Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….  
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………………  
2. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ……………………………..................  
3. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ…………………………………………………………………… 3.1. Общие требования………………………………………………… 3.2. Требования к содержанию структурных элементов выпускной квалификационной работы……………………………………………    
4. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ..…………………………………… 4.1. Общие рекомендации……………………………………………... 4.2. Правила представления текстового материала…………………. 4.3. Оформление таблиц, рисунков и формул……………………….. 4.4. Оформление ссылок………………………………………………. 4.5. Оформление приложений…………………………………………    
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….. Приложение А. Заявление обучающегося об утверждении темы выпускной квалификационной работы………………………………… Приложение Б. Форма титульного листа выпускной квалификационной работы……………………………………………… Приложение В. Форма задания на выпускную квалификационную работу……………………………………………………………………...      
Приложение Г. Правила составления библиографического описания выпускной квалификационной работы………………………. Приложение Д. Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу………………………………………………. Приложение Е. Рецензия на выпускную квалификационную работу……………………………………………………………………...      
   

 

ВВЕДЕНИЕ

Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) является заключительным этапом освоения основной профессиональной образовательной программе высшего образования (далее ОПОП ВО) и согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования входит в государственную итоговую аттестацию. Цель ВКР - систематизация, обобщение и закрепление теоретических знаний, практических умений и завершение формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающегося.

Выпускная квалификационная работа – это самостоятельное, логически завершенное исследование, связанное с решением актуальной научно-практической задачи. Она имеет научно-исследовательскую направленность, а также содержит элементы учебного проектирования (программы, модели, методики) для конкретного объекта исследования. ВКР свидетельствует о способности автора систематизировать и использовать полученные теоретические и практические знания по дисциплинам базовой и вариативной части учебного плана ОПОП ВО по направлению подготовки / специальности.

Основной задачей выполнения ВКР является выявление:

– уровня сформированности компетенций обучающегося по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры;

– умения изучать и анализировать источники литературы в области научного исследования;

– способности самостоятельно проводить научные исследования, выполнять проектные работы, систематизировать и обобщать фактический материал;

– умения самостоятельно обосновывать выводы и практические рекомендации по результатам проведенных исследований.

В пособии изложены основные методические подходы к выполнению, оформлению и защите ВКР.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями следующих документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2015);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.06.2015 г. № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры»;

- Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) (далее – ФГОС ВО);

- Приказ Ректора ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» от 31.12.2014 г. № 94 об утверждении Положения о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»;

- Приказ Ректора ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» от 25.02.2016 г. № 107 об утверждении «Регламента использования системы «Антиплагиат» в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского».

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Выполнение ВКР является завершающим этапом освоения ОПОП ВО на соответствующих образовательно-квалификационных уровнях. Содержание ВКР и уровень ее защиты рассматриваются как основной критерий при оценке уровня профессиональной подготовки обучающегося и качества реализации образовательной программы.

ВКР по образовательной программе бакалавриата представляет собой законченное исследование на заданную тему, написанную лично обучающимся под руководством научного руководителя, содержащее элементы научного исследования и свидетельствующее об умении обучающегося работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, демонстрируя владение общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, сформированными при освоении образовательной программы.

ВКР по образовательной программе специалитета представляет собой законченное исследование на заданную тему, позволяющее в комплексе оценить знания по специальности и соответствие квалификационным требованиям, проведенное лично обучающимся под руководством научного руководителя; ВКР свидетельствует о способности обучающегося к систематизации и использованию полученных во время обучения теоретических и практических знаний по дисциплинам базовой и вариативной части учебного плана ОПОП ВО при постановке и решении разрабатываемых в ВКР вопросов и проблем, а также степени готовности обучающегося к самостоятельной практической работе по специальности в соответствии с полученной квалификацией.

ВКР по образовательной программе магистратуры представляет собой законченную самостоятельную научно-исследовательскую работу, выполненную лично обучающимся под руководством научного руководителя. ВКР свидетельствует о способности обучающегося самостоятельно вести научный поиск, используя теоретические знания и практические навыки и умения, в соответствии с проблематикой уметь проектировать научные исследования.

Порядок утверждения тем ВКР. Обучающемуся предоставляется право выбора темы ВКР или предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки. Темы ВКР должны быть актуальными, соответствовать направленности ОПОП ВО, современному состоянию и перспективам развития науки, научным школам, решать актуальные проблемы Крымского федерального округа. Тематика ВКР определяется выпускающими кафедрами и утверждается ученым советом факультета.

Научное руководство ВКР. При подготовке ВКР каждому обучающемуся назначается научный руководитель и, при необходимости, консультант. Научными руководителями ВКР назначаются профессора, доценты и научные сотрудники университета или, при необходимости, научные сотрудники других учреждений и предприятий.

Научный консультант – специалист в узкой научно-производственной области, по которой требуются дополнительные консультации.

Закрепление за обучающимися тем ВКР, назначение руководителя и консультантов осуществляется приказом ректора.

Научное руководство ВКР включает:

- оформление научным руководителем задания на ВКР;

- оказание помощи обучающемуся в разработке календарного графика работы на весь период выполнения ВКР;

- рекомендации по источникам литературы по теме;

- проведение систематических консультаций по ходу выполнения ВКР;

- проверку ВКР, оценку ее готовности к защите;

- написание отзыва на ВКР.

Допуск обучающегося к защите ВКР осуществляется после размещения текста ВКР в электронно-библиотечной системе Университета и проверки содержания ВКР в системе «Антиплагиат» на отсутствие неправомочных заимствований.

ВКР, выполненные по завершении освоения образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры, подлежат рецензированию. Рецензентом может быть специалист по профилю рецензируемой ВКР, определяющий на основании анализа текста ВКР уровень выполнения требований к подготовке бакалавра, специалиста или магистра, который не является сотрудником кафедры, осуществляющей руководство ВКР. Рецензент ВКР должен иметь ученую степень.

При рецензировании ВКР исходят из того, что обучающийся должен уметь:

− формулировать цель и задачи исследования;

− составлять план исследования;

− вести библиографический поиск с применением современных информационных технологий;

− использовать современные методы научного исследования, модифицировать имеющиеся и разрабатывать новые методы, исходя из заданий конкретного исследования;

− обрабатывать полученные данные с использованием информационных технологий, анализировать и синтезировать их на базе известных литературных источников;

− оформлять результаты исследований в соответствии с современными требованиям.

ВКР является самостоятельной работой обучающегося, на основании которой Государственная экзаменационная комиссия принимает решение о присвоении ему соответствующей квалификации. Основными критериями оценки качества ВКР являются её актуальность, научная новизна и прикладное значение.

Для того чтобы достичь поставленных целей и реализации задач обучающемуся необходимо:

− с научным руководителем обсудить тему, выделить актуальность, определить новизну;

− проанализировать библиографические источники по теме исследования, обобщив собранный материал;

− проанализировать особенности функционирования предмета исследования, установить их закономерности;

− обосновать принципиально новые или применить существующие решения проблем, имеющих отношение к объекту исследования;

− квалифицированно и логично изложить результаты самостоятельных исследований по избранной теме, сопроводив их необходимыми иллюстративными и объяснительными материалами.


2. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Первый этап – установочный. Состоит в выборе темы и определении методологического аппарата исследования.

В результате выполнения первого этапа обучающийся составляет план исследования (исследовательский проект).

Выбор темы осуществляется обучающимся самостоятельно из списка рекомендованных тем, утвержденного на кафедре. Формулировка темы ВКР согласовывается с научным руководителем. Закрепление за обучающимся темы и научного руководителя работы осуществляется по его личному заявлению (приложение А) и представлению кафедры, и оформляется приказом ректора университета.

Формулировка темы должна быть четкой и ясной. Тема ВКР должна отражать актуальные проблемы науки, решение которых будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности обучающегося.

Первый этап работы завершается выбором методов исследования. Под методом понимается способ решения исследовательской задачи, способ изучения явления. Выбранная методология исследования должна способствовать рациональному достижению результатов.

Второй этап – исследовательский. На этом этапе обучающийся выполняет исследовательскую часть работы на основе составленного плана исследования, с использованием выбранных методов, методик, технологий.

Важной составляющей выполнения ВКР является знакомство с опубликованной по данной теме литературой и анализ имеющегося фактического материала. Необходимо целеустремленно искать литературные и фактические источники по выбранной теме и глубоко осмысливать тот материал, который содержится в публикациях специалистов. Для полноценного исследования необходима научная преемственность, то есть обучающийся, работая над исследованием, обязан пользоваться опытом, уже накопленным наукой по данной проблеме, в данной сфере знаний. Необходимо обратить внимание на дискуссионные аспекты темы, на противоречия, имеющиеся во взглядах разных авторов, несогласованность различных нормативных и инструктивных материалов, рекомендаций практиков, ученых по тому либо иному вопросу.

Работу над обзором литературы стоит начинать с информационного поиска, список источников, которые рекомендуются, обучающийся может выбрать самостоятельно или при помощи руководителя работы. Изучая материал темы, обучающийся может зафиксировать основные положения, выписать цитаты со ссылкой на источники. Отобранные данные обучающийся группирует по разделам. По каждому из вопросов излагаются данные различных авторов, дается их сравнительный анализ, выясняются возможные противоречия, формулируются обобщающие заключения из обзора.

Для ознакомления с современными публикациями отечественных и зарубежных авторов, связанных с тематикой работы, целесообразно также воспользоваться научными базами данных компьютерной сети Internet (монографии, авторефераты кандидатских и докторских диссертаций, научные периодические издания, электронные библиотечные системы).

Результаты теоретических и практических исследований анализируются и обобщаются. Итог выполнения второго этапа – рабочие материалы: текстовые, графические, табличные и другие.

Третий этап – систематизация материалов, написание текста и оформление выпускной работы. На основе разработанного плана изложения и в соответствии с требованиями обучающийся оформляет полученные результаты исследования.

Наиболее характерной особенностью письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Научное изложение, которое выполняется так называемым, академическим (подвидом научного) стилем, состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Стиль научной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение ведется от третьего лица, так как все внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Не употребляются формы первого и второго лица местоимений единственного числа. Авторское "я" отступает на второй план. Стало неписаным правилом, когда автор выступает во множественном числе и вместо "я" употребляет "мы", считая, что выражение авторства как формального коллектива придает большую объективность изложению. Выражение авторства через "мы" позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. Став фактом научной речи, местоимение "мы" обусловило целый ряд новых значений и производных от них оборотов, в частности, с притяжательными местоимениями (например, "по нашему мнению"). Однако нагнетания этого местоимения в тексте следует избегать. Для этого употребляется форма изложения от третьего лица (например, "автор полагает..."). Аналогичную функцию выполняют предложения со страдательным залогом (например, "Разработан комплексный подход к исследованию...").

Руководитель систематически проводит консультации поотдельным разделам работы, оценивает ход и результаты выполнения индивидуального плана.

Законченная ВКР подается научному руководителю в печатном и электронном виде. После подачи завершенной работы и графического материала к ней руководитель проверяет работу и пишет на нее отзыв.

ВКР должна пройти процедуру рецензирования и проверку на отсутствие неправомочных заимствований согласно Регламенту использования системы «Антиплагиат» в ФГАООУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».

К моменту утверждения работы заведующим кафедрой и допуска обучающегося к защите она должна быть переплетена, на титульной странице должны стоять подписи обучающегося, руководителя работы, заведующего кафедрой. Документы (рецензию и отзыв руководителя) нужно положить в конверт, а конверт приклеить к внутренней стороне твердой обложки. После подписи заведующего кафедрой работа, документы остаются на кафедре до дня защиты.

Четвертый этап – представление ВКР и ее предварительная защита. Этот этап чрезвычайно важен в образовательном и организационном отношении. В результате обсуждения представленных материалов на заседании кафедры выявляются наиболее слабые части ВКР, появляется возможность выявить и устранить ошибки, осмыслить те положения, которые необходимо уточнить. По результатам предварительной защиты с учетом основных замечаний проводится доработка текста ВКР, его иллюстраций и приложений.

Пятый этап – защита ВКР. К защите работы допускаются обучающиеся, которые выполнили все требования индивидуального плана и учебной программы.

Законченная работа, подписанная обучающимся, руководителем, с необходимыми документами направляется заведующему кафедрой на подпись.

В Государственную экзаменационную комиссию, кроме ВКР, представляются документы:

- отзыв научного руководителя (приложение Д);

- рецензия (приложение Е).

Отзыв научного руководителя

Рекомендовано включить в отзыв руководителя следующие сведения:

- о работе обучающегося в период подготовки ВКР (добросовестность, работоспособоность, ответственность, аккуратность и т.п.);

- о соответствии содержания ВКР целевой установке;

- о научном уровне, полноте, качестве и новизне разработки темы;

- о степени инициативности обучающегося;

- об умениях и навыках, полученных обучающимся в процессе работы (умение работать с литературой, навыки анализа полученных результатов, обобщения, умения делать научные и практические выводы и т.д.);

- об области возможного использования результатов ВКР или ее апробации;

- о результатах проверки работы на предмет выявления использования заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источник заимствования.

В отзыве определяется уровень сформированности требуемых компетенций и возможность представления к защите в ГЭК.

Рецензия

Рецензия представляется в одном экземпляре. Текст может быть рукописным или напечатанным. Личная подпись рецензента должна быть заверена печатью организации, где работает рецензент.

Рецензия должна содержать объективную оценку ВКР. Рекомендовано отразить в рецензии следующее:

- актуальность темы, полноту и качество выполнения задания;

- соответствие поставленных задач и результатов исследования;

- научную, техническую, экономическую целесообразность проведенных исследований;

- наличие элементов исследовательского характера, умение анализировать, обобщать и делать выводы;

- достоинства и недостатки ВКР;

- качество оформления ВКР.

Рецензия должна заканчиваться выводами о полноте разработки темы, соответствии поставленных и раскрытых вопросов научному заданию, о теоретическом и практическом значении ВКР, о возможной области использования полученных результатов.

Обучающийся имеет право на ознакомление с рецензией не позднее, чем за 2 календарных дня до защиты ВКР. Исходя из содержания рецензии, обучающийся готовит мотивированные ответы на замечания при защите работы.

Защита работы

Процедура защиты ВКР включает в себя: доклад обучающегося, вопросы по докладу, отзыв руководителя, отзыв рецензента, выступления членов комиссии и других присутствующих, заключительное слово обучающегося.

Продолжительность защиты работы одного обучающегося не должна превышать 30 минут. Для сообщения (доклада) обучающемуся отводится не более 10 минут.

Доклад должен отвечать следующим требованиям:

- доклад должен быть четко структурирован, логичен, понятен;

- доклад должен полностью отражать результаты работы;

- основой доклада должен быть материал и методика, собственные результаты и выводы работы;

- докладчик должен говорить достаточно громко, отчетливо, акцентируя внимание слушателей на ключевых моментах;

- обязателен демонстрационный материал в виде презентации или постеров;

- в процессе доклада необходимо обязательно ссылаться на иллюстративный и табличный материал презентации и пояснять все слайды с использованием указки;

- доклад начинается с обращения к членам комиссии, сообщения темы, задач, актуальности и научной новизны исследований, а заканчивается основными результатами, их практической значимостью, благодарностями;

- выводы можно не зачитывать и воспользоваться фразой «Позвольте выводы не зачитывать, т.к. они приведены в работе и представлены в презентации».

Презентация должна отвечать следующим требованиям:

- презентация не должна носить развлекательный характер;

- дизайн презентации должен быть единым, без спецэффектов;

- фон слайдов не должен быть ярким, пестрым и мешать восприятию основной информации;

- в презентации должны быть отражены ключевые схемы, формулы, графики и рисунки;

- таблицы более 3-4 строк (столбцов) не стоит включать в презентацию, лучше представлять имеющиеся в них данные в виде графиков и диаграмм;

- все рисунки, графики, таблицы, диаграммы должны иметь название и подписи данных, названия таблиц приводятся сверху, рисунков – снизу;

- на графиках и диаграммах обязательно обозначаются названия осей координат, единицы измерения, условные знаки и т.д.;

- все детали рисунка должны быть понятны из самого рисунка, его названия и обозначений к нему;

- текст в презентации должен быть сведен к минимуму, за исключения слайдов с целями, задачами и выводами, которые должны полностью соответствовать тексту работы;

- текст должен быть хорошо заметен на фоне слайда, желательно использовать черный шрифт Times New Roman или Arial, размер шрифта минимум 20-24 пт;

- слайды должны представляться в порядке их упоминания в докладе;

- на первом слайде презентации должны располагаться тема работы, ФИО обучающегося, направление подготовки / специальности, сведения о научном руководителе;

- на втором, третьем слайде цель и задачи работы;

- в конце презентации – «Выводы»;

- не должно быть слайдов, которые не обсуждаются при докладе.

Результаты защиты работы определяются на основе представленной ВКР, доклада обучающегося, его ответов на вопросы комиссии и замечания (в том числе и те, которые содержатся в отзыве руководителя и рецензента).

Общими критериями оценки ВКР являются:

- обоснованность актуальности темы исследования, соответствие содержания теме, полнота ее раскрытия;

- уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного материала, обоснованность и четкость сформулированных выводов;

- четкость структуры работы и логичность изложения материала, методологическая обоснованность исследования;

- эффективность использования избранных методов исследования для решения поставленной проблемы;

- владение научным стилем изложения;

- обоснованность и ценность полученных результатов и выводов, возможность их применения в практической деятельности;

- соответствие формы представления ВКР всем требованиям, предъявляемым к оформлению работ;

- орфографическая и пунктуационная грамотность;

- качество устного доклада, свободное владение материалом ВКР;

- глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты работы.

Решение о результате защиты ВКР выносится большинством голосов на закрытом заседании членов ГЭК. Все заседания ГЭК протоколируются в порядке, определенном Министерством образования и науки Российской Федерации, и подписываются председателем и членами комиссии.


Общие требования

К ВКР предъявляются следующие требования:

- соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность, актуальность;

- логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме и убедительных аргументах;

- корректное изложение материала с учетом принятой научной терминологии;

- достоверность полученных результатов и обоснованность выводов;

- научный стиль написания;

- оформление работы в соответствии с требованиями.

Объем ВКР должен быть достаточным для изложения путей реализации поставленных задач, не перегружен малозначащими деталями и не может влиять на оценку при защите.

Требования к ВКРпо образовательной программе бакалавриата. ВКР выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных обучающимся в период обучения. При этом она должна быть преимущественно ориентирована на знания, полученные в процессе изучения дисциплин базовой и вариативной части учебного плана, подводить итог теоретического обучения обучающегося, содержать конкретные достоверные данные и подтверждать сформированность профессиональных компетенций. ВКР может быть как прикладного, так и аналитического характера. Рекомендуемый объем ВКР (без учета приложений) – 40-60 страниц.

Требования к ВКРпо образовательной программе специалитета. ВКР выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных обучающимся в течение всего срока обучения в соответствии с ОПОП ВО. ВКР должна иметь научно-исследовательскую или производственную направленность и может быть связана с решением научно-производственных задач. При этом она должна быть преимущественно ориентирована на знания, полученные в процессе освоения дисциплин базовой и вариативной части учебного плана, в процессе прохождения обучающимся производственных практик. ВКР должна свидетельствовать о сформированности профессиональных компетенций. Рекомендуемый объем ВКР (без учета приложений) – 50-70 страниц.

Требования к ВКРпо образовательной программемагистратуры. ВКР должна обеспечивать закрепление академической культуры, свидетельствовать о сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций и отражать необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности. Она выполняется на базе полученных знаний и практических навыков, полученных обучающимся в течение всего срока обучения в вузе (в том числе на базе знаний предыдущего уровня обучения), прохождения учебной и производственной практики, проектирования и выполнения научно-исследовательской работы, выполняемой в магистратуре. Рекомендуемый объем ВКР (без учета приложений) – 60-100 страниц.

 

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Титульный лист является первой страницей ВКР и заполняется на русском языке по строго определенным правилам (приложение Б).

Титульный лист содержит информацию о теме и виде работы, данные об обучающемся и руководителе, о допуске работы заведующим кафедрой к защите.

 

ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ

ВКР выполняется на основе индивидуального задания, содержащего требуемые для решения поставленных задач исходные данные, обеспечивающие возможность реализации накопленных знаний в соответствии с уровнем сформированности компетенций каждого обучающегося.

Задание составляется руководителем и оформляется на отдельном листе (приложение В).

АННОТАЦИЯ

После бланка задания помещается аннотация, которая должна содержать в себе: фамилию и инициалы автора работы; тему работы; название высшего учебного заведения.

В аннотации указывается цель написания ВКР, обобщаются основные результаты выполненной работы, перечисляются методы, с помощью которых получены эти результаты, приводятся ключевые слова, указывается количество страниц научной работы (без учета списка использованных источников и приложений); количество таблиц, иллюстраций, приложений, количество использованных библиографических источников в списке литературы.

 

СОДЕРЖАНИЕ

В содержании приводятся все заголовки ВКР и указываются страницы, с которых они начинаются. Титульная страница, задание, аннотация и содержание не нумеруются, но в нумерации учитываются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с заглавной буквы. Точка в конце заголовков не ставится. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в крайнем справа столбце содержания.

Нумерация рубрик делается по индексационной системе:

1.

1.1.

1.2.

2.

2.1.

2.2.

ВВЕДЕНИЕ

Введение предназначено для обоснования актуальности и новизны темы ВКР, обозначения объекта и предмета исследования, формулировки цели и задач исследования, описания избранных методов, характеристики структуры ВКР, приведения данных об апробации результатов и публикациях материалов исследования. Рекомендованный объем введения – 2-3 страницы.

Обоснование выбора темы и ее актуальности – чем интересно данное исследование на сегодняшний день, почему важно изучение данной темы, какое это может иметь значение в рамках развития Крымского региона и РФ.

Степень разработанности темы – нужно кратко охарактеризовать степень изученности темы с указанием ссылок на конкретные работы авторов.

Постановка научной проблемы исследования – противоречие между необходимостью решить задачу и отсутствием знаний по этой теме.

Объект исследования – в качестве объекта может выступать процесс, закономерность, явление в целом, либо отдельные его стороны. Объект должен точно соответствовать теме и проблеме работы.

Предмет исследования – должен быть обозначен четко и конкретно в соответствии с объектом и темой работы. В качестве предмета могут рассматриваться особенности, структурные компоненты того или иного явления, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Предмет устанавливает границы научного поиска в каждом объекте.

Из предмета исследования выводятся цели и задачи.

Цель ВКР заключается в решении поставленной проблемы. Цель ВКР формируется одним цельным повествовательным предложением, которое имеет смысловое согласование с названием научной работы. Обычно начинается словами: изучить, исследовать, выявить и т.п.

Задачи должны раскрывать пути достижения цели, а не отражать этапы проведения ВКР (т.е. не должно быть таких задач как: изучить литературу…, провести эксперименты…, сделать выводы…и т.п.). Задачи обычно формулируются в форме перечисления (изучить…, сравнить…, проанализировать…, выявить уровень изученности проблемы, изучить подходы…, описать…, установить…, выяснить…, выявить изменения…, систематизировать…, обосновать…, выделить…, сформулировать…, разработать требования… и т.п.). Количество задач обычно от трех до шести.

Научная новизна – какие новые, ранее неизвестные сведения получены лично обучающимся в результате проведения работы.

Теоретическое и практическое значение – возможности применения полученных результатов в науке и практике.

Благодарности организациям, специалистам и др. за помощь при проведении исследований.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В основной части ВКР излагается материал по теме, проводится анализ информационных источников, решаются задачи, сформулированные во введении. Содержание основной части ВКР должно раскрывать тему исследования.

Основная часть ВКР (за исключением проектных работ)состоит из разделов. Разделы должны быть разбиты на подразделы (рекомендуется не более пяти подразделов в каждом разделе).

После каждого раздела необходимо приводить краткий вывод, начиная со слов: итак…, таким образом… и т.п.

При формулировке выводов следует соблюдать ряд правил.

Во-первых, вывод должен обобщать полученные в данном разделе (подразделе) конечные, а не промежуточные результаты; во-вторых, в выводах нецелесообразно приводить положения, которые не важны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы; в-третьих, вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.); в-четвертых, выводы должны быть краткими.

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Раздел может иметь другое название, соответствующее проблематике исследования. Приводятся имеющиеся литературные данные по теме ВКР. Для этого, в первую очередь, изучаются монографии и статьи ведущих ученых в научных журналах и сборниках научных трудов, изданных по результатам конференций. В результате необходимо показать, что уже сделано, что является спорным и что совершенно не исследовано. Итогом «Обзора» должна быть полная ясность о том, что предпринятое исследование актуально.

В «Обзор» не рекомендуется включать научно-популярные работы и учебники.

Не следует включать сведения, не относящиеся к целям и задачам данного исследования.

Все ссылки в тексте должны соответствовать списку литературы. Не должно быть ссылок на источники, отсутствующие в списке литературы, и на все источники литературы в списке должны быть ссылки в тексте.

Желательно закончить обзор литературы выводом, который показывает, что те научные задачи, которые ставит и желает решить обучающийся в своей работе, действительно не решены другими исследователями.

Раздел «Обзор литературы» не должен превышать 1/4 - 1/3 всей рукописи.

 

РАЗДЕЛ 4. ОХРАНА ТРУДА

«Охрана труда» как отдельный раздел должна быть четко согласована с темой ВКР. В этом разделе обучающийся должен показать умение самостоятельно решать организационные и технические вопросы, направленные на улучшение условий и безопасности труда.

Разработка четвертого раздела предусматривает обеспечение гарантии сохранения здоровья и работоспособности работников в производственных условиях конкретных отраслей ведения хозяйства посредством эффективного управления охраной труда и формирования ответственности у должностных лиц и специалистов за коллективную и собственную безопасность







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.