Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Типология поведения по Макгвайру





Согласно концепции американского психолога Макгвайра, классификация поведения и поступков человека должна прово­диться в зависимости от целей, потребностей, ситуации. По­требность — это переживаемое и осознаваемое состояние нуж­ды человека в чем-либо (пище, одежде, безопасности, любви ит. п.)- Цель показывает, к чему человек стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может быть постав­лена, исходя из разных потребностей.

Какой-либо поступок человека может быть 1) результатом ответной реакции на внешнее воздействие (реактивное поведе­ние) либо 2) проявлением какого-то внутреннего источника ак­тивности, внутренней потребности, желания (активное поведе­ние). Целью поступка человека может быть 1) сохранение при­вычного, адаптивного состояния (стабильность) либо 2) приоб­ретение нового качества, новых результатов (развитие). Закон­читься поступок может при достижении 1) желательного внут­реннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение) либо 2) желательного внешнего эффекта, внешнего результата (дос­тижения согласия, понимания, желаемого результата и т. п.).

Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведе­ния.

1. Перцептивное поведение — стремление совладать с инфор­мационной перегрузкой за счет перцептивной категориза­ции, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может при­вести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.

2. Защитное поведение — любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохра­нить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека о самом себе.

3. Индуктивное поведение — восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.

4. Привычное поведение — удовлетворение от положитель­ного подкрепления создает большую вероятность воспро­изведения знакомых вариантов поведения в соответствую­щих ситуациях.

5. Утилитарное поведение — стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).

6. Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к ка­ким-то действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями).

7. Сценарное поведение— человек является исполнителем множества правил допустимого «приличного» поведения, соответствующего его статусу в данном культуре, обществе.

8. Моделирующее поведение -- варианты поведения людей в малых и больших группах (заражение-; подражание, вну­шение), но трудно контролируемое как самим человеком, так и другими людьми.

9. Уравновешивающее поведение — когда человек имеет од­новременно противоречащие друг Другу мнения, оценки, установки и пытается их «примирить», согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.

10. Освобождающее поведение — человек стремится «обезо­пасить себя» (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся «негативных условий существования» (со­хранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния за счет активных внешних действий: избегать возможных неудач, отказ от сред непривлекательных целей, уступчивость.

11. Атрибутивное поведение — активное устранение противо­речий между реальным поведением и субъективной систе­мой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссо­нанса между желаниями, мыслями и реальными действи­ями, приведение их к взаимному соответствию.

12. Экспрессивное поведение — в тех случаях, сферах, в кото­рых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлет­ворения от «хорошо сделанного дела», при сохранении ста­бильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.

13. Автономное поведение — когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего «локуса контроля» своих поступков, представление о себе как об активном «деятеле», а не исполнителе чьих-то при­казов, чьей-то воли).

14. Утверждающее поведение — переживание своих действиГ как свершение своих планов при максимальном использо-вании внутренних собственных условий.

15. Исследовательское поведение — стремление к новизне физического и социального окружения, готовность «терпеть» информационную неопределенность, «редуцирование» раз­нообразной внешней информации к форме, к которой при­менимы освоенные ранее приемы ее обработки.

16. Эмпатическое поведение — учет, большой охват чувствен­ной информации, лежащей в основе межличностного взаи­модействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.

ВОПРОС 107

Когнитивные теории личности

Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола cognoscere — знать. Психологи, сплотившиеся вокруг этого под­хода, утверждают, что человек — это не машина, слепо и меха­нически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно боль­шее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать пробле­мы, встающие перед ним каждую минуту. Швейцарский психо­лог Жан Пиаже (1896—1980), поставив перед собой задачу выяс­нить, каким образом человек познает реальный мир, изучал за­кономерности развития мышления у ребенка и пришел к выво­ду, что когнитивное развитие представляет собой результат по­степенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоян­ных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем5 что он стремится понять. Все дети проходят эти стадии развития в одной и той же последовательности, причем некоторые прохо­дят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых факторов. Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной си­стемы, опыта обращения с различными предметами и таких со­циальных факторов, как язык и воспитание.

Когнитивные теории личности исходят из понимания че­ловека как «понимающего, анализирующего», поскольку чело­век находится в мире информации, которую надо понять, оце­нить, использовать. Поступок человека включает три компо­нента: 1) само действие, 2) мысль, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разные, т. к. мысли и чувства были ины­ми. Субъективная интерпретация ситуаций есть более истин­ный фактор принятия решения, чем «объективное» значение этих ситуаций. Разные люди по-разному «видят», интерпрети­руют ситуации, в которых они действуют. Оказавшись в реаль­ной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок (бихевиористы тут заканчивают анализ поведения), но когнитив­ная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, т. к. сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других.

После реакции человек в той или иной степени осуществ­ляет субъективный анализ своего поведения, степени его ус­пешности, на основе чего осуществляет необходимую коррек­цию кли делает какие-то выводы на будущее.

Психолог Зимбардо, изучая формы антисоциального пове­дения, сделал вывод, что большая часть таких отрицательных поступков может быть объяснена с помощью анализа ситуаци­онных и межличностных факторов, а не диспозиционными устойчивыми личностными особенностями человека («он все­гда такой»), напротив, даже хорошие люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуа­циях. Ситуации создают потенциальные силы, способствую­щие актуализации или препятствующие реализации намерения, планов, отношений человека. Находя или создавая соответству­ющий — удобный — канал ситуационных явлений, можно до­биться кардинального изменения поведения людей за счет манипулирования отдельными частными характеристиками си­туации, и наоборот, не найдя такого, можно безрезультатно потратить много усилий, организуя внешнее воздействие на людей.

Психолог Эллис считает, что неправильное поведение че­ловека вызвано прежде всего иррациональными мыслями, порождаемыми «активизирующей ситуацией». В этом случае необходимо анализировать вместе с человеком ситуацию, в которой он оказался, и выводы, которые он из нее извлек. В задачи терапевта входит изучение мыслительных процессов клиента и доведение до его сознания иррациональных момен­тов, содержащихся в его мыслях. Выработка у человека более объективного восприятия событий приводит его к поиску но­вых действенных решений. Таким образом, неадаптивные формы поведения мало-помалу будут замещаться новыми, бо­лее эффективными формами, т. е. модификация мыслей при­водит к изменению поведения.

Американский психолог А. Бек указывал, что «то, как люди думают, определяет — что они чувствуют и как действуют». Патологические эмоциональные состояния и неадекватное по­ведение есть результат «неадаптивных» когнитивных процес­сов, поэтому цель когнитивной терапии заключается в «моди­фикации дисфункциональных убеждений и ошибочных'способов переработки информации».

Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллек-туальныхили мыслительных процессов на поведение человека. Джордж Келли (1905—1966) — один из основателей этого на­правления, считал, что любой человек — это своеобразный ис­следователь, стремящийся понять, интерпретировать, предви­деть и контролировать мир своих личных переживаний, дела­ющий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий пред­положения о будущем. И хотя объективная реальность суще­ствует, но разные люди осознают ее по-разному. Келли пола­гал, что люди воспринимают мир при помощи четких сис­тем или моделей, называемых конструктами. Личностный конструктэто идея или мысль, которую человек исполь­зует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действителыюсти в терминах схожести и контраста. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, 3 вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру.

 

ВОПРОС 108







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.