Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 6. Особенности памяти у детей с нарушением слуха.





Задача 1.

 

Сурдопедагоги отмечают, что глухие дети плохо запоминают словесный материал, предъявляемый в устной и письменной форме. Гораздо лучше они запоминают «жестовые» слова, фразы, тексты.

1. С какими особенностями развития разных видов памяти у детей с нарушениями слуха (образной, словесной, непроизвольной, произвольной, кратковременной, долговременной) это связано?

2. Назовите факторы, влияющие на качество запоминания и воспроизведения информации.

3. Составьте сопоставительную таблицу динамики развития качеств памяти в разные возрастные периоды онтогенеза глухих детей.

4. Покажите механизм влияния уровня развития мышления на мнемический процесс у глухих детей.

Задача 2.

 

В России действует авторская школа Г. Л. Зайцевой, в которой обучение во всех классах для глухих детей ведется на жестовом языке.

1. Учитывая факт того, что глухие лучше запоминают материал в жестовом эквиваленте, «соберите» «плюсы» данного подхода к обучению.

2. Прав ли учитель, который в условиях традиционной школы I вида использует жесты на уроках? В каких случаях это оправданно?

3. Определите роль жестовой и словесной речи в развитии мнемического процесса.

4. Подберите методики диагностики памяти с учетом её отличительных черт у детей с нарушенным слухом. Составьте комплекс заданий и упражнений, направленных на повышение эффективности запоминания различного наглядного и словесного материала.

Раздел 7. Особенности речи при нарушении слуха.

Задача 1.

 

Речевое развитие глухих детей имеет свои основные закономерности и сенсорную основу для овладения языком.

1. Подберите примеры использования различных сенсорных основ при формировании произношения глухих детей.

2. Подберите примеры, характеризующие лексическое и грамматическое своеобразие речи глухих учащихся.

3. Назовите причины аграмматизмов в речи глухих учащихся.

4. Речь – орудие мышления. Как данный тезис подтверждается в практике сурдодеятельности? Приведите пример использования разных методик исследования уровня мышления у глухих детей.

Задача 2.

 

Речевое своеобразие слабослышащего ребенка по лексическим и грамматическим показателям практически совпадает с речевым своеобразием глухого (Г. А. Карпова). Однако при поступлении в школу слабослышащие дети могут обнаруживать разные уровни речевой готовности к школе (Е. Г. Речицкая, Е. В. Пархалина).

1. Охарактеризуйте три уровня речевой готовности к школе слабослышащих детей.

2. Составьте возможные образовательные маршруты школьного обучения для слабослышащих детей с разным уровнем речевой готовности.

3. Определите круг педагогов и их компетенции относительно целенаправленного речевого развития в условиях школьного обучения слабослышащих детей на базе общеобразовательной школы.

4. Приведите пример использования психологом комплексов специальных заданий, программ, направленных на формирование коммуникативной компетентности детей с нарушениями слуха.

Раздел 8. Особенности мышления при нарушении слухового восприятия.

Задача 1.

 

Многочисленные эксперименты показали, что дети из семей глухих родителей обнаруживают более высокий уровень всех мыслительных операций.

1. Обоснуйте результаты и закономерность выше упомянутых экспериментальных данных. Сохраняется ли данная тенденция во всех возрастных группах (дошкольный, младший школьный, средний и старший школьные возраста)?

2. Каково соотношение разных видов мышления у детей с нарушениями слуха?

3. Охарактеризуйте особенности наглядно-действенного, наглядно-образного мышления глухих детей в сравнении нормой.

4. Какими путями специальный психолог может содействовать развитию наглядного и словесного мышления глухих детей в школьном возрасте?

Задача 2.

 

При организации коррекционного обучения должна учитываться специфика проявлений различных видов мышления у детей с нарушениями слуха.

1. Покажите на примере любого учебного занятия, как ведется учет данной специфики.

2. Как специфика разных видов мышления глухих школьников проявляется на уроках математики при решении арифметических задач?

3. Какие методики диагностики мыслительных операций вы считаете приемлемыми по отношению к детям с нарушенным слухом дошкольного и младшего школьного возраста? Обоснуйте.

4. Подберите комплекс заданий, упражнений, который может предлагать специальный психолог глухим младшим школьникам.

Раздел 9. Особенности ведущих видов деятельности при нарушении слуха.

Задача 1.

 

В детском саду комбинированного типа в смешанной группе находятся воспитанники с нарушенным и сохранным слухом.

1. Будут ли отличаться подходы педагогов к мотивированию слышащих и неслышащих детей на ту или иную деятельность? Поясните. Приведите пример.

2. Раскройте сущность принципа единства сознания и деятельности.

3. Чем будет отличаться работа психолога при подготовке детей к школе в подгруппах дошкольников с нарушенным и сохранным слухом из смешанной группы ДОУ?

4. Составьте примерные психолого-педагогические характеристики детей с нарушенным слухом, позволяющие им поступить на обучение в:

А) специальную (коррекционную) школу I вида;

В) специальную (коррекционную) школу II вида в 1-ое отделение;

В) специальную (коррекционную) школу II вида во 2-ое отделение;

Г) интегрированное обучение в общеобразовательной школе по разным вариантам интеграции.

 

Задача 2.

 

Студенты педагогического университета посетили занятие в смешанной подготовительной группе для воспитанников с нарушенным и сохранным слухом. На занятии воспитатель вовлекала детей в разные виды предметной и игровой деятельности. Задания были достаточно сложными, так что некоторые воспитанники с нежеланием выполняли некоторые задания.

1. По каким признакам, кроме состояния произносительной стороны речи и наличию слуховых аппаратов, можно было бы определить в этой группе детей с нарушенным и сохранным слухом?

2. Перечислите условия, необходимые для оказания психологической коррекции в мотивационной сфере глухих детей.

3. Охарактеризуйте уровни готовности слабослышащих дошкольников к школьному обучению.

4. Какова образовательная траектория выпускников специализированных групп для детей с нарушенным слухом дошкольных учреждений? От чего зависит выбор и рекомендации конкретному ребенку той или иной образовательной траектории?

Задача 3.

 

Ученик подготовительного класса для глухих детей в течение первого учебного полугодия не обнаруживал интереса к учебе как другие дети. На уроках он часто сползал под парту, оттуда все же следил за ходом урока, вылезал на тех моментах, когда по плану урока предполагалась игра.

1. Что может предпринять психолог после посещения урока и наблюдения за таким поведением данного ученика? Изложите последовательно план психолого-педагогических действий.

2. Какова должна быть тактика учителя по отношению к такому «подпарточному» обучению? Какие психологические особенности глухого ребенка проявляются таким образом?

3. Подберите диагностики, позволяющие выявить уровень умственной и мотивационной готовности к школьному обучению, наличие дезадаптированности.

4. Проведите сравнительный анализ развития ведущих видов деятельности на разных этапах онтогенеза у детей с нормальным и нарушенным слухом. Могут ли подобные проявления на уроках исходить от слышащих детей?

Задача 4.

Максим родился в семье слышащих родителей. В возрасте 1 года, после перенесенного менингита, потерял слух. Поступил на обучение в школу I вида. Когда изучалась тема «Профессии», учитель всем задавал вопрос: «А кем ты хочешь быть?». Максим с уверенностью отвечал, что хочет стать хирургом, как папа.

1. Что ответили бы вы на такое утверждение на месте учителя?С какого класса психологу следует начинать целенаправленную предпрофильную работу с глухими и слабослышащими детьми?

2. Охарактеризуйте особенности трудовой деятельности лиц с нарушенным слухом, ее роль в коррекции и развитии личности детей с нарушением слуха.

3. Раскройте социализирующий потенциал трудовой деятельности, организуемой в школах I и II вида. Приведите пример программ, направленных на планомерную трудовую подготовку их учащихся.

4. Изложите основное содержание индивидуальной программы реабилитации инвалидов. Какую роль она играет при трудоустройстве лиц с нарушенным слухом?







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.