Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 19. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ФЕЙЕРБАХА





Фейербах – яркий представитель религиозной критики, стремящийся показать, что в религии искаженным образом отражен весь человек. Образ Бога для философа – это отчуждение сущности человека; Бог отчуждается от человека. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, ибо это он отнимает у себя. Отчужденная человеческая сущность должна быть совлечена с небес и возвращена самому человеку. Поэтому Фейербах стремится возродить в человеке чувства самоутверждения и достоинства, что можно сделать только на основе атеистического мировоззрения.

Объясните, почему его философия получила название "антропологический материализм" и покажите, что понимает под чувственностью Л. Фейербах. Далее необходимо разобраться в понятии "родовой человек", "родовая сущность" человека.

В заключении работы вы должны словами Л. Фейербаха определить, кто такой человек. Покажите значение антропологического материализма Фейербаха в развитии и становлении марксизма.

Тема 20. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ К.МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА (ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ)

1.Основные этапы развития философии Маркса и Энгельса.

2. Основные идеи и принципы философии Маркса и Энгельса.

Методические рекомендации

1. Рассмотрите жизненный путь и сочинения К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Раскройте влияние философии Гегеля, затем – Фейербаха на обоих мыслителей; преодоление этого влияния и выработку самостоятельной философской позиции ("Тезисы о Фейербахе"). Как решали Маркс и Энгельс проблему человека и его сущности, проблему отчуждения сущности человека.

2. Определите идеологические позиции Маркса и раскройте основные идеи его социальная философия. Особое внимание обратите на "Капитал" и философские аспекты этого произведения, концепцию общественных отношений, формационный подход к философии истории, концепцию труда, производства, собственности К. Маркса и Ф. Энгельса.

 

Тема 21. ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ А.ШОПЕНГАУЭРА И Ф.НИЦШЕ

1.Мир как воля и представление в философии А. Шопенгауэра.

2.Философия жизни Ф. Ницше.

Методические рекомендации

1.Немецкий философ Артур Шопенгауэр является одним из первых представителей "философии жизни". Необходимо показать главное в его философской концепции – примат воли над разумом в онтологическом плане (с помощью философского словаря отработайте понятие "онтология"). Шопенгауэр вместе с Кьеркегором и Ницше отбросил вещную онтологию, истоки которой были заложены еще в античности, и предложил свою, весьма оригинальную и иррациональную. Обратите внимание на толкование философом воли: по его мнению, именно воля составляет сущность личности, которая независима от разума, воля – это слепое хотение, неотделимое от человека и т.д. Постарайтесь раскрыть не только волюнтаризм, но и глубокий пессимизм и скептицизм его учения.

2. Раскрывая данный вопрос, необходимо рассмотреть вопросы аксиологии и этики (с помощью философского словаря разберитесь в названиях философских дисциплин) в учении Ф. Ницше. Следует особо обратить внимание на то, как он трактует многие нормы морали и христи-анские догматы. Согласно Ф. Ницше, в основе «морали господ» должна лежать свобода от всяких моральных норм и обязанностей, а это, в свою очередь, делает их сильными, волевыми. Подумайте над его фразой: "Бог умер!" Кого предлагает философ на место Бога? Проанализировав критику христианства и его ценностей, перейдите к ницшеанскому учению о человеке. В произведении «Так говорил Заратустра» им изложена проблема жизни и смерти. Человек должен быть независим от любого авторитета и даже умирать, по Ницше, он должен свободной смертью. Однако свободная жизнь и свободная смерть – не для человека обычного, живущего обычной жизнью, а для того, кто смог преодолеть самого себя, то есть для Сверхчеловека. Следует иметь в виду, что термин Ф. Ницше «воля к власти», «воля к мощи» не имел никакого политического смысла, а скорее всего, означал силу инстинкта жизни, волю к самоопределению. Своего Сверхчеловека он наделяет гармонией – в нем сочетаются физическая сила и совершенство, высший интеллект и духовность.

Тема 22. ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ И СУЩЕСТВОВАНИЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ

Данная тема предполагает общую постановку проблемы экзистенциализма: его сущности, истоков, разновидностей, персональных представителей того или иного направления. Логическая связь с предшествующей философией только обогатит содержание вашей работы. Обратите внимание на то, что экзистенциализм во многом «вышел» из «философии жизни», в особенности из учения Ф. Ницше, в работах которого проблема индивидуальности и отчужденности человека в мире лицемерия приобрела необычные формы выражения. Корни экзистенциализма следует искать в философии датского религиозного мыслителя С.Кьеркегора и немецкого философа А. Шопенгауэра.

Выясните, как понимались в экзистенциализме цели и задачи философии? Постарайтесь проанализировать две важнейшие категории экзистенциализма – существование и сущность, показать их соотношение и роль в судьбе человека. Обратите внимание на решение проблемы смысла и подлинности человеческого существования.

Кроме этих основных категорий, экзистенциализм рассматривает «отчуждение», «свободу выбора», «ответственность». Критическому разбору этих философских понятий и посвятите вашу работу. Начните с противопоставления социального и индивидуального бытия, разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Проблема выбора выходит на проблему свободы и ответственности личности. Покажите, как она решается в экзистенциализме, а помогут вам в этом учебники.

 

Тема 23. УЧЕНИЕ З.ФРЕЙДА О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ

На основе изученной литературы вы должны изложить суть концепции бессознательного психического. Рассмотрите схему Фрейда: сознание – предсознательное – бессознательное, "Оно" – "Я" – "сверх-Я" как стороны новой структурной модели психики, разъясните термины «либидо», «сублимация», «Эдипов комплекс», «эго», воспроизвести структуру психики человека. Это и составит содержание первой части темы.

Далее следует показать механизмы психического взаимодействия индивида и коллектива, индивида и общественных институтов. Обратите внимание на то, что, согласно Фрейду, всякая культура есть насилие, принуждение, подавление естественных влечений, вызывающие неврозы у людей. С этих позиций он рассматривает роль религии и культуры в обществе. Спасителем человека у З.Фрейда выступает разум, причем разум индивидуальный, а не коллективный, ибо массовое сознание всегда иррационально, бессознательно. Главная задача контрольной работы – выяснить философское содержание учения о бессознательном.

 

 

Тема24. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕЙ З.ФРЕЙДА В ТВОРЧЕСТВЕ К.ЮНГА И Э.ФРОММА

1. Проблема души современного человека в понимании К.Юнга.

2. Неофрейдизм Э. Фромма.

Методические рекомендации

1. В первом вопросе необходимо проанализировать влияние З.Фрейда на психологию и философию ХХ века, назвать основных его последователей, охарактеризовать их учения. Затем более подробно остановитесь на самом известном из них – Карле Юнге. Изучив предложенную литературу, постарайтесь понять различие их концепций. Если З. Фрейд занимался анализом бессознательного на индивидуальном уровне, то его ученику принадлежит заслуга в изучении «коллективного бессознательного». С помощью словаря отработайте понятия «бессознательное», «архетип» и сделайте выводы по всему творчеству К. Юнга.

2. Второй вопрос своей работы посвятите ведущему представителю неофрейдизма современности Э. Фромму. Обратите внимание на существенное различие в толковании психики человека у З.Фрейда и Э. Фромма. В центре внимания Фромма – противоречивость человеческого существования, взятая им не на индивидуально-личностном уровне, а на социальном.

В его взглядах сочетаются идеи экзистенциализма, марксизма, психоанализа, но, в отличие от марксистов, Фромм выводит тип личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования (дихотомия). Эта двойственность (экзистенциальная и историческая сущности человека одновременно) и составляет противоречивость его жизни, судьбы, существования.

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.