Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирование целей угольного предприятия





В настоящее время угольная отрасль России испытывает значительные финансовые трудности, вызванные изменяющимися мировыми экономическими кризисами. Это в определенной мере налагает отпечаток на деятельность горнодобывающих предприятий. Широкомасштабные рыночно ориентированные структурные преобразования в отрасли существенно изменили экономические связи горных предприятий.

Из-за изменения собственности на средства производства нарушились связи в формировании и распределении финансовых ресурсов. Непосредственному участнику производства отводится лишь достижение высоких технико-экономических показателей при слабой связи с конечными финансовыми результатами.

По мере перехода к динамичным рыночным отношениям в условиях ожесточившейся конкуренции и нестабильности прогнозов состояния топливно-энергетического рынка перед собственником предприятия возникает задача распределения ресурсов по тем направлениям, где они могут обеспечить наиболее высокое расширенное воспроизводство и создать условия для развития предприятия. В ходе ее решения формируется набор вариантов или сценариев развития, выбор наиболее предпочтительного из которых должен определяться на основе установленных критериев с учетом целей и задач предприятия и может стать основой разработки процесса подготовки вновь вводимых очистных забоев в стратегии развития предприятия. [2]

На угольных предприятиях Кузбасса в результате реструктуризации проведены существенные изменения в технической и экономической политике. Основные направления реструктуризации позволили на горных предприятий исключить убыточность, повысить производительность труда, но привело к резкому сокращению численности работающих. Особенно это коснулось районов, где технология и механизация подземных горных работ не отвечало современным требованиям. Возникла необходимость в создании новых рабочих мест. Для снижения социальной напряженности наибольший вклад внес филиал ОАО "СУЭК-КУЗБАСС", который постоянно совершенствует техническую и экономическую политику. Строительство новых шахт позволило трудоустроить большинство рабочих.

На горных предприятиях филиала более 80 % угля добываются подземным способом на шахтах, работающих по системе "Шахта-пласт" с высоким уровнем механизации. В этих условиях возникают нестабильные потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Модель экономической системы горного предприятия базируется на ресурсах, формируемых за счет внешних и внутренних источников и направленных на главную цель − постоянное пополнение доходов от производства и реализации основной продукции деятельности и их использование для текущего и инвестиционного финансирования (рис.1).

Рисунок 1. Модель функционирования экономической системы предприятия.



 

В условиях частной собственности основные цели шахт формируются угольной компанией. Для осуществления главной цели она направляет деятельность структурных единиц на увеличение объемов производства с минимальными затратами всех видов ресурсов. Поэтому для шахты все цели направлены на экономию поставленных компанией ресурсов. Для повышения объемов прибыли необходимо снижать себестоимость за счет улучшения использования основных фондов (ОФ), оборотных средств (ОС), экономии затрат живого труда, повышения производительности труда. Это может быть достигнуто посредством принятия эффективных решений в управлении производственными процессами (рис.2).

 

 

Рисунок 2. Цели горного предприятия в системе компании.

 

Таким образом, формирование и распределение целей среди структурных подразделений позволяет угольной компании достигать высоких экономических и финансовых показателей. [3]

Инновационные площадки

Решение существующих проблем требует реализации с помощью программных методов системы мер, направленных на превращение инновационной составляющей в ведущий фактор конкурентоспособности всех сегментов региональной экономики. Положительный эффект возможен только при инициировании и поддержке стратегии инновационного развития Кемеровской области органами государственной власти и координации усилий всех участников инновационного процесса.[4]

Участниками инновационного процесса в Кемеровской области, способными при этом выступить в качестве субъектов реализации Концепции инновационного развития Кемеровской области, являются:

1)предприятия - субъекты инновационной деятельности: высокотехнологичные компании, ассоциации фирм наукоемкого бизнеса (Кузбасская ассоциация переработчиков отходов), клубы инноваторов;

2) органы государственной власти Кемеровской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области; федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО "Российская венчурная компания", а также иные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, зарегистрированные в порядке, предусмотренном законодательством;

3) организации региональной инновационной инфраструктуры, включая перспективно заявляемые структуры: венчурный фонд, Фонд посевного инвестирования, Кузбасский технопарк, центры трансфера технологий, а также фонды поддержки малого и среднего бизнеса, поддержки молодежных инициатив, инвестиционные агентства, организации банковского сектора, представительства крупных иностранных компаний и фирм;

 

4) субъекты научной и научно-технической деятельности: научные организации, образовательные учреждения, ЦНТИ и прочие.

 

Региональным представителем Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере является Кузбасский технопарк.
Кроме того, специфическими игроками на региональном уровне выступают такие организации, как Кузбасская торгово-промышленная палата, общественная палата Кемеровской области, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (Кемеровостат) и др.
В качестве предпринимательских субъектов инновационной деятельности в Кемеровской области выступают несколько категорий внедренческих предприятий.

В соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" в вузах Кемеровской области на 01.01.2013 было создано 46 малых инновационных предприятий.

 

Инновационная система Кемеровской области обеспечена достаточно развитой инновационной инфраструктурой: с 2008 года действует Кузбасский технопарк, который включает центр трансфера технологий, экспертный совет, молодежный экспертный совет. Кузбасский технопарк является официальным представителем Фонда развития малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника) и венчурным партнером ОАО "Российская венчурная компания".[5]

В реестр резидентов Кузбасского технопарка на 01.01.2014 внесено 27 инновационных организаций. Кроме того, в здании бизнес-инкубатора Кузбасского технопарка, официальное открытие которого состоялось 15.04.2011 при участии Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, размещено 34 инновационных компании, не считая сервисных организаций. В бизнес-инкубаторе инновационным компаниям на стадии инкубирования офисные помещения и значимые для бизнеса элементы материально-технической базы предоставляются на льготных условиях. К услугам сервисных организаций резиденты имеют доступ по ценам на 20 - 30 процентов ниже рыночных.

Всего же в здании (общей площадью более 11 тыс. квадратных метров) созданы все необходимые условия для размещения порядка 100 инновационных и сервисных компаний.

Таким образом, с учетом носителей официального статуса резидентов Кузбасского технопарка, инновационных компаний, базирующихся в бизнес-инкубаторе, и предприятий, созданных в рамках Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности", в Кемеровской области насчитывается порядка 110 высокотехнологичных внедренческих компаний.

Рост численности инновационных предприятий во многом стал результатом работы исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, бизнес-сообществ и общественности в целом в направлении создания благоприятной инновационной среды в регионе. Действующая в Кемеровской области система законов и иных нормативных правовых актов, посвященная государственной поддержке инновационной деятельности, позволяет говорить о наличии гибкого пакета мер содействия и защиты интересов инноваторов.

Помимо мер, предусмотренных областными законами, региональный бюджет осуществляет поддержку внедрения инновационных технологий через реализацию ряда специально разработанных и принятых программ.

Программа научного и технологического обеспечения социально-экономического развития Кемеровской области принята 03.02.2009 на совместном заседании Коллегии Администрации Кемеровской области и президиума СО РАН, одобрена распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2009 N 68-р "О содействии в реализации Программы научного и технологического обеспечения социально-экономического развития Кемеровской области" и включает 118 проектов разной степени готовности по 16 приоритетным направлениям. Тематика представленных проектов: глубокая переработка угля; научное и технологическое обеспечение развития химии и углехимии; развитие Западно-Сибирского металлургического комплекса, обеспечение производства машин и оборудования для добычи полезных ископаемых; проекты развития городских агломераций Кемеровской области; анализ состояния и выработка рекомендаций для решения демографических и экологических проблем Кемеровской области; вопросы повышения эффективности фундаментальной и прикладной науки Кузбасса.

Порядка 35 проектов принадлежат к группе "А" - разработки высокой инновационной готовности для реализации в опытно-промышленном и промышленном масштабе. В целях обеспечения взаимосвязи мероприятий по созданию благоприятной среды для субъектов инвестиционной и инновационной деятельности и обеспечению проведения последовательной и эффективной инновационной политики исполнительными органами государственной власти Кемеровской области и органами местного самоуправления в качестве комплексного плана действий разработана подпрограмма Государственной программы "Стимулирование инноваций".Основные мероприятия подпрограммы: разработка и совершенствование мер стимулирования проведения научно-исследовательских и проектно-изыскательных работ; создание технопарка в сфере высоких технологий на территории Кемеровской области; создание инновационно-образовательного комплекса в рамках технопарка в сфере высоких технологий на территории Кемеровской области; организация разработки проектной документации инновационных проектов. Реализация подпрограммы позволит сконцентрировать ресурсы на решении ключевых научных и технологических проблем, а также будет способствовать повышению роли науки и технологий в развитии Кемеровской области.[6]

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.