Формирование системы спортивной печати в России
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирование системы спортивной печати в России





К.А. Алексеев и С.Н. Ильченко на основании ключевых событий политики, экономики и журналистики выделяют четыре основных этапа формирования системы спортивной периодики в России с 1990 по 2008 год[11]. Следуя предложенной ими логике периодизации, мы можем добавить еще один этап, продолжающийся по настоящий момент:

· 1990 – 1995 гг. Распад партийно-советской системы и появление первых негосударственных спортивных журналов;

· 1996 – 1998 гг. Стабилизация рынка. Бурный рост количества наименований журналов;

· 1999 – 2003 гг. Восстановление после августовского кризиса 1998 г. Дальнейшая дифференциация специализированной периодики.

· 2004 – 2008 гг. Бурное количественное и качественное развитие спортивной прессы. Появление новых издательских домов.

· 2009 – наши дни. Адаптация к новым условиям функционирования прессы. Стремительное развитие Интернета и мобильных устройств, позволяющих выходить в Интернет в любой момент. Появление новых форматов спортивных журналов.

Первый этап характеризуется появлением независимой спортивной прессы, бессистемным образованием новых изданий, быстрым их исчезновением.

Данная работа посвящена исследованию спортивных журналов, однако нельзя обойти вниманием важнейшие спортивные газеты, которые своим появлением кардинально меняли всю спортивную печать. Первый этап развития отечественной спортивной журналистики ознаменовался образованием газеты «Спорт-Экспресс», которая на несколько лет заняла лидирующие позиции в российской спортивной журналистике. Летом 1991 года редакцию «Советского спорта» покинули четырнадцать ведущих журналистов. Связано это было с тем, что «Советский спорт» не мог избавиться от пропаганды здорового образа жизни, от статуса «рупора жизни партии». Во главе с Владимиром Кучмием, занимавшим должность первого заместителя главного редактора «Советского спорта», была основана новая газета, которая должна была ежедневно, оперативно и наиболее полно освещать спортивные события в стране и мире.



В. Кучмий, остававшийся главным редактором «Спорт-Экспресс» до своей кончины в 2009 году, объяснял свое решение покинуть «Советский спорт» желанием получить «право дышать и работать в соответствии со своими представлениями о творчестве, товариществе, здравом смысле и порядочности».[12] Новая газета выходила сначала на 4, а затем на 8 (по понедельникам – на 16) полосах формата А2. Такой формат позволял вместить значительный объем информации о различных спортивных событиях. Ко всему прочему издание предлагало читателю также качественные фотографии, высокий уровень полиграфического исполнения, современную и интересную инфографику, тематические выпуски. В итоге «Спорт-Экспресс» стал самой крупной ежедневной спортивной газетой в Европе (в 1996 году – около 900 тысяч экземпляров).[13]

В начале 1990-х годов сформировались определенные информационные запросы читательской аудитории, и начали появляться издания, направленные на их удовлетворение. Первым специализированным журналом о спорте нового периода стало издание о боксе «Гонг», стартовый номер которого вышел осенью 1989 года тиражом 100 тыс. экземпляров. Главный редактор журнала Борис Громов зарегистрировал «Гонг» в Госкомпечати СССР под №11 (сразу после десяти центральных газет) и считается первым частным издателем не только в спортивной прессе, но и в прессе Советского Союза в принципе. В 1990 году образовался первый в СССР журнал, посвященный авто- и мотоспорту «Автомотоспорт», который сначала был приложением к журналу «За рулем», однако впоследствии выделился в отдельное издание.

В 1991 году было выпущено сразу несколько журналов о боевых единоборствах («Черный пояс», «Цигун и спорт»), о футболе («Вратарь», «Мир футбола»), других видах спорта. Тогда же на отечественном рынке стали появляться первые журналы из-за рубежа. Одним из первых в Россию пришел известный издатель Джо Уайлдер со своим журналом «Сила и красота» (название американского аналога – «Muscle&Fitness»), который в условиях крушения прежней советской системы физической культуры, предлагал новые, эффектно рекламируемые способы телесного совершенствования и добился полного признания в фитнес-индустрии[14].

В этот период в обществе происходил процесс новой стратификации, и появление класса состоятельных людей повлекло за собой формирование у них интереса к престижным видам спорта. В 1992 году появился ежемесячный журнал «Теннис+». Это было красочное, иллюстрированное издание, которое просуществовало до 2010 года. На его страницах были представлены не только последние события мирового тенниса, но и методические рекомендации по игре.

После распада СССР некоторые крупные журналы претерпели структурные и финансовые изменения. Так, крупнейшее издательство «Физкультура и спорт» сократило финансирование своих проектов, старейших журналов страны. Перестало выходить издание «Спортивные игры» (печаталось с 1955 года). «Шахматный бюллетень», который был создан под этим названием в 1931 году, сначала был реорганизован в «Экспресс-шахматы», затем слился с «Шахматами в СССР» (позднее – «Шахматный вестник» и «Шахматы в России»), а в конце XX века и вовсе был закрыт.

Журнал «Физкультура и спорт» с 1992 начал специализироваться только на физкультуре и здоровье. Главный редактор Игорь Сосновский хотел делать журнал по-старому, избегая большого количества рекламы. В итоге старшейшее физкультурно-спортивное издание нашло свою небольшую целевую аудиторию.

Несмотря на либеральные реформы, в том числе на новый закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года, активного роста новых спортивных журналов не наблюдалось. Век журналов, появлявшихся в тот период, довольно часто был недолог, и, несмотря на обычно амбициозное начало, они быстро прекращали свой выход. Например, журнал «Вратарь» позиционировался как новый и интересный ежемесячный журнал о футболе, однако за 2 года вышло всего 6 номеров: два в 1991 году (февраль и сентябрь) и четыре в 1992 году. Связано это было в том числе с высокими затратами на распространение, высокой стоимостью полиграфических материалов и услуг.

У журналов, образованных еще в СССР, было преимущество. У них, по сравнению с только что созданными журналами, был «капитал»: развитая производственная структура, материально-техническая база, связи со спортивными институтами, информационными источниками, штат авторов и – главное – сформированная аудитория. Некоторые из них продолжали сотрудничество с государственными структурами: например, журнал «Спортивные игры» с 1992 по 1994 годы выходил под эгидой Федерации хоккея России и носил название «Спортивные игры: хоккей», что, однако, не спасло его от закрытия.

Было очевидно, что разумная государственная поддержка СМИ необходима, чтобы создать прочный экономический фундамент для становления рынка прессы. 18 октября 1995 года был принят закон «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ», вступавший в силу 1 января 1996 год.

Пресса освобождалась от налога на добавленную стоимость и налога на оборотные средства, связанные с профильной деятельностью, от налога на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет. Этим законодательным актом создавалась будущая экономическая основа для стабилизации условий рынка спортивной журналистики, и следствием его стал достаточно бурный количественный рост специальной периодики.[15]

В таких благоприятных условиях наступил второй этап развития спортивной печати в России, и он стал прорывным в формировании рынка спортивной прессы.

Начала выстраиваться система спортивной печати, которая отвечала правилам рыночной экономики развитых стран: формировался рекламный рынок спортивной прессы, появлялись конкурирующие издания, что влекло за собой повышение качества газет и журналов – как тематического наполнения, так и полиграфического исполнения.

Получили развитие издания, созданные ранее и уцелевшие в предыдущие трудные годы. Например, журнал «Футбол пять на пять» был зарегистрирован в 1992 году и заявлен как ежеквартальное издание (4 раза в год). Однако за 4 года вышло всего пять номеров, а в 1996 же журнал почти стал соответствовать графику выпуска (в 1996 году вышло три номера, в 1997 – 4, в 1998 – 4).

Кроме общеэкономических причин подъема спортивной прессы, были еще и специфические, характеризующие именно данную сферу. После распада Советского Союза требовалось некоторое время, чтобы вернуть большой спорт на должный уровень. К середине 1990-х годов были решены вопросы финансирования спортивных федераций, повысилось качество проводимых соревнований. Например, чемпионат России по футболу после распада Советского Союза был не самым привлекательным событием. В Высшей лиге чемпионата СССР играло лишь 6 российских команд, этого количества явно не хватало для проведения чемпионата России по футболу. В связи с этим в Высшую лигу России вошли команды из Первой лиги, и о качественном футболе на время пришлось забыть. К 1995 году уровень команд вырос, чемпионат обрел титульного спонсора – компанию Stimorol. Это повысило и интерес к проводимому турниру: если в 1992 году средняя посещаемость матчей Высшего дивизиона составляла 5970 человек, то в 1996 году эта цифра приблизилась к отметке в 10 тысяч человек.

Рынок спортивной прессы отреагировал на возросший интерес к футболу появлением иллюстрированных спортивных журналов об игре №1. В конце 1995 года появился журнал «Его величество футбол» (главный редактор – Андрей Сидоров), с января 1996 стало выходить издание «Матч» (главный редактор – Виктор Гусев, известный спортивный комментатор). Весной 1996 начал издаваться журнал «Футбол-Плюс». А в начале 1997 года информационно-издательский дом «Профиздат» начал выпускать журнал «Футбол», который, однако, в полиграфическом исполнении уступал конкурентам.

Из этих четырех изданий не выжило ни одно. Единственной причины нет, скорее все три условия устойчивости журнала в той или иной степени повлияли на каждое издании: наличие потенциальной аудитории, журналистские и коммерческие способности редакции, наличие финансового «донора»[16]. Так, например, журнал «Футбол-Плюс», имея издательскую базу в Великобритании и хорошие финансовые вложения, не располагал талантливым творческим коллективом, в связи с чем популярность издания не была высокой, и журнал закрылся.

В сложных рыночных условиях и в условиях только формирующейся аудитории узкоспециализированных журналов борьба за выживание этих изданий была непростой. Это понимали и издатели, и главные редакторы. Так, приветственная колонка журнала «Матч» содержала следующие слова: «Итак, перед вами январский номер "МАТЧА". Да, был большой соблазн по примеру телевидения гордо провозгласить: это – первый! Первый в России ежемесячный иллюстрированный журнал о футболе! И мы, наверное, так и сделаем. Но только тогда, когда будем вправе дополнить эту фразу одним важным словом: выживший. Первый в России выживший ежемесячный иллюстрированный журнал о футбол. <…> А мы верим, что так и будет. Иначе и не брались бы за работу»[17].

Однако журнал не выжил, хотя, в отличие от изданий первого периода, выходил по заявленному графику в 1996 году и в 1997 (2 раза). Финансовые проблемы не позволили продолжить выпускать журнал. Как рассказывал спустя 16 лет сам Виктор Гусев, это был журнал «с фантазией, изобретательный»[18] и именно в первом иллюстрированном цветном футбольном журнале зародились те идеи, которые находят применение и сегодня.

В октябре 1996 года один из бывших журналистов «Спорт-Экспресса» Сергей Микулик возглавил новый журнал «Галаспорт». Как рассказывал сам С. Микулик, он принял предложение моментально, потому что на тот момент в России не было универсального качественного спортивного журнала. Однако на тот момент он знал, что журнал готовит «Спорт-Экспресс», к тому же параллельно с этим появился журнал «Спортклуб». Издателем «Галаспорта» выступил «банкир, боксер-любитель»[19], редакционный состав впечатлял: в команду С. Микулика пришли Станислав Гридасов, Игорь Порошин, Василий Уткин и другие известные спортивные журналисты. До кризиса 1998 года журнал просуществовал, однако конкуренция в лице «Спортклуба» и «Спорт-Экспресс Журнала» была существенной.

Декабрь 1996 года ознаменовался сразу несколькими событиями: во-первых, появился первый в России издательский дом ЗАО «Спорт-Экспресс», который специализировался на выпуске спортивных изданий; во-вторых, в России появился первый газетно-журнальный дубль: стал выходить «Спорт-Экспресс Журнал». Он стал третьим в Европе: кроме российского «Спорт-Экспресса», журналы выходили еще у французской газеты L’Equipe («Экип») и итальянской La Gazetta dello Sport («Ла Газетта делло Спорт»). В год своего пятилетия газета «Спорт-Экспресс» решила развиваться и осваивать новый формат, сохраняя прежний редакционный коллектив. В журнале было 96 страниц, тираж составлял 100 тысяч экземпляров, и печатался он в Финляндии.

В колонке редактора первого номера «Спорт-Экспресс Журнала» есть важные слова: «Независимость помогла выжить газете в черные дни, она же, даст Бог, поможет нам стабильно выпускать журнал – не красивую бабочку-однодневку, а регулярное, доступное, массовое (читай – интересное для всех) издание»[20]. Аллюзия с «бабочками-однодневками» легко читается: слишком много журналов появлялись и исчезали быстро. Однако у «Спорт-Экспресса» перед ними было преимущество: материально-техническая база, коллектив и, самое главное, большая аудитория газеты.

В то время как в футбольной журналистике и в сфере универсальных журналов была высокая конкуренция за выживание, другие узкоспециальные издания находили более мелкие ниши и успешно их занимали. В 1996 году появились: «Академия борьбы» (учредитель – Федерация спортивной борьбы России), «FLEX» (русская версия журнала для любителей бодибилдинга от Джо Уайдера, который ранее начал издавать в России журнал «Сила и красота»). Возник журнал «Лыжные гонки», который выходит и по сегодняшний день (с 1998 года под названием «Лыжный спорт»). Популярным журналом о велоспорте стали издания «Веломир» (учредитель – Велоклуб «Лидер») и «Tempo» («Темпо») (учредитель – фирма «Осна»). Стали издаваться журналы для специалистов, работающих в сфере спорта – «Спорт для всех», «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка». Эти издания имели узкую аудиторию, выходили небольшим тиражом: например, тираж журнала «Спорт для всех» составлял всего 10 тысяч экземпляров.

Как уже упоминалось выше, нарождающийся «средний класс» обретал новые интересы, в том числе в сфере спортивного досуга. Это способствовало появлению элитарных журналов или журналов стиля жизни.[21] Например, популярность набирал гольф: первый гольф-клуб с полем, отвечавшим международным требованиям, был построен лишь в 1994 году. В связи с популярностью в состоятельных кругах общества данного вида спорта появился и узкоспециализированный журнал «Golf Digest», который явился русскоязычной адаптацией международного проекта, а издателем в России стал Леонид Макарон. В 2013-м году журнал отметил свой 15-летний юбилей. Снова отметим, что тираж журнала составлял 15 тысяч экземпляров, что на первый взгляд кажется не очень большой цифрой, но она вполне соответствовала объему рынка.

В 1995 году была создана Федерация боулинга Российской Федерации, однако боулинг не был признан видом спорта в нашей стране. Отдельные активисты пропагандировали боулинг, способствовали его развитию, и 26 августа 1997 года указом Олимпийского комитета России боулинг был включен в государственную программу физического воспитания населения. А 10 сентября того же года председателем Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму Леонидом Тягачевым все же был подписан указ о признании боулинга новым видом спорта[22]. Федерация спортивного боулинга России вошла в Международную федерацию боулинга, и с 1997 года российские спортсмены стали выступать на международной арене. Разумеется, спортивная пресса не могла остаться в стороне, притом, что популярность боулинга росла и у набиравшего силу «среднего класса». Способствовало развитию этого вида спорта и появление иллюстрированного журнала «Боулинг-спорт», который издавался Федерацией. По инициативе журнала проводились турниры для студентов, журналисты привлекали молодежь в боулинг-клубы.

В середине 1990-х активно начала развиваться региональная спортивная периодика. Появились городские, областные, региональные издания. В основном это были общеотраслевые газеты, а профессионально-отраслевые были посвящены преимущественно футболу[23]. Как наиболее интересные издания, можно выделить «Спорт уик-энд» в Петербурге, «Футбол-хоккей Южного Урала» в Челябинске, «Спорт-Ревю Поволжья» в Волгограде, «Футбол Плюс» в Саранске, «Футбольные страсти» в Северной Осетии-Алании. «Спортивные газеты» начали выходить в Липецке, Омске, Владивостоке, Махачкале, Ижевске и других городах. Кроме того, столичные издания стали расширять сферу влияния и отправились в регионы: в крупных городах вместе с оригинальным изданием выходила местная вкладка. Это способствовало улучшению качества местной журналистики.

Появлялись и региональные спортивные журналы, например в 1997 году в Якутске стало выходить издание «Шашечный мир», продолжавшее выпускаться до 2002 года. В Санкт-Петербурге в 1997 году родился журнал «Капитан-клуб» о моторных и парусных яхтах, который выходит 6 раз в год и по сей день.

В августе 1998 года третий этап развития спортивной прессы оборвался с наступлением финансового кризиса. Он замедлил темпы развития спортивной журналистики и в какой-то степени отбросил ее назад. Последствия кризиса для спортивной печати были очень серьезными. В связи с трудностями в работе банковской системы появились проблемы с финансированием изданий, что сразу же ставило под угрозу их существование. Разные издания пострадали в разной степени, это зависело от банков, в которых находился расчетный счет издания. В.В. Баранов приводит пример журнала «Лыжные гонки», который летом 1998 года сменил название на «Лыжный спорт». С новым названием журнал открыл счет в банке «Огни Москвы», но старый счет в банке «Российский кредит» продолжал существовать. Затем в тяжелый период «Российский кредит» обанкротился, однако на его счета продолжали приходить деньги за розданные на реализацию в регионах журналы. А банк «Огни Москвы» при поддержке столичного правительства выстоял, и это помогло журналу минимизировать потери.

Во-вторых, падение курса рубля обесценило деньги читателей, которые были заплачены за подписку на второе полугодие. Также подорожали полиграфические услуги и услуги, связанные с доставкой изданий. Уменьшались доходы, росли долги по зарплатам журналистам. Все это создавало сложности для систематического выхода изданий. Также у читателей не хватало средств на покупку спортивной периодики, цена на которую возросла.

В-третьих, крушение потерпел рекламный рынок. А к 1998 году именно реклама стала основным источником дохода изданий. Таким образом, этот фактор наиболее сильно отразился на развитии спортивной печати.

Итогами кризиса можно назвать падение тиражей изданий (тираж газеты «Спорт-Экспресс» к концу 1998 года упал с 840 тысяч до 640 тысяч), нестабильность выходов номеров, неполучение подписчиками оплаченных изданий, ухудшение качества полиграфии, снижение объема издания (журнал «Сила и Красота» уменьшился в 2 раза и стал выходить на 64 страницах). Многие издания вследствие кризиса закрылись (например, международное издание «FLEX»).

В условиях жесткого финансового кризиса положение спортивных изданий осложнялась двумя факторами. С одной стороны, они старались не потерять занятую нишу на газетно-журнальном рынке, сохранить тираж и ареал распространения, не допустив вытеснения с рынка конкурентами. С другой стороны, их прибыль направлялась на покрытие издержек, не создавались финансовые предпосылки для стабильного экономического существования в будущем[24].

Выход из кризиса, ликвидация последствий дефолта, адаптация к новым экономическим условиям – в этом и заключалось содержание третьего этапа становления отечественной спортивной журналистики.

Стоит отметить, что на сегменте спортивных журналов кризис отразился не столь сильно, как, к примеру, на газетном рынке. Прекратилось существование журналов по узким и специфичным видам спорта: закрылись «Гонг», «Спортивный туризм», «Международный яхт-клуб» и другие подобные издания. Однако крупные журналы так или иначе удержались на плаву.

Более того, сформировавшиеся издательские центры во время кризиса начали выпускать новые журналы, подготовка к запуску которых началась еще до дефолта. К ним относятся журналы «Матчбол-Теннис», «Спартак» (учредитель – футбольный клуб московский «Спартак»), «Формула-1», «World Soccer», «Мой футбол». На рынке также появился новичок издательского дела. В 1998 году ЗАО «СпортАкадемПресс» выпустил ряд научно-методических и практических журналов, таких как: «Аэробика», «Научный атлетический вестник», «Теория и практика футбола», а также при поддержке Российской федерации баскетбола «Планета Баскетбол». «Планета Баскетбол» стал первым иллюстрированным журналом о баскетболе в России.

Подтвердил возможность успешной борьбы за выживание в условиях кризиса и «Спорт-Экспресс», который, кроме того, что продолжил выпускать журнал, запустил несколько новых проектов. В 1999 году начали выходить два еженедельника – «Спорт-Экспресс Воскресенье» и «Спорт-Экспресс Футбол». После падения тиражей газеты необходимо было найти новый подход к читательской аудитории, завоевывать новых читателей. Выпуск еженедельника по воскресеньям стал интересным и продуктивным шагом: в выходной не выходили ни «Спорт-Экспресс», ни «Советский спорт», и читатель фактически оставался без спортивной прессы на целый день.

«Спорт-Экспресс» решил эту задачу, выпустив цветной еженедельник, в котором подводились итоги недели, уделялось внимание околоспортивной жизни. В марте этого же года было принято решение запустить еще один проект еженедельного формата – «Спорт-Экспресс Футбол». Издатели аргументировали свой шаг следующим образом: «Все разговоры о кризисе – по большому счету ерунда, потому что несмотря на тяжелые времена (а когда они были в России легкими!?), наш чемпионат все равно состоится при любых президентах и премьерах, демократах и консерваторах, правых и левых, как матч, который должен состояться при любой погоде. До тех пор, пока есть кому выходить на поле, футбол будет жить, а мы будем о нем писать».[25]

Вид спорта также был выбран не случайно: «Среди более 2000 видов спорта, которыми занимается человечество, самым главным для нас является футбол»[26]. По популярности с этим видом спорта не может сравниться никакой другой, но стоит отметить, что в нише футбольной периодики всегда была высокая конкуренция, а потому «Спорт-Экспресс Футболу» («СЭФ») предстояло решать нелегкие задачи по привлечению аудитории. Хотя, как и в случае с другими изданиями «семьи» «Спорт-Экспресса» задача облегчалась за счет верной аудитории газеты, существовавшей к тому моменту уже более 7 лет. Новый еженедельник содержал в себе 40 страниц, 8 из которых были выполнены в цвете (например, постеры с портретом футболистов, без которых не обходился ни один журнал). Тираж изданий составлял 50 тысяч экземпляров. В отличие от газеты «Спорт-Экспресс», в еженедельнике о футболе отдавалось предпочтение не информации, а «комментарию, анализу, мнению или особому взгляду журналиста»[27].

Редактор журнала Константин Клещев отмечал: «Нам удалось создать первое в стране издание, которое освещало весь российский футбол – от дворовых команд и коллективов физкультуры до сборной. Не будь «СЭФ», не думаю, что вы когда-либо узнали, как живут, о чем думают и мечтают люди, играющие в футбол в Серпухове и Назрани, Вологде и Химках, Пскове и Саранске, Йошкар-Оле и Набережных Челнах, Брянске и Красной Горбатке. Наши рубрики РИКОШЕТ, КАК ДЕЛА?, СТАТИСТИКА Акселя ВАРТАНЯНА, или МНЕНИЕ Александра БУБНОВА могли бы стать украшением любого серьезного европейского футбольного издания»[28]

В мае 1999 года в России появилась русская версия британского журнала «World Soccer»[29]. «Наконец-то! Теперь и у наших читателей появилась возможность узнавать все о мировом футболе из самых первых рук, потому что теперь у них есть свой World Soccer»[30], - так открывал первый номер журнала редактор русской версии Игорь Гольдес. Журнал состоял из переводных текстов, выходивших в международном издании, и текстов о российском футболе. Особенностью его было наличие эксклюзивных интервью с мировыми звездами. Конкурентом «СЭФ» это издание назвать сложно, так как оно выходило в другом графике и преследовало иные цели: будучи ежемесячным изданием, журнал не претендовал на оперативность, однако был насыщенным информацией о международном футболе и, что самое главное, не только европейском. В 2000 году журнал изменил название, переведя оригинальное на русский язык – теперь издание называлось «Мировой футбол».

Летом 1999 года вышел еженедельный иллюстрированный журнал о футболе «Мой футбол». Вот он как раз и стал настоящим серьезным конкурентом «СЭФ». В новом журнале стоит отметить отличное полиграфическое исполнение (все полосы издания выходили в цвете) и интересную оригинальную подачу материалов.

Отдельно стоит отметить развитие газеты «Советский спорт», которая являлась второй по тиражу после «Спорт-Экспресса». В конце 1998 года газета обрела нового спонсора, это позволило изданию обновить коллектив. Газета изменила свой формат на таблоидный A3, пригласила новых журналистов, в том числе бывших авторов «Спорт-Экспресса». У «Советского спорта» было то, в чем он превосходил лидера спортивной печати: «словесный изыск, остроумие, психологизм, анализ»[31]. Он уступал «Спорт-Экспрессу» в оперативности, однако выигрывал в цене (что сохраняется и по сей день), а также в легкости восприятия материалов. Однако конкурировать с лидером на равных все еще не представлялось возможным: тираж «СЭ» составлял 640 тысяч экземпляров, а «Советского спорта» – 240 тысяч. В 1999 году «Советский спорт» стал выпускать по вторникам футбольную газету. Отметим, что «СЭФ» также выходил по вторникам, но был самостоятельным изданием. Приложение «Советского спорта» не могло конкурировать по формату (газета и журнал), однако этот факт, безусловно, заслуживает внимания, как первая предпосылка к конкурентной борьбе на этом поле.

Однако конкуренция эта продлилась недолго. Финансовый кризис, несмотря на оптимизм редакторов «Спорт-Экспресса», не прошел незаметно: в 2000-2001 году были приостановлены все проекты, кроме газеты. Закрылись «Спорт-Экспресс Журнал», «Спорт-Экспресс Воскресенье» и «Спорт-Экспресс Футбол». Заместитель главного редактора газеты «Спорт-Экспресс» Владимир Гескин объяснял причины: «Грянул кризис – и рекламный бизнес в стране, по большому счету, рухнул… С тех пор прошло два с половиной года, но ситуация мало в чем изменилась. По крайней мере в части той рекламы, которую обычно публикуют в спортивной печати. Согласитесь, странно было бы ожидать, что производитель памперсов, женских прокладок, шампуней и кремов станут сотрудничать с тем же «СЭФ»[32].

Редактор «СЭФ» Константин Клещев в прощальной колонке писал: «Почему же выпуск «СЭФ» приостановлен? Во-первых, по финансовым причинам. За два года кратно выросли цены на бумагу и типографское обслуживание, и наш журнал – все-таки 8 цветных и 48 черно-белых полос – оказался слишком дорог для российского рынка. Во-вторых, изменилась стратегия издательского дома, руководство которого считает, что будущее за интернетом и информационно-аналитической газетой»[33]. Как мы видим, причин закрытия было несколько, но ключевой были именно финансовые трудности издательства. «СЭФ» и «СЭЖ» прекратили свое существование 30 января 2001 года. Тем менее, издательство продолжило выпускать специальные выпуски журнального типа (например, к чемпионату мира – 2002).

В 2001 году, как утверждал в журнале «Теория и практика физической культуры» председатель Госкомспорта П. А. Рожков, «количество печатных СМИ спортивной тематики составило 524, из них 257 газет (общероссийских 101), 249 журналов (общероссийских 204) и еще 24 общероссийских издания спортивной тематики – альманахи, сборники, бюллетени»[34].

Уже в новом веке было учреждено около трех десятков различных профильных спортивных журналов: по футболу и автоспорту, гольфу и баскетболу, теннису и подводному спорту, фигурному катанию и художественной гимнастике, парусному и яхтенному спорту. Таким образом, ни один олимпийский вид не остался не охваченным собственным изданием, и даже не самые распространенные виды спорта получали издания, которые занимали свои определенные ниши.

Кроме того, данный период характеризуется появлением первых спортивных интернет-изданий: в 1998 году появился первый сайт о спорте – Sports.ru («Спорт сегодня»), который основал Станислав Гридасов. Подход к формированию контента на сайте был новаторским: впервые интернет-издание стали делать не конкретная группа журналистов, а любой желающий журналист – на сайте появилась система блогов. Позже эта система расширилась до того, что любой пользователь мог создавать свой блог. С этим связана одна особенность сайта: он не зарегистрирован как СМИ.

К Олимпийским Играм 2000 года был открыт спортивный сайт Sport.ru, который на долгое время занял место в лидерах интернет-журналистики. Главным преимуществом электронных изданий было то, что читатели могли получать самые оперативные новости раньше, чем их сообщит телевидение, и, тем более, газеты. «Спорт-Экспресс» и «Советский спорт» также открывали свои сайты, однако они, в отличие от профильных спортивных интернет-изданий, воспринимали свой электронный ресурс как приложение к газете. Фактически наполнение сайтов сводилось к тому, что туда выкладывались электронные версии газеты.

Четвертый этап развития спортивной журналистики проходил в благоприятных условиях, когда издательский рынок России активно развивался на фоне благоприятной экономической ситуации в стране в целом. Капитализировались медийные компании, увеличились инвестиции в СМИ, а реклама стала приносить хороший доход. Кроме экономических факторов, немаловажную роль сыграла и государственная политика в области спорта. Стала разрабатываться единая программа развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Участие государства было необходимо для создания устойчивой системы отношений внутри спортивной сферы, законодательного ее регулирования, разных вариантов финансирования. В начале 2000-х началась разработка, а в 2006 году была утверждена федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».

К середине 2000-х «Советский спорт» вернулся на лидирующие позиции и обогнал «Спорт-Экспресс» по тиражам. Читатель мог выбрать между двумя качественными и разными по концепции и оформлению изданиями. К 2007 году "Советский спорт" стоил дешевле своего прямого конкурента, распространялся по стране быстрее, носил более развлекательный характер и, к тому же, перешел на цветное исполнение. Популярнее газеты был глянцевый еженедельник «Советский спорт – Футбол», который с 2004 года стал издаваться на мелованной бумаге. Позиции двух изданий «Советского спорта» укреплялись тем, что они собирали более половины всей рекламы на рынке спортивной прессы.[35]

Главной тенденцией нового этапа стало укрупнение игроков рынка спортивной прессы. Создавались медийные корпорации, специализацией которых была сфера спорта. Но в основном, крупные издательские дома скупали уже существующие спортивные газеты и журналы, а солидные компании принимали решение выходить на рынок спортивной прессы с новыми проектами. В сферу спорта пришли такие известные медийные компании как Independent Media («Индепендент Медиа»), Global Media Group («Глобал Медиа Груп»), «Проф-Медиа», Газпром-Медиа, Gameland («Геймлэнд»), ИД «Комсомольская правда» и другие.

В конце 2003 года появился универсальный журнал о спорте «PROспорт». Идея создания журнала о спорте появилась у владельца компании Independent Media голландца Дерка Сауэра. Журнал задумывался как совместный проект Independent Media (издатель журналов «Men's Health», «Cosmo») и «Проф-медиа» (на тот момент, издателя газет «Советский спорт», «Комсомольская правда»). Ими было учреждено ЗАО «Индепендент Спорт». Изначальная идея издания была такова: журналисты «Советского спорта» обеспечивают наполнение, а Independent Media «как известные мастера наводить глянец, пылесосом проходит по рекламному рынку»[36]. Главным редактором издания был назначен бывший шеф-редактор отдела футбола «Спорт-Экспресса» Константин Клещев. Первый номер вышел в сентябре 2003 года, однако спустя 5 месяцев, в феврале 2004 года, Совет директоров ЗАО «Индепендент спорт» решил сменить редакционную команду журнала. Издатели почувствовали, что журнал не привлекает ни рекламодателей, ни читателей. Тогда Михаил Дубик, отвечавший за выпуск журнала, пригласил работать Станислава Гридасова и Игоря Порошина, которые заняли должности главного редактора и шеф-редактора соответственно. К тому моменту Станислав Гридасов был главным редактором спортивного портала Sports.ru (открытого в 1998 году), а до 2003 года работал в «GQ» вместе с Игорем Порошиным. Стоит отметить, что Гридасов по сегодняшний день продолжает работать в «PROспорт».

В октябре 2005 года появился глянцевый журнал о футболе – «Total Football» («Тотал Футбол»). Как отмечает главный редактор издания Николай Роганов в пилотном номере: «Девиз нашего журнала – Футбол как Страсть. Именно так воспринимают футбол все, кто делал пилотный номер «Total Football». Унылые нытики никогда не будут с нами работать. О том, что наши не умеют играть, что европейский футбол куда круче, а нашим командам, чтобы не позориться, вообще не стоит участвовать в крупных турнирах, пусть пишут другие издания. Эта унылая песня с хорошо известными словами нам страшно надоела! Поэтому мы сочинили свою. О том, что победы уже пришли к нам и выигрыш ЦСКА Кубка УЕФА – только первый триумф в череде других. О том, что наши мастера ничуть не хуже европейских. О том, что Россия – футбольная страна. Футбол – это Страсть, и наш журнал для тех, кто одержим этой страстью»[37]. Действительно, успех ЦСКА в Кубке УЕФА имел большое значение для популяризации футбола в стране, поэтому качественное ежемесячное издание об этом виде спорта было необходимо, и приурочить его к такому событию было выгодным ходом (строго говоря, ЦСКА одержал победу в мае, а журнал вышел в октябре, колонка редактора, очевидно, отсылает к этому).

Формирование рекламного рынка спортивных журналов было долгим и сложным процессом. Одним из факторов повышения стоимости рекламных мест было качество бумаги издания. Глянец – это качество бумаги, которое накладывает жесткие обязательства к экономике издания, но не к его стилю или мировоззрению[38]. Важно то, что качество бумаги формирует платежеспособную аудиторию. Главный редактор журнала «PROспорт» Станислав Гридасов отмечал, что тяжело было убедить рекламодателей уйти от стереотипа болельщика как «немытого и нечесаного нищеброда, который по выходным ходит не в баню или по магазинам, а исключительно на футбол с хоккеем»[39]. Аудиторией глянцевых спортивных журналов были успешные люди (преимущественно мужчины) с нормальным заработком и работой. Следовательно, рекламодатель охотнее размещал рекламу качественных и дорогостоящих товаров – машин, электроники, дорогих спиртных напитков, парфюмерии и пр.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.