Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Субъекты малого и среднего предпринимательства





К субъектам малого предпринимательства относятся:

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Понятие предпринимательской среды. Внешняя и внутренняя предпринимательская среда.

Предпринимательство может разви­ваться при наличии в стране определенных внешних и внутрен­них факторов (условий), в совокупности обеспечивающих благо­приятные возможности для развития цивилизованного преуспе­вающего предпринимательства, т. е. если сформирована опреде­ленная предпринимательская среда.

Под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы, предпринимателя и требуют принятия решений, направленных на их устранение либо на приспособление к ним.

Предприниматели функционируют в определенных условиях, составляющих в совокупности предпринимательскую среду, кото­рая и представляет интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпри­нимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров и получении прибыли (дохода).

Как интегрированная сложная систе­ма, предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, как правило, не зависимую от самих предпринимателей, так и внут­реннюю, которая формируется непосредственно самими предпри­нимателями.

Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (эко­номических) отношений, создания благоприятного общественно­го и государственного менталитета, формирования рынка как сре­ды существования (деятельности) предпринимателей и других важ­нейших условий.

Известные ученые, занимающиеся исследованиями благопри­ятных условий развития предпринимательства, считают, что эф­фективная предпринимательская среда должна обеспечивать ци­вилизованным и законопослушным предпринимателям необхо­димые экономические свободы, как первое и определяющее условие развития предпринимательства, а вторым условием явля­ется развитие организационно-хозяйственного новаторства.

Состояние внешней предпринимательской среды имеет опреде­ляющее влияние на развитие предпринимательства в стране в це­лом, в отдельных регионах.

Различают внутреннюю и внешнюю предпринимательскую среду.

Под внешней предпринимательской средой понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде и оказывающие не нее воздействие, то есть, прямо или косвенно влияющие на становление и развитие пред­принимательства. Внешняя среда по отношению к предпринимате­лям является средой объективной и действует независимо от их желаний.

Чтобы добиваться успехов, предприниматели должны хо­рошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей дея­тельности предвидеть их влияние на конечные результаты своего бизнеса. Как следует из учений классиков экономической теории, базой предпринимательской деятельности являются знания об ос­новных условиях и факторах внешней среды.

Различают факторы прямого и косвенного воздействия:

1) характер и состояние рыночных отношений; 2) хозяйственные связи фирмы – факторы прямого воздействия.

3) регулирование предпринимательской деятельности; 4) общеэкономические; 5) общеполитические – факторы косвенного воздействия.

Считается, что наиболее быстрые изменения во внешней среде затрагивают прежде всего такие отрасли, как фармацевтическая, химическая, электронная, авиационно-космическая, производство компьютеров, биотехнологии, телекоммуникаций. Здесь оказывают воздействие прежде всего такие факторы, как изменения технологии и методов конкурентной борьбы.

Менее заметные изменения во внешней среде происходят в машиностроении, производстве запчастей к автомобилям, в кондитерской, мебельной промышленности, производстве тары и упаковочных материалов, пищевых консервов.

Внешняя предпринимательская среда включает следующие под­системы:

- экономическое положение в стране и регионах;

- политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства;

- правовая среда, четко устанавливающая права, обязаннос­ти, ответственность предпринимателей и других субъек­тов рыночной экономики;

- государственное регулирование и поддержка предпринима­тельства;

- социально-экономическая обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей), уровнем без­работицы;

- культурная среда, обусловленная уровнем образования на­селения, обеспечивающая возможность заниматься опреде­ленными видами предпринимательского бизнеса;

- научно-техническая, технологическая среда;

- наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных ви­дов деятельности;

- физическая среда, связанная с климатическими (погодны­ми) условиями, влияющими на процесс функционирова­ния предпринимательских организаций;

- отсутствие проявления природных катаклизмов;

- институционально-организационная среда, свидетельству­ющая о наличии достаточного числа организаций, обеспе­чивающих возможность осуществления коммерческих опе­раций, деловых связей и т. д.

 

Внутренняя предпринимательская среда - это определенная совокупность внутренних условий функци­онирования предпринимательской организации

Под внутренней средой понимается хозяйственный механизм фирмы, включающий управление, направленное на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Здесь рассматривается глобальная структура фирмы, охватывающая все основные производственные подразделения и предприятия (фирмы), вспомогательные: финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму.

 

Предпринимательский успех зависит от многих факторов, среди которых важнейшим является внутренняя предпринимательская среда.

В значительной мере внутренняя предпринимательская среда носит субъективный харак­тер: она напрямую зависит от самого предпринимателя, его компе­тентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса.

К внутренней предпринимательской среде следует отнести следующие подсисте­мы (факторы):

- наличие необходимого объема собственного капи­тала, правильный выбор организационно-правовой формы фирмы;

- выбор предмета деятельности;

- подбор команды партнеров;

- знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследо­ваний;

- подбор кадров и управление персоналом, его мотивирован­ное материальное стимулирование;

- механизм сохранения предпри­нимательской тайны и др.

- четкое со­блюдение предпринимателями и наемными менеджерами законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида биз­неса или соответствующей организационно-правовой формы пред­принимательской организации.

Особое значение для успешной предпринимательской деятель­ности имеют разработка обоснованного бизнес-плана, предвиде­ние и расчет последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, раз­работка и внедрение обоснованной стратегии развития фирмы.

Как уже указывалось, добиваться успеха будут только те предприниматели, которые постоянно повышают свои знания, хорошо знают правовой механизм организации и ведения бизнеса, умеют совершать сделки, заключать предпринимательские договоры, имеют долгосрочную обоснованную цель, поддерживаемую всеми работниками, в фир­мах которых налажена железная дисциплина, которые сами много и плодотворно трудятся, советуются с подчиненными, а затем при­нимают обоснованные решения, нацеленные не на сиюми­нутный успех, а на долгосрочную перспективу.

Несомненно, практический интерес для предпри­нимателей представляет опыт формирования внутренней предпри­нимательской среды японского предпринимателя К. Татеиси, о ко­тором он рассказал в своей книге «Вечный дух предприниматель­ства». Суть эффективного, рационального менеджмента в компа­нии «Омрон», позволяющего добиваться успехов, по Татеиси, зак­лючается в том, чтобы предоставить каждому работнику возмож­ность достаточно заработать, чувствовать удовлетворение от своего труда и участвовать в управлении предприятием. В уважении к лично­сти проявляется высшая суть гуманизма менеджмента. По утверж­дению автора, между рационализмом и гуманизмом нет никаких противоречий. К примеру, если рациональной целью для вас явля­ется сокращение издержек производства, то успеха вы не добьетесь до тех пор, пока не создадите благоприятных условий для ваших работников, чтобы они могли сами решить данную проблему. Важ­ное место в менеджменте компании «Омрон» занимают мотивация работников, создание такого производственного, управленческого климата, чтобы каждый работник смог в полной мере проявить свой талант. «В нашей компании занято около 15 тысяч человек, – пишет Татеиси. – Это означает, что мы имеем дело не просто с 15 тысячами людей, а с 15 тысячами различных подходов к жизни и работе, с 15 тысячами различных уровней образования и опыта, амбиций и характеров.

Для меня идеальным местом работы представляется то, где ца­рит хорошее настроение, где кипит работа. Рабочее место должно излучать радость и покой и для самого работника, и для посетителя. Это ведет и к росту продуктивности, и к улучшению самочувствия людей, занятых работой. Пристального внимания заслуживает та­лант каждого служащего. В конечном счете успех любой работы за­висит от способностей человека и от умения применить эти спо­собности. Для нас главное – талант как таковой, независимо от сферы его проявления».

Важными в механизме совершенствования управления компани­ей являются такие факторы, как внедрение гибкой структуры пред­приятия, реорганизация органов управления, внедрение принципа децентрализации управления, создание малых фирм, наделение их новыми правами и ответственностью. Так, на руководителя низовых подразделений компании были возложены «обязанности, весьма сход­ные с обязанностями президента компании средней руки», в ре­зультате низовое подразделение приобрело статус как бы независи­мой компании среднего размера со всеми обязанностями, правила­ми и мотивацией, что приносит положительные результаты.

Большую роль в совершенствовании менеджмента компании «Омрон» сыграло внедрение в практику управления понятия «пред­приятие – слуга общества» в виде девиза компании: работать во имя лучшей жизни, лучшего мира для всех.

Следование этому девизу позволяло руководству компании вне­дрить рациональный менеджмент, расширять деловую активность всех подразделений компании, совершенствовать организацию производ­ства, обновлять выпускаемую продукцию, увеличивать объемы про­даж и получать больше прибыли, а на этой основе совершенствовать материальное стимулирование всех работников. В компании проведе­на корпоративная реконструкция, в основе которой лежали две глав­ные идеи: приблизить администрацию к реальным условиям работы и создать в разумном объеме несколько предприятий, которым пре­доставлена полная самостоятельность и которые действуют в рамках компании как определенные небольшие фирмы. Эта реконструкция позволяет развивать предпринимательское управление, чему в нема­лой степени способствовало провозглашение трех лозунгов: «Прода­ет каждый!», «Реагировать немедленно!», «Действовать молниенос­но!». По этому поводу К. Татеиси пишет: «Каждое утро вместо того, чтобы по обычаю приветствовать друг друга, все наши работники должны были повторять эти лозунги, чтобы перед работой зафикси­ровать в своем сознании эти заповеди».

Задачей менеджмента в сфере производства является совершен­ствование управления всеми процессами производства продуктов, но менеджеру необходимо овладеть механизмом прогнозирования, планирования процесса производства. По мнению К. Татеиси, пред­приниматель должен взять себе за правило прогнозировать будущее и соответственно регулировать деятельность своей компании, ис­пользуя обратные связи.

Для того, чтобы вывести компанию на дорогу успеха, необходи­мы, по мнению К. Татеиси, следующие условия (факторы):

1) выработка четкого кредо компании;

2) соотношение целей компании с естественным поведением людей (человеческий фактор);

3) распределение доходов;

4) характерный дух (и совместная собственность);

5) понятие всеобщей заинтересованности (сопричастность);

6) перспективный рынок сбыта (новые товары);

7) оригинальная технология;

8) эффективное руководство.

В послесловии книги «Вечный дух предпринимательства» К. Татеиси подчеркивает, что самым важным достижением «Омрона» является создание духа соревновательности, который позво­лил компании в течение десятилетий без страха глядеть в будущее. Философия управления «Омрона» основывается на следующих ос­новных составляющих.

1. Четыре характерные черты идеального места работы:

а) привлекательный вид места работы;

б) талантливые работники;

в) удовлетворение вкусов покупателя;

г) вознаграждение за труд и усердие.

2. Три главные линии менеджмента:

а) изучать запросы покупателя;

б) по достоинству оценивать каждого работника;

в) поощрять дух соревновательности.

3. Три основные краткосрочные цели:

а) восстановить структуру прибыли;

б) создать инфраструктуру, отвечающую требованию нового общества;

в) оживить корпоративную организацию.

4. Пять принципов оперативной деятельности:

а) все действия определяются среднесрочными и долгосрочны­ми планами;

б) ориентация на приоритеты;

в) реальные сроки выполнения операций;

г) тотальная оптимизация;

д) отношения на принципах честности и скромности.

Рекомендуем читателям познакомиться с книгой К. Тате­иси «Вечный дух предпринимательства», что позволит сформиро­вать эффективную внутрипредпринимательскую среду, позволяю­щую избежать многих ошибок и добиваться успеха.

Особая роль во внутренней предпринимательской среде принадлежит отлаженному механизму хозяйствования и организации производства на предприятии, однако это уже самостоятельная тема.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.