Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ассоциативные теории памяти.





Самое большое распространение получили ассоциативные тео рии памяти. Предметы и явления окружающего мира запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению И.М.Сеченова «группами или рядами». Воспроизведение одних из них влечёт за собой воспроизводство других, что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные нервные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения. В психологии эти связи рассматрива­лись как ассоциации:

Существуют следующие виды ассоциаций:

ассоциации по смежности - являются отражением пространст­венно-временных отношений предметов и явлений:

ассоциации по сходству - являются отражением сходства пред­метов или явлений окружающей действительности;

ассоциации по контрасту - являются отражением противопо­ложности в окружающих человека предметах или явления;

ассоциации по каузальности - являются отражением причинно-следственных отношений предметов и явлений.

Создателями ассоциативных теорий памяти являются Аристо­тель, Юм, Д.Джеймс, И.М.Сеченов, И.П.Павлов.

Нейрофизиологические теории памяти.

Исследования, проводимые в русле нейрофизиологических теорий памяти, позволили выдвинуть гипотезу о двухступенчатом характере процесса запоминания. Суть ее состоит в следующем.

На первой стадии ( непосредственно после воздействия раздра­жителя) в мозгу происходит кратковременная электорохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках.

Вторая стадия, возникающая на основе первой, - это собст­венно биохимическая реакция, связанная с образованием новых бел­ковых веществ (протеинов). Первая стадия длится секунды или ми­нуты и ее считают физиологическим механизмом кратковременного запоминания. Вторая стадия, приводящая к необратимым химиче­ским изменениям в клетках, считается механизмом долговременной памяти.

Химические теории памяти.

Сторонники химических теорий памяти считают, что специ­фические химические изменения, происходящие в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, лежат в основе механиз­мов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов. Имеются в виду различные перегруппировки белковых молекул ней­ронов, молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая ки­слота (ДНК) считается носителем генетической, наследственной па­мяти. Рибонуклеиновая кислота (РНК) - основой онтогенетиче­ской. индивидуальной памяти. В опытах шведского биохимика Хидена установлено, что раздражение нервной клетки увеличивает в ней содержание РНК и оставляет длительные биохимические следы, сообщающие ей способность резонировать на повторное действие знакомых раздражителей.

Классификация видов памяти

Основание для классификации видов памяти Виды памяти
Особенности материала запоминания Двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая
Хар-р и цель деятельности Непроизвольная произвольная
Способ запоминания Механическая и смысловая
Продолжительность запоминания и сохранения Кратковременная, долговременная, оперативная

 

П.П.Блонский выделил 4 вида памяти в зависимости от осо­бенностей материала запоминания:

• двигательная - это память на различные движения и их сис­темы, позволяющие формировать практические навыки;

• образная - память, посредством которой обрабатывается ин­формация от различных анализаторов. Соответственно выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память;

эмоциональная - память на чувства;

словесно-логическая - специфически человеческая память, со­держанием которой являются мысли человека, воплощенные в различные языковые формы.

Выделяют два вида памяти в зависимости от характера и целей дея­тельности человека:

непроизвольная - память, в которой отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить;

произвольная - память, в которой такая цель стоит.

По способу запоминания выделяется:

• механическая - память, при которой отсутствует опора на по­нимание;

• смысловая - память, основанная на обобщенных и специали­зированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов или явлений окружающего мира.

По продолжительности запоминания и сохранения выделяется:

• кратковременная - память на несколько секунд (до 5 сек.) в слу­чае однократного восприятия запоминаемого материала:

• долговременная - память, для которой характерно длительное

сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения:

• оперативная - память, обслуживающая непосредственно осуще­ствляемую человеком деятельность.

Процессы памяти

К процессам памяти относят запоминание (закрепление), вос­произведение (актуализацию, возобновление), а так же забывание и сохранение.

Запоминание

Запоминание - это процесс памяти в результате, которого про­исходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Существуют различные формы процесса запоминания:

кратковременное запоминание - такое запоминание, которое осуществляется в таких временных рамках деятельности че­ловека с материалом, в которых возможно применение лишь автоматизированных способов его обработки:

долговременное запоминание - это такое запоминание, кото­рое позволяет человеку сохранять информацию, имеющую стратегическое, а не тактическое значение для достижения жизненно важных целей деятельности личности:

непроизвольное запоминание - это запоминание без специаль­но поставленной цели что-либо запомнить. Непроизвольно запоминается то, что -вызывает активную умственную рабо­ту;

произвольное запоминание (заучивание) - это запоминание, яв­ляющееся продуктом специальных мнемических действий.

Эффективность произвольного запоминания определяется:

мотивами, побуждающими запомнить;

• использованием рациональных приемов запоминания;

пониманием заучиваемого материала.

Воспроизведение.

Воспроизведение - процесс памяти, е результате которого про­исходит актуализация закрепленного ранее содержания психики пу тем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оператив­ную.

Существуют различные виды процесса воспроизведения: узна­вание, собственно воспроизведение и припоминание.

• узнавание - это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Узнавание бывает разным по степени своей определенности, четкости и полноты. Оно может осущест­вляться как произвольный или как непроизвольный процесс.

• собственно воспроизведение - это процесс, который в отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия того объ­ екта, который воспроизводится. Направление и содержание вос­производимых образов и мыслей определяется теми ассоциа­циями, которые образовались в прошлом опыте человека. Вос­произведение может быть произвольным и непроизвольным.

• припоминание - это такой вид воспроизведения, к которому прибегает человек в случае необходимости преодолеть значи­тельные трудности на пути вспоминания.

Успешность припоминания зависит от того, какие используют­ся приемы припоминания: составление плана припоминаемого мате­ риала, активное вызывание в себе образов соответствующих объек­тов, намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ведут к воспроизведению того, что нужно.

Сохранение.

Сохранение представляют собой одну из сторон единого процес­са долговременного удержания воспринятой информации.

Сохранение - это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвое­ния, включающей переработку материала.

Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим (проявляющимся в оперативной памяти) и статическим (проявляющимся в долговременной памяти). При динамическом со­хранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается переработке, реконструкции.

Реконструкция проявляется в различных формах:

в исчезновении некоторых деталей и замене их другими де­талями;

• в изменении последовательности материала;

• в обобщении материала.

Проведенные исследования позволяют выделить три сущест­венные особенности, отличающие мнемическую переработку мате­риала индивидуального опыта в процессе его сохранения от его мыс­лительной обработки.

1. Память - это непрерывный, никогда не прекращающийся процесс "самоорганизации" индивидуального опыта челове­ка.

2. Память - это бессознательный процесс, не поддающийся самонаблюдению непосредственно и открывающийся субъ­екту только через свои "продукты". Управлять процессами памяти можно только с помощью произвольных мыслитель­ных действий.

3. В отличие от мышления память соответствует не целевым установкам деятельности, а смысловым отношениям опыта, смысловым образованиям человека, его жизненным ценно­стям.

Забывание.

Забывание - это процесс утраты человеком возможности дол­говременного удержания с последующим воспроизведением восприня­той информации.

Для долговременной памяти свойственно забывание: забывает­ся все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и полезной информации.

Забывание в значительной степени зависит от характера дея­тельности, непосредственно предшествующей запоминанию и проис­ходящей после нее:

• отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности называется проактивным торможением;

• отрицательное влияние следующей за запоминание дея­тельности называется ретроактивным торможением.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.