Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Каким должен быть специалист





Модуль 3. Композиционно- смысловая организация научного текста.

Тема 3. Конспектирование как творческий процесс.

Цель: дать понятие о конспекте, цитатах, научить оформлять конспекты по специальностям; ознакомить с правилами оформления цитат.

Содержание занятия.

Составление разных видов конспекта. Общие требования к цитируемому материалу. Основные правила оформления цитат.

 

Вопросы.

1. Понятие о конспектах. Их виды.

2. Основные правила оформления цитат. Общие требования к цитируемому материалу.

Наиболее совершенной формой записи в процессе самостоятельной работы с книгой является конспект.

Конспект требует активного мышления, творческого отношения к изучаемым вопросам. Конспект включает в себя другие формы записи: план, тезисы.

По объему источников выделяются конспекты краткие, подробные и смешанные.

Для кратких отбираются лишь положения общего характера; в подробный включаются их доказательства, пояснения, иллюстрации; смешанный предполагает совмещение того и другого способа.

По форме передаваемой информации выделяются конспекты текстуальные и свободные.

При работе над текстуальным конспектом необходимо найти в изучаемом тексте текстуальный ответ на поставленный вопрос. Свободные предполагают запись текста своими словами, останавливаясь лишь на главном.

По количеству перерабатываемых источников конспекты бывают монографические (составленные по одному источнику), свободные (обзорные) и тематические ( по нескольким источникам на одну тему).

 

Составление конспекта предполагает следующие действия:

1. неоднократное чтение текста, составление вопросов и ответов на них;

2. смысловой анализ текста, результатом которого является понимание текста;

3. составление плана-программы будущего конспекта;

4. отбор необходимой информации;

5. переформулировку отобранной информации в более емкую форму;

6. запись переформулированной информации.

 

Цитаты – дословные выписки – точные выдержки из текста. Умение делать выписки – основа работы над любой книгой: учебной, научной, художественной.

Цитируемый текст должен приводиться в кавычках, точно по цитируемому тексту, в той грамматической форме, в какой он дан в источнике.

Цитирование должно быть полным, без искажения мысли автора. При цитировании не допускается объединение в одной цитате отрывков, взятых из разных мест. Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием (ссылкой) на источник (в библиографической справке указываются: автор-фамилия и инициалы, название цитируемого произведения, место издания, издательство, год издания и страница (сокращенно с.)).

Основные правила оформления цитат.

Цитата как самостоятельное предложение должна начинаться с прописной буквы, даже если первое слово в источнике начинается со строчной буквы.

Цитата, включенная в текст после подчинительного союза, заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в источнике она начинается с прописной буквы.

Цитата, помещенная после двоеточия, начинается со строчной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось со строчной буквы (в этом случае перед цитируемым текстом обязательно ставится многоточие), и с прописной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось с прописной (в этом случае многоточие перед цитируемым текстом не ставится).

В цитатах сохраняются те же знаки препинания, что и в цитиремом тексте.

Задание 1. Прочитайте текст. Законспектируйте текст (1 группа – краткий конспект, 2 – свободный, 3 – текстуальный, 4 – тематический). Выскажите свое отношение к требованиям, предъявляемым к специалистам в настоящее время.

Каким должен быть специалист

Научно-техническая революция (НТР) предъявляет очень высо­кие требования к уровню подготовки кадров. Эти требования можно свести к нескольким основным положениям.

Первое положение. Специалист должен быть на уровне современ­ных научных знаний. А что он должен уметь делать, чтобы быть на уровне современных научных знаний? Для этого специалист должен самостоятельно и систематически пополнять свои знания.

Второе положение. Специалист должен иметь фундаментальную общетеоретическую подготовку. Для чего нужна фундаментальная общетеоретическая подготовка специалисту? Фундаментальная обще­теоретическая подготовка позволит ему более эффективно работать в своей области. А в случае необходимости такая подготовка поможет специалисту быстро переквалифицироваться, т. е. приобрести другую квалификацию.

Третье положение, относящееся к уровню подготовки кадров. Специалист должен быть творческим работником. А что значит быть творческим работником? Творческий работник умело управляет высо­коразвитым производством, является активным участником научно-технической революции. Творческий работник делает всё сознатель­но, убеждённо. Он ясно видит цели и перспективы развития отрасли. Творческий работник видит также и более высокие цели и перспек­тивы развития экономики нашей страны в целом.

Почему мы говорим, что требования, которые предъявляются в настоящее время к уровню подготовки специалистов, являются высо­кими? Эти требования высоки, потому что специалисты должны ак­тивно участвовать в ускорении социально-экономического развития страны, в совершенствовании всех сторон жизни общества. Современ­ная действительность характеризуется огромным увеличением объёма и сложности научно-технической информации. В наше время быстро устаревают знания и профессиональные навыки научно-технических специалистов. Подсчитано, что ежегодно обновляется около 20% профессиональных знаний инженера. Подсчитано также, что за 10 лет уровень квалификации инженера устаревает на 50%- Интересно, что быстрее всего устаревают профессиональные знания и навыки по узкой специальности. Медленнее устаревают фундаментальные знания. Но менее всего подвергаются старению творческие способности к обучению. Поэтому специалист должен постоянно разви­вать в себе эти способности. Специалист, который не будет самостоятельно пополнять и обновлять свои знания, быстро отстанет от требований жизни. (По А. П. Максименко.)

Задание 2. Прочитайте текст и составьте к нему вопросный, назывной, тезисный планы. Составьте сложный план и на его основе напишите краткий конспект текста.

С точки зрения изучения языков люди распадаются на четыре типа. Первый тип – это те, кто, любит языки. Для них занятие языками – не труд, а радость. Л юди второго типа понимают, что без знания иностранного языка им не добиться своей цели, поэтому регулярно его изучают. Третий тип – это те, кто могут позаниматься языком, если будет результат. И, наконец, четвертая группа - необозримое море людей, которые к языкам равнодушны и не желают чего-нибудь добиться.

Так вот: люди первого типа добьются успеха в изучении языков при любых обстоятельствах. Люди четвертого типа ничего не добьются ни при каких условиях. Поэтому деловые советы адресуются людям второго и третьего типов.

Во-первых, не существует единого, универсального, «лучшего» метода изучения других языков. Метод всегда индивидуален, конкретен, и достоинства его зависят от конкретных условий – кто, какой изучает язык, какова цель.

Изучить язык можно только одним способом - трудом. Этот метод сравнивают с игрой на музыкальном инструменте, когда мало понять нотную грамоту, а нужно настойчиво и много лет упражняться.

И еще одно. Часто говорят: «Я очень хочу изучить такой-то язык, но не хватает времени». Дело в нехватке времени, а в нехватке дисциплины и силы воли. Для успешного изучения языка достаточно затрачивать по полчаса в день, что доступно каждому, чтобы иметь силу воли выдержать этот режим.

 

Задание 3. Запишите предложения в той последовательности:

а) прямая речь;
б) косвенная речь;
в) предложение с вводными словами;
г) отдельные слова или словосочетания.


Какой из способов цитирования не представлен в упражнении? Чем пунктуация при цитировании отличается от пунктуации при разных способах передачи чужой речи? Что в них общего?


1) Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей учёности». 2) «Мудрость есть дочь опыта», — любил говорить великий итальянский художник, учёный и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. 3) Н. А. Добролюбов писал, что «народная мудрость высказывается обыкновенно афористически». 4) По мнению Д. И. Писарева, «мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами». 5) Украинский поэт Т. Г. Шевченко советовал: «Не чурайтесь своего, но и чужому учитесь, если оно того заслуживает».

 

Вопросы для самоконтроля:

1) Что такое конспект?

2) Каковы сущность и назначение конспекта?

3) Чем конспект отличается от плана?

4) Какие виды конспекта вы можете назвать?

5) Какие этапы работы включает конспектирование?

6) Какова последовательность действий при конспектировании?

7) Какова роль конспекта в процессе восприятия и переработки научной информации?

8) Чем определяется структура конспекта?

 

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.