях торговли в целях обеспечения их бесперебойной торговой деятельности.

В товарные запасы розничной торговой сети включаются:

а) товары, имеющиеся на отчетную дату в наличии в торговом зале и подсобных помещениях розничной сети (магазинах, аптеках, палатках, ларьках, киосках, развозной, разносной и другой торговой сети), а также на базах, складах, овощехранилищах, принадлежащих розничным торговым организациям, межрайбазах, оптовых базах, торгово-распределительных складах потребительской кооперации, числящиеся на их балансе и предназначенные для розничной торговли и общественного питания;

б) товары текущего хранения, обеспечивающие повседневную продажу и запасы товаров сезонного хранения (картофель, овощи, фрукты);

в) товары, закупленные и оплаченные, но оставленные на ответственном хранении у поставщиков, а также сданные в переработку.

В объем товарных запасов не включаются товары в пути; тара всех видов; товары материально-технического снабжения; запасы товаров на складах юридических лиц, их обособленных подразделении, занимающихся неторговой деятельностью; готовая продукция в подсобных производственных предприятиях; товары отгруженные, по которым расчетные; документы не сданы на инкассо в учреждения банков.

Различают текущие и сезонные запасы.

Текущие запасы -- это запасы товаров, объем которых обеспечивает выполнение производственной программы и плана реализации покупных товаров. Запасы сезонного хранения могут быть созданы по картофелю, овощам и другой сельскохозяйственной продукции для обеспечения предприятий торговли на длительный период. Необходимо отметить, что сезонные запасы должны создаваться в оптовой торговле, на оптовых складах фирм, чтобы освободить предприятия торговли от несвойственных им функций длительного хранения товаров.

По времени различают товарные запасы на начало, конец периода, а также средние запасы. Средний запас товаров -- величина средних за период (месяц, квартал, год) товарных запасов, выраженных в денежных единицах.

Учет запасов и товаров характеризует их объем на определенные даты, например, на 1 января, 1 февраля, 1 марта, 1 апреля и т.д. Для расчета средней величины запаса следует использовать данные о запасах на начало каждого месяца.

Средний запас за месяц равен половине суммы объема начального и конечного запаса. Средний запас за квартал, полугодие, год определяется по формуле:

где Зср - средний запас,

а1 - ап -- сумма товарного запаса на определенную дату;

п -- количество дат.

Данные о средних запасах товаров используют для расчета показателя товарооборачиваемости.

Для измерения запасов используют абсолютные и относительные величины. Абсолютные показатели запасов могут быть стоимостными и натуральными. Относительные показатели характеризуют размер запасов по сравнению с другими показателями, например с однодневным товарооборот.

Важным относительным показателем товарных запасов является запас в днях оборота, или уровень товарных запасов. Он рассчитывается по формуле

Зд=З/Тодин или Зд=(З*Д)/Т

где Зд запаса в днях оборота;

Тодн -- среднедневной валовой товарооборот;

3 -- товарные запасы на определенную дату в денежных единицах;

Д-- количество дней в периоде (за год 360, квартал 90, месяц 30);

Т-- валовой товарооборот за период.

Для расчета запаса в днях оборота следует сумму валового товарооборота уменьшить на величину наценки на продукцию, тогда и объем оборота, и величина запаса товара будут выражены в розничных ценах. В связи с этим предприятия торговли могут рассчитывать запасы в днях оборота следующим образом;

Зд=З/Родин

где Родн -- среднедневной расход товаров в розничных ценах.

Запасы в днях оборота определяют по товарным группам и в целом по предприятию торговли. Экономический смысл этого показателя заключается в том, что по его величине можно судить, на сколько дней при данном объеме товарооборота предприятие обеспечено имеющимся в наличии запасом товаров.

Показатели формирования ассортимента товаров. Перед каждым владельцем магазинов и менеджером стоит задача выбрать из множества производимых товаров такие, которые пользуются спросом у покупателей. Совокупность товаров (товарных запасов), предлагаемых в магазине к реализации, называется ассортиментом.

На практике различают основной и дополнительный ассортименты. К основному ассортименту относятся товары, пользующиеся повышенным спросом. На его долю приходится основная часть объема продаж, и за счет этого, главным образом, образуется прибыль. Дополнительный ассортимент включает товары, которые придают завершенность основному ассортименту. Эта часть товаров реализуется в целях оказания покупателям дополнительных услуг и получения дополнительной прибыли.

Целью формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение такого предложения, которое по широте (наличию многих видов товаров) и глубине (это в магазинах, где представлено в пределах одной группы товаров множество их видов и сортов) позволит обеспечить запланированные объем продаж и прибыль. В каждом магазине следует вовремя проводить упорядочение ассортимента (заменять имеющийся более ходовым), обновлять (использовать наиболее модные) и осуществлять контроль за его состоянием (выявлять, какие товары отсутствуют в продаже, хотя на них большой спрос, какие с трудом продаются, учитывать их оборачиваемость и т. п.)

Особое внимание уделяется на всех уровнях управления торговлей и такому показателю, как доля импортных товаров в общем объеме товарных ресурсов. Это соотношение определяется по данным выборочных обследований как отношение числа видов товаров определенной ассортиментной группы импортного производства к общему числу имеющихся в продаже товаров этой ассортиментной группы.

К числу важных показателей следует отнести и коэффициент обновления ассортимента. Он рассчитывается как отношение новых товаров по определенной группе к общему числу их разновидностей. С учетом жизненного цикла товаров заметная доля новых товаров является залогом дополнительного развития торговли.

Предприятия торговли должны проводить анализ запасов товаров в стоимостном выражении и в днях оборота.

На абсолютные и относительные размеры товарных запасов предприятия торговли влияют следующие факторы:

1. Соотношение между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость, товарооборот осуществляется с меньшими товарными запасами. По мере увеличения предложения товаров, насыщения рынка наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Изучение спроса населения -- одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов.

2. Сложность ассортимента товаров. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, намного превышает время обращения товаров простого ассортимента. Так, в магазине, реализующем товары сложного ассортимента, например швейные изделия, постоянно должен быть широкий выбор одежды по размерам, ростам, фасонам, расцветкам ткани и т.д.

3. Организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазины, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Например, время завоза товаров в высокогорные и отдаленные районы может быть ограничено из-за природных условий и трудностей транспортировки. Естественно, в этих районах время обращения товаров намного продолжительнее, чем в других. Чем ближе расположены промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем чаще производится завоз товаров, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров.

4. Потребительские свойства товаров. Они либо ограничивают, либо удлиняют время оборота.

5. Ритмичность поступления товаров в течение квартала и месяца, порядок завоза товаров.

На оборачиваемость товаров влияет и множество других факторов: организация рекламы и продажи товаров, транспортные условия, состояние материально-технической базы, особенности фасовки товаров, время на погрузку-разгрузку товара; сезонные колебания в производстве и потреблении товаров; несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что вызывает необходимость подсортировки, упаковкой и подработки; звенность товародвижения; возможности хранения товара. Важное значение имеют квалификация кадров и уровень руководства сложным торговым процессом, организация труда.

Товарооборачиваемость является одним из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия торговли. Под товарооборачиваемостыо понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня их реализации, а также скорость оборота покупных товаров. Товарооборачиваемость может быть выражена либо числом оборотов товаров за определенный период времени, либо количеством дней, необходимых для одного оборота. Следует отметить, что речь идет об оборачиваемости денежных средств, вложенных в запасы.

Время обращения (товарооборачиваемость в днях) определяют на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте по формуле

Nly = (PchE-L)^N bkb Nly = Pch ^ Njly?

где Тдн -- товарооборачиваемость в днях.

Товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость оборота) рассчитывают следующим образом:

где То6 -- скорость оборота.

Важное значение для предприятия торговли, повышения его конкурентоспособности имеет ускорение оборачиваемости. При этом высвобождаются оборотные средстве, вложенные в товары, эффективно используются инвестиции, вложенные в запасы, сокращаются издержек по хранению товаров, снижаются товарные потери, что, в конечном счете, ведет к увеличению прибыли.

Классификация видов экономического анализа осуществляется по различным признакам, например:

по субъектам экономического анализа;

времени проведения;

направлению исследования;

содержанию и уровню организации.

В специальной литературе можно встретить и иную классификацию видов экономического анализа. Так, проф. А.Д. Шеремет выделяет как отдельные виды предварительный и общеэкономический анализ. Предварительным он называет анализ, предшествующий принятию конкретных решений, в отличие от последующего (итогового), с помощью которого осуществляется подведение итогов выполнения бизнес-планов. Общеэкономический анализ, по мнению А.Д. Шеремета, проводится с целью изучения основных закономерностей развития экономики, знание которых необходимо для определения ведущих целей и концепций экономической политики.

1. По субъектам экономического анализа различают внутренний и внешний анализ.

1.1 Внутренний экономический анализ осуществляется внутренними субъектами, т.е. сотрудниками, администрацией. Он проводится для целей управления коммерческой организацией, для повышения эффективности производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. Такой анализ предусматривает исследование всех сторон деятельности коммерческой организации.

1.2 Внешний экономический анализ осуществляется внешними субъектами с конкретными целями, поставленными каждым из них.

2. По времени проведения экономический анализ подразделяется следующим образом.

Итоговый, последующий, периодический, ретроспективный анализ - экономический анализ, проводимый после совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций.

Предварительный, перспективный, прогнозный, анализ планов - экономический анализ, проводимый до совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. Прогнозная информация - менее точная, но позволяет принимать управленческие решения своевременно, определять параметры перспективного развития коммерческой организации.

2.3 Оперативный анализ - экономический анализ, проводимый в момент совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. При его осуществлении используется информация, фиксируемая и обрабатываемая ежедневно. Оперативный анализ позволяет принимать управленческие решения «на ходу», отслеживать назревающие затруднения и предотвращать их. Как правило, оперативный анализ не является комплексным, т.е. не охватывает все стороны деятельности коммерческих организаций. Вместе с тем организация оперативного анализа, даже по ограниченному кругу вопросов, в значительной степени способствует повышению эффективности управления, хотя и требует определенных затрат труда. Широкому внедрению оперативного анализа в практику управления препятствует отсутствие единой методики управленческого учета. Система управленческого учета (важнейшая информационная база для оперативного анализа) в основном обусловлена отраслевой принадлежностью коммерческих организаций, особенностями технологии производства и организации труда. Вопросы организации управленческого учета (в отличие от бухгалтерского и статистического) решаются на каждом предприятии по-разному.

Периодический, оперативный и перспективный виды анализа взаимосвязаны и дополняют друг друга. Наилучшим образом этого можно достичь с помощью применения современных средств автоматизации управления, когда одна и та же информация может быть использована сначала для получения оперативных данных (например, в момент совершения хозяйственной операции), а затем (например, по окончании месяца) для получения отчётности - важнейшего источника информации для периодического анализа.

3. По направлениям исследования различают производственный и финансовый, а также общеэкономический и технико-экономический анализ. Характеристика производственного и финансового анализа дана в 1.6.

Общеэкономический анализ базируется преимущественно на укрупненных показателях, представленных в денежном выражении и характеризующих деятельность коммерческих организаций в целом. Такими показателями, например, являются выручка от продаж, бухгалтерская прибыль, чистая прибыль, прибыль от продаж, затраты на производство и себестоимость как всей продукции, так и отдельных ее видов, фонд заработной платы, показатели рентабельности, деловой активности и др.

Технико-экономический анализ представляет собой логическое продолжение общеэкономического анализа. В данном случае исследования проводятся на уровне цеха, группы оборудования, бригады. При технико-экономическом анализе широко используются показатели в натуральном и трудовом измерениях, например трудоемкость производства отдельных видов продукции, производственная мощность оборудования и коэффициент его использования, расход сырья и материалов на единицу продукции или процент выхода продукции из сырья и т.п.

На практике границы между указанными направлениями анализа условны, лишь их тесная взаимосвязь обусловливает эффективное использование результатов общеэкономического и технико-экономического анализа.

4. По содержанию и уровню организации различают комплексный и тематический анализ.

Комплексный анализ охватывает все стороны производственной, хозяйственной и финансовой деятельности коммерческих организаций.

Тематический анализ применяется при исследовании частных вопросов, например анализ калькуляций себестоимости конкретных изделий, анализ качества продукции, анализ производительности труда.

Деление экономического анализа на виды является в значительной степени условным и в практической деятельности не имеет серьезного значения. Все виды экономического анализа взаимосвязаны, предусматривают взаимное использование результатов, способствуют повышению эффективности управления - выработке и принятию правильных, обдуманных управленческих решений.

В процессе анализа оптового товарооборота предприятия решают целый ряд задач и оценивают их с позиции достижения поставленных целей. Множество таких задач целесообразно разделить на две группы:задачи, связанные с реализацией, и задачи, связанные с закупками товаров и услуг. В условиях рыночных отношений, во-первых, необходимо исследовать процесс реализации в разрезе покупателей (промышленных и розничных предприятий, частных торговцев и т.д.), степень удовлетворения их потребностей и оценить уровень конкуренции и какое место занимает оптовое предприятие на товарных рынках, какие планы оно имеет в предстоящем периоде и т.д. Для этого предприятию необходимо использовать различные методы маркетингового исследования всех сторон товарных рынков. Во-вторых, необходимо выполнить анализ источников закупок (провести маркетинговые исследования закупок), правил отбора по определённым критериям поставщиков товаров, выработке мер по активизации закупок (использование инструментов маркетинга закупок), условий разовых и постоянных закупок, концентрации и распыления заказов, изучить политику цен, осуществлять контроль за поступлением товаров. Из приведённых положений видно, что главным для предприятия явл. определение потребностей оптовых покупателей, установление постоянных связей и нахождение источников приобретения товаров в целях полного удовлетворения указанных потребностей. Деление задач на две группы позволяет более глубоко исследовать оптовую реализацию товаров и услуг. В процессе анализа товарооборота оптовые предприятия изучают следующие показатели: - динамику общего объёма по видам и товарным группам оптового товарооборота в действующих и сопоставимых ценах; - долю оптового товарооборота в разрезе товарных групп и по общему объёму на товарных рынках региона; - долю розничных и других покупателей в общем товарообороте и по основным товарным группам, и оценивают возможность работы с ними в перспективе; - заявки покупателей и структуру оптового товарооборота; - отношение оптово-складского товарооборота к розничному и коэффициент звенности товародвижения, исчисляемый как отношение валового товарооборота (всех видов оптового и розничного) к чистому (розничному в динамике по зоне деятельности предприятия и в сравнении с показателями по региону в целом). Для более обоснованного исследования дел в оптовой торговле предприятию следует выполнить анализ рынка закупок, оценить его влияние на развитие торговой деятельности. На данном этапе важно разобрать какие структуры выступают в качестве поставщиков (на основе разовых или постоянно действующих контрактов), какова их роль в объёме поставок товаров, условия и порядок расчётов за товары, установить момент перехода риска за товар (в момент погрузки или пересечения границы предприятия, в момент поступления товаров на предприятие оптовой торговли), условия транспортировки и т.п. Для оптовых предприятий необходимо иметь большое количество надёжных источников поставок, что позволит лучше формировать предложение и наращивать объёмы торговой деятельности. Информация для анализа рынка закупок может получена от внутренних источников (о поставщиках, с которыми ведётся или велась работа) и внешних (данные о статистике товарооборота и розничных или оптовых ценах, путеводители по закупкам, ярмаркам, каталоги и проспекты по продажам и т.п.). Работа по указанному направлению должна вестись непрерывно. Каждое предприятие должно делать выбор таких поставщиков, которые позволят ему лучшим образом достичь своих целей - обеспечить получение прибыли, увеличить объём продаж, закрепить и расширить свою роль на товарных рынках, решить имеющиеся экономико-финансовые проблемы и т.п. Для оптового предприятия очень важно глубоко изучать вопросы поставок товаров. Нужно не только оценить долю каждого поставщика в общем объёме поставок, но и постоянно иметь информацию об объёмах и сроках поставок, о количестве товаров, учитывать политику и стратегию промышленных предприятий и других поставщиков в ценообразовании и использовать её в своих интересах. В каждом отчётном периоде оптовые предприятия должны изучать в динамике и в сравнении с другими предприятиями в той же зоне деятельности показатели, по которым можно оценивать качество поставок товаров.

Признаки классификаций товарных запасов в сфере товарного обращения

 

Заниженные товарные запасы могут привести к ухудшению качества обслуживания покупателей, снижению товарооборота, дефициту, неудовлетворенности потребителей, а в некоторых случаях и отказу от покупок в данном торговом объекте. Завышение по сравнению с потребностью в них ведет к затовариванию, увеличению расходов и товарные запасы становятся одной из главных причин банкротства организации.

Сезонные запасы товаров образуются при сезонном характере производства товаров, их потребления или транспортировки. Они создаются по тем товарным группам, которые в силу особенностей их производства, спроса, необходимости обеспечения экономической и товарной безопасности имеют разрыв во времени их производства и реализации.

Товарные запасы целевого назначения создаются для обеспечения торговли в отдельных труднодоступных районах страны, в период между двумя возможными сроками завоза товаров, для целевых мероприятий не связанных с текущей деятельностью организаций (для встречной торговли, в сезон заготовок, участия в проведении общественных мероприятий, обеспечения больных, инвалидов специальными продуктами).

Товарные запасы также можно классифицировать по месту воспроизводства (рисунок 2).

 

Рисунок 2 - Классификация запасов товаров по месту в процессе воспроизводства

По месту нахождения выделяют:

-в организациях розничной торговли (магазинах, палатках, ларьках, киосках), аптеках, автозаправочных станциях, развозной, разносной и другой торговой сети;

-в организациях общественного питания (в ресторанах, столовых, кафе, барах и другой сети общественного питания);

-на базах и складах, принадлежащих организациям розничной торговли и общественного питания;

-в хранилищах овощей, картофеля, фруктов;

по времени (периоду) образования:

-плановые;

-фактические;

-на начало и конец периода.

Существует еще одна классификация товарных запасов. Она применяется для классификации товаров в магазинах. Исходя из этой классификации запас товаров, находящийся в магазине можно подразделить на рабочий запас, состоящий из рекламного запаса и запаса на один день торговли; запаса, связанного с частотой завоза и гарантийного запаса [30, с. 254].

Рабочий запас состоит из двух видов запасов - рекламного запаса и запаса на один день торговли. Рекламный запас представляет собой обязательный ассортиментный минимум товаров, которые реализует магазин.

Запас, связанный с частотой завоза - это перечень товаров, поступающих в одной партии.

Гарантийный запас - это запас, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров.

Согласно Указаниями по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-торг (продажа) «Отчет о продаже и запасах товаров» товарные запасы учитываются в розничных ценах [17].

В товарные запасы в торговле включаются [17]:

-товары текущего и сезонного хранения, находящихся в розничной (торговой) сети, на базах и складах, принадлежащих организациям розничной торговли и предназначенных для розничной торговли и общественного питания;

-товары, закупленные и оставленные на ответственное хранение.

Для учета, анализа и планирования товарных запасов используется система абсолютных и относительных показателей.

Абсолютные показатели выражаются в натуральных (кг., шт. и т.п.), или условно натуральных единицах и стоимостных (денежных). Натуральные показатели измерения товарных запасов применяются для планирования товарных ресурсов, организации работы складов, для расчета потребности в материально-технической базе организации, для оперативного размещения излишков товаров.

Стоимостные показатели по своей сути отражают величину сложных по составу явлений в денежном измерении.

Основным относительным показателем измерения состояния товарных запасов является показатель уровня обеспеченности торговой организации товарными запасами. Сравнивая величину товарного запаса в днях с нормой товарных запасов, можно не только установить степень обеспеченности организации товарными запасами, но и предвидеть возможные затруднения в виде затоваривания ими дефицита товаров. Если обеспеченность товарными запасами больше норматива, то существует угроза затоваривания, а если меньше - угроза перерывов в продаже товаров из-за необеспеченности организации товарными запасами [3, с. 132].

Потребность торговой организации в запасах товаров зависит в значительной мере от быстроты их оборачиваемости. Чем быстрее процесс обращения, тем меньше: потери товаров, связанные с их порчей при транспортировке и хранении; потребность в собственных и заемных оборотных средствах, расходы за пользование кредитом и т.д.

Оборачиваемость в торговле характеризуется двумя показателями: временем обращения и скоростью товарооборота. Между временем и скоростью товарного обращения существует устойчивая пропорциональная взаимосвязь. Уменьшение времени и увеличение скорости товарного обращения позволяют достичь большего объема товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что способствует снижению товарных потерь, расходов по хранению товаров, оплате процентов за пользование кредитов и т.п.

Время обращения - часть времени всего процесса общественного воспроизводства. Чем быстрее реализуются товары, тем скорее осуществляется весь процесс воспроизводства. Время обращения выражается в днях; оно показывает, сколько дней прошло с момента поступления товаров до момента их реализации, или, за какой период времени полностью обновился товарный запас.

Запас, выраженный в днях, показывает обеспеченность торговой организации товарами на определенную дату. Запас товаров в днях на квартальную или годовую дату определяют путем деления суммы товарного запаса на однодневный плановый оборот следующего за отчетным периодом.

Показатель скорости товарного обращения отражает срок, в течение которого товарные запасы находились в сфере обращения. Оборачиваемость товаров измеряют продолжительностью одного оборота в днях или количеством оборотов за анализируемый период.

Продолжительность одного оборота в днях (время обращения) показывает, за сколько дней в анализируемом периоде обернулся средний запас товаров [30, с. 241].

Следует отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства. После продажи товары в торговлю не возвращаются, а идут на удовлетворение материальных и духовных потребностей покупателей. Ускорение товарооборачиваемости имеет большое народнохозяйственное значение: высвобождаются оборотные средства, вложенные в товары; снижаются товарные потери и другие расходы; сохраняется качество товаров; улучшается обслуживание покупателей и т.п.

Таким образом, состояние товарных запасов оказывает существенное влияние на развитие торговли. Рассмотрим состояние товарных запасов по розничной торговле в целом по Республике Беларусь.

Содержание, задачи и последовательность проведения анализа товарных запасов и товарооборачиваемости

 

Запасы в торговле образуются на всех стадиях движения товаров от производства к потреблению: в пути, оптовой и розничной торговле. Они находятся в состоянии постоянного обновления, поэтому только экономический анализ позволяет дать оценку их развития. Основным критерием оценки состояния и тенденций развития товарных запасов является степень удовлетворения покупательного спроса. При изучении товарных запасов важно не только охарактеризовать общий уровень, но последовательно проследить их изменение в пределах одного отрезка времени. При таком подходе четко вырисовывается общая тенденция динамики.

Основной целью анализа является выявление резервов нормализации товарных запасов, нацеленных на ускорение оборачиваемости средств, экономию расходов и обеспечение конкурентоспособности потребительского общества.

Исходя из этой цели, основными задачами анализа являются:

-определение соответствия фактических запасов установленному нормативу;

-изучение динамики запасов в увязке с изменением оборота по реализации товаров;

оценка происшедших изменений в объеме и составе товарных запасов;

выявление уровня обеспеченности запасами отдельных магазинов торговой организации;

изучение динамики оборачиваемости средств, вложенных в запасы товаров;

подготовка информации, необходимой для управления товарными ресурсами;

разработка рекомендаций и осуществление мер по нормализации товарных запасов.

Объектами анализа выступают товарные запасы и товарооборачиваемость.

 

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.