Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Компоненты здорового образа жизни и пути их формирования.





Методы, формы средства гигиенического воспитания в соответствии с потребностями различных групп населения

1. Здоровый образ жизни – это деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека. Здравоохранение является важным, но не единственным фактором здорового образа жизни. Факторы формирования здорового образа жизни: высокая трудовая активность, удовлетворенность трудом, физический и душевный комфорт, гармоничное развитие физических и интеллектуальных способностей, активная жизненная позиция, высокий культурный уровень, экологическая активность, деятельность по оздоровлению внешней среды, высокая физическая активность, рациональное, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, создание условий для полноценного сна, хорошие семейные отношения, устроенность быта, здоровая наследственность, соблюдение правил гигиены труда и техники безопасности, медицинское воспитание населения (умение своевременно оказать первую доврачебную помощь, своевременное посещение врача, участие в диспансеризации, использование приемов ухода за больными). Ключ к формированию здорового образа жизни – медицинская активность, т.е. деятельность людей, направленная на охрану, укрепление и воспроизводство здоровья, на преодоление, уменьшение факторов риска здоровья. Здоровый образ – это способность человека следовать установленным стандартам поведения в целях охраны здоровья. Рекомендации ВОЗ по устранению факторов риска: профилактика хронических заболеваний (диабет, язвенная болезнь желудка, двенадцатиперстной кишки), поддержание нормальной массы тела, регулярные физические упражнения, снижение уровня социального и профессионального стресса. Основная организующая сила в кампаниях за здоровый образ жизни: министерство здравоохранения, медики, пресса, общественные организации, энтузиасты. Санология – наука об охране, воспроизводстве и умножении здоровья. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как общенародному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех людей. Велико значение формирования здорового образа жизни в организации и проведении первичной профилактики (борьба с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, травматизмом, нервно-психическими и обменными болезнями). Осуществление профилактики – важнейшая обязанность лечебно-профилактических учреждений и служб первичной медико-санитарной помощи (амбулаторно-поликлинической, скорой, неотложной помощи, фельдшерско-акушерских пунктов, участковых больниц, санитарно-противоэпидемических станций). Важнейшая функция всех этих организаций – эффективная пропаганда здорового образа жизни и гигиеническое воспитание (устные беседы, занятия, лекции, дискуссии, встречи за круглым столом, брошюры, буклеты, методические материалы, плакаты, книги, передачи по радио и телевидению, кинофильмы). Формы пропаганды должны быть доступными, адаптированными к различному составу аудитории, понятными и интересными. Пропаганда должна акцентироваться на обучении гигиеническим навыкам, правилам и нормам поведения. Существуют специальные государственные и кооперативные центры личного и общественного здоровья, где работают кабинеты рационального питания, физической культуры, психогигиены, гигиены умственного труда и быта, профилактики вредных привычек, семейных отношений. Сегодня такие центры организованы во многих городах страны. Центры должны вести работу на популяционном уровне.

Задачи медцентров:

1. решение вопросов профилактики и укрепления здоровья; 2. подготовка специалистов разных секторов по проблемам здоровья (медицина, образование, физкультура, СМИ); 3. совершенствование профилактической работы; 4. просвещение населения и оказание профилактической помощи; 5. организация и проведение массовых оздоровительных мероприятий; 6. редакционно-издательская деятельность; 7. организация межведомственного сотрудничества, вовлечение общественных организаций в решение проблем здоровья. Препятствием для успешного развития программ по формированию здорового образа жизни остается низкая гигиеническая медицинская культура значительной части населения. Поэтому в учебные программы и планы всех учебных заведений включено преподавание основ гигиены. Нашей стране нужна государственная комплексная программа «Здоровье», которая охватывала бы все стороны воздействия на здоровье и предотвращение заболеваний у различных групп населения. В настоящее время все еще низка сознательность людей по отношению к своему здоровью, поэтому необходимо добиться перехода от привычного и неправильного к здоровому образу жизни. Это может произойти только в результате изменения общественного сознания. Для того чтобы каждый гражданин чувствовал свою ответственность за собственное здоровье, необходимо не только просветить, но и сформировать систему приоритетов, дающих преимущества здоровым. Государство должно проводить социальные и экономические реформы, целью которых является улучшение благополучия населения.

2. Гигиеническое воспитание в деятельности ЛПУ – составная неотъемлемая часть деятельности каждого медицинского работника. Анализ санитарно-просветительской работы показал, что нередко врачи недооценивают роль профилактической работы и не обладают достаточными знаниями для организации санитарного просвещения. Общее руководство и контроль за организацией гигиенического воспитания должен обеспечить главный врач. Главный врач контролирует работу врачей и средних медработников. Главный врач активно сотрудничает с центрами профилактики и получает соответствующие методические материалы для работы в самом ЛПУ и на обслуживаемой территории. В санитарно-просветительской работе выделяют 3 звена: санитарное просвещение в поликлинике, стационаре и на участке.

Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений. Выделяют 2 аспекта: санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профосмотры; санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними. Для привлечения населения на профосмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие (кратковременная, массированная информация), что обеспечивают наглядными средствами (плакаты, лозунги, тематические кинофильмы) и печатной информацией (листовки-приглашения). Санитарно-просветительная работа с населением проводится дифференцировано среди здоровых, среди лиц с повышенным риском возникновения заболеваний и больных. К беседе привлекаются диетологи, врачи ЛФК, психотерапевты. Медработник выдает памятки, тематические карточки «Здоровым советует врач», которые содержат практические советы по укреплению здоровья, воздействует на сложившиеся привычки, корректирует гигиеническое поведение путем прямого и повторного общения и контролирует выполнение обязательств реципиентом. Методика гигиенического воспитания дифференцируется по 2 направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими заболеваниями. Многие хронические заболевания являются следствием недолеченных острых. Необходимо проведение санитарно-просветительной работы с родственниками больных и лицами, ухаживающими за больными. Это способствует созданию благоприятного психологического климата в семье и строгому выполнению назначений и предписаний врача. Методика работы с этим контингентом предусматривает индивидуальную беседу врача и выдачу тематических памяток с рекомендациями по уходу за больными. Гигиеническое просвещение людей, страдающих хроническими заболеваниями, включает: групповую беседу с участием врачей-специалистов, во время которой больной получает дополнительную медико-гигиеническую информацию. Гигиеническую беседу проводят в виде дискуссии, в процессе которой повышается познавательная активность реципиента. Выдача «Книжки диспансеризуемого» - основной элемент обучения, где отмечают строки явки на очередной профилактический прием. В ней регистрируются больным отдельные параметры своего гигиенического поведения, что способствует закреплению полученных рекомендаций и дает возможность врачу контролировать их выполнение.

Санитарное просвещение в стационаре способствует привитию больному гигиенических навыков во время пребывания в больнице и особенно после выписки. Гигиеническое воспитание в стационаре включает: индивидуальную беседу в приемном отделении с вручением памятки, содержащей гигиенические требования к поведению больных; групповую беседу, дискуссию, лекцию с использованием наглядных пособий и слайдов в палате, в холлах; индивидуальную беседу при выписке, выдачу памятки с рекомендациями для профилактики рецидивов (вторичная профилактика – защита больного). В стационаре используются средства массовой пропаганды: радиопередачи, научно-популярная литература с учетом профиля отделения, санитарно-просветительные кинофильмы. В программу гигиенического воспитания включены вопросы оказания самопомощи при обострении заболевания. Больные должны знать признаки рецидива заболевания, чтобы вовремя обратиться к врачу (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь, бронхиальная астма). Санитарное просвещение родственников включает: индивидуальную беседу и выдачу листовки с основными требованиями. В поликлинике должны находиться отделения и кабинеты, которые содержат справочную литературу общего гигиенического характера и целевую информацию (профилактика хронических заболеваний). Для настенного оформления используются светящиеся плоскости с цветными слайдами и несветящиеся стенды, плакаты, тематические выставки, альбомы, картотеки. В стационаре предусматривается просветительное оформление приемного отделения, холлов, лечебных отделений с подбором информационно-справочного материала для больных и посетителей.

Санитарное просвещение на участке (обслуживаемой территории) предусматривает углубление просветительной работе в офисе семейного врача и на врачебном участке. Работа складывается из воспитания при посещении больных и их родственников на дому и всего населения обслуживаемой территории. Обслуживание территорий осуществляется через радио, кино, телевидение, прессу. По месту жительства проводятся лекции, профилактические приемы, вечера вопросов и ответов. ЛПУ для просветительной работы должно иметь специальное оборудование и набор средств, концентрированных в отделениях профилактики поликлиник (кабинет пропаганды здорового образа жизни). Основные задачи отделения профилактики: 1. организация и проведение комплекса мероприятий, направленных на санитарно-гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни; 2. оказание организационной помощи врачам поликлиники в проведении санитарно-просветительных мероприятий; 3. комплектование методических материалов для пропаганды; 4. методическая помощь среднему медицинскому персоналу и санитарному активу в проведении санитарно-просветительной работы с населением. Кабинет пропаганды осуществляет связь с местным домом санитарного просвещения с целью проведения работы по повышению квалификации сотрудников поликлиники и гигиеническому воспитанию населения (создание совместных материалов для работы с населением).

3. Роль среднего медперсонала в пропаганде ЗОЖ

Часть деятельности любой медсестры (узкопрофильная или общего профиля, взрослой или детской сети ЛПУ) является работа в качестве гигиенического наставника. ЗОЖ – это формы повседневной жизнедеятельности людей, которые способствуют полноценному выполнению функций (труд, учеба, общественная работа). Необходимо сформировать у людей потребность к оптимальному двигательному режиму, т.к. если есть условия (например, стадион или спортив. площадка), то это не значит, что все люди будут заниматься спортом. В качестве субъекта ЗОЖ могут рассматриваться жители целого региона, области, города, поселка, однородные группы или отдельные личности. В каждой группе специфику рекомендаций по ЗОЖ определяют профессиональная и этническая принадлежность, пол, возраст, объединение по интересам (беременные, роженицы, молодожены, допризывники, лица, перенесшие землетрясения и аварии). На индивидуальном уровне особенности рекомендаций зависят от эмоционального настроя личности, пола, возраста, семейного положения, физиологического состояния, предрасположенности к болезни и состояния здоровья. ЗОЖ – это комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию или снижение действия факторов риска заболеваний. Пропаганду ЗОЖ нужно осуществлять по 2 направлениям: пропаганда факторов, способствующих сохранению здоровья (гигиена труда, питания, отдыха, физкультура и спорт, закаливание, гигиена жилищ, медицинская активность, экологическая культура) и пропаганда профилактики факторов, пагубно влияющих на здоровье (пьянство, курение, наркомания и токсикомания). ЗОЖ предполагает совершенствование стиля жизни населения с целью накопления потенциала здоровья. Рекомендации по ЗОЖ должны исходить от каждого медработника. Рекомендации должны основываться на фактически существующих условиях жизни и труда исходя из возможностей индивидуума. Население как правило волнует обстановка в данном регионе по СПИДу, уровню загрязнений о.с., радиоактивному фону, метеорологическая и геомагнитная ситуация. Это нужно учитывать при даче рекомендаций. Пропаганда ЗОЖ является компонентом первичной (направлена на изменение образа жизни групп населения, подвергающихся особому риску) и вторичной (предупреждение рецидивов и прогрессирования болезни) профилактики заболеваний. Пропаганда ЗОЖ не должна мешать работе медсестер, а повышать ее качественный уровень. Контроль этой работы осуществляют старшие и главные медсестры, планирование – заведующие отделениями, а техническое и методическое обеспечение – центр медпрофилактики и санэпиднадзор. Во время посещения поликлиники (уже в смотровом доврачебном кабинете, в холле) пациент должен получать советы, рекомендации и санитарно-просветительные материалы. Следует учитывать восприимчивость к мединформации (особенно восприимчивы беременные, больные с острыми заболеваниями и с хроническими заболеваниями в период обострения). Семейная медсестра и семейный врач 30% своего времени должны отводить на профилактические мероприятия и гигиеническое воспитание на участке (помощь в оптимизации семейного уклада, режима труда, отдыха, питания, работа по нормализации психологического микроклимата в семье, борьба с вредными привычками, заострение внимания на проблемах экологии). Вспомогательные лечебно-диагностические отделения и кабинеты (физиотерапевтическое отделение, лабораторная служба, кабинеты медстатистики) поликлиник располагают материалом для пропаганды физической культуры и спорта, профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний. Медработники должны собственным примером и поведением агитировать ЗОЖ, но исследования показывают, что только 22,9% медперсонала делают утреннюю гимнастику, 50,4% регулярно употребляет алкоголь, и лишь 25% своевременно обращаются за медпомощью. Поэтому перестройку в сознании медработники должны начинать с самих себя.

4. Методы санитарного просвещения группируют по виду передачи информации: индивидуального воздействия, воздействия на группу, массового воздействия. Санпросвещение подкрепляется наглядными, печатными средствами (натуральные предметы, модели, аппараты, рисунки с текстами, слайды). Гигиеническое воспитание использует методы устной (беседы, дискуссия, научно-практическая конференция, доклады, курсовые, телепередачи, шоу), печатной (книги, брошюры, санбюллетени, памятки, плакаты, листовки, лозунги) и изобразительной пропаганды (музеи-выставки, демонстрационный материал). К техническим средствам обучения относят звуковые, записывающие, воспроизводящие и переговорные устройства; обучающие и мультимедийные программы, слайды, наглядные таблицы, муляжи и тренажеры, видеофильмы, использование сети Интернет, компьютерные аудио-видео-конференции, телемедицинские и телепросветительские технологии. Все ТСО должны использоваться центрами профилактики в республиках, областях, городах, а также центрами Госсанэпиднадзора и учебными базами сред.мед. образовательных учреждений. В области гигиенического воспитания медработник должен участвовать (и организовывать) в мероприятиях по сохранению и укреплению здоровья, коррекции образа жизни, должен взаимодействовать со СМИ, участвовать в методической работе, создать банк санпросветлитературы, лекций, бесед, статей из периодической печати, владеть навыками компьютерной техники. Медспециалист должен знать: основы законодательства об охране здоровья, закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», нормативные акты, определяющие деятельность органов здравоохранения, определение понятия «Здоровье» и причины, приводящие к заболеваниям (факторы и смертность применительно к региону), концепцию укрепления здоровья в обслуживаемом объекте, определение ЗОЖ (субъекты и объекты ЗОЖ, места приложения пропаганды, методы, средства, цели и задачи гигиенич.воспитания), основы экологической, психологической культуры. Медработник должен уметь: формировать у населения гигиеническое поведение, составлять и проводить лекции и беседы с населением, работать с современной технической аппаратурой (ТСО), использовать активные методы обучения, проводить консультации по актуальной тематике, выступать перед аудиторией с подготовленным докладом и рефератом.

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.