Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 8. Цивилизация. Глобальные проблемы современности





Понятие цивилизации. Три концептуальных подхода к истории: культурологический, формационный и цивилизационный (Н.А.Данилевский, К.Маркс, П.Сорокин, О.Шпенглер). Вклад в разработку цивилизационного подхода К.-А.Сен-Симона, О.Конта, М.Вебера, А.Тойнби. Современные модификации цивилизационного подхода: концепции У.Ростоу, Д.Белла, Р.Арона, О.Тоффлера. Традиционное и индустриальное общество как два исторически сформировавшихся типа цивилизации. Противоречия технической цивилизации. Человек и техника.

Падение значимости духовных ценностей индустриального общества. Переход к ценностной ориентации на "качество жизни" как один из путей разрешения противоречия между человеком и техникой. Становление информационно-технической цивилизации. Проблема социального равенства в условиях информационно-технического общества, рынок и государство.

Социальное предвидение как необходимое условие целесообразной деятельности людей. Виды социального предвидения: обыденное, интуитивное, научное. Проблема достоверности социального предвидения. Основные типы научного прогнозирования: поисковое, нормативное, аналитическое, прогноз-предвидение. Методы социального прогнозирования: экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование и т.д.

Понятие «глобальные проблемы современности». Глобальное моделирование. Классификация глобальных проблем: интерсоциальные, проблемы системы "природа-общество", проблемы системы "индивид - общество". Поворот к человеку в современной глобалистике. Глобальное сознание. Римский клуб об актуальности глобальных проблем. Глобализация как тенденция развития современных обществ. Глобализация экономики и политики. Глобальный мир и этнические культуры Востока (религиозный фундаментализм и национализм). Столкновение цивилизаций Севера и Юга.

Тема 9. Культура. Ценности

Философия культуры как область философского знания. Проблема культуры в истории философии. Культура как форма бытия: культура и природа, культура и общество, культура и человек. Структура культуры и ее универсальные элементы. Типология культур. Культуры Запада, Востока, России: вестернизация, равноправие, диалог. Массовая культура, ее основные характеристики. Культурогенез, исторические типы культур. Культура тоталитарного общества. Проблема кризиса культуры (Н.А.Бердяев, О.Шпенглер, И.Хейзинга).

Природа ценностей. Классификация ценностей: ценности познавательные, эстетические, моральные, религиозные; групповые и общечеловеческие. Социальная обусловленность ценностных ориентаций. Типы ценностных ориентаций и способы их обоснования в истории развития общества и философии. Культура и ценности. Ценность как объектно-субъектный феномен. Человек как носитель и субъект ценностного отношения.

Проблема идеала и смысла жизни человека в истории философии и современной философии. Альтернативность потребительского и гуманистического идеала человека. Идеалы как регулятивные механизмы развития духовности человека. Духовность как качество личности. Духовность и проблема направленности личности. Духовность личности в ее отношении к вере в Бога и атеизму.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Тексты

1. Августин Аврелий. Исповедь. – М., 1990.

2. Аквинский Ф. Сумма теологии. – Киев., 2002.

3. Английские материалисты XVIII в.: В 2 т. - М., 1967.

4. Антология мировой философии: В 4 т.- М., 1970.

5. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч: В 4 т. - Т.1. - М., 1975.

6. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и

память (время и свобода воли) // А.Бергсон. Собр. соч: В 4 т. - Т.1 –

М., 1992.

7. Бердяев Н. А. Проблема человека // Ступени.- 1991.- № 1.

8. Бердяев Н.А.. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.

9. Бердяев. Н.А.: pro et contra. - СПб., 1994.

10. Беркли Д. Соч. - М., 2000.

11. Беседы и суждения Конфуция. - СПб., 2001.

12. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М., 2000.

13. Боэций. Утешение философией. - М., 1990.

14. Бруно Д. Изгнание торжествующего зверя. О причине, начале и

едином. - Минск, 1999.

15. Бэкон Ф. Новый Органон // Ф.Бэкон. Соч.: В 2 т. - Т.2 - М., 1978.

16. Виндельбанд В. Лекции по истории философии. - СПб., 1999.

17. Витгенштейн Л. Философские работы. - М., 1994.

18. Гадамер Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. –

М., 1988.

19. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. - М., 1974-

1977.

20. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. - М., 1998.

21. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. - М., 1970.

22. Гельвеций. Об уме // Гельвеций. Соч.: В 2 т. - Т.1 - М., 1974.

23. Герменетическая космогония. – СПб., 2001.

24. Гессе Т. Игра в бисер. - М., 1992.

25. Гоббс Т. Основы философии // Т.Гоббс. Избранные произв.: В 2 т. - Т.1 - М., 1965.

26. Гольбах П.А. Система природы // П.А.Гольбах. Избранные произв.: В 2 т. - Т.1. - М., 1963.

27. Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии. - М., 1994.

28. Декарт Р. Метафизические размышления // Р.Декарт. Избранные произв. - М., 1950.

29. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? - М.; СПб., 1998.

30. Дидро Д. Соч: В 2 т. - М., 1986-1991.

31. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых

философов. - М., 1979.

32. Древнеримская философия. От Эпиктета до Марка Аврелия: Соч. –

Харьков, 1999.

33. Зиммель Г. Избранное: В 2 т. - М., 1996.

34. Ильин И. А. Путь к очевидности - М., 1993.

35. Кампанелла. Город Солнца. - М., 1974.

36. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. –

М., 1990.

37. Кант И. Критика чистого разума. - М., 1964.

38. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей

возникнуть в смысле науки.- М., 1984.

39. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. - М., 1998.

40. Кузанский Николай. Об ученом незнании // Н.Кузанский. Соч.: В 2 т. - Т.1 - М., 1979.

41. Кузанский Николай. О возможности-бытии. О неином // Н.Кузанский. Соч.: В 2-х т. - Т.2 - М., 1980.

42. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

43. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М., 1993.

44. Ламетри Ж.О. Человек-машина // Ж.О.Ламетри. Соч. - М., 1983.

45. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М., 1994.

46. Лейбниц Г. Монадология // Г.В.Лейбниц. Соч.: В 4 т. - Т.1 - М., 1982.

47. Локк Джон. Опыт о человеческом разуме // Д.Локк. Избр.филос. произв.: В 2т. - М., 1960.

48. Лоренц К. Агрессия. – М., 1994.

49. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993.

50. Лосский Н. История русской философии. - М., 1991.

51. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. – Ростов н/Д., 1998.

52. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // К.Маркс, Ф.Энгельс Соч. 2-е изд. - Т.42. - М., 1974.

53. Маркс К. Немецкая идеология // К.Маркс, Ф.Энгельс Соч. – 2-е изд. - Т.3 -М., 1955.

54. Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 1994.

55. Монтень М. Опыты. Избр. главы. - М., 1991.

56. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. По ту сторону добра и зла // Ф.Ницше. Соч.: В 2 т. - Т.2. - М., 1990.

57. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Человек и люди // Х.Ортега-и-Гассет. «Дегуманизация искусства» и другие работы. - М., 1992.

58. Платон. Собр.соч.: В 3 т. - М., 1968.

59. Платон. Диалоги. - М., 2002.

60. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М., 1998.

61. Римские стоики: Сенека, Марк Аврелий. - М., 1995.

62. Розанов В.В. Pro et contra: В 2 кн. – СПб., 1995.

63. Роттердамский Эразм. Похвала глупости. - М., 1991.

64. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М., 1969.

65. Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения. - М., 1992.

66. Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве // Соч.: В 2 т. - Т.2 - М., 1989.

67. Спиноза Б. Этика // Б.Спиноза. Избранные произв.: В 2 т. - Т.1 - М., 1957.

68. Тертуллиан. О свидетельстве души // Тертуллиан. Избр. соч. - М., 1994.

69. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М., 1991.

70. Тоффлер А. Футурошок. - СПб., 1997.

71. Тоффлер Э. Третья волна. – М., 2002.

72. Федоров Н.Ф. Философия общего дела // Н.Ф.Федоров. Соч. - М., 1982.

73. Фейербах Л. Сущность христианства // Л.Фейербах. Избранные филос. произв. - Т.II – М., 1955.

74. Фихте И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. - Минск, 2000.

75. Флоренский П.А. Вопросы религиозного самопознания. - М., 2004.

76. Франк С.Л. Непостижимое // С.Л.Франк. Сочинения. - М., 1990.

77. Фрейд З. «Я» и «Оно». По ту сторону принципа наслаждения //З.Фрейд. Избранное. - Кн. 1. - М., 1990.

78. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // З.Фрейд. Избранное. - Кн. 2. - М., 1990.

79. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1995.

80. Фромм Э. Человек для себя. - М, 1992.

81. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. – М., 1989.

82. Фуко М. Рождение клиники. - М., 1998.

83. Фуко М. Слова и вещи. - М., 1977.

84. Хайдеггер М. Что такое метафизика? Письмо о гуманизме. Основные понятия метафизики // М.Хайдеггер. Время и бытие. - М., 1993.

85. Райх В. Психология масс и фашизм. – СПб.; М., 1997.

86. Цицерон. Философские трактаты. - М., 1985.

87. Чаадаев П.Я. Философические письма // П.Я.Чаадаев. Статьи и письма. - М., 1989.

88. Чаша Гермеса: гуманистическая мысль эпохи Возрождения. – М.,1996.

89. Шелер М. Положение человека в космосе // М.Шелер. Избранные произведения. – М., 1994.

90. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Киргегард и экзистенциальная философия //Л.Шестов. Апофеоз беспочвенности. - М., 2000.

91. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - Т.II – М., 1993.

92. Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993.

93. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. - Т.20 - М., 1961.

94. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Д.Юм. Соч.: В 2 т. - Т.1. – М., 1996.

95. Юнг К. Сознание и бессознательное. – СПб., 1997.

96. Юнг К. Человек и его символы. - М., 1997.

97. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

 

Учебная литература

1. Аблеев С.Р. История мировой философии: Учебник. - М., 2002.

2. Алексеев П.В. Социальная философия: Учеб. пособие. - М., 2004.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976.

4. Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985.

5. Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания: Учеб. пособие. - М.; Екатеринбург, 2003.

6. Буржуазная философия ХХ в. - М., 1974.

7. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. - Ч.2. - М., 1989, 1990.

8. Волчек Е. З. Философия: Учеб. Пособие. - 3-е изд. исп. и доп. – М., 1998.

9. Галактионов А., Никандров П. История русской философии. - М., 1970.

10. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.

11. Григорьян Б.Т. Философская антропология. - М., 1982.

12. Грядовой Д. И. Философия: Структурированный учебник для вузов. - М., 2003.

13. Евлампиев И.И. История русской философии. - М., 2002.

14. Емельянов Б.В. Очерки русской философии ХХ в. - Екатеринбург, 2001.

15. Жукоцкий В.Д. Философия: Учеб. пособие. - Нижневартовск, 2001.

16. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии: Учеб. пособие для гуманитарных вузов. - М., 1995.

17. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. – Ростов н/Д., 1999.

18. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: Учеб. пособие. - М., 2004.

19. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX - начала ХХ в. - М., 1988.

20. История русской философии: Учебник для вузов / Редкол.: М.А.Маслин и др. - М., 2001.

21. История современной зарубежной философии. - СПб., 1997.

22. История философии в кратком изложении. - М., 1991.

23. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. - М., 2000.

24. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: Учебник. - СПб., 2001.

25. Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учебник для студ. вузов. - М., 1998.

26. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М., 1999.

27. Лосев А.Ф. История античной философии (в конспективном изложении). - М., 1989.

28. Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991.

29. Мареев С.Н., Мареева Е.Н. История философии: Учеб. пособие. - М., 2003.

30. Марков Б.В. Философская антропология: Очерки истории и теории. - СПб., 1997.

31. Михайлов А. А. Современная философская герменевтика. - М., 1991.

32. Новиков А.И. История русской философии X-XX вв. - СПб., 1998.

33. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций. - М., 1997.

34. Основные проблемы философии. Ч.II / Под ред. В. И. Кириллова. - М., 1997.

35. Перевезенцев С.В.Практикум по истории философии. - М., 1997.

36. Рассел Б. Западноевропейская философия XVIII в. - Новосибирск, 1971.

37. Рассел Б. История западной философии. - Новосибирск, 1995. Т.1.

38. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. - М., 1994.

39. Скирбек Г., Гилье Н. История философии. - М., 1999.

40. Соколов В.В. Средневековая философия - М., 1979.

41. Соколов В.В. Европейская философия XV - XVIII вв. - М., 1984.

42. Спиркин А. Г. Философия. - М., 2001.

43. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М., 1992.

44. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: Учеб. пособие для вузов. - М., 1995.

45. Фараджев К.В. Русская религиозная философия. - М., 2002.

46. Философия / Под ред. Л.А.Никитич. - М., 2000.

47. Философия /Под ред. Кохановского. - Ростов н/Д., 2003.

48. Философия и методология науки: Учеб. пособие. - М., 1996.

49. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В.П.Ратникова. - М., 2001

50. Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2001.

51. Философия: Учебник / Под ред. О.О. Митрошенкова. - М., 2002.

52. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д., 1995.

53. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.

54. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1981.

55. Шалютин Б.С. Проблема соотношения статусов ментального и материального в истории философии: Учеб.пособие к спецкурсу. - Курган, 2002.

56. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие. - М., 2000.

57. Штекель А. История средневековой философии. - СПб., 1996.

Дополнительная литература

1. XXI век: будущее России в философском измерении: материалы Второго российского философского конгресса (7-11 июня 1999 г.): В 4 т. - Т.3.: Философская антропология и философия культуры. Ч. 1-2. - Екатеринбург, 1999.

2. Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М., 1994.

3. Автономова Н.С. К спорам о научности психоанализа // Вопросы философии. - 1991. - № 4.

4. Алексеев В.П., Панин А.В. Теория познания и диалектика. - М., 1991.

5. Анищенко А.И. Структура общественного сознания. - М., 1973.

6. Аронов Р.А. К проблеме вездесущего сознания //Вопросы философии. - 1995. - № 3.

7. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М., 1982.

8. Барашенков В.С. Кварки. Протоны. Вселенная. - М., 1987.

9. Бахтияров К.И. Истинность и достоверность // Философские науки. - 1991. - № 2.

10. Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии. - 1992. - № 7.

11. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность (Философские размышления о жизненных проблемах). - М., 1990.

12. Библер В.С. Что есть философия // Вопросы философии. - 1995. - № 1.

13. Блум Ф., Лайзерсон А., Кофстедмер А. Мозг, разум и поведение. - М., 1988.

14. Боргаш Ю. Фома Аквинский. - М., 1975.

15. Бухалов Ю.Ф. Соотношение теории и метода в научном познании // Философские науки. - 1981. - № 4.

16. Взаимодействие культур Востока и Запада. - М., 1987.

17. Витаньи И. Общество, культура, социология. - М., 1984.

18. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. Логико-гносеологический анализ. - М., 1989.

19. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека. –Ростов н/Д., 1994.

20. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. - М., 1987.

21. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.

22. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. - М., 1994.

23. Голубева Г.А. Взаимосвязь морального и правового сознания: проблема гражданственности // Вопросы философии. - 1987. - № 11.

24. Грибакин А.К. Апология индивидуализма // Проблемы философской антропологии и философии культуры. - Екатеринбург, 1999.

25. Григорьян Б.Т. Человек: его положение и призвание в современном мире. - М., 1986.

26. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. - М., 1991. Гл. 6.

27. Губанов Н.И. Чувственное отражение. - М., 1986.

28. Гулыга А.В. Гегель. - М., 1994.

29. Гулыга А.В. Миф как философская проблема // Античная культура и современная наука. - М., 1985.

30. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986.

31. Гулыга А.В. Шеллинг. - М., 1982.

32. Гуревич П. Философия культуры. - М., 1995.

33. Давидович В., Аболина Р. Кто ты, человечество? Теоретический портрет.- М., 1975.

34. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1992.

35. Доброхотов А.А. Категория бытия в классической западно-европейской философии. - М., 1986.

36. Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1983.

37. Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство человека // Философские науки. - 1990. - № 5.

38. Жизнь после смерти. - М., 1992.

39. Жукоцкий В.Д. Маркс после Маркса. - Нижневартовск, 1999.

40. Замошкин Ю.А. За новый подход к проблеме индивидуализма // О человеческом в человеке. - М., 1991.

41. Иванов В.Д. Возникновение исторического материализма: логический аспект. - Красноярск, 1985.

42. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. - М., 1984.

43. Ильин В.В. Критерии научности знания. - М., 1989.

44. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996.

45. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. - Новосибирск, 1991.

46. Калинников Л.А., Пахалина Н.П., Троепольский А.Н. К 200-летию "Критики практического разума" И.Канта // Философские науки. - 1989. - № 12.

47. Кантор Н.М. Немецкая идеология Маркса-Энгельса и русский марксизм // Вопросы философии. - 1995. - № 12.

48. Кармин А.С. Научное мышление и интуиция: эйнштейновская постановка проблемы // Научная картина мира. Логико-гносеологический аспект. - Киев, 1983.

49. Коган Л.Н. Человек и его судьба. - М., 1988.

50. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия II половины XVIII - начала XIX вв. - М., 1989.

51. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII в. - М., 1991.

52. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XVIII в. - М., 1974.

53. Культурология. Запад и Восток: традиции и современность. История культуры России. Актуальные проблемы культуры ХХ века: Учеб. пособие: В 4 кн. - М., 1993.

54. Кучевский В.В. Анализ категории "материя". - М., 1982.

55. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. Социологические исследования. - М., 1996. - № 5.

56. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990.

57. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М., 1990.

58. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. - Екатеринбург, 1977.

59. Лосев А. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

60. Лук А.Н. Интуиция и научное творчество // Философские науки. -1981. - № 5.

61. Любутин К.Н. Фейербах: философская антропология. - Свердловск, 1988.

62. Любутин К.Н. Человек в философском измерении от Фейербаха к Фромму. - Псков, 1994.

63. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. -Екатеринбург, 1993.

64. Майдапов Н.С. Процесс научного творчества. - М., 1983.

65. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию? - М., 1990.

66. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. - 1990. - № 5.

67. Маслова Е.Б. Бессознательное и его роль в психической деятельности человека // Вестник МГУ. - 1992. - № 2.

68. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. - 2-е изд. - М., 1995.

69. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Гандерс Й. За пределами роста. - М., 1994.

70. Моисеев Н. Третьего варианта нам не дано // Социально-политический журнал. - 1995. - № 2.

71. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. - 1990. - № 6.

72. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М., 1990.

73. Нарский И.С. Западно-европейская философия XVIII в. - М., 1974.

74. Немировская Л.З. Ницше: мораль "По ту сторону добра и зла". - М., 1990.

75. Неретина С.С. Верующий разум. - СПб., 1995.

76. Низшее и высшее, системы и элементы в процессе развития. - Челябинск, 1988.

77. Новиков И.Д. Как взорвалась Вселенная. - М., 1988.

78. Общество и культура: проблемы множественности культур. - Ч.II. - М., 1988.

79. Общество и культура: философское осмысление культуры. - Ч. 1. -М., 1988.

80. Ойзерман Т.И. К вопросу о практике как критерии истины // Вопросы философии. - 1987. - № 10.

81. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. - М., 1986.

82. Ойзерман Т.Н., Нарский И.С. Теория познания Канта. - М., 1991.

83. Осадчев В.С. Философское понимание истины // Философские науки. - 1991. - № 9.

84. Панпурин В.А. Внутренний мир личности и искусство. - Екатеринбург, 1990. Гл. 2,3.

85. Пилипенко Н.В. Диалектика необходимости и случайности. - М., 1981.

86. Проблема пространства и времени в современном естествознании. - СПб., 1991.

87. Проблема сознания в современной западной философии. - М., 1989.

88. Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

89. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., 1991.

90. Религия, человек, общество: Тезисы сообщений Международного научного религиоведческого конгресса: Ч. 2. - Курган, 1998.

91. Ротенфельд Ю.А. Неклассическая диалектика: конкретный подход к проблеме // Философские науки. - 1992. - № 1.

92. Рузавин Г.И. Диалектика и современное научное мышление // Философские науки. - 1991. - № 6.

93. Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. - СПб., 1991.

94. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. - М., 1990.

95. Смирнов А.И. Фактор времени в жизни общества. - М., 1986.

96. Смирнов В.А. Логические методы сравнения научных теорий // Вопросы философии. - 1983. - № 6.

97. Степанова И.Н. Философско-антропологические основы стратегий образования и воспитания. – Курган, 2003.

98. Степанова И.Н., Шалютин С.М. Духовность как качество личности и проблема ее воспитания. – Курган, 2004.

99. Тавризян Г.М. О.Шпенглер, Й.Хейзинга. Две концепции кризиса культуры. - М., 1989.

100. Туровский М.Б., Туровская С.В. Мифология и философия как формы знания // Философские науки. - 1991. - № 10.

101. Федотова В.Г. Душевное и духовное // Философские науки. - 1988. - №7.

102. Философия культуры: становление и развитие. - СПб., 1995.

103. Философия Мартина Хайдеггера и современность. - М., 1991.

104. Философия ценностей: Тезисы Российской конференции (Курган, 26-27 марта 1998 г.). - Курган, 1998.

105. Человек в системе наук. - М., 1989.

106. Человек и его духовные ценности. – Курган, 1995.

107. Человек и общество. Современный мир. - М., 1994.

108. Человек и цивилизации: аксиологический аспект. - Курган, 1997.

109. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. - М., 1993.

110. Шалютин Б.С. Душа и тело. - Курган, 1997.

111. Шалютин С.М. Машины. Люди. Ценности. – Курган, 2006.

112. Шалютин С.М. Язык и мышление. - М., 1980.

Тематика

Рефератов для УИРС и НИРС

1. Проблема демаркации философии и науки.

2. Старый и новый гуманизм.

3. Человекобог и богочеловек: ответы философии и религии.

4. Уроки философии и этики Ф.Ницше.

5. Философия марксизма: наука или идеология?

6. Философия К.Маркса и западный мир.

7. Русская революция: смысл и судьба.

8. Христианство и марксизм.

9. Русский менталитет и философия богочеловечества.

10. Русская идея и ее творцы.

11. Русский и западный экзистенциализм: общее и различие.

12. Философская и научная картина мира: проблема различий и диалога.

13. Бытие культуры, культурное время и культурное пространство.

14. Виртуальная реальность и человек в современном информационном обществе (социокультурный аспект).

15. Онтологическая специфика виртуальной реальности.

16. Социальное время и социальное пространство.

17. Проблема страстей человека в историко-философской ретроспективе.

18. Страсти человека и их бытие в человеческой жизни.

19. Искусственный интеллект в информационном обществе.

20. Сакрализованное общественное сознание: его сущность, формы, предназначение.

21. Утопическое сознание как форма общественного сознания.

22. Катастрофическое сознание.

23. Религиозная и философская вера: различие и диалог.

24. Интуиция в философии и науке.

25. Проблема истины в постпозитивизме.

26. Теория гармонии и диалектика как две парадигмы в понимании развития.

27. Система «язык – поведение человека» и ее бытие в обществе.

28. Природа человека и современные биотехнологии.

29. Бытие образов человека в обществе и культуре.

30. Страх смерти как социокультурный феномен.

31. Смысл жизни и судьба человека.

32. Проблема индивидуальности в философии и науке.

33. Метафизика пола как проблема философии.

34. Эскапизм и отчуждение человека как философская проблема.

35. Драма как бытие человека.

36. Исторический процесс в парадигмах диалектики и синергетики.

37. Роль личности в истории: философские традиции и современное понимание.

38. Терроризм как философская проблема.

39. Проблема экстремизма в философии.

40. Многовариантность исторического процесса в современную эпоху.

41. Социальная глобалистика как теория и практика современного общества.

42. Отношения современных цивилизаций Запада, Востока и России: конфликт или диалог.

43. Диалог культур как философская проблема.

44. Философия ненасилия: теория и практика.

45. Толерантность как социокультурный феномен.

46. Диалог и его формы в общественной жизни и культуре.

47. Исповедь как социокультурный и личностный феномен.

48. Наука и ненаука: демаркация и диалог.

49. Технические революции: история и современность.

50. Глобальные проблемы и судьбы современных цивилизаций.

 

ОБРАЗЕЦ ТЕСТА ПО ФИЛОСОФИИ

Вариант 1

1. Учением об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира, является:

а) онтология;

б) антропология;

в) философия;

г) наука.

2. Философские решения не могут быть:

а) неоднозначными;

б) окончательными;

в) гипотетическими;

г) сложными.

3. Создателем онтологического учения о «мире идей» и «мире вещей» является:

а) Парменид;

б) Сократ;

в) Аристотель;

г) Платон.

4. Теорию гармонии веры и разума обосновал:

а) Августин;

б) Пьер Абеляр;

в) Иоанн Скот Эриугена;

г) Фома Аквинский.

5. В понимании природы в философии Возрождения доминировал:

а) механицизм;

б) теизм;

в) пантеизм;

г) деизм.

6. Родоначальником эмпиризма как направления в теории познания Нового времени являлся:

а) Т.Гоббс;

б) Д.Локк;

в) Ф.Бэкон;

г) Р.Декарт.

7. Тезис «мыслю, следовательно, существую» обосновал:

а) Сократ;

б) Р.Декарт;

в) Г.Лейбниц;

г) Г.В.Ф.Гегель.

8. Мировой Дух (Разум, Абсолютная Идея) как объективное идеальное начало выступает субъектом развития и творцом мира, утверждал:

а) И.Кант;

б) Б.Спиноза;

в) Г.В.Ф.Гегель;

г) Г.Лейбниц.

9. Учение о сверхчеловеке разработал:

а) В.С.Соловьев;

б) С.Кьеркегор;

в) Л.Фейербах;

г) Ф.Ницше.

10. Деление на Марбургскую и Баденскую школы существовало в:

а) позитивизме;

б) неокантианстве;

в) философии жизни;

г) эмпириокритицизме.

11. Бессознательные процессы в психике преимущественно исследуются в рамках:

а) персонализма;

б) психоанализа;

в) феноменологии;

г) экзистенциализма.

12. Принцип «существование предшествует сущности» обосновал:

а) Л.Фейербах;

б) К.Маркс;

в) Ж.-П.Сартр;

г) З.Фрейд.

13. Основоположником немецкой философской антропологии ХХ века является:

а) М.Шелер;

б) М.Хайдеггер;

в) Э.Фромм;

г) К.Ясперс.

14. Концепцию «цельного знания» в области гносеологии разработал русский философ:

а) А.Ф.Лосев;

б) В.С.Соловьев;

в) Н.А.Бердяев;

г) А.И.Герцен.

15. Антропологическое учение Н.А.Бердяева носит название:

а) индивидуализм;

б) патернализм;

в) прагматизм;

г) персонализм.

16. Истину отождествляли с полезностью сторонники:

а) психоанализа;

б) феноменологии;

в) прагматизма;

г) герменевтики.

17. В философии онтология – это:

а) учение о познании;

б) учение о ценностях;

в) учение о бытии;

г) учение о развитии.

18. Сознание как высшая форма отражения рассматривается:

а) в вульгарном материализме;

б) в диалектическом материализме;

в) в бихевиоризме;

г) в теории высшей нервной деятельности.

19. Направление в теории познания, считающее источником познания опыт:

а) эмпиризм;

б) рационализм;

в) сенсуализм;

г) априоризм.

20. Человеческому сознанию присуще:

а) пассивное отражение действительности;

б) активная творческая деятельность;

в) непосредственное воздействие на действительность;

г) порождение объективной реальности.

21. Метод познания, заключающийся в мысленном разложении объекта на составные элементы, называется:

а) абстрагирование;

б) анализ;

в) аналогия;

г) аксиоматический метод.

22. Диалектика – это учение о:

а) культуре;

б) материи;

в) сознании;

г) развитии.

23. Вид познания, вплетенный в жизнедеятельность субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

а) абстрактным;

б) теоретическим;

в) обыденным;

г) научным.

24. Сущность человека является:

а) природно-телесной;

б) социальной;

в) психической;

г) духовной;

д) целостной.

25. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в:

а) отречении от мира и умерщвлении плоти ради искупления грехов;

б) стремлении к счастью;

в) получении наслаждений;

г) извлечении пользы.

26. Общество представляет собой:

а) социальный организм;

б) часть природы;

в) социальную систему, состоящую из социальных групп, социальных институтов, общественных отношений;

г) продукт общественного договора.

27. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из:

а) формы материального производства;

б) жизни людей согласно их речевых актов;

в) истолкования смысла социальных действий людей;

г) соответствующего общественного договора.

28. Духовность представляет собой:

а) религиозность;

б) приоритет духовных ценностей в духовном мире человека;

в) созерцательность, веру в идеалы;

г) образованность и интеллигентность.

29. Отождествление культуры и цивилизации характерно для взглядов представителей:

а) американского прагматизма;

б) немецкой классической философии;

в) итальянского гуманизма;

г) французского Просвещения.

30. Выделение аграрной, индустриальной и информационной цивилизаций характерно для:

а) марксизма;

б) теории постиндустриального общества;

в) позитивизма;

г) теории индустриального общества.

Вариант 2

1. Философия возникла в:

а) 5-4 в. до н.э.;

б) 4-3 в. до н.э.;

в) 7-6 в. до н.э.

г) 5-4 в. н.э.

2. Термин «философия» означает:

а) рассуждение;

б) компетентное мнение;

в) профессиональную деятельность;

г) любовь к мудрости.

3. Проблему человека впервые поставил в философии как самостоятельную:

а) Гераклит;

б) Фалес;

в) Сократ;

г) Демокрит.

4. Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий и считающее их лишь именами вещей:

а) реализм;

б) символизм;

в) номинализм;

г) субъективизм.

5. Новое понимание человека в эпоху Возрождения было обосновано в рамках:

а) гедонизма;

б) гилозоизма;

в) пантеизма;

г) гуманизма.

6. Родоначальником рационализма как направления в теории познания Нового времени являлся:

а) Б.Спиноза;

б) Р.Декарт;

в) Г.Лейбниц;

г) Т.Гоббс.

7. Дж.Беркли был сторонником:

а) материализма;

б) дуализма;

в) субъективного идеализма;

г) плюрализма.

8. Понятие философии И.Канта: парные суждения, каждое из которых исключает другое:

а) императив;

б) апория;

в) антиномия;

г) максима.

9. Основателем «философии жизни» как направления является:

а) А.Бергсон;

б) О.Шпенглер;

в) В.Дильтей;

г) Ф.Ницше.

10. Представители аналитической философии сводят философию к:

а) анализу абстрактных понятий;

б) разработке универсальных схем бытия;

в) обоснованию правил построения философских учений;

г) исследованию языка и его средств.

11. Основоположником феноменологии является:

а) Э.Гуссерль;

б) Ф.Брентано;

в) М.Шелер;

г) Г.Риккерт.

12. Представителем религиозного экзистенциализма является:

а) К.Ясперс;

б) А.Камю;

в) М.Хайдеггер;

г) Ж.-П.Сартр.

13. Концепцию научных революций как смены научных парадигм обосновал:

а) К.Поппер;

б) П.Фейерабенд;

в) И.Лакатос;

г) Т.Кун.

14. Концепцию мира как текста в рамках философии постмодернизма разработал:

а) Ж.Деррида;

б) М.Фуко;

в) Ж.Делёз;

г) Ж.Бодрийяр.

15. Исторический процесс есть восхождение к Богочеловечеству – так считал:

а) В.С.Соловьев;

б) А.С.Хомяков;

в) И.А.Ильин;

г) Л.И.Шестов.

16. «Ноосфера» есть центральное понятие учения в русской философии:

а) П.Б.Струве;

б) В.И.Вернадского;

в) К.Э.Циолковского;

г) А.Л.Чижевского.

17. Какое из следующих положений о пространстве и времени является диалектико-материалистическим:

а) это формы человеческого созерцания;

б) это не простые формы явлений, а коренные условия бытия;

в) это способы, которыми мы воспринимаем вещи;

г) это формы социального согласования опыта людей.

18. Какое из данных материалистических положений о сознании правильно:

а) мысль есть движение материальных частиц;

б) мысль есть свойство материи;

в) мысль есть выделение мозга;

г) мысль есть свойство высокоорганизованной материи.

19. Раздел философии, изучающий познание, называется:

а) аксиология;

б) гносеология;

в) онтология;

г) логика.

20. Самосознание человека – это:

а) духовное зеркало для самолюбования;

б) понимание себя человеком в общении с другими людьми;

в) осознание себя как природно-телесного существа;

г) результат размышления личности о себе самой.

21. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

а) абстрактна;

б) субъективна;

в) объективна;

г) абсолютна.

22. С точки зрения аскетизма, смысл жизни состоит в:

а) отречении от мира и умерщвлении плоти ради искупления грехов;

б) стремлении к счастью;

в) получении наслаждений;

г) извлечении пользы.

23. Концепцию методологии научно-исследовательских программ в научном познании разработал:

а) К.Поппер;

б) Т.Кун;

в) П.Фейерабенд;

г) И.Лакатос.

24. Укажите философа, не являющегося представителем диалектики:

а) Гераклит;

б) Г.Лейбниц;

в) Б.Спиноза;

г) Г.В.Ф.Гегель.

25. Социальность и разумность как характеристики, отличающие человека от животного, выделял:

а) Демокрит;

б) Сократ;

в) Аристотель;

г) Платон.

26. Концепцию «конца истории» выдвинул:

а) П.Сорокин;

б) Ф.Фукуяма;

в) О.Шпенглер;

г) А.Тойнби.

27. Исторический процесс представляет собой:

а) смену общественно-экономических формаций;

б) форму саморазвития Мирового Духа в направлении к свободе;

в) прогрессивное движение к «Царству разума»;

г) сложный, нелинейный, многовариантный процесс;

д) борьбу Божьего и земного царств.

28. Философским учением о ценностях является:

а) этика;

б) эстетика;

в) аксиология;

г) метафизика.

29. Концепцию противоположности культуры и цивилизации обосновал:

а) Ф.Энгельс;

б) О.Шпенглер;

в) Д.Дидро;

г) О.Конт.

30. «Осевая эпоха» в концепции К.Ясперса - это время:

а) становления человека;

б) появления «великих культур древности»;

в) формирования универсальных духовных ценностей человечества;

г) наступления мировой истории.

Вариант 3

1. Философия – это концентрированное выражение:

а) морали;

б) прекрасного;

в) культуры;

г) искусства.

2. Ответы на философские вопросы ищут в:

а) религиозных верованиях;

б) доводах и умозаключениях разума;

в) научных исследованиях;

г) мифологических представлениях.

3. Идею «все течет, все изменяется» высказал:

а) Анаксимен;

б) Зенон;

в) Сократ;

г) Гераклит.

4. Базовым мировоззренческим принципом средневековой философии являлся:

а) антропоцентризм;

б) космоцентризм;

в) теоцентризм;

г) социоцентризм.

5. Противоположностью номинализма в Средние века по проблеме общих понятий являлся:

а) реализм;

б) концептуализм;

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};





ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.