Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Хозяйствующие субъекты в системе потребительской кооперации Республики Беларусь





Согласно Закону Республики Беларусь «О потребительской кооперации в Республике Беларусь», потребительской кооперацией является система потребительских обществ, их союзов и созданных ими в целях удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей членов потребительских обществ и населения Республики Беларусь унитарных предприятий и учреждений.

Решающим фактором при выборе путей реформирования хозяйственных субъектов потребкооперации была необходимость решения задачи повышения финансово-экономической жизнеспособности в условиях рыночных отношений. Именно исходя из этого одним из основных направлений реформирования стало укрупнение действующих сельских потребительских обществ, образование районных потребительских обществ (райпо) взамен райпотребсоюзов.

В системе потребительской кооперации завершена работа, связанная с определением организационно-правовых форм юридических лиц потребительской кооперации и одновременно приняты меры по упорядочению системы ее управления. Все потребительские общества прошли государственную перерегистрацию в качестве субъектов хозяйствования, уточнили свои наименования, указали в уставах осуществляемые ими виды экономической деятельности, избрали представителей в высшие органы управления союзов, а также внесли в свои уставы необходимые изменения и дополнения в части регулирования отношений внутри общества. Согласно Декрету Президента Республики Беларусь и Закону Республики Беларусь «О потребительской кооперации в Республике Беларусь» основным хозяйствующим субъектом (звеном) потребительской кооперации является потребительское общество, создаваемое в форме потребительского кооператива. Потребительское общество является юридическим лицом и обладает следующими полномочиями:

– владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом;

– занимается деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей членов общества;

– осуществляет предпринимательскую деятельность в рамках достижения целей;

– может иметь свои филиалы, открывать унитарные предприятия, участвовать в хозяйственных обществах;

а также может:

– образовывать фонды, пользоваться кредитами банков;

– осуществлять внешнеэкономическую деятельность;

– определять формы и системы оплаты труда, меры социальной защиты и др.

Потребительское общество создается по территориальному, производственному или иному признаку на основе членства и осуществляет торговую, заготовительную, производственную и другие виды деятельности. Высшим органом управления потребительского общества является общее собрание членов потребительского общества. Исполнительным органом потребобщества является правление потребительского общества. Контроль за соблюдением устава потребительского общества, его хозяйственной деятельностью, а также за деятельностью структурных подразделений, унитарных предприятий осуществляет ревизионная комиссия потребительского общества.

В современных условиях возникли проблемы выбора организационно-правовых форм для организаций (предприятий, торговых объектов), созданных потребительскими обществами и союзами потребительских обществ: оптовых баз, коопунивермагов, объединений общественного питания, комбинатов кооперативной промышленности, райзаготконтор, автобаз, а также для отдельных магазинов, заготпунктов и других хозяйственных единиц, подведомственных непосредственно райпо. Необходимо было привести их статус в полное соответствие с действующим законодательством. При этом не только сохранить, но и упрочить рычаги управляемости своих хозяйств.

Укрупнение потребительских обществ, признание их государством субъектами хозяйствования потребовало и решения вопроса о выборе наиболее экономически выгодной структурной модели самого потребительского общества.

Единственно возможной формой для субъектов потребительского общества и союза с точки зрения неделимости имущества является унитарная организация на праве хозяйственного ведения. Потребительское общество вправе создавать унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения, однако они относятся к коммерческим организациям и требуются средства для формирования уставных фондов.

Из-за неустойчивого финансового состояния некоторые потребительские общества не могли выполнять требования по формированию уставных фондов, поэтому многие субъекты получили статус обособленного структурного подразделения - филиала.

В организационном плане потребительские общества используют (в зависимости от специфики местных экономических, территориальных, демографических и иных условий) следующие структурные модели:

– потребительское общество без филиалов и не имеющее унитарных предприятий;

– потребительское общество, имеющее в своем составе филиалы и не имеющее унитарных предприятий;

– потребительское общество, не имеющее филиалов, но имеющее унитарные предприятия;

– потребительское общество, имеющее филиалы и унитарные предприятия.

Все указанные организационные модели жизнеспособны и не противоречат законодательству при условии осуществления потребительским обществом — субъектом хозяйствования - определенной экономической деятельности в соответствии с объявленными целями.

Оценивая преимущества каждой действующей организационной модели потребительского общества, необходимо учитывать следующие факторы. Потребительское общество является некоммерческой организацией, и в этом отношении со стороны государства отсутствует требование о том, что целью его деятельности является получение прибыли. Как социально ориентированные хозяйственные структуры потребительские общества осуществляют виды деятельности, которые не приносят доходов или заведомо убыточны. Исходя из этого, организационные модели потребительского общества, которые действуют в виде одного юридического лица с филиалами или без филиалов, являются наиболее приемлемыми в условиях недостаточной финансовой и экономической стабильности.

Организационная модель потребительского общества с унитарными предприятиями на практике позволяет решать сложные проблемы с расчетами, однако при этом требует от потребительского общества как от собственника коммерческих организаций выполнения дополнительных требований по формированию и контролю уставного фонда, по управлению имуществом, переданным в хозяйственное ведение, и т.д.

Заслуживает внимания вопрос формирования органов управления потребительских обществ и штатной численности аппарата управления. Количественный состав высшего органа потребительского общества — собрания уполномоченных - зависит от количества пайщиков. В настоящее время традиционно преобладает состав правления в количестве 7 человек.

Структура аппарата управления райпо определяется исходя из конкретных условий, в том числе и с учетом передачи части хозяйственных функций вновь сформированным унитарным предприятиям и филиалам. Как правило, в составе аппарата управления райпо создаются основные управленческие структурные подразделения по отраслям деятельности (торговля, общественное питание, заготовки, промышленность, строительство); функциональные: экономическое, финансовое, учета и отчетности, юридическое, кадровое; организационно-кооперативной работы. В некоторых районных кооперативных организациях оправдали себя отделы маркетинга, работающие во взаимодействии с соответствующими самостоятельными хозяйствующими структурами.

Наибольшее количество юридических лиц в системе потребительской кооперации действует в форме коммерческих организаций - унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения. В отличие от российского гражданского законодательства наше государство предоставляет возможность создания унитарных предприятий не только государственным структурам, но и физическим и юридическим лицам частной формы собственности. Эта особенность позволила системе потребительской кооперации сохранить неделимой свою собственность, закрепив ее за потребительскими обществами и союзами потребительских обществ. Имущество, переданное в хозяйственное ведение унитарным предприятиям, остается в собственности потребительских обществ и союзов. Право распоряжаться им строго регламентировано. Унитарные предприятия потребительских обществ в основном имеют производственный и торговый профиль.

Унитарные предприятия областных союзов представляют собой производственные комплексы областного значения, унитарные предприятия Белкоопсоюза являются уникальными производственными комплексами по производству пушнины (зверохозяйства), по переработке вторичного сырья (комбинаты нетканых и текстильных материалов), по производству нестандартного торгового оборудования для сельских магазинов и др. Потребительские общества и союзы утверждают направления и виды деятельности унитарных предприятий, устанавливают режим использования имущества, формируют уставные фонды, назначают директоров, заключают с ними трудовые договоры, ежегодно проводят ревизии финансово-хозяйственной деятельности, устанавливают прогнозные показатели деятельности и оценивают работу должностных лиц.

Управление унитарными предприятиями в системе потребкооперации представляет хорошо отлаженную систему, поскольку действует уже достаточно длительный период. Предприятия потребобществ и союзов по сути своей являлись унитарными до введения этой организационно-правовой формы, поскольку имели одного учредителя - собственника. Статус унитарных предприятий законодательно урегулирован и апробирован. Как говорилось выше, в потребительской кооперации зарегистрировано 386 унитарных предприятий.

Как видно из приведенных данных, в сравнении с 1999 г. количество юридических лиц в системе потребкооперации сократилось вдвое. Произошло это за счет реформирования потребительских обществ. Идет тенденция дальнейшего сокращения коммерческих организаций в форме унитарных предприятий, принадлежащих райпо.

Областные союзы потребительских обществ сохранили свои предприятия, переименовав их в унитарные. Союз потребительских обществ - добровольное объединение потребительских обществ, их союзов, созданное в целях координации деятельности и защиты общих имущественных интересов.

Главными задачами Белкоопсоюза являются разработка и проведение в жизнь стратегических направлений деятельности потребительской кооперации, ее правового и методологического обеспечения, формирование экономической, социальной, кадровой и научно-технической программ развития потребительской кооперации, участие в разработке республиканских социально-экономических и иных программ, связанных с деятельностью потребкооперации.

В функции Белкоопсоюза входят также защита интересов потребкооперации и обеспечение ее нормального функционирования в условиях рыночной экономики, участие в подготовке и рассмотрение проектов законодательных актов с точки зрения их соответствия интересам потребительской кооперации и членов-пайщиков, повседневное сотрудничество с парламентом, правительством, республиканскими органами государственного управления, представление интересов потребкооперации в арбитражных и иных судах, налоговых, таможенных и иных органах.

Будучи членом Международного кооперативного альянса и Межкоопсовета, Белкоопсоюз обеспечивает межкооперативные связи с организациями потребкооперации зарубежных стран, участвует в пропаганде и разъяснении идей и принципов кооперативного движения.

Что касается основных функций областного союза, то они в соответствии с делегированными полномочиями сосредоточиваются прежде всего на анализе экономического, особенно финансового, положения потребкооперации области и каждого района, разработке мероприятий по обеспечению необходимых условий для безубыточной и эффективной работы кооперативных организаций, защите их интересов в областных государственных органах, подготовке и переподготовке кадров, консультировании.

Союзы потребительских обществ являются некоммерческими организациями. Вместе с тем они могут и обязаны осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы и соответствуют эти целям. Иных организаций в плане осуществления союзами потребительских обществ предпринимательской деятельности законодательством не предусмотрено.

Средние торговые предприятия действуют, как правило, в пределах узкого сегмента рынка и удовлетворяют специфические запросы по реализации товаров определенного ассортимента. Они обладают отличительными особенностями торгово-технологического процесса, их товары имеют уникальные характеристики, сформирован круг постоянных потребителей. Все это защищает их от конкурентов, позволяет поддерживать достаточно высокие цены и обеспечивает финансовую стабильность. Предпринимательская активность на таких предприятиях выше, чем на крупных, поскольку требуется постоянный поиск новых идей, совершенствование торгово-технологического процесса. Однако вместе с тем отсутствует возможность быстро переключать деятельность на другие товары, нет широкого ассортимента, существует зависимость от определенного поставщика и сложившегося контингента покупателей, а также риск потери ноу-хау.

По участию иностранного капитала организации подразделяются на совместные, зарубежные и иностранные. Совместные организации расположены на территории страны, имеют в уставном капитале долю, принадлежащую иностранным инвесторам. Зарубежные организации представлены национальным капиталом, вывезенным из государства в качестве вклада в уставный капитал организации, зарегистрированной в другой стране. Иностранная организация имеет сто процентов уставного капитала, принадлежащего юридическому или физическому лицу другого государства.

По виду деятельности организации торговли подразделяются на розничные, оптовые и питания. Но в связи с тем, что в настоящее время многие организации торговли занимаются не только одним видом деятельности, можно выделить также оптово-розничные и комбинированные организации.

Розничные торговые организации могут различаться по группам обслуживаемых потребителей:

с ориентацией на большие возможности покупки товаров;

с ориентацией на покупателей со средними возможностями покупки товаров;

с ориентацией на обслуживание социально незащищенных слоев населения.

Организации оптовой торговли по праву собственности на товары различаются следующим образом:

с преобладающим правом собственности (оптовые базы);

без права собственности (брокерские конторы);

организаторы оптовой торговли (мелкооптовые рынки, ярмарки, биржи).

Организации питания подразделяются по типам на рестораны, кафе, бары, закусочные, столовые, буфеты, кафетерии, вагоны-рестораны и кафе-буфеты.

По характеру обслуживания потребителей организации общественного питания можно подразделить на общедоступные и закрытого типа.

По специализации торговые организации подразделяются на узкоспециализированные (занимаются реализацией товаров конкретной торговой марки), специализированные (реализуют товары определенных товарных групп) и многопрофильные или универсальные (реализация большого ассортимента товаров различных товарных групп).

Кроме указанных на рисунке 1 выделяют другие классификационные признаки:

По формам обслуживания различают организации:

с индивидуальным обслуживанием покупателей;

по методу самообслуживания;

реализующие товары по образцам, по каталогам, по почте и т.п. Классификация по методу обслуживания во многом условна, достаточно часто организации комбинируют различные формы обслуживания даже в одном торговом зале.

По видам и особенностям устройства организации подразделяются на магазины, магазины-склады, павильоны, палатки, автомагазины и др.

По функциональным особенностям организации могут подразделяться на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные.

Классификация торговых организаций по уровню цен вызвана резкой дифференциацией денежных доходов населения, поэтому проведение ценовой политики направлено на определенную группу покупателей: а) организации с достаточно низким уровнем цен, ориентирующиеся на малообеспеченные слои населения; б) организации со средним уровнем цен, обслуживающие самые различные группы потребителей; в) организации с наиболее высоким уровнем цен на реализуемые товары и соответствующим уровнем обслуживания для покупателей с высоким доходом.

По характеру местонахождения различают организации, расположенные в местах общегородского значения, на транспортных магистралях, вокзалах, в центральном деловом районе, жилой зоне, районном торговом центре, центре микрорайона, местах отдыха и т.д.

В зависимости от преимущественного контингента обслуживаемых потребителей выделяют организации для детей, женщин, молодежи, а также тематические организации, отражающие интересы покупателей («Рыболов», «Садовод» и т.п.).

Организации оптовой торговли могут классифицироваться по масштабам деятельности, товарной специализации, объему выполняемых функций.

По масштабам деятельности различают оптовые организации:

общенационального (федерального) уровня — это наиболее крупные организации, осуществляющие продвижение товаров от производителей к торговым организациям по всей стране;

регионального (внутрирегионального) уровня, осуществляющие закупку товаров у крупных оптовиков или у местных производителей и доводящие их до любых оптовых и розничных покупателей региона.

В соответствии с товарной специализацией оптовые организации бывают:

специализированные, ориентирующие свою деятельность на одну товарную группу или близкие к ней;

универсальные, снабжающие розничные торговые организации универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.

По объему выполняемых функций и формам расчетов различают следующие разновидности оптовых организаций:

организации, приобретающие права собственности на товар и осуществляющие полный набор закупочно-сбытовых операций;

организации без приобретения прав собственности на товар, действующие только как посредники, сводящие продавцов с покупателями (брокерские конторы, торговые агенты и т.п.);

организации — организаторы оптового товарооборота, создающие условия для оптовой торговли (товарные биржи, оптовые продовольственные рынки, мелкооптовые магазины и т.п.).

Организации общественного питания можно классифицировать по следующим отличительным критериям: торгово-производственный признак, виды предоставляемых услуг, характер обслуживаемого контингента потребителей, качество предоставляемых услуг и формы обслуживания посетителей.

По торгово-производственному признаку, в основе которого лежит наличие у организации своего производства по выпуску кулинарной продукции, готовой к потреблению, организации подразделяются на заготовочные (цеха по производству полуфабрикатов, комбинаты школьного питания), доготовочные (имеющие свою кухню), раздаточные (столовые без кухни) и смешанные (фабрики-кухни).

По видам предоставляемых услуг выделяют две основные группы:

а) организации, производящие и реализующие продукцию для непосредственного потребления (сеть общедоступных организаций, в основном быстрого обслуживания);

б) организации, имеющие, кроме производства и реализации, условия для организации отдыха посетителей (рестораны, бары, кафе).

По характеру обслуживаемого контингента организации питания подразделяются на общедоступные (столовые, кафе, ресторан и т.п.) и организации «закрытого» типа (столовые при промышленных предприятиях, учреждениях, учебных заведениях и т.п.).

По качеству предоставляемых услуг и формам обслуживания выделяют следующие типы организаций общественного питания:

а) рестораны, кафе, бары (люкс, высшего и первого классов), обеспечивающие наиболее высокий уровень обслуживания и предоставляющие широкий спектр услуг;

б) общедоступные организации, удовлетворяющие потребности широких слоев населения в готовой кулинарной продукции в течение всего дня и обеспечивающие необходимый для этого набор услуг (столовые, закусочные, пирожковые и т.п.);

в) столовые при заводах, учреждениях, учебных заведениях, обеспечивающие удовлетворение минимально необходимых потребностей в готовой пище работников (учащихся) в основном в обеденное время.

Социально-экономические формы торговых организаций Республики Беларусь представлены на рис.2:

 
 

 

1. Местных советов 2. Министерства торговли 3. УРСов и ОРСов 4. Министерств и ведомств, в т.ч.: Минсельхозпрода, Минсвязи, Госкомпрома, Минобороны, Минздрава, Беллегпрома и др. 5. Ассоциаций белорусских народных промыслов 1. Потребительской кооперации (в настоящее время статус определен как общественно-государственный) 2. Арендные 3. Акционерные обществ 4. Ассоциации 5. Концерны 6. Общественные организации 7. Коллективные 8. Кооперативы 1. Совместные 2. Малые

 

Рисунок 2 – Социально-экономические формы торговых организаций

 

По видам объединений организации входят в производственные республиканские, региональные, национальные или транснациональные компании. Есть такие разновидности: ассоциация, концерн, консорциум, корпорация, холдинг, финансово-промышленные группы.

По видам дробления выделяются дочерние организации, филиалы и другие структуры с расчетным счетом и обособленным балансом или без оных, с правом или без права юридического лица.

Также необходимо помнить, что в соответствии с отраслевым аспектом организации относятся к сфере материального производства – промышленность, строительство, сельское хозяйство, связь, транспорт, и нематериального производства – здравоохранение, образование, торговля, наука, культура и другие. В свою очередь каждая отрасль подразделяется на подотрасли: например, в промышленности по признакам характера сырья или назначения готового продукта выделяются угольная подотрасль, энергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов. В машиностроительной выделяют станкостроение, приборостроение, машиностроение и т.д. Отраслевая классификация может быть укрупненной и детализированной. Она применяется для статистической характеристики структуры предприятий и организаций и показателей их деятельности.

С точки зрения права собственности и распоряжения имуществом определяется хозяйственно-правовая форма организации. Наиболее значимыми признаками, отличающими одну форму организации от другой, являются:

– количество участников организации;

– форма управления организацией;

– способ распределения прибылей и убытков;

– источники средств, составляющие материальную основу организации;

– собственник инвестиций;

– пределы имущественной ответственности.

Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает следующие хозяйственно-правовые формы организаций: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, кооперативы, унитарные предприятия (рис. 3).

 

Рисунок 3 –Хозяйственно-правовые формы организаций

 

Хозяйственные товарищества представляют собой объединения вкладов лиц для создания организации. В зависимости от степени ответственности участников хозяйственные товарищества могут быть полными и коммандитными.

Полное товарищество - это форма организации, участники которой несут полную ответственность своим имуществом по обязательствам организации.

Коммандитное товарищество - это форма организации, в которой наряду с участниками, несущими полную имущественную ответственность, есть участники, несущие ответственность в пределах их вкладов. Однако они не принимают участия в управлении организацией.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.

Акционерным обществом признается организация, уставный фонд которой разделен на доли, выраженные акциями. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Обществом с ограниченной ответственностью является организация, образованная двумя или более лицами. Уставный фонд организации разделен на доли, размер которых определен учредительными документами. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Обществом с дополнительной ответственностью является организация, образованная двумя или более лицами, уставный фонд которой разделен на доли в размерах, определенных учредительными документами. Участники такого общества несут ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее размера, установленного законодательными актами. При экономической несостоятельности (банкротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Кооператив - форма организации, основанная на взносах (паях) участников (пайщиков), которые непосредственно принимают участие в ее работе.

В зависимости от целей деятельности кооперативы подразделяются на производственные и потребительские.

Производственным кооперативом является коммерческая организация, основанная на имущественных паевых взносах участников, которые принимают личное участие в деятельности кооператива и несут ответственность по его обязательствам в равных долях, но не менее величины полученного годового дохода, если иное не предусмотрено уставом.

Потребительским кооперативом является организация, основанная на добровольном объединении граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемого путем объединения членами кооператива паевых взносов.

Организации потребительской кооперации принадлежат к этой хозяйственно-правовой форме.

Унитарное предприятие — это субъект хозяйствования, являющийся формой коммерческой организации, не наделенный правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные либо частные унитарные предприятия.

Имущество унитарного предприятия находится в государственной либо частной собственности физического или юридического лица.

Имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имущество коммунального унитарного предприятия находится в собственности административно-территориальной единицы и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства) либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.