Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психологические требования к менеджеру





Менеджер — профессионально подготовленный руководи­тель. Однако по своей эффективности руководства менеджеры различаются. От чего это зависит? Опрос выдающихся менед­жеров США, Европы, Японии показал, что они в качестве важ­нейших факторов успеха в деятельности менеджера выделяют следующие:

1. Желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера.

2. Умение работать с людьми, умение общаться, взаимодей­ствовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества).

3. Гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения.

4. Оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере.

5. Способность предвидеть будущее развитие событий, пред­видеть последствия решений, интуиция.

6. Высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.

Как видно, первые 5 важнейших качеств преуспевающего менеджера представляют собой собственно психологические качества.

Дальнейшее изучение личностных психологических ка­честв, обусловливающих эффективность руководства, позво­лило выделить следующие необходимые качества и черты лич­ности (Р. Стоцилл):

1. Доминантность — умение влиять на подчиненных.

2. Уверенность в себе.

3. Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость (умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональ­ную разрядку).

4. Креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект.

5. Стремление к достижению и предприимчивость, способ­ность пойти на риск (разумный, а не авантюрный, готов­ность брать на себя ответственность в решении проблем). Д. Макклелланд отмечает следующий интересный факт: для бизнесменов, отличающихся выраженной потребностью в дос­тижении цели, деньги сами по себе редко означают большую ценность, гораздо чаще важны как показатель успеха.

6. Ответственность и надежность в выполнении заданий, че­стность, верность данному обещанию и гарантиям.

7. Независимость, самостоятельность в принятии решений.

8. Гибкость поведения в изменяющихся ситуациях.

9. Общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

Менеджеру требуются:

• способность управлять собой;

• разумные личные цели;

• четкие личные ценности;

• упор на постоянный личный рост и самосовершенствова­ние;

• навык системного решения проблем;

• изобретательность и способность к инновациям;

• высокая способность влиять, взаимодействовать с людь­ми;

• знание современных управленческих подходов;

• способность руководить;

• умение обучать и развивать подчиненных;

• умение формировать эффективные рабочие группы.

 

VI. Педагогическая психология и педагогика

ВОПРОС 139

Предмет педагогической психологии и педагогики

Педагогическая психология изучает условия и закономер­ности формирования психических новообразований под воздей­ствием образования и обучения. Педагогическая психология заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между вос­питанием, обучением и развитием подрастающих поколений (Б. Г. Ананьев).

Педагогическая психология изучает механизмы, закономер­ности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности в формирования творческого активного мышления, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимо­отношений между педагогом и учащимися, взаимоотношения между учащимися (Крутецкий В. А.)- В структуре педагоги­ческой психологии можно выделить направления: психологию образовательной деятельности (как единства учебной и педа­гогической деятельности); психологию учебной деятельности и ее субъекта (ученика, студента); психологию педагогичес­кой деятельности и ее субъекта (учителя, преподавателя); пси­хологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Таким образом, ПРЕДМЕТОМ педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социоультурного опыта человеком, закономерности интеллектуаль­ного и личностного развития ребенка как субъекта учебной де­ятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса (И. А. Зимняя).

ПРЕДМЕТОМ педагогики является исследование сущнос­ти формирования и развития человеческой личности и разра­ботка на этой основе теории и методики воспитания как специ­ально организованного педагогического процесса.

Педагогика исследует следующие проблемы:

изучение сущности и закономерностей развития и фор­мирования личности и их влияние на воспитание;

• определение целей воспитания;

разработка содержания воспитания;

в исследование и разработка методов воспитания.

ОБЪЕКТ познания в педагогике — человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагоги­ки — воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Педагогика — это наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с приро­дой и обществом.

Педагогика иногда рассматривается как наука и как искус­ство. Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь в виду, что оно имеет два аспекта — теоретический и практи­ческий. Теоретический аспект воспитания является предметом научно-педагогического исследования. В этом смысле педаго­гика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.

Другое дело — практическая воспитательная деятельность. Ее осуществление требует от педагога овладения соответству­ющими воспитательными умениями и навыками, которые мо­гут иметь различную степень совершенства и достигать уровня педагогического искусства. С семантической точки зрения не­обходимо различать педагогику как теоретическую науку и прак­тическую воспитательную деятельность как искусство.

 

ВОПРОС 140

Категории педагогики

Предметом педагогической науки в его строго научном и точном понимании является воспитание как особая функция человеческого общества. Исходя из такого понимания предме­та педагогики рассмотрим основные педагогические категории.

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свой­ства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в це­лостную систему.

Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опы­та с целью подготовки их к общественной жизни и производи­тельному труду. Категория воспитания — одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспита­ние в широком социальном смысле, включая в него воздей­ствие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убежде­ний. Воспитание часто трактуется в еще более локальном зна­чении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.)- Таким образом, воспита­ние — это целенаправленное формирование личности на ос­нове формирования 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведе­ния (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физи­ческое, трудовое, эстетическое и т. д.).

Педагогика же исследует сущность воспитания, его зако­номерности, тенденции и перспективы развития, разрабатыва­ет теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание — конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культур­ным уровнем общества и государства.Человечество обеспечивает развитие каждого человека че­рез воспитание, передавая опыт свой собственный и предше­ствующих поколений.

Развитие — это объективный процесс внутреннего после­довательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Можно выделить физическое развитие (изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека), физиологическое разви­тие (изменение функций организма в области сердечно-сосу­дистой, нервной систем, пищеварения, деторождения и пр.), психическое развитие (усложнение процессов отражения чело­веком действительности: ощущения, восприятие, память, мыш­ление, чувства, воображение, а также более сложные психи­ческие образования: потребности, мотивы деятельности, спо­собности, интересы, ценностные ориентации). Социальное раз­витие человека состоит в его постепенном вхождении в обще­ство — в общественные, идеологические, экономические, про­изводственные, правовые и другие отношения. Усвоив эти от­ношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и буду­щими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствова­нию. Мерой духовного развития может быть степень ответствен­ности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное раз­витие все более признается ядром становления личности в че­ловеке.

Способность к развитию — важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влияни­ем внешних и внутренних, социальных и природных, управля­емых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов по­ведения, присущих данному обществу на данном этапе разви­тия.

Может показаться, что воспитание по отношению к разви­тию вторично. На самом деле их отношения сложнее. В про­цессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития. На протяжении всей жиз­ни человека воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг Друга.

Категорию «воспитание» используют широко: передавать опыт, следовательно, воспитывать, можно в семье, можно че­рез средства массовой информации, в музеях через искусство, в системе управления через политику, идеологию и т. д. Но среди форм воспитания особо выделяется образование.

Образование — это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития че­ловека. Специально организованная образовательная система — это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, програм­мам, структурам с помощью специально подготовленных пе­дагогов. Все образовательные учреждения в государстве объе­динены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.

Образование в буквальном смысле означает создание обра­за-, некую завершенность воспитания в соответствии с опреде­ленной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколе­ний в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Образование может рассматриваться в разных смысловых плоскостях:

1. Образование как система имеет определенную структуру и иерархию ее элементов в виде научных и учебных заведений разного типа (дошкольное, начальное, среднее, сред­не-специальное, высшее образование, постдипломное об­разование).

2. Образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояни­ями участников этого процесса; технологичность, обеспе­чивающую изменения, преобразования.

3. Образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этого факта сертифи­катом.

Образование обеспечивает в конечном счете определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений, навы­ков, его подготовки к тому или иному виду практической дея­тельности.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта. Это ядро обра­зования — обучение.

Обучение — конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обус­ловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Обучение — процесс непосредственной передачи и при­ема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащих­ся. Как процесс обучение включает в себя две части: препода­вание, в ходе которого осуществляется передача (трансформа­ция) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика), как усвоение опыта через его восприя­тие, осмысление, преобразование и использование

Принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения изучает дидактика.

Но обучение, воспитание, образование обозначают внешние по отношению к самому человеку силы: кто-то ее воспитыва­ет, кто-то образовывает, кто-то обучает. Эти факторы как бы надличностные. Но ведь сам человек активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт при­обретать и творить что-то новое. Поэтому основными душев­ными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

 

ОБЪЕКТ познания — человек, развивающийся в результа­те воспитательных отношений. Предмет педагогики — воспи­тательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообу­чением и направленных на развитие человека.

 

ВОПРОС 141

Педагогические принципы

Принципы — основные исходные положения какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляе­мые к чему-либо. Педагогические принципы — это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом дос­тигать поставленных педагогических целей.

Рассмотрим педагогические принципы формирования вос­питательных отношений. Принцип прирсдосообразности — один из старейших педагогических принципов.

Правила осуществления принципа природосообразности: педагогический процесс строить согласно возрастным и инди­видуальным особенностям учащихся; знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности учащихся, опираться на них при организации воспитательных отношений; направлять, педагогический процесс на развитие самовоспитания, самооб­разования, самообучения учащихся.

Принцип гуманизации может быть рассмотрен как прин­цип социальной защиты растущего человека, как принцип оче­ловечивания отношений учащихся между собой и с педагога­ми, когда педагогический процесс строится на полном призна­нии гражданских прав воспитанника и уважении к нему.

Принцип целостности, упорядоченности означает достиже­ние единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса. Принцип демократизации означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания. Принцип культуросообразности пред­полагает максимальное использование в воспитании и образо­вании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, страны, региона). Прин­цип единства и непротиворечивости действий учебного заве­дения и образа жизни учащегося направлен на организацию комплексного педагогического процесса, установление связей между всеми сферами жизнедеятельности учащихся, обеспе­чить взаимную компенсацию, взаимодополнение всех сфер жизнедеятельности. Принцип профессиональной целесообраз­ности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профессионально важ­ных качеств, знаний и умений. Принцип политехнизма направ­лен на подготовку специалистов и рабочих широкого профиля на основе выявления и изучения инвариантной научной осно­вы, общей для различных наук, технических дисциплин, тех­нологий производства, что позволит учащимся переносить зна­ния и умения из одной области в другую.

 

ВОПРОС 142

Педагогический процесс

В процессе обучения необходимо решить следующие за­дачи: стимулирование учебно-познавательной активности обу­чаемых; организация их познавательной деятельности по ов­ладению научными знаниями и умениями; развитие мышле­ния, памяти, творческих способностей; совершенствование учеб­ных умений и навыков; выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Организация обучения предполагает, что педагог осуществ­ляет следующие компоненты: постановка целей учебной рабо­ты — формирование потребностей учащихся в овладении изу­чаемым материалом — определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися — организация учебно-по­знавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом, — придание учебной деятельности учащих­ся эмоционально-положительного характера — регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся — оценивание результатов деятельности учащихся.

Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познаватель­ную деятельность, которая в свою очередь состоит из соот­ветствующих компонентов: осознание целей и задач обучения— развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-позна­вательной деятельности — осмысление темы нового материа­ла и основных вопросов, подлежащих усвоению — восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение зна­ний на практике и последующее повторение — проявление эмо­ционального отношения и волевых усилий в учебно-познава­тельной деятельности — самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность — самооценка результа­тов своей учебно-познавательной деятельности.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Кузьмина Н. В.): 1) цель обучения (Ц) (для чего учить); 2) содержание учебной информации (С)(чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педагогической комму­никации (М) (как учить?); 4) преподаватель (П); 5) учащийся (У). Как всякая большая система, она характеризуется пересе­чением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.).

 

 

Рис. 14. Педагогическая система (по Кузьминой Н.В.) Свирский В. Я. представляет педагогическую систему как

Рис. 15. Структура педагогического процесса (Свирский В. Я.) Белкин Е. Л. представляет педагогический процесс как пе­дагогическую систему — часть социальной системы. Его педа­гогическая система состоит из шести элементов и представлена в виде перевернутого дерева (все элементы взаимосвязаны).

 

 

1. Цели обучения и воспитания

2.. Содержание обучения и воспитания

3. Технология обучения и воспитания (методы, приемы, формы)

4. Организационные формы

5. Педагог

6. Учащийся

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправлен­ном отборе и использовании внешних факторов развития участ­ников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру.

 

ЦЕЛЬ-ПРИНЦИПЫ-СОДЕРЖАНИЕ-МЕТОДЫ-СРЕДСТВА-ФОРМЫ.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Прин­ципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание — это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Содержание обра­зования — специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта челове­чества, усвоение которой необходимо для успешной деятель­ности в определенной сфере.

Содержание образования — тот конечный результат, к ко­торому стремится учебное заведение, тот уровень и те дости­жения, которые выражаются в категориях знаний, умений, на­выков, личностных качеств.

Методы — это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы работы с содержани­ем используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершен­ность, законченность.

 

 

ВОПРОС 143

Учебная деятельность

Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить опреде­ленные знания, навыки, умения. Учение — специфически че­ловеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регули­ровать свои действия сознательной целью. Учение предъявля­ет требования к познавательным процессам (памяти, сообрази­тельности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.).

 

Статическая модель учения

1. Система мотивов

(интересы, установки, ценностные

ориентации, интересы, мировоззрение)

2 Система целей 3 Процесс 4. Условия и средства

овладение знаниями, Конкретные субъективные объективные

умениями, видами виды обученность источники

деятельности деятельности здоровье информации

уровень педагог, ТСО

умств. и псих,

развития

5. Результат (образование, воспитание, развитие)

 

В учебной деятельности объединяются не только позна­вательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, моти­вы, эмоции, воля.

Основные характеристики учебной деятельности: 1она специально направлена на овладение учебным материа­лом и решение учебных задач; 2 — в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия; 3 — общие способы действия предваряют решение задач; 4 — учебная деятель­ность ведет к изменениям в самом человеке-ученике; 5происходят изменения психических свойств и поведения обу­чающегося «в зависимости от результатов своих собствен­ных действий».

Оригинальную концепцию учебной деятельность предло­жил В. В. Давыдов. В процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе раз-вития общества.

В учебной деятельности, в отличие от деятельности иссле­довательской, человек начинает не с рассмотрения чувственно конкретного многообразия действительности, а с уже выделен­ной другими (исследователями) всеобщей внутренней основы этого многообразия. Таким образом, в учебной деятельности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, от общего к частному.

Главным результатом учебной деятельности в собствен­ном смысле слова является формирование у учащегося теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышле­нию эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний. Формирование теоретичес­кого мышления требует специальных педагогических приемов и способов построения учебной деятельности, в противном слу­чае оно может оказаться (и часто оказывается) не сформиро­ванным даже у студентов, что влечет за собой тяжелые по­следствия для вузовского обучения. Поэтому существует осо­бая проблема диагностики уровня мышления.

Содержательный анализ учебной деятельности дан в кол­лективной монографии сотрудниками кафедры педагогики и педагогической психологии факультета МГУ. По определению И. И. Ильясова деятельность учения есть самоизменение, са­моразвитие субъекта, превращение его из не владеющего оп­ределенными знаниями, умениями, навыками в овладевшего ими. Предметом учебной деятельности выступает исходный образ мира, который уточняется, обогащается или корректиру­ется в ходе познавательных действий. Психологическим со­держанием, предметом учебной деятельности является усво­ение знаний, овладение обобщенными способами действий, в процессе чего развивается сам обучающийся.

Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются:

• интеллектуальные действия, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и т. п.);

• знаковые языковые средства, в форме которых усваива­ется знание.

Способы учебной деятельности могут быть разнообразны­ми: репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия (В. В. Давыдов).

Продуктом учебной деятельности является внутреннее но­вообразование психики и деятельности в мотивационном, цен­ностном и смысловом планах, формирование знания и умения применять его для решения разнообразных практических за­дач.

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоя­щую из элементов: 1) мотивация; 2) учебные задачи в опреде­ленных ситуациях в различной форме заданий; 3) учебные действия; 4) контроль, переходящий в самоконтроль; 5) оценка, переходящая в самооценку.

Учебная задача выступает как определенное учебное зада­ние, имеющее четкую цель, но для того, чтобы осуществить эту цель, надо учесть условия, в которых действие должно осу­ществиться. По А. Н. Леонтьеву, задача — это цель, данная в определенных условиях. По мере выполнения учебных задач происходит изменение самого ученика. Учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия.

Учебная задача выступает как сложная система информа­ции о каком-то объекте, процессе, в котором четко определена лишь часть сведений, а остальная неизвестна, ее и требуется найти, используя имеющиеся знания и алгоритмы решения в сочетании с самостоятельными догадками и поисками опти­мальных способов решения.

 

вопрос 144







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.