Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правовые аспекты организации и оборудования учебно-произодственных помещений





Учебная мастерская — специальное помещение профессиональ­ного учебного заведения, оснащенное необходимым оборудовани­ем, инструментами, приборами и другой оснасткой, предназначенное для производственного обучения; структурное подразделение про­фессионального учебного заведения.

Правовые аспекты оборудования учебных мастерских

В практической деятельности мастера производственною обучения достаточно часто возникают проблемы организации и оборудования учебных и производственных помещений. К сожалений многие училища недостаточно осведомлены о правовых и нормативных актах, регламентирующих эти стороны организации производственного обучения. Поэтому необходимо очертить круг» установленных документами положений, которые могут быть основанием при профессиональной деятельности мастера.

1. Необходимо знать, что существуют четко установленные нор­мативы: Строительные нормы и правила — СНиП 2.08.02 — 89, касающиеся размеров площадей учебных кабинетов, учебно-про­изводственных мастерских для каждого из типов, а также Сани­тарно-эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.3.1186 — 03, содержащие требования к гигиеническим услови­ям в них.

2. Каждый учебный (специализированный) кабинет или учеб­но-производственная мастерская должны быть укомплектованы в соответствии с типовыми Перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования. Следует оговориться, что речь идет лишь о необходимом минимуме оснащения. Опыт показывает, что мно­гие учебные заведения системы всегда старались придать материальной базе обучения более широкое наполнение.

3. Ежегодно перед началом очередного учебного года в учреж­дении должен быть оформлен акт-разрешение на проведе­ние занятий в учебно-производственных мастерских. Его подпи­сывают представители администрации района (округа), комитета по образованию, инспекторы санитарно-эпидемиологической службы, пожарной и технической инспекций, руководитель училища, заведующий мастерскими.

4. В мастерской на каждом из видов оборудования должна быть типовая инструкция по технике безопасности с предупреждением об опасностях при работе и описанием необходимых действий, которые следует выполнить до начала работы, во время работы и после ее окончания.

5. Очень существенное значение имеет соблюдение установленных Положением об учебно-производственных мастерских» нормативов по расположению оборудования, определению расстояний, дистанций при его размещении. Здесь нет мелочей и мастер должен четко знать, что отступление при планировке мастерской от нормативов недопустимо.

Вся материальная база производственного обучения — мастерские, специализированные лаборатории и другие помещения могут располагаться как непосредственно в учебном корпусе учреждения НПО, так и в отдельном здании. Второй вариант представляется более предпочтительным, так как неизбежный производственный шум не проникает в кабинеты для теоретических занятий,

С учетом особенностей педагогического процесса и больший физической активности учащихся во время работы площадь на одного ученика может быть увеличена на 25 —40 % по сравнении с нормой площади рабочего места взрослого рабочего.

Установлены следующие нормативные площади на одного обучаемого для учебно-производственных мастерских из расчета на одно место в зависимости от их вместимости (на 15 и 25 человек) слесарная — соответственно 5,4 и 4,0 м2; слесарно-инструментальная 7,2 и 6,0 м2; слесарно-сборочная - 8,0 и 7,2 м2;

механическая обработка по дереву 12,0 и 10,0 м3;

Электромонтажные мастерские, в которых производится пай­ка, оборудуют столами, имеющими металлическое покрытие раз­мером не менее 300 х 300 мм, приспособлениями для размещения и закрепления элементов и узлов пайки.

Мастерские для сварочных работ, монтажные мастерские, в которых проводятся рубка и резка металла, а также мастерские и лаборатории с крупногабаритным и тяжелым оборудованием, с крупногабаритными материалоемкими объектами работ изолиру­ют от других мастерских, располагают на 1-м этаже. При свароч­ной мастерской организуют лабораторию для контроля и механи­ческих испытаний сварочных

Многопостовые сварочные агрегаты устанавливают только в отдельном помещении, изолированном от других помещений. Ра­бочие места для газовой сварки располагают в изолированных ка­бинах, оборудованных сварочным столом, стулом и емкостью с водой для охлаждения горелки.

В зависимости от профиля учреждений НПО мастерские име­ют склады или помещения для хранения инструментов, инвента­ря, заготовок, сырья и готовой продукции. Инструментально-раз­даточная кладовая имеет площадь из расчета 0,05 м2 на 1 обучаю­щегося, но не менее 15 м2. Складские помещения следует прини­мать длиной не менее 6 м и площадью из расчета 0,2 —0,3 м2 на станочное место. Отдел технического контроля имеет площадь <1.04 м2 на 1 обучающегося.

[ При учебных мастерских следует предусматривать ремонтную мастерскую, санитарно-бытовой блок с гардеробами, душевыми и умывальниками. Лаборатории и мастерские не следует размещать в подвалах и цокольных этажах, а также над учебными помещения­ми При этом рекомендуемая высота лабораторий от пола до потолка составляет не менее 3,3 м, а с крупным оборудованием - 4,2 м.

Оборудование в мастерских расставляют перпендикулярно или под углом 30-45° к светонесущей стене (при расстоянии между рядами станков 1,2 м, а между станками в рядах не менее 0,8 м). Особое внимание также уделяется примерным нормам расстояний между оборудованием. Расстояние для малогабарит­ного оборудования 0,5 м, для среднегабаритного 0,6 м, для крупногабаритного 0,8 м.

Примерные нормы расстояний в мастерской:

ширина проходов между торцами станков

или верстаков-800 мм

ширина проходов между рядами- 1200 мм, ширина проезда в центре мастерской.- 2000 мм

расстояние от стены (колонны) до тыльной стороны станка.- 500 мм, расстояние до другого станка.- 800... 1000 мм

В зависимости от конфигурации помещения и вида освещения существует фронтальная и линейная расстановка оборудовании Какая из них оказывается более рациональной в каждом конкретном случае решают по обстоятельствам. Главное условие планировочных решений для учебно-производственных мастерских следующее: больше площадь под рабочее место может быть, меньше не должна.

Охрана труда в учебных мастерских

Ни одно из многочисленных направлений деятельности масте­ра производственного обучения не должно соблюдаться так скрупулезно, как его обязанности, установленные «Положением о службе охраны труда в системе Министерства образования Российской Федерации.

В соответствии с указанным Положением существует установленная номенклатура дел по охране труда, ведущаяся в образовательном учреждении в обязательном порядке. Применительно к учебным мастерским это следующие документы.

1. Акт-разрешение на проведение занятий в учебных мастер­ских (составляется ежегодно перед началом учебного года).

2. Акт-разрешение на ввод в эксплуатацию оборудования в учеб­ных мастерских, лабораториях (составляется ежегодно и после ре­монта).

3. Приказ по образовательному учреждению о возложении от­ветственности за состояние охраны труда и должностных обязан­ностях по охране труда (составляется к началу учебного года).

4. Должностные инструкции по охране труда работников обра­зовательного учреждения с их личными подписями (доведение под роспись производится ежегодно).







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.