Кризис журнальной периодики о футболе на современном этапе
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кризис журнальной периодики о футболе на современном этапе





К сожалению, надо признать, что развитие спортивной периодики на данном этапе происходит в сложных условиях. Со времени начала очередного кризиса в 2008 году больше не наблюдается роста числа специализированных изданий о футболе. Но связано это не только с последствиями финансового кризиса, но и с рядом других проблем, которые мы рассмотрим.

Наиболее серьезным журналом о футболе современного этапа является ежемесячник «Eurofootball» (Приложение 12), но назвать его ярким представителем своего этапа в той же мере, как те издания о которых мы говорили выше, затруднительно по целому комплексу причин. Во-первых, несмотря на показатели TNS Gallup Media, в которых указывается, что аудитория одного номера составляет 615,3 тысячи человек, журнал нельзя назвать ни распространенным, ни популярным. Его тираж составляет всего 95 тысяч и, вероятнее всего, аудитория одного номера высчитывается вместе с числом читателей IPad-версии. Бумажная же версия, вопреки утверждениям редакторов в медиа-ките, распространяется далеко не в 95% точек продаж прессы: например, в Санкт-Петербурге его почти невозможно купить.

Во-вторых, в состав редакции журнала не входит никто из ведущих журналистов отрасли. Главным редактором на данный момент является сын генерального директора издательства «Стенол-М», который ранее не работал в сфере спортивной журналистики и не публикуется в самом журнале. Обязанности главного редактора исполняет шеф-редактор Станислав Пахомов. Работают в издании преимущественно молодые журналисты, что часто сказывается на качестве публикуемых текстов. Большинство материалов представляют собой пересказанные энциклопедические статьи. Кроме того, так как журнал непопулярен, в нем редко появляются эксклюзивные интервью с известными спортсменами.



В выходных данных издания указано, что публикуемые фотографии куплены в определенных фотобанках, но время от времени можно заметить, что часть снимков заимствованы без разрешения из других источников. То же самое можно сказать и об интервью с зарубежными звездами: например, в №1 от 2014 года опубликовано интервью с нападающим сборной Швеции Ола Тойвоненом, данный текст является переводом интервью шведского издания, но об этом нигде не упомянуто. Сложно представить, что серьезное издание позволит себе такой плагиат.

Безусловно, нельзя не отметить и положительные стороны: его объем (132 страницы), обилие иллюстраций и фотографий, периодическое появление эксклюзивных интервью с тренерами и экспертами. Тем не менее, рассматривать данное издание подробно не представляется важным для нашего исследования из-за его недостаточной популярности и несоответствию стандартам качества, заданным другими представителями спортивной журнальной периодики.

Более важным представляется другое – понять на данном этапе развития спортивной прессы, каков дальнейший вектор ее движения, в чем заключаются сложности ее функционирования. Очевидно, что объективные трудности создает развитие Интернета, при котором каждому изданию теперь необходимо иметь сайт, не ради расширения аудитории, а просто из желания сохранить популярность среди читателей. У редакции есть несколько путей: создать сайт, на котором дублируются материалы печатной версии (журнал «PROспорт» и сайт prosports.ru) или сделать сайт, который будет независимым от журнала (еженедельник «Футбол» и ftbl.ru). Естественно, второй вариант требует определенных затрат: как физических, так и материальных.

Другая проблема заключается в том, что с развитием Интернета у журналов появляются серьезнейшие конкуренты в виде специализированных сетевых ресурсов, уверенно и неуклонно захватывающих рынок рекламы и признание спортивной аудитории. К примеру, на сайте Sports.ru можно читать аналитические материалы быстрее и удобнее, чем в журналах, при этом редакционный состав сайта – это журналисты очень высокого класса.

Следующий фактор, создающий преграды для развития журнальной спортивной периодики, это появление смартфонов и планшетов и развитие мобильных спортивных приложений для них. Сложно представить, но первый IPad, который фактически стал первым массовым планшетным компьютером, появился лишь 4 года назад. Однако за это время уже произошла революция в системе периодической печати. Изначально на планшете можно было читать книги, и, естественно, что в качестве приложений стали появляться электронные версии журналов: сначала за рубежом, затем и в России. Каждый журнал, который хочет не упустить определенный сегмент аудитории, должен иметь IPad-версию. При этом на разработку таких приложений тратятся очень большие деньги, а рекламодатель все еще не верит в выгоду рекламы в IPad. Журналы на IPad отличаются от своих печатных версий тем, что в них добавлен элемент интерактивности: при описании какого-то момента к нему добавляется видео, фотогалереи расширены. На наш взгляд, это действительно интересный и перспективный путь развития спортивной периодики, но он требует от редакций дополнительных вложений, целенаправленных усилий и ресурсов.

При этом, несмотря на быстро растущую популярность электронных средств, пока электронные журналы воспринимаются как дополнение к печатной версии, и в связи с этим основные силы редакций направлены именно на улучшение и продвижение печатных версий. Так, в 2011 году у «Total Football» сменился главный редактор: вместо Николая Роганова им стал Таш Саркисян, бывший игрок КВН, участник проекта Comedy Club, ведущий программы «Футбольная ночь» на НТВ. За время его работы в «Total Football» появилось больше развлекательного контента, появилась практика изменения логотипа журнала в соответствии с концепцией обложки (Приложение 13). Стоит отметить, что с очередной сменой редактора логотип вернули к классическому варианту. Среди новых рубрик стоит отметить такие, как «Вышивание крестиком»: это совместный проект с одноименным журналом, который также издает Gameland. В каждом номере публиковалась схема с эмблемой какого-либо футбольного клуба или организации, за вышивку которой читателям давался приз. Очевидно, что данный проект был рассчитан на охват женской аудитории, которая также интересуется футболом. Очевидно и то, что успеха данное направление не имело.

Даже старейший российский еженедельник «Футбол» кардинально изменил концепцию развития в 2013 году. Технически это было связано со сменой руководства, но фактически сам еженедельник устарел по формам подачи материала. Главным редактором вместо Петра Каменченко, возглавлявшего журнал с 2004 года, стал Денис Вдовин, ранее занимавший должность заместителя главного редактора еженедельника. Помимо того, что изменился подход к наполнению «Футбола», также поменялся облик издания: его дизайн, верстка стали более современными. Кроме того, «Футбол» стал активно развивать работу в социальных сетях (Facebook, Вконтакте, Twitter, Instagram). Новый «Футбол» стал не просто содержательным и актуальным, но и по-настоящему стильным. Главный редактор издания Дмитрий Вдовин определил направление развития журнала так: «превратить еженедельник "Футбол” в современное мультиплатформенное СМИ»[73]. Кроме того, журнал, спустя долгое время, снова стал официальным информационным партнером Российского футбольного союза. Вместе с содержательной частью изменился и дизайн в сторону более современных тенденций: ушло «тяжелое» старомодное оформление заголовков, пропали страницы без фотографий, макет стал более легким.

В этот же ряд логично встает преобразование другого спортивного журнала, правда уже относящегося к типу универсальных. «PROспорт» в 2013 году кардинально изменил дизайн в пользу более лаконичного и минималистичного. Связано это было как с существующими тенденциями, так и с желанием привлечь новую аудиторию – спортивных менеджеров и функционеров спортивной сферы.

Таким образом, мы можем наблюдать следующие тенденции в развитии спортивной журнальной периодики в настоящее время. Во-первых, это стремление к минимализму в дизайне, отказу от старых форм и приемов оформления текстов, увеличение иллюстративного контента и инфографики. Во-вторых, это преобразование содержательно-тематической модели изданий с целью привлечения новой аудитории, в том числе той, которая ранее считалась нецелевой; поиск новых тем и жанров. В-третьих, это стремление к мультиплатформенности и мультимедийности: присутствие на различных площадках, в том числе в разных социальных сетях с целью охвата больших слоев аудитории (Twitter, Facebook, Вконтакте). Сюда же можно отнести и развитие сайтов, создание их современного облика и повышение популярности.

Несмотря на преобразования, спортивным журналам, как специализированным, так и универсальным, становится сложнее выживать на рынке периодики. Даже лидеры в своих категориях испытывают финансовые трудности: «Total Football» заморожен с 2014 года, универсальный журнал «PROспорт» перестал распространяться в регионах. Одной из главных причин можно назвать уже упоминавшийся кризис рекламного рынка. После принятия поправок в Федеральный закон «О рекламе», который вступил в силу с 1 января 2013 года, спортивная пресса потеряла существенный источник дохода из-за запрета рекламы алкогольной и табачной продукции.

Так, издательский дом Gameland (журнал «Total Football») стал испытывать финансовые трудности, урезав отделы рекламы и распространения. Эта ситуация образовала замкнутый круг: доходы от рекламы упали, пришлось сокращать отделы, но сокращенный отдел рекламы приносил еще меньше дохода. В связи с этим футбольный журнал пришлось делать тоньше, чтобы он приносил хоть какую-то прибыль, но делать это было все сложнее. В 2014 году должно было выйти уже четыре номера, но ни один из них так и не собрал достаточное количество рекламы. Можно сделать несколько парадоксальный, но от того не менее неутешительный вывод: федеральный закон, запрещающий рекламу алкогольной и табачной продукции, стал катализатором проблем в издательской сфере спортивной журналистики. Таким образом, ежемесячный журнал о футболе, выходящий на федеральном уровне, остался один – это «Eurofootball».

Интересен опыт преодоления кризисной ситуации издательским домом «Индепендент спорт», выпускающим универсальный журнал «PROспорт». Придерживаясь новаторского подхода к изданию журнала, там не побоялись расширить границы деятельности. После реконструкции Парка Горького в Москве они начали проводить ежегодный фестиваль «PROспорт-парк», привлекая спонсоров. Также уже третий год осуществляется работа «PROспорт»-клуба: мероприятие для менеджеров, работающий в сфере спорта. Особо интересен выход издательского дома на международную арену: уже дважды прошла конференция для менеджеров ведущих клубов Европы и Америки. Таким образом, мы видим, что преодоление кризиса происходит не за счет журнала: наоборот, проекты «Индепендент спорт» приносят прибыль, в том числе и на издание журнала. Нужно понимать, что осуществление проектов влияет на доход журнала опосредованно, продвигая его навстречу потенциальной аудитории. Однако подобный вариант возможен только в случае специализированного издательского дома, каким является «Индепендент спорт» (только спортивная тематика), а рамках универсального издательства («Gameland») развитие узкопрофильных проектов затруднено.

Конкуренцию специализированным журналам о футболе составляет корпоративная пресса — развивающаяся система принадлежащих частным или государственным организациям печатных изданий (журналов и газет), которые выполняют функцию информирования определенной аудитории (сотрудников, партнеров, клиентов или потребителей услуг организации) о деятельности, сфере интересов и влияния организации. Они формируют корпоративную культуру, управляют ею и служат каналом обратной связи; разрабатываются, издаются и распространяются полностью или частично усилиями сотрудников организации или издательским домом в интересах организации[74].

Причин такого влияния несколько. Прежде всего, в условиях усиленных информационных потоков читатель стремится к ограничению потребляемой информации. Таким образом, он вполне может довольствоваться тем продуктом, который выдает ему любимый клуб. Психологически читателю гораздо проще читать о том клубе или лиге, которая его интересует, нежели потреблять информацию из общих журналов, где могут вообще не написать о его любимой команде.

Следующая причина возросшей конкуренции со стороны корпоративных спортивных СМИ заключается в том, что их издают организации (в данном исследовании речь идет о спортивных клубах и лигах), которым не нужна прибыль от издания: данный вид деятельности не является источником дохода, для них журнал – это элемент формирования образа, фактор увеличения популярности.

Наконец, у организаций есть возможность формировать эксклюзивный контент: клуб сам решает – позволить или не позволить независимому спортивному СМИ общаться с игроком, тренером или любым другим членом команды. При этом внутри клуба могут это делать беспрепятственно. Например, в марте 2014 года в футбольном клубе «Зенит» назначили нового главного тренера – Андре-Виллаш Боаша (Приложение 14). Клуб не дал разрешение на интервью ни одному изданию (не принимая в расчет брифинги), однако в апрельском номере клубного журнала «Наш «Зенит» вышло объемное эксклюзивное интервью с новым наставником. Поклонники этой команды и другие интересующиеся футболом читатели вынуждены были покупать это издание. Клубные периодические издания на данный момент есть у 7 из 16 команд Российской футбольной Премьер-Лиги.

Показателен также пример Континентальной хоккейной лиги, которая выпускает свой журнал «Горячий лед» (приложение 15). В данном случае мы имеем дело с эффективным менеджментом лиги, которая заботится о повсеместном присутствии в медиасфере. У КХЛ есть не только журнал, но и свой телевизионный канал. Журнал выходит нешироким тиражом (всего 5 тысяч экземпляров) и является единственным общероссийским специализированным изданием о хоккее. Распространяется он в местах массового скопления болельщиков хоккея – на ледовых аренах. Такой подход к формированию медиасреды обусловлен тем, что КХЛ является новой лигой, только завоевывающей популярность и укрепляющей имидж, и, соответственно, отличается новаторским подходом. В то время как в РФПЛ, как уже сформировавшейся системе, нововведения приживаются долго. Стоит рассчитывать, что после появления своего канала («Наш футбол»), будет организован и специализированный спортивный журнал, который будет удовлетворять потребности читателей в информации.

В настоящий момент ежемесячные специализированные спортивные журналы о футболе находятся в тяжелом положении, их развитие не так активно, как на предыдущем этапе, из-за трудностей на рекламном рынке. Вместе с тем, еженедельникам проще найти свою нишу, в том числе рекламную, по нескольким причинам: их производство дешевле (они тоньше, качество бумаги хуже), в еженедельниках рекламируются товары иной сферы, нежели в ежемесячных журналах.
Заключение

За 20 лет своего развития спортивная периодика России прошла сложный путь от преодоления стереотипов и условностей советской печати до соответствия мировым стандартам прессы. Формирование ее облика проходило под влиянием социально-экономических преобразований в России в 1990-2000-е годы и, главное, в соответствии с изменениями спортивной жизни нашей страны. С формированием рыночной экономики, появлением новых запросов и интересов аудитории появилась коммерческая модель спортивных СМИ: открывались частные журналы, создавались целые издательские дома, складывался рынок рекламы для спортивной периодики.

В соответствии с указанными во введении задачами мы рассмотрели историю спортивной журналистики, начиная с 1990 года, и пришли к выводу, что политика и экономика страны оказывали большое влияние на развитие прессы. Однако основным формирующим фактором оказывались именно запросы аудитории, которые росли и усложнялись с каждым годом. Кроме того, весомое влияние на развитие периодики оказало появление и распространение Интернета, который составил конкуренцию не только газетам в плане оперативности, но и журналам, предоставляя аналитические материалы журналистов в более доступном и разнообразном виде. Важным изменением стало также появление IPad-журналов, которые, возможно, будут формировать ближайшее будущее спортивной периодики.

Опираясь на ранее предложенные Е.А. Слюсаренко и В.В. Барановым типологии специализированных спортивных журналов и применяя знания, полученные в ходе изучения истории развития спортивной печати, мы выделили основные группы, по которым можно классифицировать спортивную журнальную периодику:

· универсальные издания;

· специализированные;

· профессиональные;

· рекламно-справочные.

Исходя из проблематики исследования, мы рассмотрели специализированные журналы о футболе в рамках обозначенных и описанных в первой главе этапов развития спортивной прессы. Проведя детальный анализ контента, оформления, целевого назначения, рекламной стратегии и аудитории каждого из избранных нами изданий, мы пришли к следующим выводам:

Для возникновения специализированных журналов о футболе необходимо, чтобы национальный чемпионат вызывал интерес у аудитории. Во вторую очередь важен интерес к иностранным первенствам (Англии, Испании, Италии, Франции, Португалии и др.) и крупным международным соревнованиям, проходящим с участием российских команд. Именно с качественным развитием чемпионата России по футболу был сопряжен бурный рост количества изданий о футболе.

Было выявлено, что жанровое своеобразие журнальной периодики с течением времени все ощутимее склонялось в сторону аналитических жанров. В начале 1990-х годов, когда объем спортивных телетрансляций был заметно ниже, чем сейчас, а Интернета не было вообще, информационная функция журналов оказывалась первостепенной: кроме публикации аналитических текстов и репортажей журналисты должны были оповещать аудиторию непосредственно о результатах. Когда статистические данные стало возможным узнавать из Интернета, произошло переформатирование жанрово-содержательного компонента: акцент стал делаться на качественную аналитику и яркое иллюстративное оформление.

Спортивная специализированная пресса, и журнальная в особенности, очень зависима от изменений на рекламном рынке. Так, запрет на рекламу алкогольной и табачной продукции поставил под угрозу существование ежемесячных журналов о футболе. Еженедельные издания менее пострадали от этого, потому что, как выяснилось, опираются на иные группы рекламодателей.

Проанализировав историю развития спортивных специализированных журналов и современное положение периодики, мы можем сделать ряд предположений и прогнозов на ближайшее будущее.

В данный момент на первое место выходят корпоративные (клубные) журналы, которые отвечают запросам узкой аудитории болельщиков какого-либо клуба. Мы предполагаем, что в соответствии с западными моделями формирования корпоративных средств массовой информации, данная тенденция будет сохраняться, так как сеть клубных СМИ разрастается: появляются не только журналы, но и клубные радиостанции, телевидение. Так, по примеру английского клуба «Манчестер Юнайтед», у которого есть собственное телевидение, у санкт-петербургского клуба «Зенит» также функционирует канал «Зенит-ТВ». Однако пока это происходит не в режиме онлайн, а в формате роликов и сюжетов в сети YouTube. Есть вероятность, что ведущие российские клубы обратятся к опыту «Манчестер Юнайтед» в полной мере.

Независимые спортивные специализированные журналы выйдут из кризиса, адаптировавшись к новым условиям на рынке рекламы, заработав доверие у новых рекламодателей. Особую роль будет играть тенденция к мультиплатформенности СМИ: журналам придется расширять свое присутствие на рынке приложений для смартфонов и планшетов, улучшать качество продукции, поставляемой владельцам такой техники. Кроме того, особую значимость представляет формирование рекламного рынка IPad-журналов. Безусловно, наступит новый этап развития периодики, заметно отличающийся от предыдущих.
Список используемых источников









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.