Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обеспечение санитарных и гигиенических норм ТБ и ОТ в учебно-производственных помещения





Рабочее место учащегося

· Рабочее место учащегося — это определенная часть площади учебной мастерской (лаборатории) с наиболее оптимально распо­ложенными на нем оборудованием, инструментами, приспособле­ниями и другой оснасткой, необходимыми для выполнения учебно-производственных работ, соответствующих требованиям программы производственного обучения.

· При оснащении рабочих мест учащихся предпочтение отдает­ся универсальному оборудованию, на котором возможно отраба­тывать большее количество трудовых приемов, операций, трудовых процессов, предусмотренных программой производственного обу­чения.

· Кроме оборудования рабочее место учащегося оснащается инди­видуальными инструментами и другой оснасткой. При определении набора инструментов и оснастки учитывается их универсальность, ча­стота применения, стоимость. Обычно рабочее место учащегося осна­щается «ходовыми» инструментами, приборами, приспособлениями и др., используемыми повседневно

· Рабочее место учащегося оснащается также устройствами для рас­положения и хранения материалов и готовой продукции, докумен­тации, а в необходимых случаях — подъемно-транспортными средствами.

· Планировка рабочих мест учащихся в учебной мастерской зави­сит от характера и содержания оснащения, типичной продукции учеб­ной мастерской, расположения окон, размеров и конфигурации помещения, характера освещения.

· Размещение рабочих мест учащихся должно обеспечивать возмож­ность проведения мастером со своего рабочего места коллективного инструктажа всей группы и наблюдения за действиями каждого уча­щегося в процессе выполнения упражнений; наиболее благоприятные и безопасные условия для работы учащихся; удобный доступ со всех сторон к оборудованию при работе, ремонте, обслуживании, а также при транспортировке материалов, заготовок, деталей и отходов.

· По отношению к источникам естественного освещения рабочие места учащихся располагаются так, чтобы свет на них падал слева (сле­сарные и другие подобные мастерские) или справа (станочные мас­терские) и спереди, но не сзади от учащегося.

· Нормативы раЛющения оборудования рабочих мест учащихся в учебных мастерских для различных профессий различны. Они уста­навливаются по аналогии с соответствующими нормативами произ­водственных цехов и участков.

Рабочее место мастера производственного обучения

· Под рабочим местом мастера понимается определенная часть площади учебной мастерской, оснащенная с учетом обеспечения нормальных условий для выполнения мастером учебно-воспитатель­ных и организационных функций по руководству процессом про­изводственного обучения.

· В интерьере учебной мастерской рабочее место мастера являет­ся центральным, главенствующим. Обычно оно располагается на по­мосте (подиуме) высотой 30—40 см и площадью 7—12 м2, с тем чтобы обеспечивать мастеру возможность хорошо видеть всех учащихся на их рабочих местах, а учащимся — мастера при проведении вводного инструктажа.

· Рабочее место мастера в учебной мастерской для учащихся явля­ется эталоном научной организации, оснащенности и содержания.

· Устройство и оснащенность рабочего места мастера зависит от специфики соответствующей профессии, возможностей и общего стиля учебно-материального оснащения учебного заведения. Мож­но выделить обязательное и дополнительное (создаваемое в поряд­ке совершенствования) оснащение рабочего места мастера.

· К обязательному (оптимальному) оснащению рабочего места мастера относятся:

· рабочий стол, стул, классная доска; дидактические и технические средства обучения; учебно-техническая документация по всем изучаемым опера­циям и типичным учебно-производственным работам;

· устройства для демонстрации трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ (демонстрационный верстак, станок, панель, электросборочный щит, учебная кабина, сварочный пост и т.п.);

· устройство для сидения учащихся во время их коллективного инструктирования;

· устройство для хранения инструментов, приспособлений; ма­териалов, документации, дидактических и технических средств обу­чения (шкафы, ящики, кассеты, полки, подставки и т. п.);

· устройства для использования дидактических и технических средств обучения (демонстрационные щиты, плакатницы, экран и т.п.);

· специальный щит для подачи на рабочие места учащихся и вык­лючения энергии — электрического тока, сжатого воздуха, горюче­го газа и т.п.;

· специальный стол для приемки выполненных учащимися учеб­но-производственных работ.

· Многие опытные мастера производственного обучения, исполь­зуя возможности учебных мастерских, проводят большую работу по созданию собственных оригинальных конструкций и оснащению своих рабочих мест. Обобщая передовой опыт, можно выделить наи­более типичные объекты дополнительного оснащения рабочих мест мастера:

· комбинированный шкаф для хранения, систематизации и ис­пользования дидактических и технических средств обучения (во многих учебных заведениях такой шкаф называют «методическим»);

· пульт дистанционного управления техническими средствами обу­чения, средствами сигнализации и подачи общих команд всем уча­щимся; средства оперативной связи с рабочими местами учащихся; комбинированная доска-экран для демонстрации экранных пособий «на просвет»; интерактивная доска; электромагнитная доска;

· контролирующие и «обучающие» устройства, электрифициро­ванные щиты и схемы, интеграторы и т.п.;

· компьютер с комплектом управляемых им устройств (экзаме­натор, консультант, информатор и т.п.).

· При наличии свободных площадей в учебной мастерской до­полнительно к рабочему месту мастера организуют препараторс­кую, что создает наиболее благоприятные условия для работы мастера. В препараторской устанавливаются и хранятся техничес­кие средства, необходимое количество шкафов и стеллажей для хранения и подготовки дидактического оснащения уроков, обо­рудование для изготовления и ремонта наглядных пособий, при­способлений и др.

· Разделение оснащения рабочего места мастера на основное и дополнительное весьма условное. Оно постоянно пополняется и об­новляется в соответствие с совершенствованием производственно­го обучения, научными и методическими рекомендациями, достижениями передового педагогического опыта, учитывая при этом, естественно, возможности учебного заведения.

· Организуя свое рабочее место, опытные мастера производствен­ного обучения особое внимание уделяют оснащению его необходи­мым набором специальных и универсальных приспособлений, инструментов, приборов, а также «справочному хозяйству». У опыт­ного мастера на его рабочем месте всегда имеются все необходимые справочные материалы, стандарты, учебники и учебные пособия по соответствующей профессии.

1. Требования к учебным мастерским. Помещения учебно-производственных мастерских, участков, пролетов

1.1 мастерские, должны иметь самостоятельный участок

1.2.Встроенные учебные мастерские следует располагать изолированно от классных помещений
(на первом этаже в торцах зданий) с устройством звукопо­глощающих капитальных стен и перекрытия второго этажа.

1.3.Помещения учебных мастерских должны быть свет­лыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастер­ских в подвальных и полуподвальных помещениях.

1.4.Кубатура и полезная площадь помещений учебных мастерских должны строго соответствовать действующим типовыми проектам зданий, учебных и учебно-производст­венных мастерских школ.

В связи с особенностями педагогического процесса и большой физической активностью учащихся во время ра­боты площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25—40% по сравнению с нормой площа­ди рабочего места взрослого рабочего.

1.5.Полы производственных помещений (деревянные,цементные и др.) должны быть теплыми, гладкими, нескольз­кими, непылящими и удобными для очистки, а также удов­летворять эксплуатационным требованиям данного поме­щения. При наличии цементных полов рабочие места уча­щихся и преподавателей должны быть оборудованы дере­вянными решетками.

1.6.В холодный период года влажность и температура воздуха в учебных мастерских должна отвечать требова­ниям, установленным для соответствующих видов произ­водства.

1.7.Двери, лестницы и коридоры должны быть устроены согласно требованиям строительных и пожарных правил и норм. Проезды и проходы внутри мастерской должны иметь ясно обозначенные габариты, очерченные белыми линиями или заменяющими их знаками. Не разрешается за­громождение проходов, лестниц и коридоров.

1.8.Стены и потолки должны быть гладкими и покрыты
красками, позволяющими легко производить влажную убор­ку помещения (эмульсионные и силикатные — для потол­ков и полов, масляные — для панелей и стен).

1.9.Все санитарно-бытовые помещения и их оборудова­ние должны содержаться в исправности и чистоте. Полы после каждого учебного занятия убираются влаж­ным или другим способом, не допускающим пыления.

1.10.В мастерских устанавливают умывальники с горя­чим водоснабжением и индивидуальными смесителями, щетками, мылом и полотенцем или заменяющими их уст­ройствами.

1.11.Мастерские обеспечиваются доброкачественной (отвечающей санитарным требованиям) питьевой водой. Температура питьевой воды должна быть не ниже +8 °С и не выше +20 °С. Обязательна установка питьевых фон­танчиков или закрытых баков с фонтанирующими насад­ками.

Вода в баках должна меняться ежедневно. У питьевых баков необходимо устройство приемников для стока воды.

1.12.Учебно-производственные мастерские обеспечива­ются необходимыми для оказания первой помощи меди­цинскими и перевязочными материалами (аптечка), носил­ками с зафиксированным адресом и телефоном ближайше­го лечебного учреждения, где может быть оказана меди­цинская помощь.

2.Требования к освещению, отоплению и вентиляции 2.1.Окна и другие световые проемы запрещается загро­мождать изделиями, инструментом, материалами и другими предметами. Складывание вблизи окон материалов, изделий и других предметов не должно ухудшать естественную освещен­ность мастерской. Оборудование мастерских, как правило, должно быть размещено так, чтобы оно не затемняло рабочую зону. 2.2.Стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не менее двух раз в год, а в помещениях со значительным вы делением дыма, пыли, копоти — по мере их загрязнения, но не менее 4 раз в год. 2.3.К мытью окон зданий любой этажности воспрещает­ся привлекать учащихся даже старших классов. 2.4.Стекла в рамах должны быть надежно укреплены, чтобы исключить возможность выпадения их из рам. 2.5.Сажать деревья надо на расстоянии утроенной высо­ты их (выросших деревьев) от школьного здания, но не бли­же 10 м, с тем чтобы кроны разросшихся деревьев не засло­няли окон; ветки растущих около окон здания деревьев необходимо подрезать каждую весну. 2.6.Искусственное освещение допускается общее или
комбинированное (общее плюс местное). Применение толь­ко местного освещения недопустимо.

2.7.Светильники аварийного освещения должны быть
присоединены к сети, независимой от сети рабочего осве­щения, начиная от щита подстанции, или при наличии только одного ввода, начиная от этого ввода. 2.8.Электрическая часть осветительных установок долж­на удовлетворять требованиям Правил устройства электро­установок (ПУЭ).

2.9.Учебно-производственные мастерские и вспомога­тельные помещения должны быть оборудованы вентиля­цией и отоплением. Вентиляция может быть естественной, механической или смешанной и должна обеспечить воздухообмен, темпе­ратуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами. 2.10.В мастерских по обработке металла и древесины вентиляция должна обеспечить воздухообмен 20 м3/ч на 1 человека. Если производственные процессы сопровожда­ются выделением пыли, необходимы приспособления для ее улавливания и удаления. Местные отсосы должны обес­печивать воздухообмен 250 м3/ч. Воздухообмен местной вытяжки от клееварки должен составлять 350 м3/ч.

2.11. Оборудование учебных мастерских — установка для никелирования, для окраски распылением, аппарат точеч­ной сварки, рабочие места по отливке деталей и термооб­работке — как правило, должно устанавливаться в отдельном помещении с обязательным устройством местных вы­тяжных отсосов. Работу по окраске распылением, никели­рованию необходимо проводить только в вытяжном шкафу.

Над рабочим местом для запуска и испытания двигате­ля внутреннего сгорания должен быть оборудован кожух с вытяжной вентиляцией.

Выхлопная труба двигателя должна вставляться и плот­но соединяться с трубой, выведенной наружу.

2.12.Вентиляционные устройства должны быть всегда исправными и находиться под постоянным наблюдением лиц, отвечающих за работу вентиляции.

2.13.Для помещений учебных и учебно-производственных мастерских рекомендуется централизованное отопление:

а) центральное водяное с металлическими радиаторами;

б) лучистое с бетонными панелями;

в) в школьных мастерских допускается воздушное ото­пление с приточной вентиляцией при емпературе подавае­мого воздуха не более 60 °С без рециркуляции.

Отопление должно обеспечивать равномерную темпера­туру, возможность регулирования степени нагрева помеще­ния и независимости включения и выключения отопитель­ных секций.

2.14.Запрещается для целей отопления учебных и учебно-производственных мастерских применять временные чу­гунные или другие печи.

2.15.Оптимальная температура воздуха в помещениях учебных мастерских по обработке металла и древесины должна быть 16—18 °С.

2.16.Ворота и входные двери в капитальных стенах долж­ны быть утеплены. У ворот и дверей, через которые проис­ходит транспортировка материалов и изделий, должны
быть отапливаемые тамбуры.

Двери должны иметь приспособления для принудитель­ного закрывания (пружины, пневматические затворы и т. д.). В воротах для прохода людей должны быть калитки.

2.17.Учебные и учебно-производственные мастерские не­зависимо от наличия вентиляционных устройств должны иметь в оконных проемах открывающиеся фрамуги или другие открывающиеся устройства для проветривания. Для открывания и регулирования фрамуг окон должны быть
удобные приспособления, управляемые с пола.

2.18.Переплеты окон и световых фонарей, двери и тамбу­ры к ним должны находиться в исправном состоянии. К мо­менту наступления зимы их следует утеплять.

3. Оборудование и материалы

3.1.Все эксплуатируемое оборудование учебных и учеб­но-производственных мастерских должно быть в полной исправности и надежно закреплено. Надежность установки оборудования на междуэтажных перекрытиях должна быть подтверждена соответствующими расчетами.

Оборудование и механизмы должны иметь все необхо­димые надежно закрепленные ограничители.

3.2.Расположение оборудования (станков, машин, меха­низмов, верстаков и пр.) должно соответствовать учебно-производственному процессу, нормам расстановки обору­дования и условиям его работы.

3.3.Складирование материалов и деталей должно произ­водиться на специальных местах таким образом, чтобы они не загромождали проходы и не мешали свободному обслу­живанию. Высота складирования не должна быть более 1 м. При складировании должна быть обеспечена устойчивость
сложенных предметов и исключена возможность падения
заготовок, деталей или материалов. С этой целью применя­ются специальные приспособления, стойки, прокладки, подкладки, упоры и т. д.

3.4.Вновь устанавливаемое оборудование может быть пущено в эксплуатацию лишь с санкции технической ин­спекции и органов народного образования с оформлением
соответствующего акта.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.