Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Арт-терапия для дошкольников: как работает метод





Специальная документация детского практического психолога (перечень документов, их оформление).

Специальная документация – это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследования, коррекционные занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития. Из перечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Остальные свободные (открытые) для доступа лиц, интересованных в информации.

Выписка. Считается внешним видом документации и оформляется по запросу частных лиц (родителей, педагогов), а так же по запросу государственных учреждений (детских садов, школ, поликлиники др.). Основным текстом выписки является часть психологического заключения, где отражены основные выводы, отличительные особенности и проблемы развития ребенка, а так же общие и специальные рекомендации. Должно быть две подписи: лица, проводившего диагностического обследование, и административное лица образовательного учреждения (заведующий, директор).При конкретизированном запросе в выписке должны быть определенные цель и средства психологического обследования, а в итоге – подтверждение либо опровержение по факту запроса.

Психологическая характеристика отражает иной аспект психического развития и позволяет при ознакомлении составить психологический портрет ребенка либо возрастной группы. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, т.е. особенностях его познавательной и личностно – эмоциональной сферы, психофизиологических нюансах, коммуникативных предпочтениях, наличие общих или специальных способностей и о многом другом.

Психологическое заключение является основной рабочей документацией психолога. Встречается несколько вариантов психологического заключения.

1. Структурирование по парциальным параметрам психического развития. В таких психологических заключениях чаще всего присутствуют отдельные показатели координации моторики, навыков идентификационного письма, обучаемости, мотивационно – потребностной и интеллектуальной зрелости. Данный вид психологического заключения может использоваться при частичных психологических обследованиях, как-то «Готовность к школе».

2. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а так же оценку его воспитания и образования. Здесь присутствует совокупность информационных данных о количестве воспроизведенных стихов, параметров роста, объем грудной клетки, навыков вежливого поведения и т.д. Недостатком данного вида структурирования является отсутствие единого аналитического пространства (психологического).

Оба варианта психологического заключения не отражают полную картину психологического развития ребенка на определенном возрастном этапе. Психологическое заключение должно быть структуировано в соответствии с концептуальными представлениями психолога о процессе психологического развития применительно к дошкольному возрасту, где каждый возрастной этап имеет свою специфику (новообразование), количественную и качественную динамику развития.

Психологическое заключение форма А (3-4 года); форма В (4-5 лет); форма С (6-7 лет).

В структуру психологического заключения должны входить следующие блоки:

Общая характеристика возрастного развития (на основе особенностей психофизического, психофизиологического характера, адаптационного и двигательного комплексов), познавательное развитие (на основе характеристик познавательных процессов и речевой функции), личностно – эмоциональное развитие (познание общений, конфликтности), детская компетентность (актуализации и содержания продуктивных и процессуальных видов деятельности), готовность к школе (сформированности предпосылок к учебной деятельности), особенности развития, проблемы развития, прогноз развития, рекомендации.

Коррекционная карта представляет собой развернутую «картину» психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и тактики, т.е программы. В коррекционной карте отражаются (Данные(ФИО, возраст), исходная проблематика(психологическое отклонение развития ребенка), тип и форма коррекционных воздействий (индивидуальные и групповые), средства (игровые, музыкальные и т.д.), срок коррекционных воздействий (количество занятий в цикле), рекомендации педагогам и родителям, динамика психологических изменений, выпускающая характеристика с общими рекомендациями.

Протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью. Фиксация особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком – взрослым. Чаще всего протокол оформляется в виде таблицы или свободного описания психологических процедур. К ним относятся: поведение реакций (мимика, пантомимика), вербальное сопровождение, эмоциональное состояние. Обязательным является (ФИО, возраст, дата и время проведения). Можно использовать диктофон.

Карта (история) развития как совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных а онтогенетическом аспекте. Включаются: анкетные данные, сведения о родителях, социально – бытовые условия, изменения в составе семьи, стили семейных взаимоотношений, особенности нервно – психологического развития, особенности адаптации и жизнедеятельности ребенка. Может быть представлен в виде таблицы или свободного описания по выше перечисленным параметрам физического, нервно – психического и социального развития на разных возрастных этапах.

 

 

Арт – терапия в работе с дошкольниками.

Арт-терапия в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством». Это уникальный метод естественного раскрытия личности, который с успехом применяется психотерапевтами, психологами, педагогами.

Каковы цели арт-терапии?

Основные задачи, которые включает в себя данный метод:

  • развитие самоконтроля;
  • облегчение общения в социуме;
  • своевременное выявление психологических проблем;
  • обучение концентрации на чувствах и ощущениях;
  • комплексное психотерапевтическое лечение (вспомогательный метод);
  • выявление творческих способностей и т. д.

Арт-терапия для дошкольников: как работает метод

Следует отметить, что существует несколько разновидностей арт-терапии, которые основаны на разных видах искусства:

  • изотерапия (живопись, рисование, лепка и т. д.);
  • песочная терапия;
  • цветотерапия;
  • библиотерапия (сочинение стихов, сказок);
  • музыкотерапия;
  • данс-терапия и др.

Каждый вид обладает своими методиками. А профессионалы овладевают ними и с успехом применяют в работе с дошкольниками. Все вышеперечисленные виды имеют одно сходство – принцип действия. Он заключается в том, что активность с одного полушария головного мозга «переключается» на другое. Левое полушарие – это сознание, разум, который не всегда дает волю искренним чувствам. Правое же полушарие «включает» процессы бессознательного, и мы видим настоящие эмоции. Арт-терапия для дошкольников – занятия, которые дают возможность двум полушариям плодотворно трудиться. Работа направлена на то, чтобы осознать и исправить бессознательные комплексы и страхи.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.