Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этические теории о сущности морали.





Понятие этики и ее предмет.

Этика изначально ориентировалась на решение нравственных проблем бытия – что хорошо, что плохо, что правильно, а что нет, что такое честь, достоинство, любовь, жизнь. Aethos(др.греч.)- место совместного проживания людей. Этика всегда стремилась к теоретическому осмыслению ценностных поведенческих и смысложизненных проблем человека (как и во имя чего нужно жить, на что ориентироваться, во что верить и к чему стремиться.

В предмет этики права (т.е. в моральное содержание права) входят: а) его онтология, б) основные ценности, в) нормы, г) практика реализации права в различных правовых системах или условиях. Этика включает в себя такие разделы как: история нравов социология морали психология морали теория нравственного воспитания история этических учений профессиональная этика. Юридическая этика — профессиональная этика юриста; учение о требованиях к морально-нравственным качествам работников юридического профиля, о правовой культуре правоприменительной деятельности.

Проблемы этики деятельности юристов поднимались ещё в Древнем Риме. Е. В. Васьковский отмечал, что «ни одна профессия не представляет для нравственности занимающихся ею лиц таких соблазнов, как адвокатура». Адвокат, «будучи специалистом в правоведении, может облечь в законную форму любую уловку, любой подвох…». По его мнению, «судьи и прокуроры, находятся в таком же положении».

А. Ф. Кони, за свой труд «Нравственные начала в уголовном процессе» (1902), считается основателем российской науки судебной этики.

По вопросу о сущности профессиональной морали юриста можно выделить три позиции.

1) нет никаких изъятий, исключений из общественных норм нравственности для юристов, как их нет и для представителей любой другой профессии…Во всех сферах жизни и деятельности в обществе действуют нравственные нормы, обязательные для всех членов общества, нет никаких особых, «своих» нравственных норм и нет изъятий из общих моральных принципов и норм. Но применение, выражение и преломление общих нравственных норм в различных областях профессиональной деятельности имеет в ряде случаев специфические черты и формы, и на основе этих норм решаются различные возникающие в процессе этой деятельности вопросов, что и определяет содержание профессиональной этики, в частности судебной этики (М.С. Строгович) .

2) Специфика состоит в наличии совокупности особых требований, дополнительных норм, которые регулируют поведение членов этих профессиональных групп в их отношении к объекту труда, и через него к обществу, а также взаимоотношения внутри самих этих профессиональных групп. Эти особые требования и нормы составляют основное содержание профессиональной морали. Все они имеют соответствующий аналог в общих моральных требованиях. В любой профессиональной морали не может быть каких-то особых нравственных норм, которые не вытекали бы из общих нравственных принципов, не соответствовали бы, противоречили им, и тем более ограничивали действие принципов морали .



3) каждая профессия налагает на своих представителей специфические нравственные обязанности, которые дополняют общие моральные принципы, а в некоторых случаях и ограничивают их действие. Например, требования правдивости, искренности предполагают известные исключения, когда речь идет о сведениях, составляющих следственную тайну .

Л.Д. Бойков выделял следующие объективные предпосылки специфики профессиональной морали: 1) Наличие своеобразных условий для реализации общеэтических предписаний. Эти условия определены характером трудовых отношений, в частности, объектом трудового воздействия. Действие этих условий таково, что существенно меняются последствия соблюдения или несоблюдения или несоблюдения той или иной обще-этической нормы, определяя меру ответственности члена профессионального коллектива перед коллективом и обществом. 2) Наличие неповторимых, свойственных только данной профессии ситуаций, приводящих к возникновению специфических моральных норм. Эти нормы не могут перерасти в принципы морали в силу их частного, нетипичного для общества в целом характера. Но они не противоречат общим принципам морали, поскольку ими опосредуются объективно необходимые отношения, отвечающие общественным интересам. 3) Особенности профессионального долга как этической категории предполагают определение специфики содержания и целей деятельности представителя той или иной профессии, морально допустимых средств достижения целей, особенностей нравственного идеала и нравственных стимулов .

В юридическом деле неизбежно следующее:

1) противоречие нравственных ценностей;

2) вмешательство в ситуацию (в юридическое дело) является объективно вынужденным, ибо невмешательство по принципу «лучше ничего не делать, чем делать вредное» есть зло, причиняющее вред более высокой ценности;

3) вмешательство порождает одновременно и зло и добро, т.е. результат носит противоречивый характер, но зло всегда должно быть меньшим по отношению к добру.

Этические теории о сущности морали.

В истории развития этики как науки можно выделить этапы, предэтика, античная этика (утверждает образ уравновешенного, гармоничного человека, и внутри себя, и в общении с миром), средневековая этика (она стала религиозной. Ее исторические судьбы на многие столетия оказались сопряженными с христианством), этика Нового времени, современная этика.

Если античная этика исходила из убеждения, что нравственное совершенство человека доступно ему самому, что нравственность это совокупность добродетелей человека, то нравственные требования средневековой этики выступают как заповеди бога.

Этика Нового времени. Наиболее развернутую и типичную для этой эпохи концепцию морали создал Гоббс. По его мнению не мораль нуждается в объяснении, а мир рассматривается с точки зрения моральной оценки. Природа создала людей одинаковыми и в умственном и в физическом отношении. Равенство способностей порождает равенство надежд на достижение целей. Поэтому, поскольку разные люди стремятся к обладанию одними и теми же вещами, между ними возникает недоверие, жажда славы, которые заставляют людей во имя наживы, безопасности и соображений чести нападать друг на друга.

Современная этика. Этика ненасилия - это совершенно иной подход к разрешению конфликтов, исключающий насилие. Идеи ненасилия сфомулированы еще в Библии, в Новом Завете, рекомендующем, если, «кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую». В данном случае отразился некий идеал, в соответствии с которым непротивление злу рассматривается как проявление нравственного совершенства, нравственного превосходства над чужим грехом. Неумножение зла расценивается как проявление добра. Соответствующие библейские заповеди с большим трудом утверждались в сознании человека и до сих пор многим кажутся невыполнимыми.

Ненасилие не означает пассивности, оно активно и предполагает, как минимум, две формы борьбы: несотрудничество и гражданское неповиновение. Идеи отказа от насилия как средства разрешения конфликтов и проблем находит все большее количество своих сторонников во всем мире.

Таким образом, общий взгляд на разнообразные моральные учения и этико-культурные модели поведения позволяет выделить то общее, что присуще различным философским версиям морали. Можно указать на три момента – подавляющее большинство моралистов:

1. Рассматривали мораль как взаимность добра, выраженную в золотом правиле нравственности.

2. Возвышали мораль до абсолютного приоритета, практически задающего порядок человеческих благ.

3. Ставили осуществимость морали в зависимость от человеческих усилий по ее осуществлению.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.