Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мнемические действия человека





В.Д.Шадриков и его ученики выделили следующие мнемические действия, выступающие в качестве способов произвольного за­поминания или организованного заучивания:

• группировка - деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и так далее);

• выделение опорных пунктов - фиксация какого-либо крат­кого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, примеры и так далее);

• план - совокупность опорных пунктов;

• классификация - распределение каких-либо предметов, яв­лений, понятий по классам, группам на основе общих при­знаков;

• структурирование - установление взаимного расположения частей, составляющих целое;

• схематизация - изображение или описание чего-либо в ос­новных чертах;

• аналогия - установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий;

• мнемотехнические приемы - совокупность готовых, извест­ных способов запоминания;

• перекодирование - 'вербализация, или проговаривание, представление информации в образной форме;

• достраивание запоминаемого материала и привнесения но­вого в запоминаемое - использование вербальных посред­ников, объединение и привнесение чего-либо по ситуатив­ным признакам, распределение по местам;

• серийная организация материала - установление или по­строение различных последовательностей (распределение по объему, времени, упорядочение в пространстве);

• ассоциации - установление связей по сходству, смежности или противоположности;

• повторение - сознательно контролируемые и неконтроли­руемые процессы воспроизведения материала.

Тема 12 Мышление

Мышление - познавательный психический процесс, с помощью ко­торого происходит обобщенное и опосредованное отражение окружающей действительности.

Общее понятие о мышлении.

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно свя­занный с речью психический процесс поиска и открытия существен­но нового. Мышление возникает на основе практической,деятельно­сти человека из его чувственного опыта и далеко выходит за его пре­делы.

Отечественная психология рассматривает мышление как про­цесс:

• формирующийся в общественных условиях жизни;

• проявляющийся сначала как развернутая предметная деятель­ность, переходящая в свернутые формы;

• приобретающий характер внутренних умственных действий.

Сущность мышления заключается в отражении:

1. Общих и существенных свойств предметов или явлений окру­жающей действительности в том числе и таких, которые непо­средственно не воспринимаются.

2. Существенных отношений и закономерных связей между предме­тами и явлениями.

К опосредованному познанию человек прибегает в случаях когда:

• непосредственное познание невозможно из-за несовершенства научных методов или отсутствия соответствующих анализато­ров;

• исключено непосредственное познание, хотя и возможно;

• непосредственное познание нерационально.

Обобщенность мышления обеспечивается тем, что человек от­ражает окружающий мир не только в образной форме, но и словесной.

Физиологические основы мышления.

В основе процесса мышления лежат временные нервные связи двух видов: первосигналъные и второсигнальные.

Первосигнальные раздражители непосредственно связаны с ощущениями, восприятием окружающего мира.

Мышление, главным образом, опирается на второсигнальные временные нервные связи, образующиеся с помощью слова и отра­жающие существенные отношения между предметами или явления­ми.

СЛОВО - "сигнал сигналов" (И.П.Павлов) является обобщен­ным раздражителем. Со словом вводится новый принцип нервной деятельности - анализирование и синтезирование этих новых обоб­щенных сигналов.

Мышление человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни существовать вне языка, вне речи. Мышле­ние происходит в речевой форме.

Виды мышления.

Основание для выделения вида мышления Виды мышления
Генезис мышления Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое
Тип познания Теоретическое Эмпирическое
Функции мышления Творческое Критическое
Степень рефлекции Интуитивное Аналитическое (логическое)
Средства действия Вербальное невербальное

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опираю­щийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преоб­разование ситуации в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление - вид мышления характеризую­щийся опорой на представления и образы.

В отличии от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляе­мый при помощи логических операций с понятиями.

Теоретическое мышление - это такой вид мышления, с помо­щью которого происходит познание законов и правил. Решение за­дачи при указанном типе мышления происходит с самого начала и до конца в уме с использованием готовых знаний. Теоретическое мышление подразделяется на два вида:

• образное мышление материалом которого являются пред­ставления и образы предметов или явлений окружающей действительности;

• понятийное мышление, опирающееся на знания человека, выраженные в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Эмпирическое мышление - это вид мышления, обеспечивающий подготовку физического преобразования действительности: поста­новку цели, создание плана, проекта, схемы. Оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. По мнению Б.М.Теплова, ра­бота эмпирического мышления в основном направлено на разреше­ние частных конкретных задач... тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономер­ностей. Также как и теоретическое, эмпирическое мышление под­разделяется на два вида:

наглядно-действенное мышление - вид мышления, позво­ляющий осуществлять практическую преобразовательную деятельность человека с реальными предметами. Оно свойст­венно людям массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производительным трудом;

наглядно-образное мышление - вид мышления, непосредст­венно связанный с восприятием человека окружающей дей­ствительности. Свойственно детям дошкольного и младшего школьного возраста, а также представителям "операторных" профессий, руководителям разного ранга.

Творческое мышление - это мышление, которое позволяет че­ловеку порождать новые творческие идеи в условиях свободы от вся­кой критики, внешних и внутренних запретов.

Творческое мышление характеризуется следующими особенностями:

получением результатов, которые раньше никто не получал;

• возможностью действовать различными путями, не зная, ка­кой из них может привести к желаемому результату;

• априорной (предварительной) неизвестностью способов, с помощью которых этот результат может быть достигнут;

• отсутствием достаточного опыта решения подобных задач;

• необходимостью действовать самостоятельно и без подсказ­ки.

Критическое мышление - это вид мышления по своему функ­циональному назначению противоположное творческому. Критиче­ское мышление требует строгости к себе и другим в отборе и оценке выдвигаемых идей.

В основе различия между интуитивным и аналитическим (логи­ческим) мышлением лежат три признака: временной (время протека­ния процесса), структурный (членение на этапы), уровень осознанно­сти (осознанный или неосознанный).

В этой связи:

Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека, в то время как интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выра­женных этапов, является минимально осознанным.

Невербальное мышление (наглядное) - мышление, которое осно­вывается на видении или представлении предметов, составляющих содержание решаемой задачи.

Вербальное мышление опирается прежде всего на отвлеченные знаковые структуры, в частности, на слово.

Люди, с невербальным мышлением испытывают значительные трудности даже при решении простых задач, представленных в зна­ковой форме. Обладателям же вербального мышления нелегко да­ются задачи, требующие оперирования наглядными образами.

Мыслительные операции

В процессе решения мыслительной задачи человек использует различные мыслительные операции:

• анализ - расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики;

• синтез - мысленный переход от частей к целому;

• сравнение - установление сходства или различия между объ­ектами;

• обобщение - мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам;

• абстрагирование - отвлечение от несущественного на основе выделения и сохранения существенных свойств и связей предметов или явлений;

• конкретизация - переход от общего к единичному, соответ­ствующему этому общему.

Логические формы мышления

Существуют три основные логические формы мышления.

Понятие.

Понятие - это логическая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки, свойства предметов или явлении ок­ружающей действительности.

Понятие можно рассматривать как знание существенного, об­щего в предметах и явлениях действительности. В понятиях кристал­лизуются знания о предметах и явлениях действительности в обоб­щенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятия существен­но отличается от представления.

Представление - это образ конкретного предмета. Пред­ставление конкретно, образно, наглядно.

Понятие - это отвлеченная мысль о предмете. Понятие обладает обобщенным, абстрактным, ненаглядным характером.

Понятие более высокая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире, полнее отражает действительность, чем представ­ление.

Суждение.

Суждение - это логическая форма мышления, в которой от­ражаются связи между предметами или явлениями действительно­сти или между их свойствами и признаками

Суждения содержат в себе утверждение или отрицание какого-либо положения. Суждения могут быть истинными или ложными. Истинность суждений в конечном итоге проверяется практикой.

Суждения образуются двумя основными способами:

непосредственно - когда в суждении выражается то, что восприни­мается;

опосредованно - путем рассуждений, являющихся формой опосре­дованного познания действительности.

12.5.3 Умозаключение.

Умозаключение - логическая форма мышления, с помощью ко­торой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, при­ходит к новым общим или частным выводам, к новым суждениям.

В процессе осуществления мыслительной деятельности человек использует два вида умозаключений:

индукцию - способ рассуждений от частных суждений к общему дедукцию - способ рассуждений от общих суждений к частным. Типичным примером умозаключения является доказательство мате­матической теоремы.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.