Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СЕРИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ КАРТИН





СЕРИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ КАРТИН

С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

РАССКАЗЫВАНИЮ

Учебно-наглядное пособие

Автор-составитель Н. В. НИЩЕВА

Художник О.Р. ГОФМАН

Санкт-Петербург

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»


ББК 74.100.5

Н37

Наш детский сад. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию (Ознакомление с окружающим): Уч.-нагл. пос./Авт.-сост. Н.В. Нищева; худ. О.Р. Гофман. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 9 картин, 24 с. метод, рек. — (Б-ка журнала «Дошкольная педагогика»).

ISBN 5-89814-343-2

В комплект входят 9 демонстрационных картин, изображающих различные виды деятельности детей в детском саду, и методические рекомендации по обучению дошкольников разных возрастных групп рассказыванию по картине. Приведены примерные конспекты занятий, направленных на развитие речи и ознакомление с окружающим.

Для педагогов дошкольных образовательных учреждений общего и коррекционного вида.

ББК 74.100.5

Автор-составитель Наталия Валентиновна НИЩЕВА

Художник Ольга Рафаиловна ГОФМАН

Главный редактор С.Д. Ермолаев

Шеф-редактор Л.Ю. Киреева

Редактор С.А. Насонкина

Дизайн С.А. Козубченко

Верстка А.Л. Сергеенок

Корректор С.А. Румянцева

 

Подписано в печать 15.02.2006. Формат 60x90 1/4 (картины); 1/8 (метод, рек.).

Бумага: картон; офсетная (метод, рек.). Печать офсетная. Гарнитура Таймc.

Печ. л.: 4,5 (картины); 3,0 (метод, рек.). Тираж 3000 экз. Заказ №3972

Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС».

197348, Санкт-Петербург, а/я 45.

Тел. (812) 303-89-58, 542-84-37.

 

www.detstvo-press.ru

E-mail дирекции: detstvo-press@mail.ru

E-mail отдела продаж: zakaz@detstvo-press.ru

E-mail редакции: redactor@detstvo-press.ru

E-mail «Книга отзывов»: forum@detstvo-press.ru

 

Представительство в Москве:

МОО «Разум», 127434, Москва, Ивановская ул., д. 34.

Тел.: (495) 976-65-33

Служба «Книга — почтой»: ООО «Фоликом»,

199053, Санкт-Петербург, В.О., 4-я линия, д. 13.

Тел.: (812) 323-70-04

E-mail: folipost@yandex.ru

Изготовление фотоформ — www.goland.spb.ru

Тираж отпечатан в типографии ООО «Голанд»

 

ISВN 5-89814-343-2 Нищева Н.В., составление, методические рекомендации, 2006

Оформление. Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006


Н.В. Нищева

 

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ

(Ознакомление с окружающим)

 

Методические рекомендации

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ

 

Развитие речи, коммуникативных способностей речевого общения детей — одна из важнейших задач стоящих перед дошкольным учреждением. Решение этой задачи предполагает в первую очередь ознакомление малышей с ближайшим окружением.

На протяжении дошкольного детства дети должны хорошо освоить свое ближайшее окружение: получить представление о семье и взаимоотношениях в ней, о профессиях родителей, ближайших родственников и знакомых; познакомиться с детским садом, с занятиями его сотрудников, хорошо ориентироваться в помещении детского сада и на участке своей группы. Ознакомление с окружающим создает почву для расширения, уточнения и активизации словаря дошкольников, позволяет познакомить детей со свойствами и качествами предметов, их назначением, действиями с ними. Серия картин «Наш детский сад» создавалась специально для использования на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим в разных возрастных группах детского сада. Художник Ольга Рафаиловна Гофман учла пожелания педагогов и методистов, изучила закономерности психического развития детей дошкольного возраста, особенности их восприятия. Дети на картинах серии очень разные, их лица и позы выразительны. Художник изображает различные сферы деятельности дошкольников: прогулку, работу в уголке природы, дежурство по столовой, сюжетно-ролевую и театрализованную игры, учебное занятие.

В серию входят следующие картины:

1) «Мы строим дом» (младшая группа, I период обучения);

2) «В песочнице» (младшая группа, III период обучения);

3) «Играем в Айболита» (средняя группа, I период обучения);

4) «В уголке природы» (средняя группа, III период обучения);

5) «Дочки-матери» (старшая группа, I период обучения);

6) «Мы дежурим» (старшая группа, I период обучения);

7) «Мы играем в магазин» (старшая группа, II период обучения);

8) «Мы рисуем» (подготовительная к школе группа, I период обучения);

9) «Играем в театр» (подготовительная к школе группа, III период обучения).

Картины написаны в ярких, сочных тонах, способствуют созданию радостного настроения, учат детей видеть прекрасное в окружающей действительности.

Занятия по картинам носят интегративный характер. Автор методических рекомендаций (конспектов занятий) ставит задачи формирования, расширения, уточнения и активизации словаря дошкольников, формирования и совершенствования грамматического строя речи, развития связной речи и речевого общения. Некоторые задания направлены на уточнение произношения звуков, развитие фонематических представлений, фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

Примерные конспекты содержат не только вопросы педагога, но и предполагаемые ответы детей (они даются в скобках курсивом). Хочется предостеречь педагогов от «натаскивания» детей на эти ответы. Ответы детей приведены только для того, чтобы помочь педагогу правильно построить занятие, не допустить методических просчетов; это особенно важно на первых этапах обучения детей.


ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Занятие по картине «Мы строим дом»

В младшей группе

I период обучения (октябрь)

Тема. Рассматривание картины «Мы строим дом».

Образовательные цели. Обеспечение целостного восприятия картины. Формирование умения отвечать на вопросы по картине (развитие диалогической речи). Совершенствование навыка работы по заданной схеме, навыка хорового пения.

Развивающие цели. Повышение речевой активности. Развитие речевого общения, диалогической речи, зрительного восприятия, пространственного мышления, конструктивного праксиса, тонкой моторики, творческого воображения.

Воспитательные цели. Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.

Оборудование. Картина О.Р. Гофман «Мы строим дом», большой грузовик с кубиками, магнитофон с записью музыкального сопровождения, схема постройки домика из кубиков.

Предварительная работа. Разучивание песенки Л.Б. Гавришевой «Строим дом», разучивание упражнения «Вот какой красивый дом!».

Ход занятия

1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Пение песенки «Строим дом». Совершенствование навыка хорового пения.

· Педагог приглашает детей в группу, организует приветствие и предлагает спеть знакомую песенку «Строим дом». Если есть возможность, аккомпанирует музыкальный руководитель. Если такой возможности нет, включается запись аккомпанемента.

СТРОИМ ДОМ

Строим дом — ом, ом,

Впятером — ом, ом.

Вот окошко, крыша вот.

От-от-от, от-от-от.

Припев Кубик красный, кубик синий

Подвозите на машине.

Подвозите на машине

Кубик красный, кубик синий.

Дом растет — от, от,

Видит кот — от, от.

Крыша вот, а вот труба.

Ба-ба-ба, ба-ба-ба.

Припев

2. Предварительная работа. Игра с кубиками на ковре. Развитие пространственного мышления, конструктивного праксиса, тонкой моторики.

· Педагог приглашает детей на ковер и вывозит большой грузовик с кубиками.

— Посмотрите, какой грузовик к нам приехал. (Он желтый.)

Правильно. У грузовика желтый кузов, желтая кабина. А колеса какие? (Черные.) Конечно, колеса черные. Давайте их сосчитаем. (Одно, два, три, четыре)

Сколько у грузовика колес? (Четыре колеса.)

А что привез нам грузовик? Начните ответ со слова слова грузовик. (Грузовик привез кубики.) Какие кубики? (Большие. Маленькие.) Верно. Кубики большие и маленькие. Они яркие, разноцветные. Какого они цвета? (Красные. Желтые. Зеленые. Синие.)

Давайте построим из кубиков

· Педагог организует конструкторскую игру. Можно поупражнять детей в постройке по заданной схеме, модели.

— Посмотрите на картинку. Какие взять сначала? (Красные.) Правильно давайте возьмем и поставим на ковер три красных кубика.

· Дети ставят в ряд три красных кубика.

— Какие кубики мы поставим (Синие.) Сколько их? (Два.) Верно. Поставьте два синих кубика на красные.

· Дети выполняют задание. Педагог следит за тем, чтобы в работе принимали участие все дети, чтобыони уступали друг другу.

— Какие кубики вы поставите на синие? (Желтые.) Сколько их? (Тоже два.)

Молодцы! Как вы хорошо считаете сегодня! Поставьте два желтых кубика на синие.

· Дети выполняютзадание. Педагог напоминает, чтобы они выполняли задание аккуратно и не сломали дом.

— Посмотрите на картинку. Башенку какого цвета вы поставите на самый верх? (Красную башенку.} Отлично! Заканчивайте работу.

· Дети завершают работу.

— Что мы сделали? (Построили дом.) Какой дом у нас получился? (Большой. Высокий. Красивый.)

Молодцы! Как вы дружно работали! Вот поэтому дом такой красивый! Давайте похлопаем себе!

3. Рассматривание картины и беседа по ней. Развитие зрительного внимания. Обеспечение целостного восприятия картины. Повышение речевой активности. Развитие диалогической речи.

· Педагог приглашает детей сесть на стульчики, которые стоят полукругом перед мольбертом. На мольберте картина «Мы строим дом».

— А теперь давайте рассмотрим картину «Мы строим дом». Кого вы видите на ней? Начните ответ со слова мы. (Мы видим детей.) Что они делают? Начните ответ со слова они. (Они строят дам.)

Малыши в детском саду построили дом из кубиков. Какой дом у них получился? (Большой. Красивый. Высокий. Разноцветный.)

Какая крыша у домика? (Синяя.) Правильно. У дома синяя крыша. А сколько окон в домике? Начните ответ со слов в домике. (В домике два окна.) Верно. В домике два окна и одна дверь. Вот красивый дом, как у нас с вами! Дом получается таким красивым, потому что дети дружно его строят, работают все вместе. Давайте рассмотрим, как дети строят дом. Посмотрите на мальчика в комбинезоне и белой рубашке. Он привез кубики в большом оранжевом грузовике. Мальчик сидит на полу рядом с грузовиком. Наверное, он сейчас будет выгружать кубики.

Расскажите про мальчика в полосатых шортах и пестрой рубашке. (Он сидит на полу. У него красный подъемный кран. Мальчик поднимает синий кубик.)

Молодцы! Очень хорошо рассказали. Светловолосый мальчик сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик.

Теперь посмотрите на девочку. Что она делает? (Она стоит за домиком. У нее мишка. Она сажает мишку в домик. Мишка будет жить в домике.)

Хорошо! Кудрявая девочка в нарядном платье и с полосатым бантиком стоит за домиком и сажает в ломик большого коричневого мишку.

А что делает мальчик в красных полосатых браках? (Он везет грузовик. В грузовике кубики.) Верно. Мальчик в красных брюках и белой рубашке везет грузовик. У грузовика черная кабина и желтый кузов.

Что вы видите на картине слева? (Там стоит шкаф. В шкафу лежат игры.) А что находится за детьми? (Там окно. На окне цветок.)

Посмотрите, какая уютная группа у малышей, светлая, просторная. На стене висит картинка, на окне — нарядные шторы. Хорошо малышам в детском саду!

4. Упражнение «Вот какой красивый дом». Координация речи с движением. Развитие чувства ритма. Закрепление умений подниматься на носки и приседать без опоры.

· Педагог предлагает детям встать со стульчиков, немного отдохнуть и вспомнить упражнение «Вот какой красивый дом!».

Раз, два, три, четыре, пять. Дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты влево-вправо.
Будем строить и играть. Ритмично выполняют приседания.
Дом большой, высокий строим, Встают на носочки и тянутся руками вверх.
Окна ставим, крышу кроем, Выполняют прыжки на месте.
Вот какой красивый дом! Указательным жестом вытягивают руки вперед.
Будет жить мишутка в нем. Приседают.

5. Рассказ педагога по картине. Формирование целостного представления об изображенном на картине.

· Педагог усаживает детей на стульчики, предлагает еще раз посмотреть на картину и послушать рассказ. Можно предложить детям рассказывать вместе со взрослым.

МЫ СТРОИМ ДОМ

Пришли дети утром в детский сад и решили построить дом. Они взяли красный подъемный кран и два больших грузовика. В грузовики они погрузили разноцветные кубики.

У них получается очень красивый высокий дом. В домике два окна и одна дверь.

Темноволосый мальчик в синем комбинезоне и белой рубашке привез кубики в большом оранже­вом грузовике. Он сидит на полу рядом с грузовиком и, наверное, будет сейчас выгружать кубики. Светловолосый мальчик в полосатых шортах тоже сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик. Кудрявая девочка в нарядном платье и с полосатым бантиком стоит за домиком и сажает в домик большого коричневого мишку. А мальчик в красных брюках и белой рубашке везет к дому свой грузовик с кубиками. У грузовика черная кабина и желтый кузов.

Дети строят дом все вместе, дружно. Детям хорошо в детском саду!

6. Подведение итога занятия. Оценка работы детей.

· Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребенка, отмечает, что дети работали дружно, все вместе, поэтому у них все получилось. Можно выяснить, детям особенно понравилось на занятии и на картине.

III период обучения (май)

Тема. Рассматривание картины «В песочнице».

Образовательные цели. Формирование первичных естественнонаучных представлений, знаний о смене времен года, о лете и его приметах. Формиро­вание, расширение и уточнение словаря (ведерко, формочка, совочек, машина-погрузчик, куличик, дом, окно, дверь, одуванчик, солнышко; красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький; больше, меньше; насыпать, строить, делать, возить; тепло). Обеспече­ние целостного восприятия картины «В песочнице».

Развивающие цели. Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи (формирование уме­ния отвечать на вопросы по картине). Повышение речевой активности. Развитие зрительного воспри­ятия и внимания, пространственного мышления, тонкой моторики, творческого воображения. Воспи­тание длительного плавного выдоха.

Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Картина О.Р.Гофман «В песочнице», большая игрушечная машина-погрузчик, разноцветные пластмассовые ведерки, совочки и фор­мочки, емкость с сырым песком, стол для работс песком.

Предварительная работа. Наблюдения за изменениями, происшедшими в природе в связи с приближением лета. Разучивание упражнения «Одуванчик». Игры с песком на улице и в центре экспериментирования, изготовление куличиков из сухого и сырого песка.

Ход занятия

1. Организационный момент. Объявление темы занятия.

· Педагог предлагает детям подойти к нему и приготовиться к занятию.

— Сегодня мы с вами поговорим о лете, которое скоро наступит, поиграем с песком. Я хочу узнать, умеете ли вы делать куличики из песка, умеете ли играть дружно. А еще мы рассмотрим картину, на кото­рой нарисовано лето и дети тоже играют с песком.

2. Работа в центре экспериментирования. Уточнение и расширение словаря. Развитие диалогической речи. Формирование коммуникативных навыков.

· Педагог приглашает детей в центр экспериментирова­ния, где приготовлены емкость с сырым песком, раз­ноцветные пластиковые ведерки, совочки и формочки, большая игрушечная машина-погрузчик.

— Посмотрите-ка, что я приготовила для вас. Что вы видите? (Ведерки, совочки, формочки.) Какие ведерки? Расскажите, какого они размера и цвета. (Это красное большое ведерко. Это зеленое ведерко поменьше.) Для чего вам нужны ведерки? (Носить песок, водичку. Делать куличики.)

Теперь давайте рассмотрим совочки. (Этот совочек желтый. А этот совочек голубой. А этот совочек красный.) Для чего вам нужны совочки? (Сыпать песок. Строить дом. Рыть ямку.)

А вот это формочки. Какие они? (Желтая формочка-цветочек. Синяя формочка-рыбка. Зеленая формочка-листок.) Для чего нужны формочке? (Делать куличики.)

А вот и машина-погрузчик. На нее можно нагрузить ведерко с песком. Какая это машина? (Ма­шина большая, красная. У нее черные колеса.)

Давайте насыплем в ведерко песок и погрузим его в машину. Берите совочки и насыпайте носок в зеленое ведерко. Видите, песок сырой. Из негополучатся хорошие куличики. Давайте будем рабо­тать дружно, по очереди, чтобы не мешать друг другу.

· Дети насыпают песок в ведерко, передавая друг другу совочки. Педагог помогает детям поднять ведерко и выгрузить его на машину.

— Давайте отвезем ведерко к столу и сделаем большой куличик.

· Дет перевозят ведерко к столу. Педагог помогает им поднять, перевернутьведерко, постучать по нему, чтобы куличик получился красивым.

— Вот какой большой и красивый куличик мы сделали все вместе. Молодцы! А теперь вернемся к нашей«песочнице» и сделаем много маленьких куличиков с помощью формочек.

· Педагог организует игру в зоне экспериментирования, после чего предлагает детям вымыть и вытереть руки, а затем пройти к мольберту.

3. Рассматривание картины и беседа по ней. Раз­витие зрительного восприятия. Обеспечение целостного восприятия картины. Повышение речевой активности. Развитие диалогической речи.

· Педагог приглашает детей сесть на стульчики, которые стоят полукругом перед мольбертом. На мольберте кар­тина «В песочнице». Педагог показывает указкой ту часть картины, о которой идет речь, направляя таким образом внимание детей.

— А теперь давайте рассмотрим картину «В пе­ сочнице». Кого вы видите на ней? Начните со слова мы. (Мы видим детей.) Что они делают? (Они игра­ют в песочнице.) Они построили дом из песка. Какой дом у них получился? Расскажите о нем. (Дам большой, красивый. Высокий, похожий на замок. Он с дверью и окошками. У него есть крыша.)

Вот какой красивый дом! Дети дружно его строят, работают все вместе. Давайте рассмотрим детей. Сначала посмотрите на девочку в разноцветном платье и розовой панамке. Что она делает? (Она и смотрит на нас.) Что у нее в руке? (Она в руке красный совочек.)

Как вы думаете, какое у нее настроение? Нравитсяей играть в песочнице? Посмотрите на ее лицо. ( Она улыбается. Ей весело. Ей нравится играть в песочнице.)

Молодцы! Очень хорошо рассказали о девочке. А теперь давайте расскажем о мальчике с желтым совочком. Что он делает? Какое у него лицо?

(— Мальчик сидит в песочнице и смотрит на домик

— У него веселое лицо.

— Ему нравится домик.

— Ему интересно строить из песка дом.)

Хорошо! А что вы можете рассказать о девочке в полосатой футболке? Где она сидит? Что делает? Что говорит? Как вы думаете?

(— Девочка стоит на травке за песочницей.

— Она наклонилась к домику.

— Она говорит: «Давайте сделаем еще одно окошко!»

— Ей тоже интересно и весело играть с друзьями.)

О ком мы еще не рассказали? (О мальчике в синих шортах.)

Что он делает? Какие игрушки у него есть? Что он собирается делать? Расскажите.

(— Мальчик стоит около песочницы.

— Он поправляет панамку на голове и смотрит та друзей.

— У него в руке голубой совочек.

— Он привез машину с зеленым ведерком. Будет нагружать в ведерко песок.)

Вот какие вы молодцы! Очень хорошо рассказали о детях. А что вы видите вокруг детей, около песоч­ницы? (Около песочницы зеленая травка и цветочки.)

Какие это цветочки? (Это одуванчики.)

А что вы видите наверху, в углу картины, над мальчиком в синих шортах? (Это ветка с зелеными листьями.)

Правильно. Рядом с песочницей растет дерево. На дереве зеленые листья. А как вы думаете, какая погода на улице? (На улице тепло. Светит солнышко.)

Почему вы так решили? (У детей легкая одежда. Они в панамках.)

Обратите внимание на то, какие дети нарядные. У них яркая красивая одежда, разноцветные панам­ки, на ногах летние туфельки и сандалии. Какое время года на картине? (Это лето.)

Правильно! Вы ответили на все мои вопросы, рассказали о том, что видите на картине. А теперь можно и отдохнуть.

4. Упражнение «Одуванчик». Координация речи с движением. Закрепление умений подниматься на носки, выполнять наклоны туловища влево-вправо. Формирование направленной воздушной струи.

· Педагог предлагает детям встать со стульчиков, пройти на ковер и выполнить упражнение.

— На картине возле песочницы много одуван­чиков. Давайте вспомним упражнение «Одуванчик». Помните, что «дуть на одуванчик» нужно, не раз­дувая щек, вытянув губы «трубочкой».

Как воздушный шар на ножке, Дети стоят на носочках, сомкнув руки над головой.
Одуванчик у дорожки. Делают наклоны влево-вправо.
Одуванчик — шарик белый. Опять встают на носочки.
Дунул я — и улетел он! Дуют, округлив губы, не раз­дувая щек.

5. Рассказ педагога по картине. Формирование целостного представления об изображенном на картине.

· Педагог вновь приглашает детей на стульчики, стоящие у мольберта, и повторяет рассказ целиком. Учитывая то, что занятие проводится в конце учебного года, можно пред­ложить детям рассказывать вместе с педагогом, договари­вать предложения.

В ПЕСОЧНИЦЕ

Наступило теплое лето. Светит солнышко. Листья на деревьях и трава зеленые и свежие. В траве цветут одуванчики.

Вышли дети на прогулку и стали играть в песочнице. Все вместе они построили из песка большой дом с высокой крышей, окнами и дверью.

Девочка в разноцветном платьице и розовой панамке сидит на краю песочницы с совочком в руке и улыбается. Ей очень понравилось строить дом из песка. Мальчик с желтым совочком сидит на песке и, улыбаясь, смотрит на дом. Он доволен своей работой. Девочка в полосатой футболке наклонилась к дому и предлагает детям сделать в нем еще одно окошко. Около песочницы стоит мальчик в синих шортах. Он держит в руке голубой совочек и по­правляет панамку на голове. Рядом с ним — машина-погрузчик с зеленым ведерком. Мальчик хочет насыпать в ведерко много песка. Он будет строить забор вокруг дома.

Малышам очень нравится играть в песочнице. У них веселые лица и хорошее настроение.

6. Организация окончания занятия. Оценка работы детей. Развитие просодической стороны ре­чи детей.

· Педагог положительно оценивает ребенка, отмечает, что дети работали дружно, все вместе, поэтому у них все хорошо получалось. Можно выяснить, понравилась ли детям картина и почему, задать контрольные вопросы.

— А теперь вспомните стихотворение «Тоже будем строить дом». Давайте расскажем по очереди и будем собираться на прогулку.

· Дети по очереди рассказывают

Вот какие малыши!

Как один все хороши!

Дом построили песочный

Дом красивый! Это точно

Есть окошки, крыша,

Там живут игрушки-звери

Мы сейчас гулять пойдем

Тоже будем строить дом!

I период обучения (октябрь)

Тема. Составление рассказа по картине «Играем в Айболита».

Образовательные цели. Обеспечение целостного восприятия картины. Обучение рассказыванию по отдельному фрагменту картины по плану и образцу. Расширение и уточнение словаря (игрушка, мишка, зайка, машина; играть, лечить, делать; белый, красный).

Развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, речевого дыхания, связной речи, тонкой и общей моторики, зрительного восприятия и внимания, памяти и мышления. Совершенствование навыка хорового пения.

Воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества, взаимодействия, желание принимать участие в сюжетно-ролевой игре.

Воспитание интереса к труду взрослых, желания трудиться.

Оборудование. Картина О.Р. Гофман «Играем в Айболита», магнитофон, кассета с записью аккомпанемента песенки «Игрушки».

Предварительная работа. Чтение сказки К. Чуковского «Айболит», организация игры «Доктор Айболит». Беседа о работе врача и медицинской сестры.

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона восприятия картины. Оживление личного опыта детей. Чтение педагогом отрывка из сказки К. Чуковского «Айболит».

· Педагог приглашает детей на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом.

— Сядьте правильно, выпрямите спины, положите руки на колени. Послушайте стихотворение.

Добрый доктор Айболит.

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица.

И жучок, и паучок,

И медведица.

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

Вам знакомо это стихотворение? Как оно называется? («Айболит».)

Правильно. Мы с вами читали его. Вспомните, что делал Айболит? (Лечил зверей.)

Как он их лечил? Что он делал?

(— Ставил градусник.

— Пришил зайчику ножки.

— Давал шоколадку.)

Сегодня мы с вами рассмотрим картину, на которой художник нарисовал детей в детском саду. Дети играют в доктора Айболита. Мы с вами тоже играли в эту игру. Помните, каким хорошим док­тором был Миша? Он вылечил всех ваших больных зверей. А как хорошо помогала ему медицинская сестра Ариша! Что она делала? (Уколы, перевязки.)

2. Рассматривание картины и беседа по ней. Развитие диалогической речи.

· Педагог помещает на мольберт картину и предоставляет детям возможность рассмотреть ее.

— Кого нарисовал художник? (Детей.) Что они делают? (Играют в доктора Айболита.)

· Педагог показывает указкой ту часть картины, о которой задан вопрос.

— Кого вы видите на картине слева? (Это мальчик. Он в костюме Айболита.) Где он сидит? (Он сидит под пальмой.) Как в стихотворении: «Добрый доктор Айболит. Он под деревом сидит...» Что он делает? Что у него в руках? (Он хочет послушать больного. У него в руке трубка.)

Что вы видите рядом с табуретом, на котором сидит доктор? (Это чемоданчик. Там лекарства).

Расскажите о других детях. Как они одеты? Кого каждый ребенок принес на прием к доктору Айболиту? (Мальчик в клетчатых шортах принес мишку.)

Что болит у мишки? (У него болит лапа.) Правильно, лапа завязана. Наверное, мишка ее поранил. (Девочка в розовом сарафане принесла зайчика. У него болят ушки). Да, наверное, зайчик простудился.

А что делает медицинская сестра? Помните, мы говорили о том, что медицинская сестра помогает доктору? (Она делает укол маленькому слонику.)

Кто ждет своей очереди, сидя на табуреточке около стола? (Это маленький мишка. Ему надо измерить температуру. На столе лежит градусник.)

Вы сказали мне, что мальчик в костюме Айболита. Расскажите, какие костюмы у Айболита и у медицинской сестры.

(— У Айболита белый халат и белая шапочка с красным крестом.

— У медицинской сестры белый халат и белая косынка с красным крестом.)

Что вы видите около столика? (Это машина «скорая помощь». В ней ездит доктор.)

Обратите внимание на лица детей. Как вы ду­маете, им нравится игра? (Нравится. Им интересно играть. Они улыбаются.)

Давайте и мы поиграем. Встаньте со стульчиков и пройдите на ковер. Давайте вспомним упражнение «Лошадка» и покажем, что мы любим лошадку так же как добрый доктор Айболит.

· Педагог убирает картину с мольберта.

3. Подвижное упражнение «Лошадка» (по стихотворению А. Барто). Координация речи с движением. Закрепление навыка бега по кругу с высоким подниманием колена.

· Педагог предлагает детям встать в круг и выполнять движения вместе с ним.

Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик Поглаживание ладонью по голове воображаемой лошади, потом по спинке и по хвостику.
И верхом поеду в гости. Бег по кругу с высоким подниманием колена.

4. Пение песенки «Игрушки» [1]. Совершенствование навыка хорового пения. Развитие речевого дыхания.

· Если нет возможности пригласить на занятие музыкального руководителя, педагог включает запись аккомпанемента.

— Давайте споем песенку про игрушки, которые вылечил добрый доктор Айболит.

Я люблю свои игрушки:

Киску, зайку и лягушку,

Заводного петушка

И пушистого щенка.

Мяу-мяу! — киска плачет,

Ква-ква-ква — лягушка скачет,

Гав-гав-гав! — кричит щенок,

Ку-ка-ре-ку! — петушок.

Я люблю свои игрушки

И подолгу в них играю.

Киску, зайку и лягушку

На машине я катаю.

Мяу-мяу! — киска плачет,

Ква-ква-ква — лягушка скачет,

Гав-гав-гав! — кричит щенок,

Ку-ка-ре-ку! — петушок.

5. Игра «Вспомни и назови». Развитие памяти.

· Педагог хвалит детей за прекрасное пение.

— А теперь я хочу проверить, хорошая ли у вас память. Пожалуйста, перечислите игрушки, которые вы видели на картине. Постарайтесь ничего не забыть. (Мишка, зайка, маленький мишутка, слоник, машина «скорая помощь», игрушечный шприц, игру­шечный градусник, трубка, чемоданчик с лекарствами, кукольные столик и табуреточка.)

Молодцы! Все перечислили! Ничего не забыли! Я горжусь вами!

6. Рассказывание по отдельным фрагментам картины по плану и образцу, данному педагогом. Развитие связной речи.

· Педагог предлагает детям снова пройти на стульчики к мольберту и ставит на мольберт картину.

— Давайте попробуем составить рассказ по картине. Начну рассказывать я, а вы продолжите.

Художник нарисовал на картине детей в детском саду. Они играют в доктора Айболита. Мальчик в костюме доктора — в белом халате и белой шапочке — сидит под пальмой. Он держит в руке трубку и собирается слушать больных зверей. Рядом с ним на полу стоит чемоданчик с лекарствами.

Теперь каждый из вас будет рассказывать об одном из детей. Что он делает? Что у него в руках? Сначала нужно рассказать о мальчике, который стоит рядом с доктором. Попробуй ты, Машенька. Начни со слов рядом с доктором. (Рядом с доктором стоит мальчик. Он держит в руках большого мишку. У мишки завязана лапа. Он ее поранил.)

Хорошо. О девочке в розовом сарафане расскажет Юля. Начни со слов за мальчиком. (За мальчиком стоит девочка в розовом сарафане. Она держит зайчика с завязанными ушками. Он простудился.)

Теперь Даша расскажет о девочке в костюме медицинской сестры. Начни со слов девочка в белом халате. (Девочка в белом халате стоит около столика. Она держит в руках шприц. Девочка хочет сделать укол слоненку.)

Расскажи, Андрюша, о маленьком мишке и машине. (Рядом со столиком сидит маленький мишка. Ему нужно измерить температуру. Перед столиком стоит «скорая помощь». На ней доктор ездит к больным.)

Расскажи, Сережа, нравится ли детям играть. (Детям нравится играть в доктора Айболита. Им интересно. Они улыбаются.)

Вы очень хорошо рассказали о том, как дети играют в доктора Айболита. А теперь послушайте весь рассказ целиком. Если вы хорошо помните, о чем мы рассказывали, можете рассказать вместе со мной.

7. Рассказ педагога по картине. Формирование целостного представления об изображенном на ней.

8. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

· Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им особенно понравилось, кто из них лучше всех рассказывал сегодня. После этого педагог оценивает деятельность каждого из детей.

III период обучения (март)

Тема. Составление рассказа по картине «В уголке природы».

Образовательные цели. Обеспечение целостного восприятия картины. Обучение повторению рассказа по отдельному фрагменту картины вслед за педагогом. Формирование представлений о комнатных растениях, их назначении, правилах ухода за ними. Уточнение и расширение словаря по теме (растение, стебель, лист, цветок, корень; фиалка, розан, толстянка, герань, кактус; ухаживать, поливать, протирать, подкармливать, опрыскивать; красивый, зеленый, сочный).

Развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, тонкой и общей моторики, зрительного восприятия и внимания.

Воспитательные цели. Формирование сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливыми. Воспитание любви к природе.

Оборудование. Картина О.Р. Гофман «В уголке природы», картинки с изображениями комнатных растений, пазлы; горшки с толстянкой, зигокактусом, розаном, фиалкой, геранью; леечки и опрыскиватель.

Предварительная работа. Рассматривание комнатных растений в уголке природы, знакомство с некоторыми из них (толстянка, герань, зигокактус, фиалка, розан); участие в уходе за комнатными растениями дома и в детском саду; подготовка рассказов о комнатных растениях.

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона.

· Педагог приглашает детей в уголок природы, где на столе для экспериментов приготовлены горшки с цветами и все для ухода за ними.

— Послушайте стихотворение.

В нашей группе на окне

Во зеленой во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

Вот и кактусов семья.

Их польем мы спозаранку,

Я и все мои друзья.

— Сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях, об уходе за ними; рассмотрим картину «В уголке природы».

2. Беседа о комнатных растениях и об уходе за ними. Развитие связной речи, расширение представлений о комнатных растениях и правилах ухода за ними.

· Педагог привлекает внимание детей к растениям на столе.

— Вы узнали эти растения? Покажите и назовите их.

(|— Это герань.

Это фиалка.

Это розан.

— А э то кактусы.)

Правильно. Кактусы бывают с колючками и без колючек. Здесь у нас неколючие кактусы. А это растение — толстянка. Посмотрите, какие у нее толстые мясистые стебли, листья овальные, темно-зеленые, блестящие. Попробуйте теперь сами рассказать о других растениях, как это только что сделала я. Назовите растение. Опишите, какие у него стебли, листья, цветы.

(— Это герань. У нее крепкие стебли, круглые листья и красные цветы.

— Это фиалка. У нее круглые мягкие листочки и красивые белые цветы.

— Это розан. У него крепкие стебли и треугольные блестящие листья. А цветы крупные красные.)

Чтобы растения были такими красивыми, люди должны за ними ухаживать. Как ухаживают за комнатными цветами? (Их поливают, опрыскивают.)

· Педагог показывает, как ухаживают за растениями, и комментирует свои действия.

— Люди рыхлят землю в горшочках, чтобы корни могли дышать, протирают листья влажной тряпочкой или обмахивают кисточкой. А еще







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.