Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Написание введения курсовой работы





Имени М.В. Ломоносова»

Филиал в г. Коряжме Архангельской области

 

кафедра педагогики и психологии

Нурлигаянова О.Б.

Методические рекомендации

По написанию курсовых работ

По психологии

 

 

Учебно-методические рекомендации

 

г. Коряжма


Печатается по решению редакционно-издательской комиссии Филиала «С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова» в г. Коряжме Архангельской области

Автор-составитель: Нурлигаянова О.Б., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Филиала С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова в г. Коряжме

 

Рецензент: Быстров А.Н., доктор психологических наук, зам. директора по научной работе С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова в г. Коряжме

 

 

В работе сформулированы основные требования к написанию курсовой работы. Даны примеры написания отдельных структурных элементов курсовой работы: титульный лист; оглавление; введение; заключение. Рассмотрена особенность изучения литературы по выбранной проблеме, отражена логика анализа психолого-педагогической литературы, предложен алгоритм сбора эмпирических данных, приведен пример качественного и количественного анализа эмпирических данных. Представлены правила оформления курсовой работы.

Методические рекомендации составлены на основе Приказа №56 от 28.01.13 Об утверждении и введении в действие стандарта организации СТО «Общие требования к оформлению и изложению документов учебной деятельности обучающихся», Приказа №1256 от 20.12.13 О внесении изменений и дополнений в СТО 89-03.5-2013 «Общие требования к оформлению и изложению документов учебной деятельности обучающихся».

Методические рекомендации предназначены студентам обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» 44.03.02.

 

© Филиал «С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова» в г. Коряжме, 2015


Пояснительная записка

 

Подготовка курсовых работ – важная форма учебной и научной работы студентов. Курсовая работа – это форма самостоятельной учебной деятельности студентов, направленные на:

- углубление и совершенствование психологических и педагогических знаний по отдельным темам;

- обучение применению этих знаний в профессиональной деятельности специалиста педагога-психолога;

- формирование умений и навыков научной деятельности, развитие творческих способностей студентов.

При выполнении курсовой работы студентами должны решаться актуальные проблемы. Исследование может быть направлено на изучение теоретических подходов в какой-либо области психологии и педагогики, на решение прикладных задач, или быть практически ориентированным.

В задачи курсовой работы, как правило, входит освоение реферативных форм обобщения научных источников. При этом студенты должны усвоить не только способы отбора информации, но и показать умение ее анализировать и обобщать, определять степень достоверности информации, содержащейся в изучаемой литературе, ее доказательность, а так же продемонстрировать умение подтверждать реферативную часть курсовой работы эмпирическими исследованиями в области психологии.

Поскольку выполнение курсовой работы представляет собой психологическое исследование, оно может включать ряд необходимых этапов:

1. Определение темы и первичная постановка проблемы и цели работы.

2. Поиск и анализ литературы по изучаемой проблеме.

3. Уточнение цели и задач исследования, постановка гипотезы исследования.

4. Планирование исследования, подбор методов и методик.

5. Сбор эмпирических данных.

6. Первичный анализ данных, их математическая обработка и представление.

7. Интерпретация данных.

8. Формулировка выводов и заключения.

Структурными элементами курсовой работы являются:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение, выводы.

6. Список использованных источников.

7. Приложения.

Объем работы 25 – 30 страниц. Введение и заключение – по 2 – 3 страницы, главы в равных долях примерно по 8 – 10 страниц. Главы подразделяются на пункты, которые должны быть представлены в равных долях в зависимости от их количества, но не менее 2.

Количество пунктов Количество страниц в пункте
   
  3 – 4
  2 – 3

Дальнейшее дробление глав не целесообразно.

Титульный лист

 

Титульный лист является первой страницей текстового документа. Оформляется на специальном бланке, образец которого приведен в приложении А.

Совместно с руководителем работы студент в соответствии с темой составляет план работы, определяет методы и методики исследования. Тема курсовой работы должна соответствовать учебному плану, т.е. она должна быть написана по определенной дисциплине. Дисциплина указывается на титульном листе курсовой работы.

Оглавление курсовой работы

 

Оглавление включает введение, наименования всех глав, пунктов, заключение, выводы, список использованных источников и наименования приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы. Наименования, включенные в оглавление, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

Если работа содержит дополнительные материалы, их перечень приводится в оглавлении после приложений. Это касается таких работ обучающихся как видеофильмы, программные комплексы и продукты, являющиеся результатом работы студента.

Пример составления структурного элемента «ОГЛАВЛЕНИЕ» представлен в приложении Б.

 

Сбор эмпирических данных

 

Важнейшей частью курсовой работы является эмпирическое исследование проблемы (направленное на сбор данных). Для решения поставленных задач работы подбираются методы и методики исследования. Вторая глава в работе, как правило, начинается с описания условий проведения исследования и характеристики испытуемых. Количество испытуемых подбирается в зависимости от цели и задач исследования, выбранных методик исследования, но желательно не менее 30 человек. Описываются методы и методики исследования. Написание пункта 2.1 можно рассмотреть на следующем примере (Тема курсовой работы: Изучение сценической тревожности учащихся младшего школьного возраста). Пример представлен в сокращенном варианте.

В исследовании приняли участие 80 учащихся начальных классов музыкальной и общеобразовательной школ. Музыкальная школа: 40 человек, учащиеся 2 и 3-го классов. Общеобразовательная школа: 40 человек, учащиеся 2, 3 и 4-ых классов. Учащиеся из общеобразовательной школы другие дополнительные образовательные учреждения не посещают. Возраст испытуемых 8 – 11 лет.

Для диагностики школьной тревожности использовалась методика К. Филлипса. … Содержание методики и индивидуальные данные учащихся представлены в приложении А.

Для диагностики сценической тревожности использовалась методика цветовых метафор. … Содержание методики и индивидуальные данные учащихся представлены в приложении Б.

В ходе работы испытуемые были разделены на две группы: экспериментальную (учащиеся музыкальной школы) и контрольную (учащиеся начальных классов общеобразовательной школы).

С целью математической обработки были использованы описательные статистики: мода, медиана, среднее значение, дисперсия, стандартное отклонение. Для сравнения выборок был использован t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Для проверки взаимосвязи тревожности и результативности учебной деятельности учащихся музыкальной школы была использована линейная корреляция r-Пирсона.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предложенные методы и методики исследования позволят решить поставленные задачи.

Дальнейшая логика изложения второй главы может быть следующая: 1) анализ результатов констатирующего этапа исследования, описание технологии формирующего эксперимента, затем демонстрируется результативность предлагаемой программы; 2) первоначально описываются результаты эмпирического исследования, затем разрабатываются методические рекомендации по изложенной проблеме.

Второй пункт главы в первом случае содержит анализ результатов исследования, исходя из которых, будут формулироваться цель и задачи коррекционной (развивающей) программы. В третьем пункте описание формирующего эксперимента: в котором обычно описывается цель и задачи предлагаемого курса, необходимое оборудование, тематический план, а содержание программы помещается в приложение. В третьем пункте представляются количественные и качественные данные, демонстрирующие доказательство результативности формирующего эксперимента.

Второй пункт главы во втором случае содержит качественный (представляется в виде таблиц и рисунков) и количественный анализ полученных данных. Третий пункт содержит методические рекомендации, которые отражают технологию работы по заявленной проблеме. Рекомендации могут разрабатываться как для педагога-психолога, так и для других субъектов образовательного процесса.

Представление данных можно рассмотреть на следующем примере (тема та же):

Опираясь на результаты, представленные в таблицах 1 можно сделать вывод о том, что в музыкальной школе у детей тревожность выше, чем в общеобразовательной. Учащиеся музыкальной школы по всем показателям тревожности имеют более высокие показатели, чем школьники, не занимающиеся в дополнительном образовании. Дети чаще испытывают страхи в ситуации публичной оценки знаний, бояться не соответствовать ожиданиям окружающих.

 

Таблица 1 – Описательные статистики школьной тревожности учащихся музыкальной школы

  Общая тревожность в школе Переживание социального стресса Фрустрация потребности в достижение успеха Страх самовыражения Страх ситуации проверки знаний Страх не соответствовать ожиданиям окружающих Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу Проблемы и страхи в отношениях с учителями
эг М 13,53 6,50 5,58 5,00 4,55 3,60 3,25 5,50
Ме 12,00 6,00 5,00 6,00 5,50 4,00 3,00 6,00
Мо 22,00 3,00 5,00 6,00 6,00 5,00 3,00 6,00
δ 5,33 3,01 2,74 1,36 1,69 1,36 1,19 2,09
кг М 3,83 2,18 1,80 1,23 1,25 1,50 1,30 2,75
Ме 3,00 2,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 2,50
Мо 2,00 1,00 1,00 1,00 0,00 1,00 1,00 2,00
δ 2,39 1,89 1,81 1,25 1,75 1,56 1,43 1,84
Примечания: 1 М – среднее значение; 2 Ме – медиана; 3 Мо – мода; 4 δ – стандартное квадратичное отклонение; 5 эг- экспериментальная группа; 6 кг – контрольная группа.

На рисунке 1 показано соотношение тревожности детей из музыкальной школы и общеобразовательной. Он показывает, что у детей из музыкальной школы тревожность выше, чем у детей из общеобразовательной школы.

По результатам исследования были выявлены статистически значимые различия (t = 10,54, при p < 0,001), т.е. общая тревожность у учащихся музыкальной школы выше, чем у детей, обучающихся только в общеобразовательной школе. Возможно, это связано с тем, что музыканты посещают дополнительное образовательное учреждение и не могут включиться полностью в жизнь обеих школ сразу.

По имеющимся статистически значимым различиям (t = 7,71, при p < 0,001), мы можем утверждать, что переживание социального стресса также у музыкантов выше, чем у детей из общеобразовательной школы. Кроме того, фрустрация потребности в достижении успеха у учащихся музыкальной и общеобразовательной школ также различаются (t = 7,41, при p < 0,001). Страх самовыражения у музыкантов выше в 4 раза, чем у учащихся образовательной школы (t = 12,56, при p < 0,001).

Можно предположить, что на повышение данного страха у детей влияет сценическая деятельность, так как они боятся самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Страх ситуации проверки знаний значительно выше у исполнителей, чем у детей обычной школы (t = 8,46, при p < 0,001). Возможно, это связано с негативным отношением и переживанием тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей, особенно когда это происходит публично. Можем утверждать статистически значимые различия фактора страха не соответствия ожиданиям окружающих (t = 6,36, при p < 0,001) и низкую физиологическую сопротивляемость стрессу (t = 6,5, при p < 0,001), которые также выше у музыкантов.

Можно предположить, что дети боятся неодобрения их публичного выступления, негативной оценки окружающих. Также имеют место особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Проблемы и страхи в отношениях с учителями у детей из музыкальной выше в 2 раза, чем у учащихся общеобразовательной школы (t = 6,54, при p < 0,001). Причина этого – общий негативный эмоциональный фон отношений учителями школы, снижающий успешность обучения ребенка.

– экспериментальная группа; – контрольная группа; 1 – общая тревожность в школе; 2 – переживание социального стресса; 3 – фрустрация потребности в достижение успеха; 4 – страх самовыражения; 5 – страх ситуации проверки знаний; 6 – страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 7 – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 8 – проблемы и страхи в отношениях с учителями; М – среднее значение

Рисунок 1 – Соотношение школьной тревожности в музыкальной и общеобразовательной школах

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей, посещающих дополнительно музыкальную школу школьная тревожность выше, чем у детей, посещающих только общеобразовательную. Это связано с тем, что дети из музыкальной школы чаще испытывают тревогу перед концертным выступлением.

 

Приложения

 

Приложение является частью работы, имеющее дополнительное, справочное или второстепенное значение, необходимое для более полного освещения темы работы. Приложения должны относиться к работе в целом. Не допускаются приложения, не имеющие прямого отношения к теме работы. Приложения формируются по мере их упоминания в тексте работы. На все приложения должны быть ссылки в тексте.

Приложения оформляют как продолжение текстового документа. Приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию страниц.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который приводят с прописной буквы отдельной строкой, выравнивание – по центру.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А». Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Все приложения (при наличии) должны быть перечислены в оглавлении документа с указанием их обозначений и заголовков.

В приложение помещается вспомогательный материал, который в основной части загромождает текст и затрудняет его восприятие. К вспомогательным материалам относятся:

- полное описание методик исследования;

- результаты первичной обработки данных (протоколы);

- примеры бланков ответов испытуемых;

- разработки мероприятий;

- содержание занятий и др.

Оформление курсовой работы

 

Текстовый материал работы оформляют на белой бумаге формата А4 на одной стороне листа, соблюдая следующие размеры полей: правое – 15 мм, левое – 30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Главу начинают на новой странице.

Шрифт Times New Roman; кегль (размер шрифта) – 13; междустрочный интервал 1,5; выравнивание – по ширине; цвет шрифта – чёрный. Абзацы в тексте начинают отступом 1,25 см.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие имена собственные в тексте работы приводят на языке оригинала.

Наименование структурных элементов работы «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» служат заголовками структурных элементов работы. Заголовки структурных элементов располагают по центру строки без точки в конце, печатают прописными буквами, жирным шрифтом.

Основную часть текстового документа следует делить на главы и пункты. При делении текста документа на пункты каждый пункт должен содержать законченную информацию. Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, и обозначаться арабскими цифрами без точки, например: 1, 2. После номера раздела и пункта в тексте точку не ставят. Глава может состоять из двух и более пунктов. Пункты должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер пункта состоит из номера главы и пункта, разделённых точкой; в конце номера пункта точка не ставится, например: 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.

Главы и пункты должны иметь заголовки. Заголовки должны чётко и кратко отражать содержание глав и пунктов. Заголовки глав следует оформлять прописными буквами, без разрядки, жирным шрифтом, без подчёркивания. Название главы и пункта оформляется без пропуска строки. Не допускаются переносы в заголовках, а также отрыв предлога или союза от относящегося к нему слова. Перед заголовком пункта, если он помещён не в начале страницы, после него должно быть не менее трёх строк текста. Если текст не помещается, то заголовок рекомендуется перенести на другую страницу.

Главы и пункты следует записывать с абзацного отступа. Максимальная длина текста в строке заголовка главы должна быть меньше на 10 мм, чем в основном тексте. Вторая и последующие строки заголовка главы начинаются с абзацного отступа. Каждую главу необходимо начинать с новой страницы.

Заголовки пунктов следует оформлять с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце. Заголовки не подчёркиваются, не выделяются жирным шрифтом. В заголовках, вынесенных отдельной строкой, точка в конце не ставится. Если заголовок состоит из нескольких предложений, их разделяют точкой, в конце последнего предложения точка не ставится. Пример оформления названий главы и пунктов смотри приложение Е.

Страницы работы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту курсовой работы для всех структурных элементов. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц текстового документа, но номер не проставляется. Первая цифра текущей нумерации страниц проставляется на листе «ОГЛАВЛЕНИЕ». Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки размером шрифта 12, гарнитура Times New Roman. На листах с альбомной ориентацией текста местоположение номера не меняют, размещая его по центру короткой стороны листа. Страницы с рисунками и таблицами, расположенные на отдельных листах, необходимо включать в общую нумерацию.

Внутри пунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис, а текст начинать со строчной буквы после пробела, не допускается использовать арабские цифры с точкой, например:

По мнению Б.Ф. Ломова, на основании анализа существующих концепций в качестве основных образующих деятельности можно выделить следующие компоненты:

- мотив,

- цель,

- планирование,

- переработка текущей информации,

- оперативный образ,

- принятие решения,

- действия,

- проверка результатов,

- коррекция действий.

Любое графическое изображение материала (рисунок, схема, фотография, диаграмма, график, фрагмент ксерокопии, распечатка презентации и т. д.) в тексте документа считается иллюстрацией и обозначается по тексту как рисунок.

На все рисунки и таблицы должны быть даны ссылки в тексте документа. Рисунки и таблицы могут быть расположены как по тексту работы, так и в конце ее. При размещении рисунка и таблицы по тексту, их следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминается впервые, или на следующей странице. Крупные рисунки и таблицы допускается размещать на отдельной странице вдоль длинной стороны листа, с учетом поворота по часовой стрелке. Рисунки и таблицы в тексте работы следует обозначать арабскими цифрами, применяя сквозную нумерацию. Например: рисунок 1, рисунок 2, таблица 1, таблица 2 и т.д.

Для обозначения рисунков и таблиц в приложениях применяют отдельную нумерацию арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения с точкой. Например: рисунок А.1, таблица Б.1 и т.д.

При ссылках на рисунки и таблицы в тексте работы следует указывать их обозначение. Например: «...в соответствии с рисунком 2»; «...в соответствии с рисунком А.2» – для рисунков, которые расположены в приложении.

Рисунки и таблицы должны иметь наименование и, при необходимости, пояснительные данные. Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных. Точку в конце наименования рисунка не ставят.

Подпись к рисунку должна быть выполнена без абзацного отступа и выровнена по центру. После подписи рисунка необходимо пропустить строку.

Поясняющие данные оформляют в подбор (не столбцом) и выравнивают по центру. Одну позицию от другой позиции отделяют точкой с запятой. Номера позиций указывают без скобок и отделяют от соответствующих им расшифровок знаком тире. Числа у шкал следует размещать вне поля диаграммы и располагать горизонтально.

Основные требования к подрисуночной подписи: точность, ясность, краткость и необходимая полнота; соответствие основному тексту и иллюстрации.

Все цифровые (буквенные) обозначения на иллюстрации должны быть объяснены или в подрисуночной подписи, или в условных обозначениях.

На осях графиков и диаграмм следует писать наименования или принятые условные обозначения величин с указанием их единиц. Текстовое наименование оси следует размещать у середины шкалы с ее внешней стороны параллельно оси, в соответствии с рисунком 2, а при использовании принятых условных обозначений - горизонтально в конце шкалы после последнего числа.

Рисунки должны быть оформлены в черно-белом варианте.

Например:

Оформление рисунка с использованием пояснительных данных.

 

– положительная корреляция, р<0,05; – положительная корреляция р<0,01; – отрицательная корреляция р<0,05; – отрицательная корреляция, р<0,01; 1 – общая тревожность в школе; 3 – фрустрация потребности в достижении успеха; 4 – страх самовыражения; 6 – страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 7 – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 8 – проблемы и страхи в отношениях с учителями; 9 – чистота интонаций; 10 – техника исполнения; 14 – звуковая аккуратность; 15 – творческая индивидуальность исполнителя; 17 – сольфеджио; 18 – музыкальная литература; 19 – хор

Рисунок 3 – Взаимосвязь показателей тревожности и результативности учебной деятельности

 

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц.

Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей, до таблицы и после необходимо пропустить строку, отделяя тем самым таблицу от текста работы. Между названием таблицы и таблицей пропуск строки недопустим.

При переносе части таблицы на ту же или другую (другие) страницу название помещают только над первой частью таблицы. При этом в каждой части таблицы повторяют её головку. При делении таблицы на части допускается её головку не повторять, а заменять соответственно номерами граф. Графы таблицы нумеруют арабскими цифрами. Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы без абзацного отступа, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы.

Таблицы, не имеющие непосредственного отношения к рассматриваемой теме, приводить в работе не допускается. Таблицы рекомендуется размещать после первого упоминания о них в тексте работы и так, чтобы их можно было читать без поворота страницы. Если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы для ее чтения надо было повернуть страницу по часовой стрелке.

Таблицы в работе следует обозначать арабскими цифрами, применяя сквозную нумерацию. Если в работе одна таблица, она должна быть обозначена «Таблица 1».

На все таблицы работы должны быть приведены ссылки в тексте, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием её номера. Символ «№» при этом не пишут. Заголовки граф и строк таблицы следует приводить с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точку не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

Текст в таблице следует приводить с одинарным междустрочным интервалом. При необходимости допускается уменьшать размер шрифта до 10 пунктов, но при этом размер шрифта в названии таблицы не изменяется.

 

Таблица 1 – Название таблицы

Головка

 
Заголовки граф

     
Подзаголовки граф

Горизонтальные строки

       
         
Боковик (графа для заголовка)

Графы (колонки)

   

 

 

Разделять заголовки и подзаголовки боковика граф диагональными линиями не допускается. Например:

 
   

 

Текст в заголовках граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, при необходимости допускается перпендикулярное расположение текста. Таблицу, в зависимости от её размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на неё, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении к ВКР.

Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одних и тех же единицах измерения, то единицы необходимо указывать над таблицей справа, а при делении таблицы на части – над каждой её частью. Например:

 

Таблица 1 – Показатели мотивов учения учащихся 5-го класса

Средний балл

  Учебный мотив Социальный мотив Позиционный мотив Оценочный мотив Игровой мотив Внешний мотив
М 17,29 13,29 48,18 8,84 1,14 1,24

 

Если в конце страницы таблица прерывается и её продолжение будет, на следующей странице, то в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не проводят. Обозначения, приведенные в заголовках граф таблицы, должны быть пояснены в тексте работы. При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк.

Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин. В таблицах не допускаются пустые (незаполненные) графы.

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа и не подчеркивать. Примечания приводят в тексте работы, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста таблицы. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией обозначающей окончание таблицы. Слово «Примечания» следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа и не подчеркивать. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и текст примечания пишут тоже с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание целесообразно печатать шрифтом размера 10 пунктов. Например:

 

  M Ме Mo δ D R Min Max
Учебно-познавательный интерес 4,16 4,00 4,00 1,04 1,08 4,00 2,00 6,00
Примечания: 1 R – размах; 2 Min – минимальное значение; 3 Max – максимальное значение; 4 M – среднее значение; 5 Me – медиана; 6 Мо – мода; 7 δ – среднее квадратичное отклонение; 8 D – дисперсия.

 

Уравнения и формулы следует выделять из текста, располагая их с абзацного отступа в отдельные строки. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Уравнения и формулы включаются в предложение как его равноправный элемент. Поэтому в конце уравнения и в тексте перед ним знаки препинания расставляют в соответствии с правилами пунктуации, без нарушения грамматической структуры фразы. Двоеточие перед уравнением (формулой) ставят лишь в тех случаях, когда оно необходимо по правилам пунктуации. Например: «В результате получаем следующее соотношение:

 

[Запись формулы]».

 

Оформление формул по всему тексту курсовой работы должно быть единообразным по применению шрифтов, знаков, индексов. Однострочные формулы должны быть набраны тем же шрифтом, что и текст, к которому они относятся. Для компьютерного набора формул рекомендуется использовать редактор формул MS Equation. В формулах символы латинского алфавита, индексы и показатели должны быть набраны курсивом, символы русского и греческого алфавитов – прямым шрифтом за исключением химических элементов и математических функций.

Для формул, за исключением формул, помещаемых, в приложении, должна применяться сквозная нумерация арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении в строке.

Например:

Для сравнения групп специалистов сферы «человек-человек» с разным стажем работы по показателям копинг-стратегий использовали H-Крускала-Уоллиса, расчет проводился по формуле (1):

 

(1)

где N – общее количество испытуемых в объединенной выборке;

n – количество испытуемых в каждой группе;

Тj – суммы рангов по каждой группе.

 

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например, в формуле (1). Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (А.1).

Все использованные в формуле символы и числовые коэффициенты должны быть расшифрованы в экспликации непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они приведены в формуле. После формулы ставят запятую. Первую строчку экспликации начинают со слова «где» без абзацного отступа, двоеточие после слова «где» не ставят. Пояснения каждого символа пишут с новой строки, символ отделяют от его расшифровки знаком тире. Единицу величины отделяют от текста запятой. При необходимости указывают численное значение и приводят ссылку на источник. После расшифровки каждого символа ставят точку с запятой.

При выполнении расчётов формулу пишут с новой строки с подставленными значениями всех величин и коэффициентов, с конечным результатом и единицами, без нумерации. Результаты промежуточных вычислений не приводят.

В математических формулах индексы и показатели должны быть одинаковыми по размеру и должны находиться на одной линии по отношению к основной строке. Индексы, относящиеся к математическим знакам с пределами, и знаки над буквами и цифрами должны быть написаны точно под (над) этими знаками.

Скобки должны полностью охватывать по высоте заключенные в них формулы. Открывающие и закрывающие скобки одного вида должны быть одинаковой высоты. В случае применения одинаковых по начертанию скобок внешние скобки должны быть большего размера, чем внутренние. Знак корня должен быть такой величины, чтобы он охватывал все элементы подкоренного выражения. Основным знаком умножения является точка на средней линии. Точку на средней линии как знак умножения не ставят:

- перед буквенными обозначениями физических величин и между ними;

- перед скобками и после них;

- между сомножителями в скобках;

- перед дробными выражениями и после них или между несколькими дробями, написанными через горизонтальную черту;

- перед знаком радикала, интеграла, а также перед аргументом тригонометрической функции.

Точку на средней линии как знак умножения следует применять:

- между числовыми сомножителями (25·653,7);

- в тех случаях, если вслед за аргументом тригонометрической функции стоит буквенное обозначение;

- для отделения сомножителей от выражений, относящихся к знакам логарифма, интеграла, радикала и т. п.

Знак умножения в виде косого креста (х) применяется при переносе формулы с одной строки на другую на знаке умножения.

Математические знаки следует применять только в формулах. В тексте их следует приводить словами. Знаки №, %, lg, sin, cos, Z, 0, > и т.д. применяются только при цифровых или буквенных величинах. В тексте же их следует приводить словами.

Например:

Правильно Не правильно
Номер опыта … № опыта …

В случаях, если такие знаки применяют при цифровых или буквенных величинах, не допускается эти знаки, цифровые или буквенные величины приводить словами.

Например:

Правильно Не правильно
в опыте № 8 в опыте номер 8; в опыте № восемь

Знаки №, % для обозначения множественного числа не удваиваются

Например:

Правильно Не правильно
опыты № 8, 10 Опыты №№ 8, 10

При указании величин с двумя пределами «от» и «до» (включительно) между ними ставят тире, многоточие или предлоги «от» и «до», а обозначение единиц ставят только один раз после второй цифры. Например: длина 5 – 10 м; длина 5...10 м; длина от 5 до 10 м.

Если предельные числа представляют собой порядковые номера, то интервалы чисел в тексте записывают только через тире. Например: рисунки 2 – 6.

Не допускается употребление в тексте символов и условных буквенных обозначений без словесной расшифровки. Например:

<





ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Правильно Не правильно
Критерий U-Манна-Уитни показывает U показывает

©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.