Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Компетентностная модель выпускника





Одним из действенных инструментов оценки результатов образования (освоения ООП) в контексте компетентностного подхода является компетентностная модель выпускника, которая с одной стороны охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образования. Указанную модель можно определить как описание в терминах компетенций того, к чему должен быть пригоден выпускник вуза, к выполнению каких функций он подготовлен и какими качествами обладает. Понятие «компетенция» относительно новое для российской педагогической науки. Ранее широко использовалось понятие «компетентность». И.А. Зимняя предполагает под компетентностью понимать актуальное личностное качество – основывающееся на знаниях, личностно обусловленную социально-профессиональную характеристику человека. Иначе говоря, компетенция – это потенциальная компетентность, и напротив, компетентность – это наличие у человека освоенных им компетенций, необходимых для успешного осуществления трудовой деятельности.

В то же время следует подчеркнуть, что выпускник учреждения профессионального образования за время обучения получает комплекс компетенций, который лишь условно можно считать компетентностью. Компетентность (как актуализированный комплекс компетенций) относится к категории реального и формируется за пределами учебного заведения по мере накопления опыта в соответствующей профессиональной деятельности. Поэтому ФГОС ВПО не нормирует категорию «компетентность» и не содержит ее в разделе «Термины, определения, обозначения, сокращения».

Компетентностная модель выпускника вуза создается как совместный социально-педагогический проект с участием максимально возможного числа заинтересованных сторон: учебно-методических объединений вузов; преподавателей вуза; студентов вуза; родителей студентов вуза; объединений региональных работодателей.

Отражая междисциплинарные требования к результату образования, компетентностная модель выпускника выступает как системообразующий фактор для отбора содержания образования и форм его реализации в процессе подготовки выпускника, по-новому ставит вопрос проектирования и реализации образовательных программ.

Общекультурные (общие, универсальные) компетенции представляют собой такие характеристики (способности, умения) образованности, которые носят надпрофессиональный характер и пригодны для многих целей с разнообразным назначением.

Требования к результатам освоения ООП подготовки бакалавров, магистров представлены в ФГОС ВПО в виде двух групп компетенций, которыми должны обладать выпускники вуза:

А) общекультурные компетенции (ОК);

Б) профессиональные компетенции (ПК).

Варианты перечней общекультурных компетенций в составе компетентностной модели выпускника (бакалавра, магистра) содержатся в соответствующих ФГОС ВПО.

Формированию компетентностной модели выпускника предшествует определение области его будущей профессиональной деятельности, а также видов и задач.

Профессиональные компетенции выпускников указываются в ФГОС ВПО по видам профессиональной деятельности. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основного готовится специалист, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой вузом совместно с заинтересованными работодателями.

Роль знаний в формировании компетенций.

Объектная концепция учебного процесса. Формально образовательную программу по специальности можно представить как иерархию учебных дисциплин, а дисциплину – как иерархию учебных курсов. Курс представляет собой совокупность учебных модулей. А учебный модуль, в свою очередь, является упорядоченной последовательностью из учебных объектов. Учебный модуль состоит из одного или более учебных объектов. Дисциплина может состоять из любого количества УМ, УМ – из любого количества учебных тем. Учебная тема – информация, содержащая определение одного или нескольких учебных понятий и объяснительно иллюстративный материал, раскрывающий содержание этих понятий (поясняющий текст, рисунки, таблицы, задание на овладение понятием и т.д.). Учебная тема, содержащая и раскрывающая одно понятие, называется элементарной учебной темой. Сетевой учебный курс состоит из одного и более модулей, который, в свою очередь, содержит в себе набор учебных тем, объединенных общими целями и задачами курса.

Как правило, в содержание учебного модуля включаются: учебная цель модуля, введение, метод обучения описывает способ организации учебно-познавательной деятельности студента по решению дидактической задачи, направленной на овладение изучаемым материалом и достижение поставленной цели УМ;

Вопросы для пре-теста;

-учебный материал в любой форме (текст, аудио, видео), согласно предпочтениям и компетенциям учащегося, который может содержать также вопросы для самопроверки и проблемные вопросы для индивидуальной и групповой работы (на форумах), ссылки на справочные материалы по предметной области курса, глоссарий;

Тренинги – практические и лабораторные работы, творческие задания, направленные на самостоятельное применение знаний, умений и навыков. Средства связи учащегося и преподавателя – форумы, чаты, е-почта, вопросы для пост-теста. Функция пре-теста – проверка готовности студента к изучению данного учебного материала, то есть определить, обладает ли он знаниями, умениями и навыками, достаточными для усвоения нового материала. Функция пост-теста – проверить качество усвоения нового материала.

 

 

Компетентностная модель специалиста не является моделью выпускника, так как компетентность неразрывно связана с опытом успешной деятельности, который в ходе обучения в вузе студент в должном объеме приобрести не может. Целесообразно всемерно расширять в учебной программе все виды деятельности, приближенные к профессиональной.(практики, учебно-исследовательскую работу студентов, деловые, ролевые, имитационные игры, творческую самостоятельную работу студентов).

 

 

Структурно-параметрическая модель новых элементов ООП, реализующих ФГОС (третьего поколения).

1. Общее положение. Концептуальное положение: миссия, цели, ценности. Компетентностная модель выпускника, задающая результаты освоения ООП.

2. Учебный план. Матрица соотнесения (распределения) компетенций по всем учебным дисциплинам/модулям и практикам учебного плана и по годам обучения. Учебный план, график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени студента, перечень, объем и последовательность дисциплин.

3. Программы учебных дисциплин/модулей. Перечень компетенций, формируемых данной практикой с указанием уровня их усвоения. Матрица распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины/модуля. Обобщенный перечень основных образовательных технологий. Перечень форм, процедур (заданий), технологией контроля и оценки сформированности заявленных в дисциплине (модуле) компетенций.

4. Программ практик. Перечень компетенций, формируемых данной практикой с указанием уровня их освоенности и форм, процедур, технологией контроля и оценки их сформированности.

5. Программ и требования к промежуточной и итоговой аттестации.

Личностные компетенции - это качества, которые характеризуют специалиста как личность (личностно-психологические характеристики – моральные, деловые и психологические качества необходимы для занятия определенным видом деятельности, характеристики здоровья, и физической подготовки, характеристики культурного развития). Ключевая компетенция – это определяющая компетенция, потому что она соответствует условиям реализации, которые не ограничены, не слишком специфичны, но являются до определенной степени универсальными. Ключевые компетентности многофункциональны, надпредметны и междициплинарны, применимы к различным ситуациям (в вузе, на работе, в семье), требуют значительного интеллектуального развития.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.