Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Субъект, объект, ресурсы, уровни, принципы власти.





Процесс становления политологии как науки.

Появление политологии было связано с поиском наиболее рационального устройства власти и государства. Cово возникло на основе слияния двух греческих терминов: politika – гоc-ые, общественные дела и logos – слово, знание, учение. Главным объектом теоретического анализа ученых неизменно выступало государство (полис). После разрушения античной цивилизации политология на длительное время пережила застой. Политология стала изучаться в период Возрождения. Рассматривая политическую проблематику как самостоятельную область знания, Никколо Макиавелли впервые отделил политологию от этики, религии и философии. Окончательное дисциплинарное размежевание политологии с другими социальными и гуманитарными науками происходит в начале ХХ века. Именно в это время политология утверждается как самостоятельная научная и образовательная дисциплина. После второй мировой войны, в 1949 г. в рамках ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политических наук. Немалая заслуга в становлении российской политологии принадлежит таким русским юристам и философам, как Б. Н. Чичерин, С. Л. Франк, Н. А. Бердяев и др. В годы сталинского тоталитаризма изучение политики свелось к заучиванию законов исторического развития, «открытых» марксизмом-ленинизмом, и усвоению опыта их использования партией большевиков, которая. Но в 1962 году была создана Советская ассоциация политической науки, ставшая в дальнейшем полноправным членом Международной ассоциации политических наук. Во второй половине 80-х годов возникло стремление реформировать экономическую и политическую системы, началась их перестройка. В этих условиях в Советском Союзе возрос интерес к научному осмыслению политики, в результате чего политология, получила своё официальное признание. С 1989 года было введено её преподавание в вузах.

 

Политическая мысль в эпоху Возрождения.

В XVI во всех западноевропейских государствах господствующей стала культура Возрождения, в основе которой лежали гуманистические идеи. В социально-политических науках разраба­тывались 2 основных направления. 1. теоретическое обоснование необходимости замены феодально-сословного нера­венства юридическим равенством, права частной соб­ственности, защиты личности от религиозно-феодального произ­вола. 2. политическая идеология низших слоев, в основе которой лежали идеи утопи­ческого социализма.

Н. Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Существуют 2 способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. 1 способ — способ человеческий, 2 — диких животных. Государи должны уметь пользоваться обоими способами. Макиавелли освобождает политику от принципов морали. Известно, что именем Макиавелли называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Он предпочитает умеренную республику или «смешанную форму государства», в которой сочетаются демократический, аристократический и монархический элементы власти. Жан Боден писал о сильной государственной власти, способной вывести страну из хаоса религиозных войн. Государство он определил, как правовую власть нескольких семей над социальными вопросами. Монарх — единственный, абсолют­ный источник права. Первым в истории политической мысли Боден выдвинул идею государственного суверенитета. Выше носителя суверенной власти только Бог и законы природы. Т. Гоббс. Верховная власть и независимость светского государ­ства — основные идеи его политического учения. Признавая толь­ко 3 формы государства, он полагал, что самая лучшая форма власти — монархия, но в то же время отрицал теорию божествен­ного происхождения власти и утверждал, что источником коро­левской власти является общественный договор. В учении Т. Гоббса, таким образом, сосуществуют две концепции — либеральная ("общественный договор") и консервативная ("приоритет монар­ха и обеспечение свободы").



Дж. Локк выступал за либерализм. Теория естественных прав и конститу­ционализм — основной его вклад в политическую мысль. Он считал, что го­сударство подчиняется обществу, которое в свою очередь подчи­няется личности. Одним из первых Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и союзную; судебную власть он относил к исполнительной.

 

Либерализм и консерватизм как учения и общественно-политические течения.

Либерализм сформировался в конце XVII—XVIII вв. как идеология восходящего класса буржуазии на базе идей эпохи Просвещения. В его истоках лежат работы Ш.Л. Монтескье, Д.Локка, Т.Гоббса, А.Смита, и др. В фундамент либерализма заложен принцип свободы личности, ее самоценности по отношению ко всем общественным институтам, ответственности личности как перед самой собой, так и перед обществом, признание права на самореализацию всех людей. Поэтому либерализм во всех его разновидностях неизменно отстаивал требование индивидуальной свободы, достоинства человеческой личности и терпимость ко взглядам и убеждениям других людей.

Консерватизм возник как антиреволюционная феодально-клерикальная идеология, отстаивающая идею незыблемости установленных Богом порядков. Создателями идеологии консерватизма являются Э.Берк, Ж. де Местр и Л.Бональд. Исторически консерватизм связан с феодальным общественным устройством и является выразителем интересов светских и церковных феодалов. Как правило, консерватизм выражает идеи и установки тех классов и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-политического развития. Идеология консерватизма базируется на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей. Поэтому в основе консерватизма лежит традиционализм — идея сохранения традиционных ценностей, связанных с семьей, религией, сословными разграничениями. Исходя из этой установки, консерваторы утверждают приоритет в общественном развитии преемственности перед нововведениями.

 

Субъект, объект, ресурсы, уровни, принципы власти.

Основными компонентами власти являются объект и субъект, т.к. власть всегда ассиметричное двухстороннее взаимодействие властителя и исполнителя. Субъект власти – это воплощение активного, направляющего начала власти, т.е. это источник целенаправленной деятельности, направленной на объект. Первичными действующими лицами выступают индивидуумы, социальные группы, нации.

Вторичными являются созданные ими политические институты– государства, партии, гражданские объединения-носители, механизмы осуществления власти. Субъекты наиболее высокого уровня - политические элиты и лидеры, непосредственно представляющие во властных отношениях различные группы и организации. Объектами власти являются все те, на кого направлена властная воля: индивиды, социальная группа, класс и т.п. Главным объектом власти в государстве являются его граждане. Ресурсы – средства, которые используются для обеспечения влияния субъекта на объект власти. Именно неравномерное распределение ресурсов - важнейшая причина подчинения одних людей другим. Ресурсы могут использоваться для поощрения, наказания, убеждения и пр.. Ресурсы власти: экон-ие – материально-техническая база, необходимая для общественного производства и потребления; Соц-ие – способность повышения социального статуса, социального обеспечения.; культурно-информ. – знания и информация и средства их получения. Демограф.– люди, физически и интеллектуально здоровое население, упорядочение демографических отношений и др.; полит.– отлаженный государственный механизм, подготовленный аппарат управления, наличие развитых политических партий и политических лидеров, развитая политическая теория и политическая культура и пр.; силовые – армия, милиция, служба безопасности, суд, прокуратура, тюрьмы и пр..

Принципы власти: централизм, демократический централизм, самоуправление.Централизм предусматривает одностороннее субординационное воз­действие субъекта власти на се объект. Централизованное воздействие по своему характеру может носить ограниченный и неограниченный характер. Эго зависит от степе­ни обратною воздействия на субъект властных отношений. Традиционно централизм как принцип организации властных отношений связан с монархической формой правления тоталитарным политическими режимами Демократический централизм своей действенной реализации предполагает осуществление на практике основных момен­тов: а) совместную выработку политических решений между субъектом и объектом власти; б) централизованное регулирование властных отношений сверху, на­правленное на реализацию принятых демократическим путем решений; в) наличие возможности обратного воздействия объекта на субъект властных отношений, что и придает централизму подлинно демократиче­ский характер; г) выборность всех властных органов на основе принятого всеобщего избирательного права. Осуществление принципа демократического цен­трализма возможно только в условиях демократических политических режимов. Самоуправление предполагает саморегуляцию общественным образова­нием своей жизнедеятельности. Реали­зация этого принципа на практике возможна лишь при устойчивой по­литической системе и довольно высоком уровне политической культуры общества.










Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.