Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЮ





МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЮ

Методические рекомендации

По изучению курса

 

 

Учебно-методическое пособие

 

Специальность: 050717

Специальная дошкольная

педагогика психология

 

ЧЕРЕПОВЕЦ

Рассмотрено на заседании кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, протокол № 13 от 15.05.07.

Одобрено редакционно-издательской комиссией Института педагогики и психологии ГОУ ВПО ЧГУ, протокол № от 23.05.07г.

 

 

Составитель: Л.А.Пепик, канд. пед. наук, доцент

 

Рецензенты: Н.А.Борисова, канд. пед. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ);

Е.Л.Перченко, канд. психол наук, старш. преподаватель (ГОУ ВПО ЧГУ).

 

Научный редактор: О.А.Денисова, канд. пед. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ)

 

 

ã ГОУ ВПО Череповецкий государственный

университет, 2007


Введение

Курс «Методика обучения конструированию» относится к числу специальных дисциплин и занимает важное место в подготовке студентов по специальности 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология (квалификация: педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии; специализация: детский практический психолог).

Целью данной дисциплины является подготовка студентов к обучению конструированию и развитию конструктивных способностей детей в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) компенсирующего вида. В связи с этим важно раскрыть студентам-дефектологам значение конструктивной деятельности для психического развития различных категорий проблемных детей, вооружить их конкретными знаниями в области содержания и методов обучения конструированию детей, воспитывающихся в учреждениях компенсирующего вида. Необходимо показать, что в условиях специально организованного обучения конструктивная деятельность детей с отклонениями в развитии может не только достигать значительного развития, но и оказывать коррекционно-развивающее воздействие на их интеллектуальную, а также эмоционально-личностную сферу.

При изучении данного курса студенты опираются на знания, умения и навыки, которые были приобретены на занятиях по общей, возрастной, а также специальной психологии и педагогике и охватывают широкий круг проблем, связанных с изучением, обучением и воспитанием детей с нормальным и отклоняющимся развитием, основными принципами и методами работы с ними.

Изучение курса «Методика обучения конструированию» предусматривает не только усвоение необходимого теоретического материала, но также различные практические виды работы студентов: организация наблюдений за конструктивно-игровой деятельностью детей, анализ занятий в дошкольных учреждениях компенсирующего вида, самостоятельное планирование и составление конспектов занятий, разработка педагогических рекомендаций и др.

Цель данного пособия – помочь студентам приобрести, систематизировать, обобщить и уточнить знания по методике обучения конструированию, а также указать основные направления для самостоятельной работы, обеспечить необходимым методическим руководством для ее осуществления. В связи с этим пособие содержит подробные методические рекомендации к самостоятельной работе студентов, планы семинарских занятий, указания на литературные источники.


Методические рекомендации

к самостоятельной работе студентов

 

Тема 1. Своеобразие конструирования как вида деятельности.

С нормальным и отклоняющимся развитием

Изучение данной темы должно происходить в сравнительном аспекте.

Сначала необходимо рассмотреть возрастные особенности конструктивной деятельности детей в раннем и дошкольном возрасте, а также психолого-педагогические механизмы, лежащие в основе ее формирования. Раскрывая факторы, от которых напрямую зависит успешность овладения конструированием, следует особо остановиться на роли познания ребенком пространственных свойств и отношений окружающей действительности. Рекомендуется также раскрыть взаимосвязь детского конструирования с игровой деятельностью ребенка, изменение характера этой взаимосвязи на протяжении дошкольного периода. Важно, чтобы студенты могли представить становление конструктивной деятельности ребенка не только как спонтанный, стихийный процесс, но и четко осознавали зависимость развития конструктивных способностей детей от педагогических условий, характера руководства со стороны взрослых.

Формирование наиболее полных знаний и представлений по данной теме требует сопоставительного анализа исследований, рассматривающих особенности конструктивной деятельности дошкольников с отклонениями в интеллектуальном, слуховом, зрительном, речевом и двигательном развитии. Для приобретения собственного практического опыта студентам рекомендуется осуществить выход в одно из дошкольных учреждений компенсирующего вида и провести наблюдения за самостоятельной игрой воспитанников с конструктивным материалом; выполнить сравнительный анализ результатов наблюдения. Следует обратить внимание на ряд общих особенностей конструктивной деятельности детей с нарушениями развития, включая: своеобразие замысла, проявления игрового отношения к полученному результату, характер ориентировки на пространственные, а также функциональные свойства объектов и материалов, создаваемых построек. Необходимо также сопоставить уровень и возможности овладения конструктивной деятельностью у детей с отклонениями в развитии в условиях отсутствия или своевременного включения ребенка в процесс систематического специального обучения.

Тема 3. Задачи и организация обучения конструированию

Дошкольников с отклонениями в развитии

 

Самостоятельную работу по данной теме целесообразно начинать с уточнения представлений об основных структурных компонентах деятельности ребенка (см. схему 2).

Схема 2

Детей старшего дошкольного возраста (третий-четвертый

Годы обучения)

Приступая к рассмотрению данной темы, следует сделать акцент на специфике старшего дошкольного возраста, который является периодом подготовки к школьному обучению. В этой связи требуется обосновать роль занятий конструированием в создании у детей с отклонениями в развитии психологической готовности к переходу на новый этап обучения. В качестве подтверждающих примеров необходимо представить характеристику возрастающих требований как к организации занятий конструированием, так и отбору содержания и методов обучения.

На основе анализа конспектов лекций и литературы, изученной в процессе самостоятельной подготовки, студенты должны раскрыть изменения в соотношении наглядных, практических и словесных методов обучения. При этом следует остановиться более подробно на условиях, способствующих расширению тематики детского конструирования, развитию конструктивного творчества, а также таких формах работы как: конструирование на предложенную тему, по словесному описанию, по условиям, графическим моделям, рисункам (фотографиям), по замыслу, обучение детей зарисовыванию (созданию графических моделей) объемных конструкций. Важно, чтобы у студентов сложились представления о подготовительной работе, способах помощи, позволяющих подвести детей с отклонениями в развитии и выполнению достаточно сложных для них задач и видов деятельности.

В дополнение к теоретической подготовке большое значение приобретают выходы в дошкольные учреждения компенсирующего вида или просмотр видеозаписей занятий по обучению конструированию детей старшего дошкольного возраста. В процессе анализа просмотренных занятий следует обратить внимание на усиление продуктивного (творческого) аспекта занятий конструированием, используемые способы совершенствования функций речи и обогащения словарного запаса детей, формирование у детей умений строить и играть коллективно, проводить анализ и оценку конструктивно-технических и эстетических характеристик построек.

Тема 7. Условия и пути активизации конструктивного творчества

С отклонениями в развитии

Вопросы и задания

1. Основные задачи обучения конструктивной деятельности детей с отклонениями в развитии.

2. Особенности организации обучения конструированию в ДОУ компенсирующего вида.

3. Проанализируйте содержание раздела «Конструирование» одной из программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Заполните таблицу.

 

Год обучения Основные задачи Основные направления работы Методы и приемы обучения Примерные темы занятий
I        
II        
III        
IV        

 

На основе анализа раздела подготовьте развернутые ответы на вопросы:

А). В чем заключается коррекционно-развивающая направленность раздела «Конструирование»в работе с данной категорией детей?

Б). Как изменяются задачи по формированию конструктивной деятельности разных этапах обучения?

В). Как изменяются формы организации обучения, требования к руководству со стороны педагога на разных этапах работы с детьми?

Г). Насколько отражены в содержании данного раздела задачи и требования, связанные с сенсорным воспитанием, развитием речи детей? В чем заключается их изменение на разных этапах обучения?

Д). Какова взаимосвязь содержания раздела «Конструирование»с другими разделами программы?

 

Список литературы

 

1. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. - М., 1991. – С. 9-17.

2. Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П.Носковой. - М., 1993. – С. 114-117; 165-167.

3. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М., 1999. – С. 21-29.

4. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание // Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. - М., 2003. – С. 184-195.

5. Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. - СПб., 2001. – С. 55-56; 67-70; 176-182; 270-276.

Занятие 3

Организация, содержание и методика обучения конструированию

Содержание, методы и приемы обучения конструированию

Содержание, методы и приемы обучения конструированию

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 

Содержание и характер конструктивной деятельности

Наличие целеполагания, стремления к достижению результата, направленность на отображение определенных объектов; неспецифические манипуляции, неадекватные действия со строительным материалом; процессуальные действия, не направленные на результат.

Использование речи

Строит молча; сопровождает речью свои действия; имеются проявления не только сопровождающей, но также фиксирующей, планирующей речи; активно пользуется речью при общении с другими детьми.

Личностные особенности

Способность сосредоточиться, довести задуманное до конца, настойчивость в преодолении трудностей, готовность к сотрудничеству, принятию помощи.

Творческие способности

Сколько построек смог сделать: одну или много; наличие в ней интересных элементов, нестандартных решений, проявлений оригинальности замысла и достигнутого результата.

 

Приложение 2

Конструированию

I.Общие сведения.

1. Дата, № ДОУ, группа, Ф.И.О. педагога.

2. Тема занятия.

3. Вид занятия.

4. Место данного занятия в системе других.

5. Комплекс задач (дидактических, коррекционных, воспитательных), решаемых на занятии, их соответствие возможностям детей.

6. Оборудование.

Оглавление

 

Введение ………………………………………………………………….. 3

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов … 5

Планы семинарских занятий …………………………………………… 12

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для

самостоятельной работы ………………………………………………… 21

Приложения ……………………………………………………………… 22


Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. – М., 1991. - С. 47- 67.

Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. – М., 1986. - С. 51 – 65.

Коноваленко С.В. Конструирование против ДЦП: Начальный этап обучения и конструированию дошкольников с церебральным параличом. – М., 2005.

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001. - С. 113 – 115.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) / под ред. Л.И.Плаксиной. – М., 1997.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУИРОВАНИЮ

Методические рекомендации

По изучению курса

 

 

Учебно-методическое пособие

 

Специальность: 050717

Специальная дошкольная

педагогика психология

 

ЧЕРЕПОВЕЦ

Рассмотрено на заседании кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, протокол № 13 от 15.05.07.

Одобрено редакционно-издательской комиссией Института педагогики и психологии ГОУ ВПО ЧГУ, протокол № от 23.05.07г.

 

 

Составитель: Л.А.Пепик, канд. пед. наук, доцент

 

Рецензенты: Н.А.Борисова, канд. пед. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ);

Е.Л.Перченко, канд. психол наук, старш. преподаватель (ГОУ ВПО ЧГУ).

 

Научный редактор: О.А.Денисова, канд. пед. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ)

 

 

ã ГОУ ВПО Череповецкий государственный

университет, 2007


Введение

Курс «Методика обучения конструированию» относится к числу специальных дисциплин и занимает важное место в подготовке студентов по специальности 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология (квалификация: педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии; специализация: детский практический психолог).

Целью данной дисциплины является подготовка студентов к обучению конструированию и развитию конструктивных способностей детей в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) компенсирующего вида. В связи с этим важно раскрыть студентам-дефектологам значение конструктивной деятельности для психического развития различных категорий проблемных детей, вооружить их конкретными знаниями в области содержания и методов обучения конструированию детей, воспитывающихся в учреждениях компенсирующего вида. Необходимо показать, что в условиях специально организованного обучения конструктивная деятельность детей с отклонениями в развитии может не только достигать значительного развития, но и оказывать коррекционно-развивающее воздействие на их интеллектуальную, а также эмоционально-личностную сферу.

При изучении данного курса студенты опираются на знания, умения и навыки, которые были приобретены на занятиях по общей, возрастной, а также специальной психологии и педагогике и охватывают широкий круг проблем, связанных с изучением, обучением и воспитанием детей с нормальным и отклоняющимся развитием, основными принципами и методами работы с ними.

Изучение курса «Методика обучения конструированию» предусматривает не только усвоение необходимого теоретического материала, но также различные практические виды работы студентов: организация наблюдений за конструктивно-игровой деятельностью детей, анализ занятий в дошкольных учреждениях компенсирующего вида, самостоятельное планирование и составление конспектов занятий, разработка педагогических рекомендаций и др.

Цель данного пособия – помочь студентам приобрести, систематизировать, обобщить и уточнить знания по методике обучения конструированию, а также указать основные направления для самостоятельной работы, обеспечить необходимым методическим руководством для ее осуществления. В связи с этим пособие содержит подробные методические рекомендации к самостоятельной работе студентов, планы семинарских занятий, указания на литературные источники.


Методические рекомендации

к самостоятельной работе студентов

 

Тема 1. Своеобразие конструирования как вида деятельности.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.