Эволюция школ и концепций менеджмента.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эволюция школ и концепций менеджмента.





Четыре школы управления: Школа научного менеджмента. (1885-1920) Основателем считают Ф. У. Тейлора, так же вклад внес Эмерсон.Сторонники школы научного управления стремились доказать, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда. Основные положения концепции Тейлора:1.признание менеджмента самостоятельным видом деятельно­сти.2.расчленение процесса производства и трудовых операций на отдельные элементы и выявление диапазона затрат времени на их выполнение, что позволяет осуществлять их нормирование;3.планирование на основе норм рабочих заданий; выполнение функций планирования специальными подразделениями; 4.увеличение производительности труда с помощью более высо­ких заработков;5.подбор работников в соответствии с физиологическими и пси­хологическими требованиями и их обучение.Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Он исследовал принципы трудовой деятельности человека примени­тельно к любому производству независимо от рода его деятельности. Г. Форд продолжил идеи Тейлора в области организации произ­водства.

Административная или функциональная школа управления(классическая школа).Бурное развитие промышленности в ХХ в. дало толчок эволюции взглядов на проблемы управления и формированию нового подхода.

Целью классической школы было создание универсальных принци­пов управления, следование которым приведет организацию к успеху.14 принципов управления: Разделение труда. Властные полномочия. Дисциплина. Единоначалие. Единство направления. Подчиненность личных интересов общим. Вознаграждение. Централизация. Скалярная цепь (иерархия). Порядок. Беспристрастность. Стабильность персонала. Инициатива. Корпоративный дух.



Последователями Файоля, развившими основные положения его доктрины, являются Л. Урвик, М. Вебер, Д. Муни, Г. Черч и др. Файоль опре­делил, что деятельность по управлению включает в себя пять обяза­тельных общих функций: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль.

Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Серьёзные исследования ведутся с начала 1930-х годов. Объектом исследования стало поведение человека в организации, «человеческие отношения». С этим направлением связаны имена американских учёных социологов М. П. Фоллет и Э. Мэйо. Было установлено, что отношения между людьми в трудовых коллективах нередко больше способствовали росту эффективности труда, чем чёткая организация труда и материальные стимулы. В работах М. Фоллет впервые рассматривались такие вопросы как власть и авторитет, их разграничение и неформальное восприятие, ответственность и делегирование ответственности, участие рабочих в управлении. С 50-х годов переросла в школу поведенческих наук. Наиболее крупные представители этого направления — Лайкерт, МакГрегор, Маслоу — изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти, авторитета, организационной структуры, коммуникаций в организациях, лидерства и т. д. Школа поведенческих наук сосредоточилась в основном на методах налаживания межличностных отношений в трудовых коллективах. Школа науки управления или количественный подход. Становление этой школы связано с развитием мате­матики, статистики, инженерных наук и смежных с ними областей знаний. Существенный вклад в развитие этого подхода внесли К. Черчмен, Р. Акоф, Л. Берталанфи. Школасформировалась в начале 50-х го­дах и успешно функционирует в настоящее время. Два главных направления: 1. рассмотрение производства как «социальной системы» с ис­пользованием системного, процессного и ситуационного подходов; 2. исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применена математических методов и ЭВМ.

Системный подход позволяет рассматривать организацию как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных элементов. Процессный подход с пози­ций школы науки управления рассматривает функции управления как взаимосвязанные, зависящие друг от друга. Сущность ситуационного подхода заключается в определении понятия ситуации, - конкретный набор обстоятельств, оказывающих влияние на организацию в определен­ное время.

Современная система взглядов на менеджмент сформировалась в 50-е годы 20 в. как количественная школа науки управления, основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов. В школе науки управления различают два главных направления: производство рассматривается как «социальная система», а также используется системный и ситуационный анализ (экономика не стабильна, нужно принимать решение ежеминутно).

На современном этапе происходит формирование самостоятельных дисциплин:

- управление проектами, стратегический, инновационный менеджмент, теория лидерства, тайм менеджмент, самоменеджмент. Среди новых подходов: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент. При всех различиях в подходах и выборе объектов организации в них есть нечто общее, и это общее использование – использование универсального инструментария менеджмента. Известно, что различия обычно выявляются по мере детализации анализа явлений, а общее уже проявляется на более высоком уровне абстрагирования. Достигнуть этого уровня позволяет системный подход к организации и управлению. Системная методология в менеджменте получила своё признание и широкое распространение уже во второй половине ХХ века. Научнотехнический прогресс, давший мощный толчок широкой автоматизации производственных процессов, стал оказывать своё революционизирующее воздействие и на процессы управления. Востребованной оказалась кибернетика – теория, объяснявшая многие закономерности авторегулирования в биологии, физике, технике. Открылись возможности применения этих закономерностей в теории и практике управления социально-экономическими организациями. В России это нашло применение вначале в проектировании автоматизированных систем управления (АСУ), а затем и в формировании системного подхода ко всем процессам организации и управления в социально-экономических структурах. Ситуационный подход внёс значительный вклад в теорию управления, раскрыв возможности прямого приложения теоретических положений к конкретным условиям и ситуациям. Он не является набором правил, это скорее способ мышления о проблемах организации и путях их решения.

Ситуационный подход не отвергает достижения других подходов и школ управления. В нём сохранены основные концепции и подходы, которые применимы ко всем организациям. Но признавая, что общий процесс управления одинаков, ситуационный подход утверждает, что специфические приёмы, которые используются на практике для достижения целей предприятия. Ситуационный подход стал логическим продолжением системного подхода к управлению. Системный подход позволил определить, что организация является открытой системой, активно взаимодействующей с внешней средой. Ситуационный подход, вобрав в себя все достоинства предыдущих школ и подходов, расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на производственные системы. Согласно этому подходу все известные концепции и методики должны быть применимы к конкретным ситуациям. Ситуационный подход, или, как его часто называют, ситуационное мышление, считают в настоящее время лучшим способом сделать управление эффективным.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.