ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОЗНАКОМЛЕНИЯ





ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОЗНАКОМЛЕНИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ

(на примере ознакомления детей с профессиями горожан)

 

Выполнила: студентка 6 курса

заочной формы обучения

Гилёва Татьяна Юрьевна

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

Доцент Солнцева Ольга Викторовна

Рецензент:

кандидат педагогических наук,

Доцент

Езопова Светлана Александровна

 

Санкт-Петербуг


Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом

1.1.Сущность экскурсионной формы обучения, её история в краеведении …………………………………………………………………………………..…...6

1.2.Использование экскурсионной формы обучения в современном краеведчестком образовании……………………………………………………11

1.3. Виды экскурсий и их классификация ………………………………………13

1.4.Экскурсия как форма обучения. Цели, задачи, этапы….……………………19

1.5. Принципы и методы экскурсионного обучения……………………………21

1.6. Использование экскурсии как одной из форм обучения детей проектной деятельности ………………………………………………………………………25

1.7. Вывод по главе………………………………………………………………28

Глава 2. Особенности использования экскурсионной формы для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями горожан..

2.1. Задачи, методы и результаты констатирующего эксперимента…………….32

2.2. Выводы по констатирующему эксперименту………………………………..40

Глава 3. Условия организации экскурсионной формы обучения детей старшего дошкольного возраста для развития у них поисковой активности



3.1. Цели, задачи, содержание формирующего эксперимента…………………..41

3.2. Результаты проектировочного этапа………………………..………………...54

3.3. Результаты обучающего этапа………………………………………………...55

3.4. Результаты деятельностно-результативного этапа …………………………..56

Заключение……………………………………………………………………...60

Список литературы…………………………………………………………….62

Приложения……………………………………………………………………..64

 

 

Введение

 

Знакомство детей с городом нужно начинать с самых ранних лет, так как познавая окружающий мир постепенно, «от близкого к далекому » ребенок начинает осознавать самого себя, как частицу этого мира, как жителя своего города, своей страны, планеты Земля.

Именно поэтому мы считаем важным познакомить ребенка дошкольного возраста не только с историческим и культурным наследием Санкт-Петербурга, но и с его социальной жизнью – с горожанами, с работой который каждый день, зримо или незримо сталкивается маленький петербуржец.

В старшем дошкольном возрасте выдвигаются новые задачи: дети должны уметь задавать вопросы, анализировать полученную на занятиях информацию и самостоятельно выполнять различные творческие задания.

Важнейшей предпосылкой для появления у детей интереса к созданию проектов, отражающих профессии горожан будет живой интерес к их деятельности. Но при этом нужно помнить, выполнение проекта без развития у детей поисковой активности и без обучения их основам проектной деятельности – невозможно... Необходимо вести одновременно работу и по обогащению опыта детей (для возникновения интереса и появления определенного эмоционального настроя) и по ознакомлению их с навыками проектной деятельности (для создания качественного продукта, отвечающего всем поставленным образовательным задачам)

Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора наиболее подходящих методов и приемов обучения.

Таким образом, целью выпускной квалификационной работы является, выявление возможности использования экскурсий по Санкт-Петербургу для развития поисковой активности и проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста (на примере знакомства их с профессиями горожан).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Изучить историческое развитие экскурсионной формы обучения

2) Познакомиться с целями, принципами, задачами данной формы обучения.

3) Выявить возможности использования экскурсий в процессе ознакомления детей с профессиями горожан.

4) Разработать и провести серию экскурсий, направленную на ознакомление с профессиями горожан.

5) Провести сравнительную диагностику и определить эффективность проделанной работы.

Объект исследования: педагогический процесс, направленный на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями горожан в процессе ознакомления с Санкт- Петербургом.

Предмет исследования: экскурсия как форма ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями горожан в процессе ознакомления с Санкт-Петербургом.

Гипотеза исследования:знакомство детей профессиями горожан в процессе ознакомления с Санкт-Петербургом может осуществляться в форме экскурсий, если:

· Отобрано интересное детям содержание экскурсий

· Обеспечивается поисковая активность ребенка в процессе экскурсии;

· Используется проектный метод как средство закрепления представлений о профессиях горожан и развитие интереса к ним.

Глава 1. Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом.

Выводы по главе

Проанализировав работы современных ученых, занимающихся изучением вопросов экскурсионной педагогики, – мы можем согласиться с кандидатом исторических наук, старшим преподавателем кафедры региональной истории и краеведения ИАИ РГГУ А.Г. Смирновой, с приведенным в ее статье «Феномен школьной экскурсии в отечественной историографии первой трети ХХ века » цитатой А.В. Святославского о том, что на «данный момент современная экскурсионная работа, в большинстве своем, осуществляется в профессиональной туриско - экскурсионной области, и школа (как и ДОУ) в основном является потребителем ее услуг[28]»

Возможно, на данный момент это вызвано нехваткой педагогический кадров, готовых взять на себя такую глубокую работу по организации краеведческих занятий, а также, малой возможностью получить такую подготовку.

В первой главе мы выделили плюсы экскурсий и показали важность и необходимость использования их в современной краеведческой работе в детском саду, но, будет честным обратить внимания и на минусы экскурсии, а точнее – невозможность замены только одним экскурсионным методом других занятий по изучению дошкольниками родного города.

Их несколько:

- Сложность организации

И все же, в более старшем дошкольном возрасте, когда дети изучают уже не только ближайшее свое окружение, но и культурные ценности родного города – вопрос проведения экскурсий с полным соблюдением прописанных в документах мер безопасности – становится более значимым – т.к. сил и ресурсов (в том числе материальных) на организацию одного такого мероприятия уходит достаточно много, а в программе старших групп ДОУ стоит ознакомление не с одним, а со многими объектами культурного наследия.

Конечно, решением данной проблемы может стать привлечение родителей к ознакомлению ребенка с родным городом – семейные экскурсии и знакомства с его достопримечательностями тоже будут выполнять поставленные цели и намеченные задачи. Но при этом, для достижения действительного результата, с родителями стоит провести ознакомительную работу о специфике экскурсий, о необходимых знаниях и требованиях и, возможно, даже поделиться наиболее полезной литературой по данной тематике, адаптированной для детей дошкольного возраста.

- «Привыкание»

Каким интересным и захватывающим бы не был этот метод – при замене им всех форм обучения, дети быстро потеряют к нему интерес и он станет привычным и повседневным

- Необходимость постоянно расширять сведения и опыт.

Ученые также подтверждают невозможность использования одного экскурсионного метода и ученые: «вся школа не может стать исследовательской, экскурсионною и лабораторною: это недостижимо; это только фундамент и орудие, а надо проникать широко кругом, - и делать это надо также другими способами – классною, кружковою, семинарскою работой в школе и домашнею переработкой тем и заданий. Тут выступит полноправно на ряду с личным обучением и опытом, анализом и синтезом, повторением и строительством – расширение сведений через общение с учителем (соединение с его активностью) с разумным доверием к данным, сообщаемым лицом, приобретшим живой авторитет, - сведений, которые ученик не сможет добыть сам; тут и книга вступает в свои неотъемлемые права»[29] говорит И. М. Гревс.

С ним соглашается и Б. Е. Райков: «Преобладание в школьном изучении анализа явлений и схематизм школьного синтеза тесно связаны с самими задачами школьного преподавания – помогать учащимся вырабатывать точные и ясные представления и понятия. Но современная школа не может ограничиться этой работой, которая, в сущности, является лишь подготовкой учащихся к самостоятельной работе, школа должна подводить их к жизни: на помощь к школьному образованию и как корректив к нему должны явиться экскурсии»[30]

 

Но в, то же время, анализ петербургских программ по краеведению (см. Приложение 1) позволил нам сделать вывод, что основная цель программ по краеведению для детей дошкольного возраста - не передача им как можно большего количества знаний, а создание живого впечатления о городе, привитие чувства любви к нему, формирование определенных ценностных ориентаций юного петербуржца. А это возможно сделать – только при возникновении эмоционального подъема и ярких позитивных впечатлений.

О.В. Солнцева и Е.В. Коренева – Леонтьева в своей работе «Город – сказка, Город – быль»[31] отмечают, что наличие или отсутствие у ребенка знаний о городе вряд ли можно рассматривать как показатель эффективности краеведческого образования. Знакомство с городом предполагает погружение в его культуру, постижение духовных ценностей горожан. Целевыми ориентирами работы становятся развитие у ребенка способностей:

1. чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на нее

2. находить ассоциации, связанные с раскрытие символики городского пространства, выдвигать и проверять гипотезы, экспериментировать, сравнивать. Сопоставлять

3. отражать свои впечатления о городе в художественно-творческой деятельности – рисовании, придумывании сказок, сочинении загадок о городе.

Задачи, решаемые экскурсионной формой обучения, совпадают с задачами ознакомления детей с проектным методом работы - поэтому мы решили попробовать совместить эти два метода в нашем исследовании.

На основании изученного материала об экскурсионной форме обучения и методе проектного обучения – мы можем вывести гипотезу, о том, что знакомство детей с городом через профессии его жителей при использовании проектного метода обучения позволит развить у них поисковую активность и повысить интерес к дальнейшему изучению жизни города.

 


Группа «А»

Дети, которым более близок проблемный тип постановки задач и поиска решения – вопросы, которые они задают - по большей части поисковые, содержат выделение и фиксацию неизвестного, они пытаются формулировать поисковую гипотезу, обращены «на себя».

Примеры вопросов:

«Почему повар так много готовит? Потому что в садике много деток кушать любят?»

«Почему ложка большая, а у мамы маленькая?»

«Как продавец все цены запоминает, если касса не пикает?» (имеется в виду касса со сканером)

«Водитель трамвая всегда такой нарядный или у него праздник?»

«Это у пожарного такая одежда, чтобы гореть было не больно?»

«А зачем дяде бутылочки?» (про ученого и пробирки)

В группу А вошло 25 процентов детей.

Группа «Б»

Дети, которым более близок описательно-практический тип постановки задач и поиска решения. У них наиболее выделена коммуникативная, оценочная и уточняющая направленность вопросов. Вопросы либо направлены на общение с экспериментатором, установление контакта с ним, либо предполагают оценку задания и собственных возможностей (могут быть обращены и к себе и к экспериментатору), либо нацелены на получение недостающей информации.

В группу Б вошло 75 процентов детей.

Примеры вопросов:

«А вы будете спрашивать?»

«А вы знаете, что спросить надо?»

«А другие дети что спрашивали?»

«А пожарные тоже на вопросы отвечали?»

«Это что?»(показывает пальцем на маску у актера в руке)

Диаграмма 1. Диагностика по игре «Вопрошайка»

Таким образом мы можем увидеть, что количество детей, входящих в группу Б превышает количество детей, входящих в группу А.

Дети не активно задают вопросы, некоторые из них (Владислава, Александр И.) сказали, что не умеют этого делать

 

Целью четвертой серии констатирующего экспериментабыло изучить

особенности организации педагогического процесса старшей группы ДОУ в области знакомства детей с профессиями горожан.

В изучаемом нами плане занятий мы отметили занятия по знакомству с окружающим миром «Кем работают родители», на котором детям предлагалось рассказать о том, где работают мама и папа, а также сделать рисунок по заданной теме (октябрь). Также в октябре у детей запланирована экскурсия по детскому саду и знакомство с персоналом кухни, дворником, медицинской сестрой – для расширения знаний детей о труде взрослых. Важно, что при экскурсии на кухню детям не только показывают работу повара, но и обращают их внимание на использование аппаратов, облегчающих труд повара. В ноябре была запланирована и проведена экскурсия в библиотеку – для знакомства с профессией библиотекаря, полученные впечатления дети также закрепляли в рисунке. На май же запланировано знакомство детей с профессией художника-модельера, закрепить знания, о которой планируется в дидактической игре «Одень куклу»

Также, в феврале с детьми проводилось занятие по теме «Какими были профессии» - оно интересно тем, что рассказывало детям о профессиях древних жителей Руси, а обсуждение после занятия включало и обсуждение, почему часть профессий сейчас не используется и утратила свою актуальность.

Больше никакой работы по ознакомлению детей с профессиями в плане мы не увидели – таким образом, мы можем сделать вывод, что работа в ДОУ ведется, но она непланомерна и не выходит за рамки программы, по которой работает ДОУ.

 

Далее мы провели интервьюирование воспитателей, в котором задавали им разработанные нами вопросы (см. Приложение 6) . Так как одна из педагогов была в отпуске – ее мы попросила заполнить анкету в электронном виде (через интернет) (см. Приложение 7)

Критерии оценки интервью были таковы:

а) воспитатель активно и заинтересовано отвечает на вопросы – 1 балл

б) может ответить на все вопросы, они не вызывают затруднения – 1 балл

в) приводит примеры из опыта, отвечая на вопросы – 1 балл

г) может обосновать выбранные решения (в. 5 анкеты) – 1 балл

д) использует более одного метода закрепления материала ( + 1 балл за каждый метод)

е) называет источники информации по данному вопросу, которые он изучал (+1 бал за каждый ответ)

Воспитатель №1 (педагогический стаж 15 лет) – 9 баллов

Воспитатель №2 (педагогический стаж 3 года) – 10 баллов

Воспитатель № 3 (педагогический стаж 4 года) – заполняла анкету, 7 баллов

Воспитатели активно приводят примеры из опыта, называют имена детей, рассказывают с положительными эмоциями. Оба воспитателя используют в подготовке к своей работе современные технологии - и среди указанных источников были названы не только печатные издания, но и интернет-сайты. Все воспитатели активно используют в своей работе творческие занятия с детьми как метод закрепления пройденной информации.

Анализ развивающей среды ДОУ позволил нам сделать вывод, что развивающая среда достаточно хорошо наполнена – есть карточки с изображениями людей разных профессий, дидактические игры «Знаю все профессии» - 2 части, плакат с изображениями представителей разных профессий. В игровом уголке есть зоны «Парикмахерская», «Магазин», «Поликлиника», «Кафе» - каждая зона хорошо наполнена атрибутами и вызывает интерес у детей во время их самостоятельной деятельности. Весь материал находится в доступности для детей (см. Приложение 8)

 

Критерии оценки развивающей среды в старшей группе ДОУ (в области ознакомления детей с профессиями взрослых)

 

1. Наличие в группе материала по ознакомлению с трудом взрослых

2. Соответствие данного материала возрасту детей в группе, выполнением им задач развития знаний и навыков детей.

3. Доступность материала для детей

4. Качество материалов и их техническое состояние

Итого: 13 баллов из 15 возможных, из чего мы делаем вывод, что развивающая среда в сфере ознакомления детей с трудом взрослых в группе наполнена хорошо, выше среднего

Мы называем детям правильное и полное название объекта и раскрываем вместе с ними род его деятельности, рассматриваем помещение и его наполнение, обращаем внимание на месторасположение и порядок входа.

2) После того, как мы обсудили, чем же занимаются люди, работающие на объекте – мы спрашиваем у детей знают ли они названия их профессий и есть ли у детей знакомые, работающие по данной профессии. Слушаем ответы детей, после чего вместе обсуждаем правильную информацию.

3) Во время наблюдения за рабочим процессом обращаем внимание детей на то, кто что делает, какие ему нужны для этого атрибуты, с кем и как он взаимодействует во время работы.

4) Вместе с детьми находим ответ на вопрос, почему именно такая одежда нужна для работы на этой должности и почему используются именно эти атрибуты.

5) При возможности – даем детям попробовать себя в деятельности одного из работников - просим обратить внимание на то, тяжело ли это, что не получается, что нравится больше всего.

6) Предлагаем детям задать вопросы, которые помогут нам заполнить «карточку экскурсии», а также помогут рассказать нам о нашем «путешествии» дома.

7) Обсуждаем с детьми все вышеперечисленные пункты, при этом обращая внимание на то, чтобы ответы на вопросы относительно атрибутики и одежды были обоснованными, а относительно рабочего процесса – показывали бы связи и взаимодействия.

8) Вся полученная информация заносится в карточку профессии.

 

 

Название профессии Где работает
Что делает Что использует
Во что одет С кем взаимодействует
Другая информация

 

II. Обучающий этап.

Анализ ответов воспитателей в результате анкетирования, а также изучение календарного плана занятий показали необходимость оказания помощи в организации экскурсионной формы обучения. Из возможных форм методической работы было выбрано проведение семинара для педагогов по следующему вопросу:

 

1. «Мир, я тебя узнаю» - психологические основы развития поисковой активности у детей дошкольного возраста

 

Также, мы провели мастер-класс на тему:

2. Использование интерактивных экскурсий, как одна из форм знакомства детей старшего дошкольного возраста с городом.

 

Для самостоятельного изучения мы предложили воспитателям диск

3. «Экскурсия не покидая группы – виртуальные экскурсии в детском саду»- с набором материалов по данной теме. (см. Приложение 8)

 

III Деятельностно-результативный этап.

 

Для проведения эксперимента со всеми детьми проводился цикл экскурсий по предприятиям нашего города.

 

Заключение

На основе анализа литературы по проблемам ознакомления детей старшего дошкольного возраста с городом через использование экскурсионной формы обучения мы выдвинули следующую гипотезу: знакомство детей с городом через профессии его жителей при использовании проектного метода обучения позволит развить у них поисковую активность и повысить интерес к дальнейшему изучению жизни города.

Проверка гипотезы потребовала проведения констатирующего эксперимента для изучения поисковой активности у детей старшего дошкольного возраста, что позволило нам выявить две группы детей, с различными типами постановки задач и поиска решения. Также, мы проанализировали проводимую я саду работу по ознакомлению дошкольников с родным городом и выявили, что экскурсионная форма обучения используется, но не несет задач развития поисковой активности детей группы. Анкетирование педагогов позволило нам выяснить, что они нуждаются в получении дополнительной информации по данной теме.

Полученные результаты констатирующего эксперимента выявили необходимость проведения ряда мероприятий, направленных на развитие поисковой активности детей группы, а также – на ознакомление воспитателей группы с теоретическими и психологическими основами формирования поисковой активности детей старшего дошкольного возраста и знакомство их с новыми технологиями в экскурсионной деятельности в ДОУ.

Нами была разработана методика формирующего эксперимента, включающая три этапа: проектировочный, обучающий, результативно - деятельностный.

На первом этапе мы разработали методы к поставленным нами задачам по развитию поисковой активности детей.

На втором этапе мы провели семинар для педагогов, а также познакомили их с подобранными материалами их по запросу, сформулированному в анкете.

На третьем этапе мы повторно провели диагностику, которая показала эффективность наших мероприятий, а также – совместно с детьми создали 2 проекта – проект игрового уголка «офис» и игровой макет «автомастерская» (совместная работа детей и родителей).

Результаты диагностики показали, что уровень поисковой активности детей увеличился на 20 процентов, а работа детей над проектами показала их активность в предложении новых идей, внимание к деталям, а также - умение устанавливать связи и анализировать информацию.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что данное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу.


Список используемой литературы:

 


[1] - “О школьном краеведении”. М., 1960

[2] - С. Шмидт, из доклада на Всероссийском семинаре краеведов, Зарайск, 2004 г.

[3] - Лихачев Д.С. Русская культура. — М., 2000. — С. 159—173

[4] - Ефремов Ю. К. Краеведение и география. В кн.: “Советская география”. М , 1960.

[5] - А.Г.Смирнова, Феномен школьной экскурсии в отечественной историографии первой трети XX в.

[6] - О.В. Солнцева, Е.В. Коренева-Леонтьева, Город – сказка. Город – быль, СПб, 2010

[7] - А.Г. Смирнова, Феномен школьной экскурсии в отечественной историографии первой трети ХХ века

[8] –Соколов Н.М. , Задачи гуманитарных экскурсий, стр.193-200

[9] - Соколов Н.М. , Задачи гуманитарных экскурсий, стр.139

[10] - Закс А.Я. «»

[11] - Анциферов Н.П., О методах и типах историко-культурных экскурсий, Петроград, 1923, стр. 66

[12]- Райков Б.Е., Город как объект естественно-исторических экскурсий, стр. 281

[13] - Райков Б.Е., Методика и техника ведения экскурсий, Петербург, 1922, стр. 8

[14] - Б.Е. Райков, О психологии экскурсий , Ленинград, 1927, стр. 5-6

[15] - И. М. Гревс, Краеведение в современной германской школе, Ленинград, 1926, стр. 8

[16] - И. М. Гревс, Краеведение в современной германской школе, Ленинград, 1926, стр. 7

[17] - Интернет-энциклопедия «Википедия», http://ru.wikipedia.org/wiki/Экскурсия

[18] - Н.А. Гейнике, Культурно-исторические экскурсии. Основные вопросы методики и методологии исторических экскурсий. В 3-хчастях., М., 1923;

[19] - Ангерт Д.Н, Райков Б.Е., Экскурсионный метод в просветительской работе, Москва, 1923

[20] - Емельянов Б.В., Экскурсоведение, М. , 2007

[21] - Е. Ю. Ривкин, Культурное наследие и его освоение в учебно-воспитательной работе, Москва, 2006

[22] - Маневцова Л. М. , Листок на ладони, методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников, СПБ, 2005, стр. 13

[23] - Маслюкова Т.А. , Экскурсоведение. Методика подготовки к проведению экскурсий, Шахты, 2003

[24] - Сластенин В., Исаев И. и др. , Педагогика: Учебное пособие, М, 2002

[25] - Штанько И. В., Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, "Управление дошкольным образовательным учреждением" №4, 2004 г.

[26] - Василовская Анна Ильинична, Метод проектов на уроках в начальной школе, фестиваль пед. идей «Открытый урок»

[27] - Василовская Анна Ильинична, Метод проектов на уроках в начальной школе, фестиваль пед. идей «Открытый урок»

[28] - Святославский А.В. ., Городская экскурсия, основы теории и практики, М, 2001

[29] - И. М. Гревс, Краеведение в современной германской школе, Ленинград, 1926, стр. 8

[30] - Б.Е. Райков, Образовательные экскурсии, их основные задачи и место в учебном курсе, СПб, 1910, стр. 3

[31] - О.В. Солнцева, Е.В. Коренева-Леонтьева, Город – сказка. Город – быль, СПб, 2010

 

 

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОЗНАКОМЛЕНИЯ









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.