Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Еженедельник «Футбол» как яркий представитель первого этапа развития спортивной периодики (1990-1995 гг.)





Еженедельник «Футбол» может считаться ключевым изданием первого этапа, хотя и был создан за тридцать лет до его наступления, по нескольким причинам. Во-первых, показательно то, как вместе с преобразованиями в сфере средств массовой информации, стремясь приспособиться к новым условиям существования, изменился один из безусловных лидеров советской физкультурно-спортивной печати. Во-вторых, «Футбол» в тот период сохранял огромную популярность у читателей, которые за долгое время его существования привыкли к еженедельнику. Благодаря своей материально-технической и кадровой базе, а также стабильному издателю, еженедельник пережил трудные времена после распада Советского Союза и не закрылся, как это происходило со многими только что созданными изданиями.

Еженедельник «Футбол», впервые вышедший в свет в 1960 году, явился первым и единственным специализированным изданием о футболе в СССР. По формату он был ближе к еженедельной газете, нежели к журналу, однако по наполнению вполне соответствовал журнальной периодике. Издание выходило в качестве воскресного приложения к газете «Советский спорт». В 1967 году еженедельник был переименован в «Футбол-Хоккей», что объяснялось не только возросшей популярностью хоккея, но и его значимостью – к 1967 году сборная СССР по хоккею уже семь раз становилась чемпионом мира, была двукратным олимпийским чемпионом и одиннадцатикратным чемпионом Европы. В то время как на счету сборной СССР по футболу был лишь титул чемпиона Европы, а также четвертое место на чемпионате мира по футболу в 1966 году. В №25 от 24 июня 1990 года – последнем выпуске «Футбола-Хоккея» – сообщается, что переименование еженедельника произошло по той причине, что «первое лицо в государстве, оказалось, больше любило хоккей, чем футбол! Впрочем, говорят, это было даже не первое лицо, а некто из его приближенных»[53]. И хотя эти изменения многим были не по душе, издание сумело сохранить свою популярность у аудитории. В 1990 году в результате своеобразного переворота еженедельник вернулся к исходному формату футбольного издания, а его издателем стала Федерация футбола СССР.

На первой странице под заголовком значилось: «Вестник Федерации футбола СССР»: фактически так и было, издание стало органом печати заинтересованной государственной структуры. Однако нельзя не отметить профессионализм журналистов и редакторов, которые не зациклились только на отечественном футболе, а вышли за его рамки и писали в том числе о зарубежных и международных событиях. Пробный номер целиком был посвящен чемпионату мира по футболу 1990 года. В 1994 году еженедельник перестал издаваться Федерацией футбола и стал независимым изданием, которое выпускали сотрудники редакции.

В связи с преобразованиями сменился главный редактор: место Виктора Понедельника, занимавшего пост главного редактора еженедельника «Футбол-Хоккей» с 1984 по 1990 год, занял Олег Кучеренко, ранее работавший в «Советском спорте». Авторский состав по-прежнему преимущественно состоял из журналистов «Советского спорта» (хотя прямой связи между двумя изданиями уже не было): Геннадий Радчук, Аксель Вартанян, Сергей Микулик и другие.

По тиражам еженедельник бил все рекорды: в 1990-1992 годах тираж колебался от 900 тысяч до 1 миллиона 200 тысяч. С 1993 года он начал снижаться: до 200-300 тысяч, в 1995 году составил 135 тысяч экземпляров. Подобные изменения характерны для данного этапа: после 1991 года спортивные издания стали появляться в большом количестве, печатаясь огромными тиражами, но к середине 1990-х годов эйфория первых лет полной свободы и независимости прошла, на смену ей пришло рациональное использование средств в условиях формирующейся рыночной экономики.

Изначально, как уже отмечалось, по внешнему облику еженедельник «Футбол» тяготел к формату газеты: печатался на обычной бумаге, иллюстраций было минимальное количество, верстка также ничем не отличалась от газетной (Приложение 1). Сам еженедельник был черно-белым, однако на страницах появлялись цветные вставки: заглавие еженедельника, заголовки текстов, важные элементы, – все это выделялось цветом. Главный показатель того, что еженедельник «Футбол» можно рассматривать именно в качестве журнала – это его наполнение. В издании в основном появлялись аналитические тексты: репортажи, аналитические комментарии, аналитические интервью, в том числе и портретные. В 1990-1993 годах «Футбол» выходил на 16 страницах, но уже в 1994 году расширил свой объем до 32 страниц.

Также интересны и характерны для своего времени изменения, происходившие с обложкой журнала. После того, как он был преобразован из «Футбол-Хоккея» в узкоспециализированный журнал, под его заглавием располагалось пояснение «Вестник Федерации футбола СССР» (Приложение 2), напоминавшее о владельце издания. В 1992 году осталось просто название «Футбол», а уже в 1993 году обложка претерпела существенные изменения. Появился фирменный логотип издания, который используется до сих пор. Кроме того, обложка стала похожа на обложку журнала, какой она должна быть: по периметру страницы цветная рамка, центральное место отдано фотографии какого-либо футболиста (Приложение 3). Это был важный шаг с точки зрения оформления еженедельника, так как зарубежные традиции оформления подразумевали персонификацию обложек, а первый этап развития спортивной журналистики в России как раз и характеризуется принятием зарубежных стандартов.

Данное издание относится к числу массовых, и рассчитано на широкий круг любителей российского и зарубежного футбола. Интересно, что при преобразовании из футбольно-хоккейного еженедельника в футбольный редакторы пообещали не оставлять любителей хоккея без новостей о любимом виде спорта, и короткой строкой давали информацию о главных хоккейных событиях. «Футбол» нельзя назвать развлекательным изданием, потому что в еженедельнике придерживались серьезного подхода к контенту издания: отбору материалов и их изложению. «Футбол» скорее относился к информационно-аналитическим изданиям, потому что в рассматриваемый период в еженедельнике не было иллюстраций, он выходил в черно-белом варианте, на обычной бумаге, по содержанию превалировали информационные и, в большей степени, аналитические жанры.

В рамках рассматриваемого этапа развития спортивной периодики в функционировании еженедельника «Футбол» можно выделить два отчетливо заметных периода:

· 1990-1993 год: становление издания в соответствии с устоявшимися взглядами на спортивную журналистику;

· 1990-1995 год: период преобразований с учетом новых возможностей, возрастающей конкуренции и запросов аудитории.

Анализируя номера 1990-1992 годов, мы пришли к выводу, что тексты в «Футболе» были громадными: в №8 от 1991 года аналитическое интервью занимает 3 страницы (без иллюстраций), публикуется объемный очерк – глава из книги известного тренера Константина Бескова (3 страницы). Два репортажа занимают по 2 страницы, на разворот дается справочная информация о классификации сборных, а также на странице размещена аналитическая корреспонденция. В меньшем объеме представлены небольшие материалы: интервью, заметки, страница с новостной рубрикой. Обращает на себя внимание и то, что на 11 страницах из 16 вообще нет фотографий или каких-либо иных иллюстраций.

Дальнейшее развитие журнала отображает контент-анализ номеров 1993-1995 года: начинали появляться карикатуры, фотографии, хоть и не на каждой странице, но они становились крупнее, четче. Использовалась визуализация тактических схем с помощью объемных рисунков. С увеличением количества страниц в журнале появлялось больше репортажей (в среднем 4 в номере), интервью (в среднем 3), появлялись объемные аналитические корреспонденции (в среднем 2). Но уже больший объем номера отдавался под информационные жанры: заметки в рамках новостных рубрик, информационные корреспонденции (приблизительно 50% объема издания занимают материалы, написанные в информационных жанрах). В выпусках за указанный период появлялись первые попытки развлечения читателя: публиковались анекдоты, запускались игры и лотереи.

Реклама начала появляться в «Футболе» только с 1993 года, но носила хаотичный характер, не позволявший говорить о какой-либо постоянной рекламной политике журнала. Как и во многих изданиях советского времени, для рекламы выделялась отдельная страница. В «Футболе» рекламировались такие товары и услуги как телефоны Panasonic, «Мобильная связь Москвы», МММ, спортивные товары, букмекерские конторы и др.

В целом, еженедельник «Футбол» после распада Советского Союза и освобождения из-под эгиды Федерации футбола СССР стал развиваться активнее и интенсивнее, по-прежнему сохраняя место среди лидеров спортивной прессы. Каждый создававшийся впоследствии журнал так или иначе вынужден был конкурировать прежде всего с уже полюбившимся читателям «Футболом». Если заглянуть в будущее еженедельника, за пределы первого этапа, стоит отметить, что цветные фотографии появились в нем только в 2000 году, за счет чего на втором и третьем этапе развития спортивной периодики выигрывали другие издания, которые изначально выпускались в цвете. Однако на первом этапе развития спортивной печати по качеству текстов, стабильности и популярности «Футболу» не было равных.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.