Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социальные позиции и роли личности в системе управленческих отношений





 

Важное место в системе управления занимают социальные позиции и роль личности. Любой человек в обществе, работник в трудовой организации занимает ту или иную позицию (положение, состояние) в данной системе управленческих отношений. В объективном смысле это общественное положение людей, с которым связаны их определенные права и обязанности, не зависящие от их индивидуальных личностных свойств. Социальная позиция – это располагаемые в иерархии по какому-либо основанию (например, имущественному, власти, компетентности и т.д.) статус и престиж в общественном мнении.

Образ жизни общества, социальной группы, трудового коллектива представляется для конкурентного человека как специфическое общественное условие, активно детерминирующее его. Личность сталкивается с целой совокупностью ситуаций жизненного выбора. Она:

· или принимает наличный образ жизни, борется за его укрепление, развитие (занимает активную позицию);

· или относится ко всему как должному, реализует себя в рамках положительной нормы, но не более (позиция среднего уровня активности);

· или только приспосабливается к существующим условиям, равнодушно следуя правилам жизни микросреды (пассивная позиция);

· или в определенных условиях использует формы деятельности и общения негативного характера (антиобщественная позиция).

Социальная позиция описывается как совокупность ролевых предписаний, объективных требований, предъявляемых к лицам, занимающим данную позицию. В субъективном смысле это осознанный выбор, мировоззренческая и нравственная ориентация личности, которая подлежит моральной оценке как передовая, прогрессивная или консервативная, реакционная. Эта социальная позиция обусловлена прежде всего личностными характеристиками человека, а в трудовой организации профессионально-производственными характеристиками работника, его функциональными обязанностями. Так например, в трудовой организации четко различаются позиции руководителя, инженера, менеджера, мастера, рабочего и т.д. Аналогично и в обществе социальные позиции, в зависимости от объективных факторов и субъективных условий различны.

Позиция всегда рассматривается во взаимосвязи с ролью. Роль понимается как социальная функция личности, соответствующий принятым нормам способ поведения в зависимости от ее статуса (позиций) в системе межличностных отношений. Такое понимание связано с тем, что в сходных обстоятельствах (например на одном предприятии) работники, занимая одинаковые должности ведут себя в трудовом процессе одинаково в соответствии с требованиями производства, то есть их трудовое поведение регламентируется соответствующими документами (положениями, должностными инструкциями и т.д.). Другими словами, роль -это устойчивый шаблон поведения, воспроизводимый людьми, имеющими одинаковый статус (позицию) в социальной системе. В роли отражаются, и управленцам это особенно необходимо учитывать, социально-типические аспекты поведения.

Социальная роль обычно выполняет две функции:

1) указывает человеку, как ему вести себя в данной позиции (студенту, покупателю, пассажиру в автобусе, сыну в семье и т.д.);

2) формирует определенные ожидания партнера от поведения ее исполнителя, которые, в свою очередь, определяют ответное поведение партнера.

Каждый человек выполняет в жизни разнообразные роли. Его поведение определяется характером ролевых ожиданий людей соответствующего поведения. В то же время каждая роль имеет свою внутреннюю структуру. В нее входят следующие элементы:

1) ролевые предписания (социальные и групповые нормы поведения, требования конкретной профессии, должности и т.д.);

2) ролевые ожидания;

3) ролевое поведение (то есть исполнение роли);

4) оценка ролевого поведения;

5) санкции (в случае неисполнения роли).

Центральным элементом структуры, который позволяет объяснить, почему одну и ту же роль, например линейного руководителя (менеджера) на предприятии, разные люди выполняют неодинаково, является понятие «ролевое поведение».

Ролевое поведение обычно рассматривается как функция двух основных переменных: социальной роли и «Я», В этой связи ролевое поведение – это единство, взаимопроникновение социальной роли и индивидуальности человека, то есть каждую социальную роль личность играет индивидуально, в зависимости от своего характера, способностей, темперамента и т.д. Качество выполнения человеком той или иной социальной роли в значительной мере зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается, то есть интериоризуется. Интериоризация работниками своих официальных ролей в трудовой организации предполагает прежде всего понимание целей и задач предприятия, фирмы, трудовой организации и согласия с ними.

Для успешного выполнения социальных ролей человеку необходимо не только знание и понимание официальных предписаний, но также социально-психологическая готовность принять данную роль и в конечном счете – обеспечить ее выполнение. В этом случае официальные ролевые предписания трансформируются в соответствующие внутренние побуждения и вырабатывается индивидуальный стиль ролевого поведения, который отражает такие важнейшие личностные особенности, как ответственность личности, уровень ее притязаний, интересы, самооценку (см. Рис. 11).

В соответствии со схемой структура ролевого поведения работника определяется рядом внешних и внутренних условий, основными из которых являются:

1) знание и понимание официальных предписаний;

2) социально-психологическая готовность (установка) принять конкретную роль;

3) создание условий для усвоения (интериоризация) роли;

4) воздействие на самосознание и самооценку работника.

 

Рис. 11. Структура ролевого поведения личности.

 

В этой связи первостепенное значение имеет роль непосредственного руководителя (менеджера) по созданию условий для интериоризации работником социальных ролей и оказания на него управленческих воздействий. Управленческие воздействия оказываются путем формирования у личности ответственности, уровня притязаний, самосознания и самооценки. В зависимости от этих характеристик людей можно те или иные качества развить в определенной степени и таким образом влиять на поведение. Важным компонентом личности является уровень самоуважения. Сформированность этого качества активно влияет на поведение личности. В социальной психологии выведена и формула самоуважения.

 

 

Отсюда видно, чем больше успех тем выше и уровень самоуважения и, наоборот, чем выше притязание, тем ниже уровень самоуважения.

Итак, используя и формируя социальные позиции личности, приобщая и формируя определенные роли, можно оказывать определенные управленческие воздействия на личность. Причем это воздействие будет как бы непринужденным, основанным на собственном выборе личности.

Руководитель в различные периоды и в разной степени принимает на себя определенные роли. Он выступает как лидер, распространитель и приемник информации, представитель, предприниматель, распространитель ресурсов, ведущий переговоры, психотерапевт, и т.д. Все эти роли не могут быть независимыми одна от другой. Они взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого целого. Принимая на себя те или иные роли, руководитель выполняет различные функции: принимает решения, распределяет ресурсы, улаживает конфликты, ищет возможности для эффективной работы организации, ведет переговоры и т.д. Все эти роли определяют объем и содержание работы руководителя независимо от характера конкретной организации. Чтобы эффективно выполнять все роли, руководитель должен обладать определенным набором психологических свойств, которые формируются с учетом индивидуальных психологических особенностей, личных качеств, стиля поведения человека, в данном случае руководителя.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.