Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Законы психического развития ребенка (по Л. С. Выготскому)





Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психическо­го развития ребенка:

• детское развитие имеет свой ритм и темп, который меняется в разные годы жизни (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве);

• развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально качественно отличается от пси­хики взрослых;

• закон неравномерности детского развития: каждая сто­рона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития;

• закон развития высших психических функций (согласно Л. С. Выготскому, высшие психические функции возни­кают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь потом они становятся индивидуальными функция­ми и способностями самого ребенка. Так сначала речь — средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллек­туальную функцию). Отличительные особенности выс­ших психических функций — опосредованность, осознан­ность, произвольность, системность; они формируются прижизненно в процессе овладения специальными сред­ствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие высших психических функций про­исходит в процессе обучения, в процессе усвоения задан­ных образцов;

• детское развитие подчиняется не биологическим законам, а общественно-историческим законам, развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Таким образом, движу­щая сила развития у человека — это обучение. Но обуче­ние не тождественно развитию, оно создает зону бли­жайшего развития, приводит в движение внутренние про­цессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в процессе взаимодействия со взрослыми и со­трудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. Зона ближайшего действия — это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития, при содействии взрослых, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; характери­зует умственное развитие на завтрашний день». Фено­мен зоны ближайшего развития свидетельствует о веду­щей роли обучения в умственном развитии ребенка (Вы­готский);

• человеческое сознание не сумма отдельных процессов, а система, структура их, так в раннем детстве в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрас­те — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обоб­щений. Вход в сознание возможен только через речь, и переход от одной структуры сознания к другой осуще­ствляется благодаря развитию значения слова — обобще­ния. Формируя обобщение, переводя его на более высо­кий уровень, обучение способно перестраивать всю сис­тему сознания («один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии»}.

Дальнейшее развитие идей Выготского в отечественной психологии позволило прийти к следующим положениям: • никакое воздействие взрослого на процессы психичес­кого развития не может быть осуществлено без реаль­ной деятельности самого ребенка. И от того, как эта де­ятельность будет осуществлена, зависит процесс само­го развития. Процесс развития — это самодвижение ре­бенка благодаря его деятельности с предметами, а фак­ты наследственности и среды — это лишь условия, ко­торые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы. Так возникла идея о ведущем типе деятельности как критерии перио­дизации психического развития ребенка (А. Н. Леонть­ев). Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исто­рических условий, в которых протекает развитие ребен­ка. Смена ведущих типов деятельности подготавлива­ется длительно и связана с возникновением новых мо­тивов, которые побуждают ребенка к изменению поло­жения, занимаемого им в системе отношений с други­ми людьми. Разработка проблемы ведущей деятельнос­ти в развитии ребенка — фундаментальный вклад оте­чественных психологов в детскую психологию. В иссле­дованиях А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эль-конина, В. В. Давыдова, Л. Я. Гальперина была пока­зана зависимость развития психических процессов от характера и строения различных типов ведущей деятель­ности. В процесс развития ребенка вначале происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а за­тем операционно-технической; в развитии можно наблю­дать чередование этих видов деятельности (Д. Б. Эль-конин). При усвоении общественно выработанных спо­собов действий с предметами и происходит формирова­ние ребенка как члена общества. Развивая идеи Выготс­кого, Д. Б. Эльконин рассматривает каждый возраст на основе критериев;

• социальная ситуация развития — система отношений, в которую ребенок вступает в обществе;

• основной или ведущий тип деятельности ребенка в этот период;

• основные новообразования развития, причем новые дос­тижения в развитии ведут к неизбежности изменения и социальной ситуации, к кризису;

• кризис — переломные точки в детском развитии, отде­ляющие один возраст от другого. Кризисы в 3 года и 11 лет — кризисы отношений, вслед за ними возникает ори­ентация в человеческих отношениях, а кризисы в 1 год и 7 лет — открывают ориентацию в мире вещей.

 

ВОПРОС 58

Социализация личности

Социализация личности представляет собой процесс фор­мирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе кото­рого человек преобразует социальный опыт в собственные цен­ности и ориентации, избирательно вводит в свою систему по­ведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеж­дения человека определяются теми нормами, которые приня­ты в данном обществе.

Термин «социализация» соответствует концепции, соглас­но которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом слу­чае социальность — процесс превращения изначально асоци­ального субъекта в социальную личность, владеющую приня­тыми в обществе моделями поведения, воспринявшую соци­альные нормы и роли. Считается,- что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убежде­ний, обучения принятым в обществе формам поведения и об­щения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействие с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное суще­ство, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления, преодолеваться. В иных слу­чаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социальность» не под­меняет и не заменяет собой известных в педагогике и в педаго­гической психологии понятий обучения и воспитания.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рож­дения до подросткового периода ребенок усваивает соци­альный опыт некритически, адаптируется, приспосаблива­ется, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия инди­видуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т. к. все еще неустойчи­во в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18—25 лет) характеризуется как ус­тойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются груп­пой, обществом. Если не принимаются, возможны следу­ющие исходы:

• сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обще­ством;

• изменение себя, «стать как все»;

• конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожи­лой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

 

ВОПРОС 59







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.