Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика №2. «Тест дивергентности мышления» (задачи Гилфорда)





Оборудование: заранее подготовленные бланки, ручки.

Инструкция испытуемым: детям раздаются бланки, и даётся объяснение: «на выданном бланке, вверху написано слово «кирпич». Ребята, вы знаете, что каждую вещь можно использовать для разных целей. Придумайте и напишите как можно больше вариантов, для чего можно использовать обыкновенные кирпичи. Разговаривать и советоваться нельзя. Работайте молча и самостоятельно. Можно писать шутливые ответы. Пофантазируйте и постарайтесь придумать как можно больше вариантов применение обыкновенных кирпичей. На работу даётся 2 минуты. Начинайте».

Важно следить за тем, чтобы дети не обсуждали придуманные ими ответы друг с другом. Через 2 минуты говорите: «стоп, с кирпичом работать закончили. Ниже написано слово «консервная банка». Представьте: были консервы, их открыли, съели, остались пустые жестяные консервные банки. Для чего их ещё можно использовать? Придумайте как можно больше вариантов. Можно писать шутливые ответы. На работы даётся 2 минуты. Начинайте».

Уровни выполнения задания

Уровень Продуктивность Гибкость Оригинальность Суммарный результат
Высокий       15 и более
Средний   4 - 5   10 - 14
Низкий менее 5 менее 4 менее 2 менее 10
Для детей 7 - 8 лет
Высокий       11 и более
Средний       5 - 6
Низкий менее 3 менее 2 менее 1 менее 5

Приложение 3

Методика №3. «Решение необычных проблем»

Оборудование: бланки с заданием, ручки.

Инструкция: Подумайте и напишите, что Вы будете делать в случае, если:

- все люди на Земле станут легкими, как пушинки?

- все люди смогут в любой момент и на любом расстоянии читать мысли друг друга?

Уровни выполнения задания

Высокий - С 9 лет - развернутый рассказ, не менее 3 предложений. Необычные, но в то же время логичные действия. Может быть дано несколько их вариантов. 7-8 лет - 2 и более предложений, есть оригинальность мыслей.

Средний - С 9 лет - не более 2 предложений. Неоригинальные и не очень логичные действия, среднее чувство ситуации. 7-8 лет - не более 1 предложения, нет оригинальности представлений.

Низкий - С 9 лет - не более 1 предложения. Не вошел в ситуацию. 7-8 лет - нет предложений.

Данные по обеим ситуациям усредняются.


Приложение 4

Методика №4. “Четыре скрепки” (О.И. Мотков)

Цель: определить уровень развития образного воображения.

Оборудование: листы формата «А4», скрепки, карандаши.

Инструкция: Вам выданы 4 скрепки. Составляйте из них различные фигуры, картинки.

Зарисовывайте условно длинными, “огуречными” овалами каждую картинку и подписывайте ее придуманным Вами названием.

Определяются продуктивность, гибкость и оригинальность ответов. Обычно общее время работы не превышает 10 минут.

Экспериментатор приносит с собой коробку со скрепками и раздает их участникам работы, каждому по 4 скрепки. В любом рисунке должно быть использовано 4 скрепки - не больше и не меньше. Не допускается разгибание скрепок.

Уровни выполнения задания.

Высокий - С 9 лет - более 15 сюжетов, более 12 сюжетов разных категорий, более 7 из них - оригинальных.

7-8 лет - более 10 сюжетов, более 7 - разных категорий, более 4 оригинальных.

Средний - С 9 лет - 10-15 рисунков, из них 7-12 - разнокатегорийных и 4-6 - оригинальных.

7-8 лет - 5-10 картинок, 3-7 разнокатегорийных, 2-4 оригинальных.

Низкий - С 9 лет - менее 10 сюжетов, менее 7 разнокатегорийных, менее 4 оригинальных.

7-8 лет - менее 5 картинок, менее 3 разных категорий, менее 2 оригинальных.

Для детей 6 лет значения уровней 7-8-леток уменьшаем всякий раз по каждому показателю на 2.

 


Приложение 5

Творческие задания, игры и упражнения на развитие продуктивного воображения

Развитие умения создавать образы по словесному описанию:

1. Игра «Правда — выдумка». Кратко описывается какая-нибудь ситуация. Ребенок должен описать ее подробнее и так, чтобы было ясно, правда это или выдумка. Например, ситуацию «Машина мигала фарами» ребенок может описать как реальность, рассказав о машине, ее внешнем виде, технических характеристиках и т. п., а может — как фантазию: «Машина мигала фарами. Так она рассказывала другим машинам в гараже о том, что она сегодня видела».

2. Детям зачитывается описание внешности какого-либо героя. Предлагается нарисовать этого героя.

3. Игра «Делай, как я!». Два играющих садятся за столик напротив друг друга. Перед каждым из них — одинаковые детали конструктора. Чем старше играющие, тем больше используется деталей и тем разнообразнее они могут быть. Между играющими ставится ширма, которая не позволяет увидеть, что именно делает партнер. В качестве такой ширмы можно, например, использовать картонную папку. В эту игру с ребенком должен играть взрослый или старший ребенок, умеющий хорошо описывать то, что он делает. Один из играющих (старший) складывает из деталей какую-то фигуру, а затем словесно описывает ее. Второй игрок должен по описанию собрать такую же фигуру. Затем ширма убирается и фигуры сравниваются.

4. Игра «Угадай, что нарисовано». Эта игра является разновидностью предыдущей, но в нее можно играть с группой детей, даже со всем классом. Для нее надо подготовить 2—3 рисунка с изображением различных фигур. Например, треугольников, квадратов, кругов с точками и линиями внутри, цепочек из разных геометрических фигур, групп точек и т. п. На каждом рисунке должно быть изображено не менее 3 фигур, с тем чтобы дети могли представить расположение фигур на плоскости. Взрослый берет один из рисунков и точно описывает его. Дети должны представить себе эти фигуры и нарисовать их на листке. После этого рисунок взрослого и то, что нарисовали дети, сравниваются. Выигрывают дети, чьи рисунки более всего напоминают оригинал.

Для развития умения создавать изображение по словесному описанию важно научить детей, читая книгу, слушая рассказ, как можно лучше представлять себе то, о чем читаешь, что слышишь. Постараться как будто наяву увидеть, услышать, почувствовать вкус, запах.

Развитие умения создавать образ целого по его части, детали:

1. Игра «Угадай откуда». Эта игра предназначена для младших детей. Для нее необходимо подготовить несколько картинок в двух экземплярах. Одна картинка из каждой пары остается целой, а другая разрезается на части (в зависимости от возраста детей количество частей может варьироваться — от 4 до 32). При этом разрезать надо так, чтобы по отдельному фрагменту было достаточно трудно представить, что именно изображено.

Во время игры перед ребенком выкладываются целые картинки и разрезанные кусочки. Ему предлагают угадать, от какой картинки тот или иной кусочек.

Для ребенка старше 5 лет задание усложняется: ему говорят, что, помимо тех картинок, которые лежат перед ним, была еще одна, но она потерялась и кусочки могут быть и от нее7.

2. Использование головоломок, состоящих из отдельных кусочков («паззлов»). При этом картинка, которую надо собрать, детям не показывается.

3. Игра «Угадай рисунок». Для этой игры также надо подготовить несколько рисунков. Сверху рисунок закрывается листом бумаги с вырезанным в нем небольшим отверстием (или несколькими отверстиями — для младших детей). Верхний лист должен быть немного больше рисунка. Возможны два варианта этой игры:

а) ребенок должен угадать, что изображено, по детали рисунка, которую видно в отверстие;

б) в течение очень небольшого отрезка времени (30 с — 1 мин) ребенок может двигать верхний листок, перемещая отверстие, а затем дать подробное описание того, что изображено на рисунке.

Развитие умения воссоздавать образ, пользуясь схемой, картой, другими видами символического изображения:

1. Игра «Путешествие по географической карте»10. Может проводиться с группой детей.

Каждому ученику дается карта — туристская маршрутная схема с изображением какой-либо реки. По берегам реки нанесены схематические изображения городов, деревень, железной дороги, мостов и пр. Детям говорят: «Видишь, по реке плывет теплоход. Представь себе, что ты стоишь на палубе, смотришь на берега. И вот обо всем, что ты видишь и чувствуешь, расскажи, пожалуйста, мне».

Эту методику можно использовать и для того, чтобы определить, как у ребенка развито воображение и умение вербализовать, описывать словесно возникающие образы.

Возможны такие варианты рассказов.

Дети добросовестно перечисляют все, что видят на карте, ничего не добавляя от себя, никаких образов у них не возникает:

Игорь С.: «Ну, плыву... (Молчит.) Берег вижу. Дома здесь стоят. Вижу дома. Мост вижу. Еще что? Вот здесь мост стоит. Берег вижу. Дома здесь тоже стоят (показывает), здесь стоят (показывает). Все здесь, что стоит, вижу».

Сюжетный рассказ отсутствует, но дети рассказывают много, иногда очень эмоционально, свободно представляют себя плывущими на теплоходе:

Петя Г.: «Тут лето. Свежий воздух. Солнце светит. Леса вокруг, рощи. Остановки всякие, пароход останавливается на этих остановках».

Дети дают связный рассказ о воображаемом путешествии. Такие рассказы эмоциональны, красочны, в них большую роль играет воображение, но оно постоянно контролируется сознанием, которое направляет его по определенному руслу:

Андрей А.: «Я плыву на теплоходе и чувствую, что немного на волнах качаюсь. Вот корабль проходит под мостом — немного темнеет, а потом светлеет опять. Пароход останавливается на остановках, а потом опять плывет. Мы проплываем мимо леса и после этого опять выходим на солнце. И вдруг мой корабль вплывает в какую-то маленькую речушку. Плывем по этой речушке. И когда речушка заворачивает, я снова выезжаю на широкую реку и плыву по ней. Плыву мимо деревень и маленьких сел. Подплываю к железной дороге, а по ней идет поезд. Когда я проезжаю под мостом, он едет надо мной и очень шумит».

2. Предлагается представить и нарисовать платье по его выкройке, данной на рисунке.

3. Дается чертеж автомобиля. Предлагается рассказать о том, как он выглядит, и после этого нарисовать его.

4. Игра «Найди спрятанный предмет». В эту игру могут играть двое детей или ребенок и взрослый.

На столе или на полу комнаты создается из игрушек, других предметов местность с дорогами, домами, вокзалом, аэропортом, мостами, парками. После этого с помощью взрослого или самостоятельно ребенок рисует подробную карту этой местности. Затем один из играющих выходит из комнаты, а другой прячет в каком-то месте предмет и обозначает это место на карте. После того как ребенок возвращается, ему дается карта, по которой он должен найти спрятанный предмет.

Если ребенок играет со взрослым, то очень важно, чтобы он побывал и в роли прячущего, и в роли ищущего.

5. «Конструктор». Упражнение может проводиться в группе. Материалом для него может служить любой конструктор — строительный, механический и т. п. Детям даются детали и схема изделия, по которой они должны собрать определенную конструкцию (для маленьких детей это могут быть знакомые предметы — дом, качели, машинка, для учеников 3—6 классов — незнакомые предметы или абстрактные конструкции).

Игры и упражнения для развития творческого воображения:

1. Незаконченные фигуры. Задание на дорисовывание незаконченных фигур является одним из наиболее популярных при изучении и развитии воображения и творческих способностей. Так, например, задание «Закончи рисунок» входит в качестве одного из субтестов в тест креативности П. Торренса. Можно предложить детям выполнить похожее задание.

Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т. п. — и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п.

2. К этому же типу относится и проба О. М. Дьяченко «Художник»13.

Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У всех детей наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5—10 мин пририсовать к фигуркам все, что угодно, так, чтобы получились предметные изображения.

3. Игра «Волшебные кляксы». До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

4. Игра «Фантастические гипотезы». Ее придумал всемирно известный сказочник Дж. Родари. Она может быть использована при работе с группой детей.

В этой игре ребенок должен придумать разные ответы на вопрос: «Что было бы, если...?» Для вопроса можно взять первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Пусть подлежащим будет «город», а сказуемым — «летать». «Что было бы, если бы город начал летать?»15

Для игры надо приготовить 10 карточек: 5 — с существительными и 5 — с глаголами. Например, на пяти — стол, телефон, светофор, ложка, утюг, а на остальных — летать, изобретать, рисовать, мечтать, дружить. Карточки складываются в две стопки. В одну стопку — существительные, в другую — глаголы. Перед каждым новым туром игры карточки в каждой из стопок перемешиваются.

Играющий должен не глядя вытащить из каждой стопки по одной карточке и соединить полученные слова вопросом: «Что было бы, если...?» Например, из первой стопки вытащено слово «утюг», а из второй — «мечтать». Ребенок должен задать вопрос: «Что было бы, если бы утюг стал мечтать?» — и придумать на него как можно больше ответов.

В дальнейшем можно постепенно увеличивать количество карточек в каждой стопке, менять слова.

Можно придумать множество заданий такого типа: например, во время прогулки: «Представьте, что мы заблудились», «Вообразите, что мы в разведке», «Мы на необитаемом острове», «Мы открыли неизвестную планету». Дети с готовностью и радостью разыгрывают сюжет, подсказанный взрослым. Ему остается только тактично, осторожно направлять эту буйную фантазию, учить ребят контролировать свое воображение, сверять с действительностью.

5. «Придумай продолжение сказки». Упражнение может выполняться с группой детей. Этот прием предложен педагогом М. Карнe. Взрослый начинает рассказывать новую, незнакомую детям сказку. Желательно, чтобы героем этой сказки был ребенок того же возраста, что и слушатели. В критический момент жизни героя, в тот момент, когда с ним что-то произошло или он должен принять решение, рассказ прерывается и детям предлагается придумать как можно больше вариантов того, что бы они подумали или сделали на месте героя.

Затем взрослый задает вопрос о последствиях того, что произошло с героем, принятии им решения. Важно побудить детей дать как можно больше вариантов ответа.

После этого взрослый рассказывает конец сказки и предлагает детям подумать, чем еще она могла бы закончиться.

Выделяются следующие характеристики, которые позволяют судить о том, что ребенок, выполняющий задания такого типа, действительно фантазирует, включен в процесс творчества:

— ребенок подробно и четко формулирует новые идеи, развивающие сюжет;

— ведет активный диалог со взрослым, задает уточняющие содержание вопросы;

— дает подробное описание содержания и объектов сказки;

— вводит новых героев;

— меняет направление развития сюжета;

— демонстрирует хорошую память;

— использует жесты и мимику;

— проявляет высокий уровень речевой активности.

6. Упражнение «Завершение рассказа». Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...»

7. Сочинение сказок, историй. Школьникам предлагается придумать сказку или рассказ с каким-нибудь заданным героем — живым существом (например, балериной, полководцем, маленьким лисенком, вылезшим из норы) или предметом (например, окном, компьютером или старым чемоданом). Школьник должен придумать, что случится с этим персонажем, о чем мог бы рассказать этот человек, предмет или животное.

8. Сочинение рассказа по отдельным словам. Например:

а) ветер, солнце, тропинка, снег, ручьи, птицы;

б) девочка, дерево, птица;

в) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.

Нужно составить связный рассказ или сказку, используя эти слова. Это задание дети могут выполнять в группе. По результатам его выполнения учитель может узнать об особенностях развития воображения школьников.

Например, ученикам IV класса предложили написать сочинение на тему «Весна» и дали слова, представленные в пункте «а». Слова наталкивали на традиционное описание весны.

Многие дети так и написали: «Наступила весна. Солнце стало уже пригревать. Ветерок дует ласковый, а не холодный. Снег уже растаял, и теперь бегут веселые ручейки. Воробьи купаются в лужицах и ручейках. Скоро прилетят перелетные птицы».

Сказано все, что обычно говорится о наступлении весны, все слова использованы — и ничего от себя, от личного впечатления. Подобные сочинения не помогают развитию воображения, а, наоборот, способствуют созданию и закреплению определенных штампов. Такое «правильное» сочинение должно вызвать тревогу у учителя, потому что свидетельствует о неразвитости воображения ученика.

В сочинениях других детей проявлялись и воображение, и личное отношение.

Например: «Меня разбудило солнце. Я оглянулся, увидел вокруг почерневший снег, увидел, как я сверкаю серебром на этом снегу, и вдруг подумал: «Кто я?» Пока я спал, я забыл об этом. В это время налетел ветер. Я спросил у него: «Кто я?» Но ветер ничего не ответил, только захохотал и полетел дальше. Тогда я спросил у тропинки, которая бежала рядом со мной, но она тоже ничего мне не ответила. в это время пролетавшие птицы приземлились и стали пить мою воду. «Кто я?» — спросил я у них. «Разве ты не помнишь? — удивились птицы. — Ты ручеек. Посмотри, вокруг много твоих братьев». Я всмотрелся вдаль и увидел много ручьев. Я быстрее побежал к ним, и мы стали играть».

При анализе сочинений важно учитывать:

— оригинальность, необычность образов воображения;

— количество интересных идей, предложенных ребенком;

— эмоциональность, выражение личного отношения;

— детализированность образов;

— трудности, испытываемые ребенком при составлении истории;

— быстроту воображения (сколько времени потребуется ребенку, чтобы придумать самостоятельный сюжет).

Можно ограничить время выполнения детьми задания — 5—10 мин.

9. Игра «На что это похоже?». Развитию воображения способствует также развитие у детей умения понимать метафоры и создавать новые. Ведь для того чтобы понять метафору и тем более создать ее, необходимо научиться переносить свойства одного предмета на другой, сопоставлять свойства разных предметов.

Для развития этого умения ребенку можно предложить объяснить, что означает та или иная метафора, та или иная пословица. Для этого хорошо использовать игру «На что это похоже?». В эту игру могут играть несколько человек. Один — водящий. Он выходит из комнаты, а остальные задумывают какого-нибудь реального человека, персонаж или предмет.

Водящий должен угадать, что именно было задумано, задавая вопросы типа: «На какой цветок это похоже?», «На какую погоду это похоже?», «На какую марку машины это похоже?» и т. п.

10. Игра «Нелепицы» также состоит в обучении детей пониманию и интерпретации нелепиц и их самостоятельному придумыванию.

11. Игра «Необычное использование». Детям предлагается представить как можно больше способов использования какого-либо известного предмета (например, большой пластиковой бутылки из-под воды или веревки). Подобные задания входят в тест творческого мышления Дж. Гилфорда.

12. Упражнение «Музыкальные инструменты». Посмотреть на вещи, лежащие на парте или в портфеле, и решить, какие из них могут быть использованы как музыкальные инструменты, и сыграть на них.

13. Упражнение «Поделки». Сделать поделки, использовав один и тот же предмет в разных функциях (например, скорлупу грецкого ореха как лодочку, панцирь черепахи, шапочку и т. п.).







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.